Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования (далее - АОП ДО) филиала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной
общеобразовательной школы села Филькино - детский сад № 45 «Филиппок» (далее
филиал МБОУ ООШ села Филькино - детский сад № 45 «Филиппок») является нормативно-управленческим документом, регламентирующим
содержание и организацию образовательной деятельности и представляющим модель
образовательного процесса филиала МБОУ ООШ села Филькино - детский сад № 45 «Филиппок».
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для детей с задержкой психического здоровья
(далее – Программа, АОП ДО ЗПР) разработана в соответствии с Федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован
27.01.2023 № 72149) (далее - ФАОП ДО ОВЗ). ФАОП ДО ОВЗ разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт).
Стандарт определяет инвариантные цели и
ориентиры разработки адаптированных основных образовательных программ
дошкольного образования, направлен на решение широкого спектра задач,
актуальных для образования всех детей дошкольного возраста. Приоритетными для
работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) являются
задачи:
-
обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места
жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных
возможностей здоровья;
-
обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) возможность
формирования Программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
По
своему организационно-управленческому статусу АОП ДО для обучающихся с ЗПР,
реализующая принципы Стандарта, раскрывает общую модель построения
образовательного процесса дошкольного образования детей с ЗПР и проектирования
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
дошкольников с ЗПР (Программы коррекционной работы).
Содержание
Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела
– целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы,
которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная
развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений
ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся
(программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная
деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная
(общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
-
восприятие художественной литературы и
фольклора,
-
самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице),
-
конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
-
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
-
музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
-
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка. Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-
развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях
дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей
направленности.
2.
Обеспечивает достижение максимальной
реализации реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся
раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых открывает
возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые
результаты дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с
ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и
компенсирующей направленности.
Организационный раздел содержит
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной
нозологической группы, особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат
в календарном плане воспитательной работы организации.
Корректировка Программы предусмотрена
в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы Российской Федерации в
сфере образования, а также по результатам независимой оценки качества
образования.
Программа включает обязательную часть
и часть, формируемую участниками образовательных отношений (ЧФУОО). Обе части
являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований
ФГОС ДО.
Дополнительным разделом Программы
является текст ее краткой презентации. Краткая презентация ориентирована на
родителей (законных представителей) и доступна для ознакомления. В кратной
презентации указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа, ссылка на федеральну
программу и характеристика
взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.