ДООП Русские Витязи

Серовский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа села Филькино
Приложение № 8
к ДООП МБОУ ООШ села Филькино
Утверждено
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
военно-патриотического клуба
«Русские Витязи»
Возраст обучающихся (12-16 лет)
Срок обучения – 3 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Кропотин Николай Георгиевич

г. Серов, 2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Русские Витязи» модифицированная. Составлена на
основе авторской программы Носенко С.П.
Актуальность. В настоящее время успех развития общества в решающей мере
зависит от настроя людей, от их готовности способствовать движению вперёд, от их
самоотдачи во имя благополучия своей страны, от уровня сформированности у них
патриотических чувств. Основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети
и молодёжь – будущее любого современного общества.
Вместе с тем, патриотизм ещё не стал объединяющей основой общества. Тревогу
вызывает равнодушие молодого поколения к ветеранам войны и труда, их слабое физическое
развитие, случаи вандализма.
Направленность программы.
Направленность: социально – педагогическая. По содержанию она является военнопатриотической, по функциональному назначению – учебно – познавательной, досуговой, по
форме организации – кружковой, по времени реализации – трёхгодичной.
Программа имеет следующие разделы: основы военной службы, строевая
подготовка, огневая подготовка, туристическая подготовка, тактическая подготовка, медико санитарная подготовка, гражданская оборона, ратные страницы истории, программирование
беспилотных летательных аппаратов
Цели и задачи программы:
1.Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, верности
Отечеству.
2.Воспитание готовности к службе в армии.
3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
4.Физическое развитие и формирование здорового образа жизни.
5.Способствовать воспитанию гражданственности и нравственности, высокой
ответственности, патриотических чувств.
Педагогическая целесообразность.
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые
выражаются:
 В принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность);
 В формах и методах обучения (активное, дифференцированное);
 В методах контроля (тесты, соревнования);
 В средствах обучения (тренажёры, макеты оружия, таблицы, плакаты, видеофильмы,
книги).
Теория всегда подкрепляется практикой.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 12 до 16 лет. Этот период
отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться
физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со
стороны.
Срок реализации образовательной программы 3 года.
Формы занятий:
 Фронтальная;
 Групповая;
 Индивидуальная.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую
деятельность.
Режим занятий: два раза в неделю по два часа.
Ожидаемые результаты.
По окончанию обучения воспитанник должен знать:
 Основные составляющие здорового образа жизни;
 Ратные страницы истории Отечества;
 Строй отделения и порядок управления им;

 Правила оказания первой медицинской помощи;
 Средства индивидуальной защиты;
 Устройство автомата Калашникова.
Должен уметь:
 Выполнять строевые приёмы на месте и в движении;
 Ориентироваться на местности и двигаться по азимуту;
 Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
 Выполнять неполную разборку и сборку ММГ АК- 74.
Способы проверки освоения программы:
 Выполнение нормативов;
 Тестирование;
 Зачётные занятия.
Продолжительность учебных периодов - 4 учебные четверти.
Сроки и продолжительность обучения и каникул определяется ежегодно в соответствии
календарного учебного графика Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения основной общеобразовательной школы села Филькино.
Календарные периоды образовательной деятельности (четвертей) в учебных
неделях и рабочих днях:
Ч
етверть
I
II
II
I
I
V

Начало
01.09.2
021
08.11.2
021
10.01.2
022
28.03.2
022

Оконча
ние
29.10.2
021
29.12.2
021
18.03.2
022
30.05.2
022

Кол-во учебных
недель
8 недель и 3 дня

Кол-во
рабочих дней
43

7 недель и 3 дня

38

9 недель и 2 дня

47

8 недель и 2 дня

42

Содержание разделов
Основы военной службы
Учебные цели:
Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными
задачами Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск,
уяснить роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и
физическом становлении личности, помочь проникнуться чувством уважения к
Вооружённым Силам РФ.
В результате изучения раздела программы должны
знать:
- необходимость вооружённой защиты Отечества в связи с внешней и внутренней
угрозой;
- предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации;
- историю создания уставов Вооружённых сил России;
- Устав внутренней службы;
- обязанности военнослужащих;
- воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания;
- военная присяга, содержание клятвы клуба «Русские Витязи»;
- историю воинских званий;
- структуру Вооружённых Сил России.
уметь:
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военной службе;
- поддерживать уставной воинский порядок;
- различать рода и виды войск;
- применять требования общевоинских уставов при выполнении общих обязанностей
военнослужащих;
- точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при
несении внутренней и караульной служб;
- чётко произносить клятву клуба «Русские Витязи».
Содержание раздела «Основы военной службы»
Тема № 1. Почему необходима вооружённая защита Отечества.
Занятие 1.1 – 1 час. Родина и её национальная безопасность. Сферы Вооружённых
Сил (оборона страны, защита и охрана государственной границы РФ в воздушном
пространстве и подводной среде защита на суше и на море), Федеральный закон «Об
обороне» и организация обороны РФ.
Тема № 2. Внешние и внутренние военные угрозы.
Занятие 1.2 – 1 час. Угроза национальной безопасности России. Локальные войны и
конфликты, обязательства Вооружённых Сил России по участию в миротворческих
операциях по поддержанию мира, Военная доктрина, обеспечивающая ядерное содержание,
военные аспекты международного военного права.
Тема № 3. Предназначение Вооружённых Сил РФ.
Занятие 1.3 – 1 час. Статья 10 «Об обороне». Вооружённые Силы РФ –
государственная организация, составляющая основу оборону страны. Они предназначены
для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в
соответствии с международными обязательствами.
Тема № 4. История создания уставов вооружённых сил России.
Занятие 1.4 – 1 час. История возникновения военных уставов, их общее
предназначение и структура. Устав Вооружённых Сил России – это свод законов воинской
службы.
Тема № 5. Устав внутренней службы.
Занятие 1.5 – 1 час. Содержание устава, его предназначения и структура.

Тема № 6. Обязанности военнослужащих.
Занятие 1.6 – 1 час. Общие, должностные и специальные обязанности
военнослужащих. Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Тема № 7. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Занятие 1.7 – 1 час. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки
различия. Начальники и подчинённые, старшие и младшие.
Тема № 8. Суточный наряд. Обязанности суточного наряда.
Занятие 1.8 – 4 часа. Суточный наряд роты, его состав. Подчинённость и обязанности
дневального по роте. Тренировка в выполнении обязанностей дневального по роте.
Тема № 9. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания.
Занятия 1.9 – 3 часа. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Порядок
применения поощрений. Поощрения, применяемые к солдатам. Правила поведения
командира отделения, взвода, роты. Порядок дисциплинарных взысканий. Ответственность
военнослужащих за нарушения российских законов.
Тема № 10. Организация караульной службы. Обязанности часового.
Занятие 1.10 – 4 часа. Основные положения Устава гарнизонной и караульной служб.
Обязанности часового.
Тема № 11. Военная присяга. Клятва клубу «Русские Витязи».
Занятие 1.11 – 3 часа. Военная присяга – клятва воина на верность родине. Текст,
смысл и значение Военной присяги для военнослужащих. Ритуал привидения к присяге.
Текст, смыл и значение клятвы клуба «Русские Витязи» для членов клуба. Ритуал
приведения к клятве.
Тема № 12. Воинские звания. История воинских званий.
Занятие 1.12 – 1 час. История воинских званий. Воинские звания и порядок их
присвоения, военная форма одежды.
Тема № 13. Структура Вооружённых Сил РФ.
Занятие 1.13 – 1 час. Структура Вооружённых Сил России, виды Вооружённых Сил и
рода войск.
Тема № 14. Сухопутные войска.
Занятие 1.14 – 2 часа. Сухопутные войска(Мотострелковые, танковые, ракетные,
противовоздушной обороны, авиация). История их создания, предназначение.
Тема № 15. Военно-космические силы.
Занятие 1.15 – 1 час. Военно-космические Силы, история их создания,
предназначение.
Роды авиации (бомбардировочные, истребительные, штурмовые,
разведывательные, транспортные). Войска ПВО (зенитно-ракетные, радиотехнические,
авиация противовоздушной обороны).
Тема № 16. Военно-морской флот.
Занятие 1.16 – 1 час. Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Рода Вооружённых Сил Военно – морского флота (подводные, надводные, морская
авиация, береговые ракетно-артиллерийские, морская пехота).
Тема № 17. Другие рода войск.
Занятие 1.17 – 3 часа. Другие виды Вооружённых сил и рода войск (РВСН,
пограничные, внутренние войска МВД, железнодорожные, войска правительственной связи
и информации (ФАПСИ), войска гражданской обороны, воздушно-десантные, тыл
Вооружённых сил, специальные), история создания и предназначение.
Строевая подготовка
Учебные цели:
Выработать умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы и
действия в составе отделений, взводов. Выработка строевой выправки, подтянутости и
выносливости. Подготовить подразделения к слаженным действиям в различных строях. Воспитывать дисциплинированность, любовь к традициям Вооружённых Сил,
патриотические чувства.
В результате изучения раздела программы «Строевая подготовка» и получения
практических навыков должны знать:

- положения Строевого устава Вооружённых Сил РФ в соответствии с его служебным
подразделением;
уметь:
- выполнять обязанности командиров перед строем и в строю;
- уверенно выполнять строевые приёмы на месте и в движении, без оружия и с
оружием;
- отдавать воинскую честь;
- выходить и становиться в строй;
- подходить к начальнику и отходить от него;
- правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке;
- организовывать и методически грамотно проводить занятия по строевой подготовке
с личным составом отделения.
Содержание раздела «Строевая подготовка»
Тема № 1. Строй и его элементы.
Занятие 2.1 – 1 час. Основные положения Строевого устава России. Строй и его
элементы.
Тема № 2. Обязанности военнослужащего перед строем и в строю.
Занятие 2.2 – 1 час. Выход из строя. Подход и отход от начальника.
Тема № 3. Строевая стойка и строевые приёмы.
Занятие 2.3 – 2 часа. Строевая стойка. Выполнение команд «Смирно», «Вольно».
Повороты на месте и в движении. Движение походным и строевым шагом.
Тема № 4. Воинское приветствие на месте и в движении.
Занятие 2.4 – 2 часа. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Выход из строя, подход к начальнику и отход от него. Возвращение в строй.
Тема № 5. Строевые приёмы с оружием.
Занятие 2.5 – 4 часа.
Строевая стойка и выполнение строевых приёмов с оружием на месте. Повороты на
месте и в движении с оружием.
Тема № 6. Практическая отработка строевых приёмов.
Занятие 2.6 – 5 часов. Строевая стойка. Выполнение команд становись «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (надеть)». Повороты на
месте. Движение строевым шагом, повороты в движении.
Тема № 7. Одиночная строевая подготовка.
Занятие 2.7 -5 часов. Строевая стойка. Выполнение команд. Повороты на месте и в
движении. Движение походным и строевым шагом.
Тема № 8. Строевая подготовка в составе отделения.
Занятие 2.8 – 10 часов. Строи отделения. Развёрнутый строй, походный строй.
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выполнение команд.
Повороты на месте и в движении.
Огневая подготовка
Учебные цели:
Обучить умелому использованию оружия в различных условиях боевой обстановки.
Познакомить с правилами обращения с оружием, его свойствами, назначением, устройством
и неполной разборкой. Научить производству меткого выстрела из автомата из положения,
лёжа по целям, расположенным на известных дальностях. Привить навыки по уходу и
сбережению автомата. Дать первоначальные понятия о явлении выстрела и закономерностях
полёта пули в воздухе. Воспитывать дисциплинированность, внимательность, смелость.
В результате изучения раздела программы «Огневая подготовка» члены клуба
должны
знать:
- основы и правила стрельбы из стрелкового оружия в различных условиях;
- боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения;
- содержание и порядок приведения стрелкового оружия в различных условиях;

- боевые возможности и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к
боевому применению;
- правила хранения, эксплуатации, сбережения оружия;
- основные положения курса стрельб, меры безопасности при обращении с оружием.
уметь:
- готовить оружие к стрельбе;
- вести стрельбу из него по неподвижным целям в соответствии с приёмами и
правилами;
- анализировать результаты стрельбы;
- корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела;
- организовать и методически правильно проводить занятия по огневой подготовке с
личным составом отделения;
- выполнять нормативы и соблюдать меры безопасности.
Содержание раздела «Огневая подготовка»
Тема № 1. История создания отечественного оружия.
Занятие 3.1 – 1 час. История создания отечественного оружия и его назначение.
Тема № 2. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
Занятие 3.2 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство основных частей
и механизмов автомата. Принцип работы автомата Калашникова.
Тема № 3. Устройство, принцип действий основных частей и механизмов автомата
Калашникова.
Занятие 3.3 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство АКМ. Работа
частей и механизмов АКМ. Работа частей и механизмов при стрельбе.
Тема № 4. Устройство, принцип действия основных частей и механизмов
пневматической винтовки.
Занятие 3.4 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство пневматической
винтовки. Работа частей и механизмов при стрельбе.
Тема № 5. Устройство мелкокалиберной винтовки.
Занятие 3.5 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство мелкокалиберной
винтовки. Работа частей и механизмов при стрельбе.
Тема № 6. Правила прицеливания и приёмы стрельбы.
Занятие 3.6 – 2 часа. Тренировка в удержании автомата, прицеливание, нажатие на
спусковой крючок. Выбор прицела и точки прицеливания. Изготовка к стрельбе лёжа. Меры
безопасности при обращении с оружием.
Тема № 7. Разборка и сборка автомата.
Занятие 3.7 – 10 часов. Порядок неполной разборки автомата. Тренировка в разборке
и сборке автомата. Уход за оружием, его хранение и сбережение.
Тема № 8. Стрелковая тренировка.
Занятие 3.8 – 13 часов. Тренировка по технике стрельбы. Стрельба по неподвижным
целям. Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Явление выстрела. Начальная
скорость пули. Пробивное и убойное действие пули. Прямой выстрел. Образование
траектории. Отдача оружия и угол вылета пули.
Тактическая подготовка
Учебные цели:
Помочь приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельных
действий в бою в любое время года и на различной местности. Учить тактически правильно
использовать местность, быстро передвигаться на поле боя, сноровисто преодолевать
различные препятствия, быстро окапываться, умело применять своё оружие, проявлять
инициативу и находчивость. Морально-боевые качества.
В результате изучения раздела программы «Тактическая подготовка» члены клуба
должны
знать:
- теорию боя;

- средства и способы страховки;
- устройство компаса;
- ориентирование карты по компасу;
- движение по азимутам;
-способы передвижения солдат в бою;
- топографическую карту;
уметь:
- перебегать, переползать по-пластунски, на получетвереньках, на боку;
- преодолевать естественные преграды;
- двигаться по азимуту в заданном направлении;
- ориентироваться на местности;
- определять высоту и расстояние;
- пользоваться страховкой;
- преодолевать препятствия и преграды;
- быстро окапываться;
- применять оружие.
Содержание раздела «Тактическая подготовка»
Тема № 1. Способы передвижения солдат в бою.
Занятие 4.1 – 2 часа. Способы передвижения солдат в бою. Действия солдата в бою.
Перебежки, переползание по-пластунски, на полу - четвереньках, на боку. Теория боя.
Тема № 2. Инженерная подготовка.
Занятие 4.2 – 3 часа. Устройство и оборудование одиночных окопов. Укрытие солдат
на поле боя в обороне. Отрывка одиночного окопа для стрельбы лёжа.
Тема № 3. Преодоление естественных препятствий.
Занятие 4.3 -5 часов. Подъём и спуск с использованием перил. Преодоление оврага по
бревну с помощью шеста. Преодоление водных препятствий по параллельным верёвкам.
Естественные и искусственные точки страховки.
Тема № 4. Движение в заданном направлении в составе отделения.
Занятие 4.4 – 2 часа. Старт команды. Движение по азимуту в заданном направлении.
Финиш команды. Подведение итогов.
Туристическая подготовка
Учебные цели:
Помочь приобрести туристические навыки. Познакомить со средствами и способами
страховки, техникой пешего туризма, вязкой узлов, установкой палатки, ориентирование на
местности,
движение по азимуту, устройством компаса. Учить пользоваться
топографическими картами, ориентироваться по солнцу, определять высоту, ширину объекта
и расстояние до него. Воспитывать собранность и выносливость. Формировать навыки по
спасению человека в экстремальной ситуации.
В результате изучения раздела программы «Туристическая подготовка» должны
знать:
- способы выживания в экстремальных условиях;
- технику пешеходного туризма;
- средства и способы страховки;
- устройство компаса и способ его применения;
- ориентирование карты по компасу;
- топографические знаки;
- движение по азимутам;
- обязанности в походном лагере;
уметь:
- ориентироваться на местности;
- вязать узлы;
- устанавливать палатку;
- разводить костер разными способами;

- определять азимут на предмет;
- «читать» топографические карты;
- определять высоту, ширину объекта и расстояние до него;
- пользоваться страховкой;
- преодолевать препятствия и преграды.
Содержание раздела «Туристическая подготовка»
Тема № 1. Собираясь в туристический поход.
Занятие 5.1 – 1 час. Туристический маршрут. Твой помощник - компас. Личное и
групповое снаряжение. Правильно уложенный рюкзак. Медицинская аптечка. Обязанности в
походном лагере.
Тема № 2. Средства и способы страховки. Вязка узлов.
Занятие 5.2 – 2 часа. Средства и способы страховки. Виды узлов и способы их
связывания.
Тема № 3. Техника пешего туризма. Установка палатки. Разведение костра.
Занятие 5.3 – 4 часа. Виды и способы жизнеобеспечения человека. Снаряжение и
имущество туриста. Маршрутная карта. Компас. Переправа. Ночлег в лесу. Типы костров и
способы их разведения. Виды узлов и способы их связывания. Отработка умения быстро
устанавливать палатку.
Тема № 4. Преодоление препятствий и преград.
Занятие 5.4 – 2 часа. Виды препятствий и преград и способы их преодоления.
Отработка навыков умений и навыков преодоления различных препятствий.
Тема № 5. Ориентирование на местности.
Занятие 5.5 – 2 часа. Виды и способы ориентирования на местности. Способы
выживания в экстремальных условиях . Топографические знаки. Топографические карты.
Тема № 6. Определение азимута на предмет.
Занятие 5.6 – 2 часа. Виды и способы ориентирования по местным предметам.
Отработка навыков по овладению способами ориентирования, определения азимута на
предмет.
Тема № 7. Определение высоты и расстояния.
Занятие 5.7 – 2 часа. Виды и способы ориентирования. Отработка навыков
определения высоты, ширины удалённого объекта, расстояние до него.
Тема № 8. Туристические навыки. Практические тренировки.
Занятие 5.8 – 6 часов. Работа с топографическими картами. Ориентирование на
местности (заданное направление). Ориентирование по солнцу. Движение по азимутам.
Переправа по верёвке с перилами. Укладка бревна и переправа по нему. Преодоление
«мышеловки». Организация бивака, разведение костра. Оказание первой медицинской
помощи и транспортировка пострадавшего. Определение высоты и ширины удалённого
объекта и расстояния до него. Передвижение в населённом пункте с соблюдением правил
дорожного движения.
Физическая подготовка
Учебные цели:
Способствовать укреплению здоровья и повышению устойчивости организма к
воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Развивать основные физические
качества: быстроту, силу, выносливость, координацию, гибкость. Подготовить к сдаче
нормативов
по
физической
подготовке.
Воспитывать
волю,
смелость,
дисциплинированность, стремление к более высоким спортивным достижениям.
В результате изучения раздела программы «Физическая подготовка» члены клуба
должны
знать:
- значение двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека;
- влияние факторов внешней среды на организм человека;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

- правила и способы
планирования индивидуальных занятий различной
направленности;
уметь:
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
- преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия без опоры и с опорой,
преодолевать рекомендованную в комплексной программе полосу препятствий;
- выполнять акробатические упражнения;
- подтягиваться на перекладине;
- метать различные по весу и форме снаряды на дальность и на меткость;
- выполнять скоростной бег;
- играть в подвижные и спортивные игры;
- лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног;
- проводить учебную схватку в одном из видов единоборств;
- демонстрировать и применять в спортивной игре или в процессе выполнения
специально-комплексного упражнения основные технико-тактические действия.
Содержание раздела «Физическая подготовка»
Тема № 1. Разминка.
Занятие 6.1 – 4 часа. Составление комплекса упражнений с учётом индивидуальных
особенностей организма. Отработка упражнений комплекса.
Тема № 2. Развитие выносливости.
Занятие 6.2 – 5 часов. Разминка. Длительный бег, бег с препятствиями и на месте.
Отжимания, подтягивание на перекладине, наклоны туловища, приседания. Прыжки в
длину и высоту. Метание различных по массе и форме снарядов на дальность и на меткость.
Подвижные игры.
Тема № 3. Развитие силы.
Занятие 6.3 – 5 часов. Разминка. Подтягивание, отжимания, наклоны туловища,
приседания с весом отягощения. Упражнение тела в висе. Комплекс упражнений со штангой,
гирями, гантелями, эспандером. Прыжки, многоскоки , метания, перетягивание каната,
лазание по канату, «Удочка», эстафеты. Преодоление полосы препятствий.
Тема № 4. Развитие координационных способностей.
Занятие 6.4 – 4 часа. Разминка. Метание в цель различных предметов, прыжки в цель.
Точность дифференцирования, воспроизведения и оценки движений различными частями
тела. Бег и прыжки через скамейки, обручи, мячи. Бег по лабиринту. Прыжки через барьеры
Ведение мяча по линии, в заданном и изменяющемся ритме. Стойка на одной ноге
«Ласточка». Ходьба и бег по узкой опоре. Удержание палки на руке, ноге. Подвижные игры,
эстафеты, игровые упражнения
Тема № 5. Акробатические упражнения.
Занятие 6.5 – 5 часов. Разминка. Ритмическая гимнастика. Строевой шаг. Кувырок
вперёд, назад, стойка на лопатках. Группировки. Перекаты. Перевороты. Парные
упражнения. Упражнения на параллельных и разновысоких брусьях. Упражнение на бревне,
низкой перекладине. Перелезание через гимнастического коня.
Тема № 6. Спортивные игры.
Занятие 6.6 – 8 часов. Разминка. Отработка техники игры в волейбол, баскетбол,
футбол.
Тема № 7. Рукопашный бой.
Занятие 6.7 – 17 час. Отработка приёмов рукопашного боя. Удары рукой и нагой.
Защитные действия. Болевые приёмы. Броски. Освобождение от захватов противника.
Обезоруживание противника.
Медико-санитарная подготовка
Учебные цели:
Помочь приобрести необходимые знания и термины для понимания угрожающих
жизни состояний. Научить владеть тактикой оказания помощи при несчастных случаях.

Упражнять в практическом использовании полученных знаний и навыков в конкретных
ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.
В результате изучения раздела программы «Медико-санитарная подготовка» и
получения практических навыков члены клуба должны
знать:
- классификация ран и их причины;
- характеристику различных видов кровотечений и их причины;
- правила и технику остановки кровотечений;
- симптомы солнечного удара, виды ожогов;
- клиническая смерть, искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца;
- характеристику перевязочного материала;
- правила наложения стерильных повязок;
- как оказать первую медицинскую помощь при поражении радиоактивными
отравляющими веществами;
уметь:
- оказать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, переломах,
ожогах, солнечном ударе, при поражении радиоактивными и отравляющими веществами;
- накладывать стерильную повязку на любую часть тела;
- обездвиживать повреждённую часть тела;
- делать искусственную вентиляцию лёгких, непрямой массаж сердца;
- переносит пострадавших;
- оказывать неотложную помощь в любых ситуациях, не теряться при этом.
Содержание раздела «Медико-санитарная подготовка»
Тема № 1. Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при
ранениях.
Занятие 7.1 – 2 часа. Характеристика различных видов ран и их причин. Отработка
навыков оказания первой медицинской помощи при ранениях.
Тема № 2. Виды кровотечений и их характеристика.
Занятие 7.2 – 1 час. Характеристика различных видов кровотечений и их причины.
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.
Тема № 3. Правила и техника остановки кровотечений.
Занятие 7.3 – 3 часа.
Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие
артерии, сгибание конечностей). Отработка навыков оказания первой медицинской помощи
при кровотечении.
Тема № 4. Понятие о переломах. Первая медицинская помощь при переломах.
Занятие 7.4 – 2 часа. Характеристика различных видов переломов. Отработка навыков
оказания первой медицинской помощи при переломах.
Тема № 5. Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе.
Занятие 7.5 – 2 часа. Симптомы солнечного удара. Виды ожогов. Отработка навыков
оказания первой медицинской помощи при ожогах и солнечном ударе.
Тема № 6. Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания. Непрямой
массаж сердца и искусственная вентиляция лёгких.
Занятие 7.6 – 2 часа. Правила оказания первой медицинской помощи при клинической
смерти. Отработка на муляже навыков оказания помощи пострадавшему с искусственной
вентиляцией лёгких и не прямым массажем сердца.
Тема № 7. Способы переноски пострадавших.
Занятие 7.7 – 3 часа. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Транспортная иммобилизация. Отработка навыков по переноске пострадавших.
Тема № 8. Правила наложения стерильных повязок.
Занятие 7.8 – 3 часа. Перевязочные средства. Характеристика перевязочных
материалов. Отработка навыков наложения повязок на верхнюю и нижнюю конечности.
Отработка навыков наложения повязок на голову и туловище и способов обездвиживания
повреждённой части тела.

Тема № 9. Первая медицинская помощь при поражении радиоактивными и
отравляющими веществами.
Занятие 7.9 – 2 часа. Действие, виды, поражающие факторы радиоактивных и
отравляющих веществ. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при
поражении радиоактивными и отравляющими веществами.
Гражданская оборона
Учебные цели:
Познакомить с основными положениями Федерального закона «О гражданской
обороне», основными понятиями и определениями, задачами Гражданской обороны,
структурой и органами управления. Познакомиться с классификацией средств
индивидуальной защиты, их назначением и принципом действия, с простейшими и
подручными средствами защиты, правилами эвакуации, устройством фильтрующего
противогаза. Отработать навыки защиты органов дыхания и кожи. Помочь уяснить
принципы действия и поражающие факторы оружия массового поражения. Учить
изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты, стрелять и преодолевать полосу
препятствий в противогазе.
В результате изучения раздела программы «Гражданская оборона» члены клуба
должны
знать:
- историю создания, предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны;
- классификацию средств индивидуальной защиты;
- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты, правила
пользования ими;
- устройство фильтрующего противогаза;
- принцип действия и поражающие факторы оружия массового поражения, способы
защиты от него;
- правила эвакуации;
уметь:
- пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты;
- стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе;
- защищать органы дыхания и кожу.
Содержание раздела «Гражданская оборона»
Тема № 1. История создания системы гражданской обороны и её задачи.
Занятие 8.1 – 1 час. История создания системы гражданской обороны. Структура и
органы управления. Основные понятия и определения гражданской обороны. Задачи,
стоящие перед гражданской обороной.
Тема № 2. Характеристика оружия массового поражения.
Занятие 8.2 – 2 часа. История появления, принципы действия и поражающие факторы
оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического). Способы
защиты от него.
Тема № 3. Средства индивидуальной защиты.
Занятие 8.3 – 1 час. Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение и
принцип действия. Простейшие и подручные средства защиты. Устройство фильтрующего
противогаза.
Тема № 4. Практические тренировки.
Занятие 8.4 – 6 часов. Правила эвакуации Отработка навыков пользования средствами
индивидуальной защиты органов дыхания ( противогаз) и кожи (ОЗК).
Изготовление простейших средств индивидуальной защиты (ватно-марлевые
повязки). Преодоление полосы препятствий в средствах индивидуальной защиты. Стрельба в
противогазе.
Ратные страницы истории и история родного края
Учебные цели:

Познакомить с Федеральным законом, установившим дни воинской славы, с днями
воинской славы, с формами увековечивания памяти воинов России. С помощью
видеофильма познакомить с видами оружия и боевой техники. Изучить Великой
Отечественной войны и Сталинградской битвы. Познакомить с историей государственных
наград за военные отличия в России. Воспитывать на примерах героев Отечества
патриотические чувства и гордость за свою Родину.
В результате изучения раздела программы «Ратные страницы истории и история
родного края» члены клуба должны
знать:
- дни Воинской славы, их историю;
- формы увековечивания памяти воинов России;
- организацию проведения дней Воинской славы;
- порядок проведения воинских ритуалов;
- виды оружия и боевой техники;
- события Великой отечественной войны и Сталинградской битвы;
- награды за военные отличия;
- героев Отечества, Сталинградской битвы, родного посёлка;
уметь:
- работать исторической литературой и документами;
- использовать исторические и географические карты;
- анализировать и соотносить исторические события и явления;
- пользоваться историческими каталогами и справочниками.
Содержание раздела «Ратные страницы истории и история родного края»
Тема № 1. Дни воинской славы.
Занятие 9.1 – 3 часа. Федеральный закон, установивший дни славы русского оружия –
дни воинской славы России. Формы увековечивания памяти воинов России. Организация
проведения дней воинской славы. Порядок проведения воинских ритуалов.
Тема № 2. Вооружение Российской армии.
Занятие 9.2 – 2 часа. Виды оружия и боевой техники. Просмотр видеофильма.
Тема № 3. История Сталинградской битвы.
Занятие 9.3 – 4 часа. История Сталинградской битвы. Героические подвиги
защитников Сталинграда. Победа под Сталинградом – коренной перелом в Великой
Отечественной войне. Герои Сталинградской битвы. Памятники, мемориалы, обелиски
воинам, защищавшим Сталинград.
Тема № 4. История Великой Отечественной войны.
Занятие 9.4 – 2 часа. История Великой Отечественной войны.
Тема № 5. Ордена и медали.
Занятие 9.5 – 1 час. История государственных наград за военные отличия в России.
Виды орденов и наград. Основные государственные награды СССР и России. Новая
наградная система (1992 г.). Герои Отечества. Ордена – почётные награды за воинские
отличия и за боевые заслуги, в военной службе.
Тема № 6. История Свердловской области.
Занятие 9.6 – 2 часа. История Свердловской области. Основные достижения.
Уральский добровольческий танковый корпус в годы Великой Отечественной войны.
История создания. Боевой путь.
Тема № 7. История родного села.
Занятие 9.7 – 9 часов. История родного посёлка. Ветераны, живущие рядом.
Операция «Забота». Благоустройство родного посёлка.
Тема № 8. Герой Советского Союза БогатырП.У..
Занятие 9.8 – 6 часов. Биография П. У. Богатыря. Поисковая работа.
Программирование беспилотных летательных аппаратов

Учебные цели: Познакомить с применением беспилотных летательных аппаратов в
военной области, учебными заведениями готовящими операторов БЛА, программированием
БЛА и практическим их применением.
Тема № 1. Применение беспилотных летательных аппаратов в военной области.
Занятие 10.1 – 1 час.
Тема № 2.Высшие учебные заведения, в которых проводится подготовка операторов
БЛА.
Занятие 10.2 – 1 час.
Тема №3.Практическое использование БЛА.
Занятие 10.3 – 33 часа
Материально-технические условия реализации программы
1. Форма одежды (камуфляж) - 25 комплектов
2. Парадная форма - 15 комплектов
3. Макет малогабаритный ММГ АК - 6 шт
4. Винтовка пневматическая - 5 шт
5. ДП-5 А - 1шт
6. Индивидуальный дозиметр - 15 комплектов
7. Магазин с учебными патронами - 3 комплекта
8. Муляж осколочной гранаты Ф-1 без УЗРГМ- 3 шт
9. Муляж осколочной гранаты РГ-42, РГД-5 – 3шт
10. Ножи спортивные для метания - 12шт
11. Канат для перетягивания - 1шт
12. Комплект спортивной одежды для рукопашного боя - 15 комплектов
13. Силовой тренажер - 1шт
14. Знамя Победы - 1шт
15. Комплект плакатов по Вооруженным силам РФ- 1шт
Литература
1.
Учебники по военной истории России, под ред. Мединского В.Р., изд.
Российское военно-историческое общество, 2018г.
2.
Общевоинские Уставы Вооруженных сил РФ, ООО «Издательство
ОМЕГА –Л», 2018г.
3.
Историческая литература о Великой Отечественной Войне, изд. Центр
истории Свердловской области под редакции А.Д. Кириллова, 2020г.
4.
Исторический сборник о 10-м гвардейском УДТК, изд. Уральский
рабочий, 2018г.
№
п\п

Раздел программы,
Тема занятий

Количество часов

Всего
1
2
Пери Пери
од
од
1.
1.1
1.2

Основы военной
службы
Почему необходима
вооружённая защита
Отечества
Внешние и внутренние

11

12

3
Пер
и
од
10

Теория
1
2
3
Пери Пери Пери
од
од
од
5

6

1
1

1

3

1
Пер
и
од
6

Практика
2
Пери
од
6

1.3
1.4

угрозы
Предназначение
Вооружённых Сил РФ
История создания
Уставов Вооружённых
Сил РФ

1
1

1.5
1.6

Устав внутренней службы
Обязанности
военнослужащих

1.7

Военнослужащие и
взаимоотношения между
ними
Суточный наряд.
Обязанности суточного
наряда

1

Воинская дисциплина,
поощрения и
дисциплинарные
взыскания
Организация караульной
службы. Обязанности
часового

1

1.8

1.9

1.10

1
1

1

1

1

1

4

1.11

Военная присяга. Клятва
клубу «Русские Витязи»

2

1.12

Воинские звания.
История воинских званий

1.13

Структура Вооружённых
Сил РФ

2

1.14

Сухопутные войска

1

1.15

1

1.16

Военно-космические
силы
Военно-морской флот

1.17

Другие рода войск

2.

Строевая подготовка

2.1

Строй и его элементы

1

1

1
1
20

10

16

5

1

1

15

1

1

1

1

9

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
3.
3.1
3.2
3.3

3.4

3.5
3.6
3.7

Обязанности
военнослужащего перед
построением и в строю
Строевая стойка и
строевые приёмы
Воинское приветствие на
месте и в движении
Строевые приёмы с
оружием
Практическая отработка
строевых приёмов
Одиночная строевая
подготовка
Строевая подготовка в
составе отделения
Огневая подготовка

Стрелковая тренировка

4.

Тактическая
подготовка
Способы передвижения
солдата в бою

4.1
4.2

Инженерная подготовка

4.3

Преодоление
естественных
препятствий
Движение в заданном
направлении в составе
отделения

4.4

1

2

2

1

1

2

1

2

20

20

16

История создания
отечественного оружия
Назначение и боевые
свойства автомата
Калашникова
Устройство, принцип
действия основных
частей и механизмов
автомата Калашникова
Устройство, принцип
действия основных
частей и механизмов
автомата Калашникова
Устройство
малокалиберной
винтовки
Правила прицеливания и
приёмы стрельбы
Разборка и сборка
автомата

3.8

1

1

1

1

5

2

4

3

19

19

1
1
1

1

1

4

4

6

3

1

2

8

5

10

10

1

4

1

1

2

1
1
1

1

5.

6.

Туристическая
подготовка
Собираясь в
туристический поход
Средства и способы
страховки. Вязка узлов
Техника пешеходного
туризма. Установка
палатки. Разведение
костра
Преодоление препятствий
и преград
Ориентирование на
местности
Определение азимута на
предмет
Определение высоты и
расстояния
Туристические навыки.
Практические тренировки
Физическая подготовка

6.1

Разминка

6.2

Развитие выносливости

2

1

6.3

Развитие силы

2

1

6.4

1

1

2

1

6.6

Развитие
координационных
способностей
Акробатические
упражнения
Спортивные игры

1

9

6.7

Рукопашный бой

15

9

7.

Медико-санитарная
подготовка

5

5

7.1

Понятие о ране,
классификация ран.
Первая медицинская
помощь при ранениях
Виды кровотечений и их
характеристика

5.1
5.2
5.3

5.4
5.5
5.6
5.7
5.8

6.5

7.2
7.3

Правила и техника
остановки кровотечений

5

8

8

5

1

1

7

1

4

1
2

1

2

1

2
25

25

20

2

2

0

23

2

1

2
6

7

8

1

23

2

3

1

1
1

7.4
7.5
7.6

7.7

Понятие о переломах.
Первая медицинская
помощь при переломах
Первая медицинская
помощь при ожогах и
солнечном ударе
Первая медицинская
помощь при остановке
сердца. Искусственная
вентиляция лёгких.
Непрямой массаж сердца
Способы переноски
пострадавших

7.8

Правила наложения
стерильных повязок

7.9

Первая медицинская
помощь при поражении
радиоактивными и
отравляющими
веществами
Гражданская оборона

8.
8.1

1
1

2

6

6

История создания
Гражданской обороны

1

Практические тренировки

9.

Ратные страницы
истории и история
родного края
Дни воинской славы

9.2

Вооружение
Российской
армии

1

1

1

1

1

1

1

2

1

5

1

Характеристика
оружия
массового
поражения
Средства
индивидуальной защиты

8.4

9.1

1

1

1

8.2

8.3

2

1

1
5
12

13

15

10

6

9

1

1

1

2

2

7
1

2

9.3

История Сталинградской
битвы

1

1

1

9.4

История Великой
Отечественной войны

1

1

1

1

9.5

Ордена и медали

1

1

9.6

История Свердловской
области

1

1

9.7

История родного села

1

9.8

Герой Советского Союза
Богатыр П. У.

2

1

1

10.

Программирование
беспилотных
летательных аппаратов

0

2

2

10.1

10.2

10.3

1
2

31

31

Применение беспилотных
летательных аппаратов
(БЛА) в военной области

1

1

1

1

Высшие учебные
заведения , в которых
проводится подготовка
операторов беспилотных
летательных аппаратов
(БЛА)
Практическое
использование
беспилотных летательных
аппаратов (БЛА)

1

1

1

1

29

29

136

136

ИТОГО

0

1

102

1
2

1

2

0

33

33

18

20

20

84

116


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».