Рабочая программа АОП НОО НОДА 6.2. АФК

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО
Председатель
педагогического совета
________________________
Бакирова А.Г
Приказ №11 от « 29 »
августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Кропотина Н.Г.
Приказ №42 от «30» августа
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
вариант 6-2, 2 класс

г. Серов 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптивная физическая культура: Цель изучения предмета: повышение
двигательной активности и обучение использованию полученных навыков в повседневной
жизни.
Планируемые результаты:
- всестороннее, гармоничное развитие и социализация обучающихся; формирование необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений,
навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
- совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных
навыков;
Требования к результатам освоения учебного предмета «Адаптивная физическая
культура (АФК)» определяются особенностями двигательного развития детей и
медицинскими рекомендациями, достижения обучающихся оцениваются индивидуально.
Цель реализации ФАОП НОО: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА, обеспечивающих усвоение
ими социального и культурного опыта.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598, вступил в
силу 1 сентября 2016 г.);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Федерального закона от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N
1023 «Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФАОП НОО
для обучающихся с НОДА (вариант 6.2).
Решения федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22) «Комплект примерных рабочих
программ по адаптивной физической культуре для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата».
Цель реализации программы – содействие нормализации двигательной деятельности,
способствующей физической и социальной реабилитации (абилитации) обучающихся с
НОДА, формирование осознанного отношения к своим возможностям и потребностям в
систематических занятиях физическими упражнениями, осуществлении здорового образа
жизни.
Планируемые результаты освоения программы на завершении освоения
начального общего образования
В соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья данная программа направлена
на достижение обучающимися с НОДА личностных, метапредметных и предметных
результатов по адаптивной физической культуре.
Личностные результаты:
2

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся с НОДА к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки и отражают:
- формирование чувства гордости за свою Родину, за спортивные достижения
российских спортсменов на международных соревнованиях и олимпиадах, в том числе
на Паралимпиаде;
- формирование уважительного
отношения
к спортивным достижениям
спортсменов других стран;
- формирование мотивов учебной деятельности, направленной на получение новых
знаний о занятиях физической культурой, необходимых для укрепления здоровья,
физического развития;
- эстетическое развитие, воспитание доброжелательности и эмоциональной
отзывчивости, нравственных качеств понимания чувств других людей и сопереживания
им: разделение радости достижения спортивных результатов с одноклассниками,
проявление эмпатии и взаимопомощи в командных спортивных играх, в
соревновательной деятельности, на занятиях адаптивной физической культурой;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, представлений о
социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, спортивной
команде, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций при
выполнении физических упражнений, занятиях спортом;
- понимание значения физической культуры в жизни человека и общества;
- формирование адекватных
представлений
о собственных
физических
возможностях и ограничениях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
занятиям физической культурой и спортом.
- понимание необходимости соблюдения правил безопасности при занятиях адаптивной
физической культурой и спортом.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися с НОДА
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные),
которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться, межпредметные понятия и отражают:
- овладение способностью принимать и достигать цели и задачи учебной деятельности, в
том числе групповые, поставленные учителем на уроках АФК;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать двигательные
действия в соответствии с указаниями учителя;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в спортивной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты включают опыт, освоенный обучающимися с НОДА в
процессе изучения данного предмета с учетом их психофизических особенностей, опыт
деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и
отражают:
- формирование первоначальных представлений о значении адаптивной физической
культуры для укрепления здоровья человека с НОДА (физического и психологического),
о позитивном влиянии АФК на развитие человека с НОДА (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как
факторах успешной учебы и социализации;
3

- овладение умениями, необходимыми для здорового образа жизни (режим дня, утренняя
зарядка, паузы двигательной разгрузки, оздоровительные мероприятия, подвижные игры
и т. д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.);
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований.
Практические предметные результаты определяются индивидуально, исходя из
особенностей двигательной и интеллектуальной сферы обучающегося с НОДА, с учетом
медицинских рекомендаций и рекомендаций школьного психолого-медикопедагогического консилиума.
Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающимися с НОДА оцениваются как итоговые на
момент завершения начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Общие задачи (образовательные, воспитательные, развивающие):
– укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию,
повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
– обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых
навыков и умений;
– развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
– формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
– воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности;
– воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к ответственности за
свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические):
– коррекция техники основных движений – ходьбы, бега, плавания, прыжков,
перелезания, метания, мелкой моторики рук, симметричных и ассиметричных движений;
– коррекция и развитие координационных способностей - согласованности
движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений,
ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства,
расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия,
ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной
координации и др.;
– коррекция и развитие физической подготовленности – мышечной силы,
элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости,
подвижности в суставах;
– компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов
движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции;
– профилактика и коррекция соматических нарушений, осанки, сколиоза,
плоскостопия, дыхательной и сердечнососудистой систем, профилактика простудных и
инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
– коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и
слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой
памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка
тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;
– коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительнопредметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и
вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоциональноволевой сферы и т.п.
4

Описание места учебного предмета в учебном плане
Объем учебного времени:
2 класс – 102 ч (3 ч в неделю)
Адаптивная физическая культура проводится в форме индивидуального занятия.
Индивидуальное занятие направлено на обучение произвольному и дозированному
напряжению и расслаблению мышц, нормализации координации, опорности и равновесия,
снижение повышенного мышечного тонуса и устранение патологических синкинезий,
предупреждение и борьбу с контрактурами, увеличение амплитуды движений и
мышечной силы, выработку компенсаторных навыков.
Необходимость АФК (двигательная коррекция) конкретно для каждого ученика
определяет врач по лечебной физкультуре и невропатолог.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы распределяется по модулям: Модуль «Знания о
физической культуре»; Модуль «Гимнастика с
элементами корригирующей
гимнастики»; Модуль «Легкая атлетика»; Модуль «Подвижные игры»;
Модуль «Лыжная подготовка» не планируется для обучающихся с тяжелой и
средней степенью двигательных нарушений; Модуль «Плавание1» теоретический
учебный материал, практический - «Сухое плавание».
Учебный материал составлен с учетом физического развития, моторики,
соматического состояния обучающегося. Он дает возможность оказывать избирательное
воздействие на различные дефекты в элементарных движениях ученика и содействует
развитию способности организовать сложные двигательные комплексы, особенно те,
которые необходимы в учебной и трудовой деятельности.
Знания о физической культуре Теоретический материал осваивается в процессе
всех занятий как один из элементов урока.
Легкая атлетика
Знания:
˗ Понятие «Здоровый образ жизни», его компоненты.
˗ Передвижение для обучающегося с НОДА по стадиону как компонент физического
самосовершенствования: ходьба, бег, передвижение с помощью вспомогательных
средств (в зависимости от тяжести двигательного дефекта обучающегося с НОДА).
˗ Техника выполнения основных упражнений разминки.
˗ Основные правила безопасного поведения в местах занятий физическими
упражнениями (в спортивном зале и на спортивной площадке).
˗ Одежда для занятий физическими упражнениями в осеннее время.
˗ Гигиенические правила при выполнении физических упражнений на улице.
˗ Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой.
Основная гимнастика с элементами корригирующей
Знания:
 Техника безопасности при выполнении физических упражнений в зале.
 Техника выполнения освоенных гимнастических упражнений по видам разминки;
 Физические упражнения как средство коррекции двигательных действий.
Особенности их применения в зависимости от индивидуального психофизического
состояния.
 Техника выполнения общеразвивающих гимнастических упражнений (с мячом,
палкой, скакалкой) как жизненно важных навыков человека;
 Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями в зале
 Комплекс ГТО – возможность проявить себя.

5

 Применение
дыхательных
упражнений,
упражнений
нейрогенной,
глазодвигательной артикуляционной гимнастик в повседневной жизни.
 Усталость во время занятий физическими упражнениями, ее оценка. Упражнения
на расслабление.
 Техника выполнения упражнений в динамических паузах.
 Формирование правильного положения тела – один из видов коррекции осанки и
порочных положений.
 Развитие личных физических качеств (гибкости, силы, ловкости) как составляющая
гармоничного развития.
 Техника выполнения подводящих упражнений.
Плавание
Знания:
 Правила безопасного поведения при занятиях плаванием в плавательном бассейне
(в душе, раздевалке, на воде), на открытых водоемах.
 Форма одежды для занятий плаванием.
 Режим дня при занятиях плаванием. Правила личной гигиены во время занятий
плаванием.
Подвижные игры
Знания:
 Правила техники безопасности при выполнении игровых заданий; правила
подвижных игр;
 Взаимодействие со сверстниками в подвижной игре;
 Техника преодоления небольших препятствий при передвижении.
Система адаптивной физической культуры направлена на обеспечение
рациональной организации двигательного режима обучающихся, улучшение
функциональных двигательных возможностей всех возрастов, повышение адаптивных
возможностей организма, сохранение и поддержание
здоровья обучающихся и
формирование культуры здоровья.

Кол
во
часо
в

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока

Коррекционная работа

Раздел 1: Гимнастика
с
элементами корригирующей гимнастики - 24ч
Теоретические сведения
1
Коррекция
техники
Правила ТБ, личной гигиены. Основы знаний по ФК. основных движений –
ОРУ
лазание, перелезания,
2
Основные ИП и движения головы, рук и ног. Основные мелкой моторики рук,
исходные положения на спине, животе, на боку. ОРУ.
симметричных
и
ассиметричных
3
Изолированные движения головы, рук. Гимнастика для движений.
профилактики
нарушений
зрения
(Зрительная Раскрывать
значение
гимнастика на укрепление глазодвигательных мышц: дыхательной
«Горизонтали», «Вертикали», «Пострелять глазами», гимнастики. Выполнять
«Жмурки».
дыхательные
упражнения
в
4
ОРУ. Гимнастика для профилактики нарушений зрения специально
(Упражнения на улучшение и укрепление аккомодации: подобранном
положении.
«Метка на стекле», «Большой палец», «Слежение»).
значение
5
ОРУ в исходном положении сидя и лежа. Упражнения в Раскрывать
выполнения
упражнений
исходном положении лежа на животе: «Лодочка»,
«Рыбка», «Самолетик», «Крылышки», диагональные для глаз.
6

подъемы рук и ног, поочередные подъемы прямых ног
6

ОРУ и.п. сидя, для мышц туловища с гимнастическими
палками. Упражнения на раслабление в положении
сидя плавные помахивания руками, отведенными в
стороны (кисти слегка отстают от движения всей руки)
– «птицы машут крыльями»; «потряхивание рук» (руки
перед
собой,
кисти
свисают,
непрерывными
потряхиваниями предплечий расслаблять кисти
(«стряхивать воду»)

7

ОРУ. Игры на расслабление на основе нервномышечной
релаксации
(«Поймай
бабочку»,
«Мороженое», «Холодно - жарко»)

8

ОРУ для мышц туловища с малыми мячами

9

Упражнения с мячом: подбрасывание, наклоны с мячом
в руках из исходного положения сидя

10
1112
1314
15

Упражнения с мячом: бросание, откатывание, ловля
ОРУ для мышц туловища с обручем

1618

Основные виды передвижения.
Передвижение по-пластунски, в упоре стоя на коленях
вперед (на коленях с опорой на цилиндр).
Передвижение из разных положений. Упражнения для
глаз «Маляры», «Ходики», «Бабочка», «Восьмерка»,
«Мотылек»

19

Упражнения для развития общей подвижности с
предметами. Подвижные игры
Подвижные игры из исходного положения сидя
«Совушка», «Светофор»

ОРУ. Упражнения для формирования свода стоп, их
подвижности и опороспособности
21
Упражнения для верхних конечностей: «Ладушки»,
«Клювики», «Ухонос», «Змейка», «Ладонь-локоть».
Упражнения для нижних конечностей: «Канатоходец»
«Перекрёстные шаги» «катание мячей стопами
разноименно в различном направлении»
22Дыхательная гимнастика. Упражнения «Перышко»,
23
«Пузырь» Упражнения для формирования правильной
осанки.
24
Упражнения для увеличения подвижности суставов
конечностей.
Раздел 2: «Гимнастика» - 24 ч
20

25
2628

Правила техники безопасности на уроках гимнастики.
ОРУ
Ознакомление
и
разучивание
гимнастических
упражнений (седы, упоры). ОРУ
7

Выполнять упражнения
для глаз
Принимают правильную
осанку сидя, стоя с
помощью учителя и
сохранять ее до 10 сек.
Упражнения
для
увеличения
подвижности суставов
конечностей в форме
пассивной
и/или
пассивно-активной
деятельности)
упражнения
для
повышения амплитуды
движений в суставах
верхних
и
нижних
конечностей.
Выполняют в форме
пассивной или пассивноактивной деятельности в
исходном
положении
лежа на спине сгибание
и разгибание пальцев
ног:
тыльное и подошвенное
сгибание
стопы
с
поочередным касанием
предмета,
удерживаемого
ассистентом,
пяткой,
носком; смыкание и
размыкание
стоп;
захватывание стопами
мяча;
захватывание
ногами
мешочка
с
песком

Коррекция
развитие
координационных
способностей

и

-

2930

31
3233

34
35
3637
3840
4143

Ознакомление
и
разучивание
гимнастических
упражнении (группировки, перекаты) Элементы
базовых гимнастических упражнений
группировка, покачивание в позе эмбриона вперед
назад и вправо-влево, повороты в обе стороны
Группировка лежа на спине, перекаты в группировке
вперед-назад, вправо-влево (по возможности об-ся).
Ознакомление и разучивание простых висов на
гимнастической стенке (по возможности об-ся).
Упражнения
для
формирования
правильного
положения тела, развития гибкости и координации
движений.
ОРУ на развитие силы мышц туловища и конечностей
Подвижные игры на развитие гибкости. ОРУ
Различные
виды
хватов
(узкий,
широкий,
одноименный, разноименный). ОРУ
ОРУ для мышц плечевого пояса с предметами

согласованности
движений
отдельных
звеньев
тела,
при
выполнении
физических
упражнений,
ориентировки
в
пространстве,
дифференцировки,
усилий,
времени
и
пространства,
расслабления,
быстроты реагирования
на
изменяющиеся
условия,
равновесия,
ритмичности, точности
движений,
мышечносуставного
чувства,
зрительно-моторной
Гимнастические упражнения прикладного характера.
Преодоление полосы препятствий (в том числе из координации
мягких модулей) с элементами лазанья.

44Преодоление различных препятствий произвольным
46
способом.
47Развитие
координации.
Обучение
выполнению
48
упражнений в равновесии
Раздел 3: Подвижные игры, Плавание-21ч
Теоретические сведения о спортивных и подвижных
играх. ОРУ с мячом
49
50Подвижные игры на развитие координации
51
52Обучение передаче и ловле мяча различными
55
способами из разных ИП. Работа в парах.
Подвижные игры на закрепление навыка владения
мячом.
56Подвижные игры на развитие равновесия, внимания,
59
пространственного ориентирования «Горячий мяч»,
«Запрещенное движение».
Плавание. Теоретический (презентационный) материал.
60
Практический материал «Сухое плавание»

6162

6364
6566

Общеразвивающие, специальные и имитационные
упражнения на суше.
Дыхательные упражнения, упражнения «Дуть на гладь
воды», «Плыви игрушка», «Пузырики».
Упражнения выполняются у опоры или сидя.
Упражнения для рук: попеременные движения прямых
рук, круговые движения в плечевых суставах..
Упражнения для
ног
приседания/попеременное
сгибание ног.
Игры на развитие общей подвижности.
«Напольный теннис». Игра «Бочча»
ОРУ с флажками. Игра «Дартс»
8

Коррекция
и
развитие
физической
подготовленности
мышечной
силы,
элементарных
форм
скоростных, скоростносиловых
качеств,
ловкости, выносливости,
подвижности в суставах;
«Техника безопасности
на уроках по плаванию».
«Паралимпийское
плавание».
«Ознакомление
с
техникой плавания».
Упражнения
на
суше. Упражнения для
разучивания
техники
гребковых
движений.
Движение рук и ног при
плавании.

Выполнение прокатывания и остановки мяча.
Взаимодействие игроков. Бросок по воротам (по
возможности об-ся).
Раздел 4: Легкая атлетика -33 ч
70Теоретические сведения.
71
Разучивание техники метания малого мяча
73Метания малого мяча в вертикальную цель (с учетом
75
двигательных возможностей)
6769

7678
7980
81

Метания малого мяча в горизонтальную цель

8284
8588
8990

Подвижные игры с элементами метания. ОРУ с мячом

9193
9496
9799
100

101

102

Метание малого мяча на дальность
Метание малого мяча на заданное расстояние

ОРУ на развитие подвижности и силы плечевого пояса
и суставов верхних конечностей. Подвижные игры.
В положении сидя ловля, передача и броски мяча
индивидуально, в парах (с учетом двигательных
возможностей).
ОРУ с предметами. Преодаление полосы препятствий.
Передвижение с преодолением различных препятствий.
ОРУ прикладного характера. Броски среднего и малого
мяча на дальность и точность, одной, двумя руками из
исходного положения сидя
ОРУ в исходном положении сидя и лежа. Подвижные
игры с мячом: «Сбей кеглю», «Поймай мяч», «Попади
в круг». «Попади в корзину».
Пальчиковая гимнастика. Противопоставление
первого пальца остальным на одной руке. Разведение и
сведение пальцев. Сгибание-разгибание пальцев в
кулак. Перекатывание теннисного мяча между
ладонями; сжимание разжимание массажного малого
мяча.
Броски
малого
мяча
в неподвижную мишень разными способами из
положения сидя и лёжа
ОРУ у гимнастической стенки. Игры-манипуляции:
«Сорока — белобока», «Пальчик-мальчик, где ты
был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет
спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в
моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Сюжетные
пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются»,
«Цветы», «Грабли», «Ребро, кулак, ладонь».
Метание, бросание в заданную цель.

9

Коррекция
техники
основных
движений –
ходьбы, метания, мелкой
моторики
рук,
симметричных
и
ассиметричных
движений. Выполняют в
положении сидя броски
мяча на дальность (с
учетом
двигательных
возможностей).
Выполняют
в
положении
сидя
с
учетом
двигательных
возможностей броски в
цель. Овладевают
с
учетом
двигательных
возможностей
в
положении
сидя
элементарными
умениями в ловле и
бросках
мяча.
Выполняют
в
положении сидя ловлю,
передачу и броски мяча
индивидуально, в парах
(с учетом двигательных
возможностей).
Произвольное дыхание:
вдох (выдох) через
нос
(через
рот).
Сгибание
фаланг
пальцев на одной (двух)
руках
Одновременное
(поочередное).
Противопоставление
первого
пальца
остальным на одной
руке. Разведение и
сведение
пальцев.
Сгибание-разгибание
пальцев в кулак.
Пальчиковая гимнастика
Перекатывание
теннисного мяча между
ладонями;
сжимание
разжимание
массажного
малого
мяча.
Круговые
движения
кистью. Основные
положения и движения

головы, рук,
туловища и ног.
Маховые
движения
руками. Махи руками в
боковой плоскости.
Наклоны
туловища:
вперед, вправо, влево.
Движения прямой ноги
(правой, левой):
вперед, в стороны, назад
держась
за
опору.
Метание мяча.

Сокращения, используемые в рабочей программе:
ФК – физическая культура
ОФП – общая физическая подготовка
Л/А – легкая атлетика
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ТБ – техника безопасности

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1. Ренато Хольц «Помощь детям с церебральным параличом». – М.: Теревинф,
2006.
2. Л.М. Шипицына И.И. Мамайчук «Детский церебральный паралич».
3.А.А. Потапчук «АФК в работе с детьми, имеющие нарушения опорнодвигательного аппарата при заболевании ДЦП» – Санкт-Петербург, 2003.
4.С.П. Евсеев «АФК в школе. Начальная школа» – Санкт-Петербург, 2003.
5. «Частные методики АФК» – М.:, Советский спорт, 2007.
6. С.П. Евсеев « Теория и организация АФК» – М.: 2010.
7. Л.Н. Растомашвили «Адаптивное физическое воспитание детей со смешанными
нарушениями развития» – М: 2009.
8. А.А. Потапчук, Е.В. Клочкова, Т.Г. Щедрина «Физкультурно-оздоровительные
технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей» – Санкт-Петербург,
2004.
9. «Организация спортивно-массовой работы с лицами, имеющими нарушения
функций спинного мозга»– М: Советский спорт, 1991.
10. «Восстановительное лечение детей с поражениями ЦНС и опорнодвигательного аппарата». – Издательский дом Санкт-Петербург МАПО, 2004.
11. М. Шоо «Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с
нарушениями опорно-двигательного аппарата» – М: 2003.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».