Рабочая программа АОП НОО НОДА 6.2. Труд (технология)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель
педагогического совета

Директор

________________________

Кропотина Н.Г.
Приказ № от « » августа
2024 г.

Бакирова А.Г
Приказ № от « » августа
2024 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Труд (технология)»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вариант 6-2, 2 класс
г. Серов 2024

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Труд» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
АООП НОО (вариант 6.2), установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для обучающихся с НОДА, а также

ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них
функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих
правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, необходимых для
разумной организации собственной жизни воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе
практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека,
его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и
профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок,
чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической
деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных
операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур,
отражённых в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты труда;

воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива; развитие социально ценных личностных качеств:
организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности
и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений,
стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи
рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к
взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются
общими для каждого года обучения:
 технологии, профессии и производства;
 технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с
текстильными материалами и другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома);
 конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной
организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов,
робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации);
 ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая
направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать
информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил
декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник
инженерно-художественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование
важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов
практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).

Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)» – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
2 КЛАСС

Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и
другие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и
инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии,
внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологическо го
процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий.
Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные,
групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических,
механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным
свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка
деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов
бумаги и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от вида и назначения изделия.

Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка, угольник,
циркуль. Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими инструментами (циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение
условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой
на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений,
вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка.
Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки
растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы
(общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого
стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая
последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание
деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы
разметки и конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение
деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);

выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение,
отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы,
уважительно относиться к чужому мнению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне начального общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное
отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром
природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего
народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное
восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к
творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие,
ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию
в своих устных и письменных высказываниях;

осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или
декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и
современного опыта технологической деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её
и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и
материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных
учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение
и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;

планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для
получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли,
выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои
предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно
создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для
защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду

(технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе
труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне
материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла,
шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы)
и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические приёмы ручной
обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;

выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и
другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их,
соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию
изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения, способы
изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства
(цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и
работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от
руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки,
придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с
помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого
стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных
материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера;

называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет»,
«модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность –
симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных
видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания
с опорой на инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон,
натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба,
линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов
(линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по
нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными
способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной
интеллектуальной и практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать
особенности
проектной
деятельности,
осуществлять
под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров
прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы,
текстиль и другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание,
придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники при
изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы
достижения прочности конструкций, использовать их при решении простейших конструкторских задач;

конструировать и моделировать изделия из разных материалов и конструктора по заданным техническим, технологическим и
декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения
обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при
выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых
достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование
трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную
(технологическую) карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение
по фольге), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными
ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертёж
развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых
свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;

на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной
функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера, оформлять
текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться
к мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процес се.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
№
п/
п
1.

Тема, раздел
курса

Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Интернет-ресурсы

ТЕХНОЛОГИИ,
ПРОФЕССИИ И
ПРОИЗВОДСТВ
А
(8 часов)

Рукотворный мир — результат
труда человека.
Элементарные представления об
основном принципе создания
мира
вещей:
прочность
конструкции,
удобство
использования,
эстетическая
выразительность.
Средства
художественной
выразительности (композиция,
цвет, тон и др.). Изготовление
изделий с учётом данного
принципа.

Формировать общее понятие о материалах, их
происхождении;
Формировать элементарные представления об
основном принципе создания мира вещей:
прочность конструкции, удобство использования,
эстетическая выразительность. Изготавливать
изделия с учётом данного принципа;

https://infourok.ru/
https://education.yandex.
ru
https://uchi.ru/

Организовывать рабочее место в зависимости от
вида работы. Рационально размещать на рабочем
месте материалы и инструменты; владеть
правилами
безопасного
использования
инструментов;
Формировать элементарные представления об
основном принципе создания мира вещей:
прочность конструкции, удобство использования,
эстетическая выразительность. Изготавливать

https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/
20/05

Общее
представление
о
технологическом
процессе:
анализ устройства и назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических
действий
и
технологических
операций;
подбор
материалов
и
инструментов;
экономная
разметка; обработка с целью
получения (выделения) деталей,
сборка,
отделка
изделия;
проверка изделия в действии,
внесение
необходимых
дополнений и изменений.

Изготовление
изделий
из
различных
материалов
с
соблюдением
этапов
технологического процесса.
Традиции
и
современность.
Новая жизнь древних профессий.

изделия
с
учётом
данного
принципа;
Использовать при работе над изделием средства
художественной выразительности (композиция,
цвет,
тон и др.);
Выбирать правила безопасной работы, выбирать
инструменты и приспособления в зависимости от
технологии изготавливаемых изделий. Изучать
возможности
использования
изучаемых
инструментов и приспособлений людьми разных
профессий;
Организовывать рабочее место в зависимости от
вида работы. Рационально размещать на рабочем
месте материалы и инструменты; владеть
правилами
безопасного
использования
инструментов;
Формировать элементарные представления об
основном принципе создания мира вещей:
прочность конструкции, удобство использования,
эстетическая выразительность. Изготавливать
изделия с учётом данного принципа;
Изучать
особенности
профессиональной
деятельности людей, связанной с изучаемым
материалом;
Организовывать рабочее место в зависимости от
вида работы. Рационально размещать на рабочем
месте материалы и инструменты; владеть
правилами
безопасного
использования
инструментов;
Изучать важность подготовки, организации,
уборки, поддержания порядка рабочего места

Совершенствование
их людьми
технологических процессов.
разных профессий;
Мастера и их профессии; правила
мастера. Культурные традиции.

2.

ТЕХНОЛОГИИ
РУЧНОЙ
ОБРАБОТКИ
МАТЕРИАЛОВ
(14 часов)

Элементарная
творческая
и
проектная
деятельность
(создание
замысла,
его
детализация и воплощение).
Несложные
коллективные,
групповые проекты.
Многообразие материалов, их
свойств и их практическое
применение
в
жизни.
Исследование
и
сравнение
элементарных
физических,
механических и технологических
свойств различных материалов.
Выбор
материалов
по
их
декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.

Организовывать рабочее место в зависимости от
вида работы. Рационально размещать на рабочем
месте материалы и инструменты; владеть
правилами
безопасного
использования
инструментов;
Рассматривать природные материалы и образцы
изделий (в том числе иллюстративного ряда, фото и
видео материалов); выбирать природные материалы
для
композиции;
Узнавать и называть свойства природных
материалов;
Рассматривать природные материалы и образцы
изделий (в том числе иллюстративного ряда, фото и
видео материалов); обсуждать правила и
технологии использования природных форм в
декоративно-прикладных изделиях; использовать
правила
создания гармоничной композиции на плоскости.

https://infourok.ru/
https://education.yandex.
ru
https://uchi.ru/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/
20/05

Создавать
фронтальные
и
объёмнопространственные композиции из природных
материалов в группах по слайдовому плану,
выполненным эскизам, наброскам;
Различать
виды
условных
графических
изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
схема. Использовать в практической работе
чертёжные инструменты — линейку (угольник,
циркуль), знать их функциональное назначение,
конструкцию;
Планировать свою деятельность по предложенному
в
учебнике,
рабочей
тетради
образцу;
Изготавливать изделия в технике оригами;

Называние
и
выполнение
основных
технологических
операций ручной обработки
материалов
в
процессе
изготовления изделия: разметка
деталей (с помощью линейки
(угольника,
циркуля),
формообразование
деталей
(сгибание, складывание тонкого
картона и плотных видов бмаги и
др.), сборка изделия (сшивание).
Подвижное соединение деталей Различать подвижные и неподвижные соединения
изделия.
деталей в конструкции; использовать щелевой
замок;
Выполнять подвижное соединение деталей изделия
на проволоку, толстую нитку;
Использование соответствующих Узнавать, называть, выполнять и выбирать
способов обработки материалов в технологические приёмы ручной обработки
зависимости от вида и назначения материалов в зависимости от их свойств;
изделия.
Виды условных графических Различать
виды
условных
графических
изображений:
рисунок, изображений:
рисунок;
простейший чертёж, эскиз, схема. простейший
чертёж;
эскиз;
схема.;
Использовать в практической работе чертёжные;
инструменты
—
линейку
(угольник;
циркуль);
знать их функциональное назначение;

конструкцию;
Чертёжные инструменты —
линейка (угольник, циркуль). Их
функциональное
назначение,
конструкция. Приёмы безопасной
работы колющими (циркуль)
инструментами.
Технология обработки бумаги и
картона.

Различать
виды
условных
графических
изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
схема. Использовать в практической работе
чертёжные инструменты — линейку (угольник,
циркуль), знать их функциональное назначение,
конструкцию;
Наблюдать;
сравнивать;
сопоставлять свойства бумаги (состав; цвет;
прочность); определять виды бумаг. Называть
особенности использования различных видов
бумаги. С помощью учителя выбирать вид бумаги
для изготовления изделия. Осваивать отдельные
приёмы
работы
с
бумагой;
правила безопасной работы; правила разметки
деталей;
Назначение
линий
чертежа Читать графическую чертёжную документацию:
(контур, линия разреза, сгиба, рисунок, простейший чертёж, эскиз и схему с
выносная, размерная). Чтение учётом условных обозначений;
условных
графических
изображений.
Построение прямоугольника от Выполнять построение прямоугольника от двух
двух прямых углов (от одного прямых углов, от одного прямого угла;
прямого угла).
Сгибание и складывание тонкого По заданному образцу организовывать свою
картона и плотных видов бумаги деятельность: подготавливать рабочее место для
— биговка.
работы с бумагой и картоном, правильно и
рационально размещать инструменты и материалы
в соответствии с индивидуальными особенностями
обучающихся, под контролем учителя в процессе
выполнения изделия контролировать и при

Разметка деталей с опорой на
простейший
чертёж,
эскиз.
Изготовление
изделий
по
рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, схеме.
Использование
измерений,
вычислений
и построений для решения
практических задач.

необходимости восстанавливать порядок на
рабочем
месте;
убирать
рабочее
место;
При выполнении операций разметки и сборки
деталей использовать особенности работы с тонким
картоном и плотными видами бумаги, выполнять
биговку;
Различать
виды
условных
графических
изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
схема. Использовать в практической работе
чертёжные инструменты — линейку (угольник,
циркуль), знать их функциональное назначение,
конструкцию;
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства
бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды
бумаг. Называть особенности использования
различных видов бумаги. С помощью учителя
выбирать вид бумаги для изготовления изделия.
Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой,
правила безопасной работы, правила разметки
деталей;
Выполнять подвижное соединение деталей изделия
на проволоку, толстую нитку;
Классифицировать изучаемые материалы (ткани,
трикотаж, нетканые) по способу изготовления,
нитям
основ;
нитки
по
назначению и
происхождению, изучаемые материалы по сырью,
из которого они изготовлены;

Подвижное соединение деталей
на проволоку, толстую нитку.
Технология
обработки
текстильных
материалов.
Строение ткани (поперечное и
продольное направление нитей).
Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на
основе натурального сырья).
Виды ниток (швейные, мулине). Определять виды ниток: шёлковые,
швейные, пряжа, их использование;

мулине,

3.

Трикотаж, нетканые материалы Определять под руководством учителя сырьё для
(общее
представление),
его производства натуральных тканей (хлопковые и
строение и основные свойства.
льняные ткани вырабатывают из волокон
растительного
происхождения;
шерстяные
производят из волокна, получаемого из шерсти
животных);
Варианты
строчки
прямого Выполнять отделку деталей изделия, используя
стежка (перевивы, наборы) и/или строчки стежков, а также различными отделочными
строчка косого стежка и её материалами;
варианты (крестик, стебельчатая,
ёлочка).
Лекало. Разметка с помощью Осуществлять контроль выполнения работы над
лекала (простейшей выкройки).
изделием по шаблонам и лекалам;
Технологическая
Соблюдать технологическую последовательность
последовательность
изготовления несложного швейного изделия
изготовления
(разметка деталей, выкраивание деталей, отделка
несложного швейного изделия деталей, сшивание деталей);
(разметка
деталей,
выкраивание деталей, отделка
деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных Использовать дополнительные материалы при
материалов
(например, работе над изделием;
проволока, пряжа, бусины и др.).
КОНСТРУИРОВ Основные и дополнительные Выделять основные и дополнительные детали
АНИЕ
И детали. Общее представление о конструкции, называть их форму и определять
МОДЕЛИРОВА
правилах создания гармоничной способ соединения; анализировать конструкцию
НИЕ (10 часов)
композиции.
Симметрия, изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому
способы
разметки
и образцу; конструировать и моделировать изделия из
конструирования симметричных различных материалов по простейшему чертежу
форм.
или эскизу;

https://infourok.ru/
https://education.yandex.
ru
https://uchi.ru/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/
20/05

Конструирование
и
моделирование
изделий
из
различных
материалов
по
простейшему
чертежу
или
эскизу.
Подвижное соединение деталей
конструкции.
Внесение
элементарных
конструктивных изменений и
дополнений в изделие.

ИНФОРМАЦИО
ННОКОММУНИКАТ
ИВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
(2 часа)

4.

Конструировать
симметричные
формы,
использовать способы разметки таких форм при
работе над конструкцией;

Учитывать
основные
принципы
создания
конструкции: прочность и жёсткость;
Вносить элементарные конструктивные изменения
и
дополнения
в
изделие
в
связи
с
дополненными/изменёнными
функциями/условиями использования: изменять
детали
конструкции
изделия для создания разных его вариантов,
вносить творческие изменения в создаваемые
изделия;
Демонстрация учителем готовых Анализировать
готовые
материалы,
материалов на информационных представленные учителем на информационных
носителях.
носителях;
Понимать,
анализировать
информацию,
представленную в учебнике в разных формах;

https://infourok.ru/
https://education.yandex.
ru
https://uchi.ru/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/
20/05

Поиск информации. Интернет как Анализировать
готовые
материалы,
источник информации.
представленные учителем на информационных
носителях;
Наблюдать, анализировать и соотносить разные
информационные объекты в учебнике (текст,
иллюстративный материал, текстовый и/или
слайдовый план) и делать простейшие выводы;
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
•

качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы вцелом;

степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные
конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в
процессе обсуждений и самореализации.
•
•

Материально- техническое обеспечение
1. Книгопечатные пособия:
 / Е. А. Лутцева/ — Учебник ФГОС .1-4 классы — М. : Просвещение, 2023 г.
 Технология. Рабочие тетради.

2. Учебно-практическое оборудование:
- конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов;
- набор металлических конструкторов;
- наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки,
бархатной, крепированной и др. видов бумаги;
 - заготовки природного материала.
Электронные учебные пособия:













картографической,

- Электронное приложение к учебнику «Технология» 1 класс (CD).
Технические средства обучения:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– аудиомагнитофон;
– проектор для демонстрации слайдов;
– мультимедийный проектор.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДМЕТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Совместно сучащимися оцениваются

миллиметровой,

• качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов, работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные
технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе
обсуждений и самореализации.
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:





полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:





в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:





не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:



почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
При выполнении практических работ.



Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:





правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:





допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программногоматериала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, нагляднымипособиями, машинами, приспособлениями
и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:










не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями
и другими средствами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».