Рабочая программа курса внеурочной деятельности Проектная деятельность 8-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО
Председатель
педагогического совета
________________________
Бакирова А.Г.
Протокол №12 от «28» 08
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Кропотина Н.Г.
Приказ №43 от «28» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
для обучающихся 8-9 классов

г. Серов 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса разработана для обучающихся 8-9 классов и рассчитана на
два года обучения; на её реализацию отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Направление реализации курса: общеинтеллектуальное.
Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ
проектно-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- формировать универсальные учебные действия;
- обогащать словарный запас, развивать речь, творческие способности обучающихся;
- развивать мышление, наблюдательность, умение делать выводы;
- формировать практические умения по созданию проектов разных типов;
- развивать сознание значимости коллективной работы для получения результата,
роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения проекта.
Формы организации: исследование, доклад, беседа, дискуссия, деловая игра,
«мозговой штурм», публичное выступление.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проектноисследовательская деятельность, творческая деятельность, проблемно-ценностное общение.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»
8 класс
Раздел 1.От проблемы к цели и планированию деятельности (6 часов).
Введение в учебный курс. Выявление признаков ситуации. Желаемая и реальная
ситуация. Признаки желаемой ситуации. Планирование деятельности. Ресурсы.
Раздел 2. Работа с каталогами (4 часа)
Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный
каталог.
Раздел 3. Работа со справочной литературой (2 часа)
Виды справочной литературы. Информационные лакуны.
Раздел 4. Способы первичной обработки информации (8 часов)
Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Чтение текста с
маркированием». Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки
информации. Введение проекта.
Раздел 5. Как работать вместе (4 часа)
Что такое команда? Кто со мной?! «За» и «против». Сам себе эксперт.
Раздел 6. Выступление (5 часов)
Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления.
Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление.
Взаимодействие с аудиторией.
Раздел 7. Ведение дискуссии (5 часов)
Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы.
Аргументация. Коммуникативная игра. Защита итогового проекта.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»
9 класс
Раздел 1. Общая характеристика (3 часа)
Введение в учебный курс. Различие исследовательской работы и проекта. Ресурсы.
Раздел 2. Структура и написание различных форм исследовательских
работ (8 часов)
2

Композиция. Тема, проблема, объект, предмет исследования. Цели и задачи. Гипотеза
исследования. Методы.
Раздел 3. Работа с литературой (2 часа)
Информационное обеспечение. Источники информации. Список
использованной
литературы.
Раздел 4. Графические материалы в исследовании (2 часа)
Общие положения. Размещение графических материалов
Раздел 5. Рождение текста (2 часа)
Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей».
План выступления. Обязательные части публичного выступления.
Раздел 6. Культура выступления (9 часов)
Речевая компетенция. Публичное выступление. Аргументация. Информационная
речь. Убеждающая речь. Риторические приемы. Вербальные и невербальные формы
передачи информации. Нормы речи. Общие требования к презентации.
Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научноисследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ (4 часа)
Подготовка и защита исследовательских работ
Раздел 8. Рефлексия (2 часа)
Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом
Формы организации: исследование, доклад, беседа, дискуссия, деловая игра,
«мозговой штурм», публичное выступление.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проектно-исследовательская,
творческая, проблемно-ценностное общение.
Используемые
интернет-ресурсы:
http://u.to/MjO2Dw,
http://u.to/MjO2Dw,
http://u.to/MjO2Dw, www. abitu. ru/portfolio.1september. ru, schools. keldysh. ru/labmro
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
3

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в проектной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса внеурочной
деятельности:
- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющихся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п.
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющихся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющихся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор
конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющихся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
В ходе обучения обучающийся:
- познакомится с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами
проектов и проектных продуктов;
- узнает о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных
вопросов;
- научится:
- определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
- пользоваться различными источниками информации;
- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
- познакомится с критериями оценивания проекта;
- научится:
- оценивать свои и чужие результаты;
- составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать
материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и
систематизировать, обобщать полученные знания;

Тематическое планирование
8 класс
№ п/п

Раздел, тема

Кол-во

4

часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

От проблемы к цели и планированию деятельности (6 часов)
Введение в учебный курс
Выявление признаков ситуации
Желаемая и реальная ситуация
Признаки желаемой ситуации
Планирование деятельности
Ресурсы
Работа с каталогами (4 часа)
Каталог
Составление каталогов
Поиск информации
Карточный и электронный каталог
Работа со справочной литературой (2 часа)
Виды справочной литературы
Информационные лакуны
Способы первичной обработки информации (8 часов)
Чтение текста с маркированием
Практическая работа «Чтение текста с маркированием»
Организация информации с помощью денотатного графа
Работа с терминами и понятиями
Коллаж
Способы первичной обработки информации
Общая характеристика проекта
Практическая работа. Проектный CANVAS
Как работать вместе (4 часа)
Что такое команда?
Кто со мной?!
«За» и «против»
Сам себе эксперт
Выступление (5 часов)
Планирование публичного выступления
Отбор примеров для выступления
Систематизация информационного материала
Как можно завершать выступление
Взаимодействие с аудиторией
Ведение дискуссии (5 часов)
Дискуссия – как основной вид коммуникации
Активное слушание. Вопросы
Аргументация
Коммуникативная игра
Защита итогового проекта

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
9 класс
№ п/п

1.
2.
3.

Раздел, тема
Общая характеристика (3 часа)
Введение в курс
Различие между исследовательской работой и проектом
Ресурсы
Структура и написание различных форм исследовательских
работ (8 часов)

Кол-во
часов
1
1
1

5

Структура исследования
1
Тема исследования
1
Проблема исследования
1
Объект и предмет исследования
1
Цели и задачи
1
Гипотеза исследования
1
Методы исследования
1
Деловая игра
1
Работа с литературой (2 часа)
12. Информационное обеспечение исследования
1
13. Источники информации. Практическая работа
1
Графические материалы в исследовании (2 часа)
14. Общие положения
1
15. Размещение графических материалов
1
Рождение текста (2 часа)
16. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево
1
идей»
17. План выступления. Обязательные части публичного выступления
1
Культура выступления (9 часов)
18. Речевая компетенция
1
19. Публичное выступление
1
20. Аргументация
1
21. Информационная речь
1
22. Убеждающая речь
1
23. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для
1
восприятия
24. Тропы и фигуры
1
25. Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы
1
вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи
26. Элементы невербальной коммуникации
1
27. Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила
1
этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении
28. Общие требования к презентации
1
Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ.
Защита научно-исследовательских работ (4 часа)
29. Подготовка к защите исследовательских работ, проектов
1
30. Подготовка к защите исследовательских работ, проектов
1
31. Защита работ
1
32. Защита работ
1
Рефлексия (2 часа)
33. Экспертиза своей и чужой деятельности
1
34. Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над
1
проектом
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».