Выписка из АОП ИН (вариант 1)
МБОУ ООШ села Филькино
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
АОП для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
на 2025 – 2026 учебный год
(реализуется в условиях инклюзии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (нтеллектуальными
нарушениями (вариант 1) реализуется в условия инклюзии, совместно с обучающимися других
категорий.
Учебный план разработан в соответствии с Приказом Минпросвещения России от
24.11.2022
№1026
Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930).
Учебный план МБОУ ООШ села Филькино, реализует АООП УО (вариант 1),
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап – I – IV, I дополнительный, I – IV классы
2 этап - V - IX классы
Срок обучения по АООП составляет 9 - 10 лет.
Учебная нагрузка: Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в
году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по IX класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических
часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс) и 5066 академических
часов на 2 этапе обучения (V - IX класс).
На первом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
На втором этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных занятий, их количественное соотношение
распределено, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной
отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении
объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся I - IV классов
(на 01.09.2025г. данный учебный план реализуется в условиях инклюзии для обучающихся
2 и 3 классов)
В случае возникновения необходимости реализации данного учебного плана для 1 и 4
классов, изменения вносятся приказом директора ОО)
Предметные области
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Искусство
Учебные предметы (учебные
курсы)
Количество часов
в неделю
I
II
III IV
Всего
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (Изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая культура
Труд (технология)
3
3
2
3
2
2
1
12
15
8
15
5
5
4
3
4
2
4
1
1
1
3
4
2
4
1
1
1
3
4
2
4
1
1
1
Физическая культура
3
3
3
3
12
Технология
2
1
1
1
5
Итого
21 20 20 20 81
Часть, формируемая участниками образовательных
3
3
3
9
отношений:
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной 21 23 23 23 90
учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и
нормами
Внеурочная деятельность:
10 10 10 10 40
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия 6
6
6
6
24
и ритмика), из них:
логопедические занятия
3
3* 3* 3
12
Ритмика**
1
1
1
1
4
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2* 2* 2
8
Другие направления внеурочной деятельности
4
4
4
4
16
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Всего часов
31 33 33 33 130
Подлежит тарификации
5
5
10
* подлежит тарификации
** реализуется групповыми занятиями с обучающимися других категорий данного
класса
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов
(на 01.09.2025г. данный учебный план реализуется в условиях инклюзии для обучающейся
5 класса)
В случае возникновения необходимости реализации данного учебного плана для 6-9
классов, изменения вносятся приказом директора ОО)
Предметные области
Класс
Учебные предметы
Количество часов
V
VI VII VIII IX
4
4
Всего
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
4
20
Чтение (Литературное чтение)
4
4
4
4
4
20
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
2*
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование (изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
6. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
2
10
7. Технология
Профильный труд
4*/6 6
7
7
7*
33
139
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
Основы социальной жизни
5. Искусство
Итого
27
28 28
28 28
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
2
2
1
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
29
30 30
30 30
149
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
ритмика):
6
6
6
6
6
30
Психокоррекционно-развивающие занятия **
2
Дефектологические коррекционно-развивающие занятия
2*
Логопедические занятия
2*
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
1
1
7
ИТОГО недельная нагрузка внеурочной деятельности
Итого подлежат тарификации
10
10
* Тарифицируется
** в рамках рабочего времени специалистов
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной
неделе (34 учебных недели в году).