Серовский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Филькино Приложение № 8 к ДООП МБОУ ООШ села Филькино Утверждено приказом МБОУ ООШ села Филькино от 16.08.2021г. №58 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотического клуба «Русские Витязи» Возраст обучающихся (12-16 лет) Срок обучения – 3 года Составитель: педагог дополнительного образования Кропотин Николай Георгиевич г. Серов, 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Русские Витязи» модифицированная. Составлена на основе авторской программы Носенко С.П. Актуальность. В настоящее время успех развития общества в решающей мере зависит от настроя людей, от их готовности способствовать движению вперёд, от их самоотдачи во имя благополучия своей страны, от уровня сформированности у них патриотических чувств. Основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодёжь – будущее любого современного общества. Вместе с тем, патриотизм ещё не стал объединяющей основой общества. Тревогу вызывает равнодушие молодого поколения к ветеранам войны и труда, их слабое физическое развитие, случаи вандализма. Направленность программы. Направленность: социально – педагогическая. По содержанию она является военнопатриотической, по функциональному назначению – учебно – познавательной, досуговой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – трёхгодичной. Программа имеет следующие разделы: основы военной службы, строевая подготовка, огневая подготовка, туристическая подготовка, тактическая подготовка, медико санитарная подготовка, гражданская оборона, ратные страницы истории, программирование беспилотных летательных аппаратов Цели и задачи программы: 1.Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, верности Отечеству. 2.Воспитание готовности к службе в армии. 3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края. 4.Физическое развитие и формирование здорового образа жизни. 5.Способствовать воспитанию гражданственности и нравственности, высокой ответственности, патриотических чувств. Педагогическая целесообразность. Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые выражаются: В принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность); В формах и методах обучения (активное, дифференцированное); В методах контроля (тесты, соревнования); В средствах обучения (тренажёры, макеты оружия, таблицы, плакаты, видеофильмы, книги). Теория всегда подкрепляется практикой. Возраст детей участвующих в реализации программы от 12 до 16 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Срок реализации образовательной программы 3 года. Формы занятий: Фронтальная; Групповая; Индивидуальная. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую деятельность. Режим занятий: два раза в неделю по два часа. Ожидаемые результаты. По окончанию обучения воспитанник должен знать: Основные составляющие здорового образа жизни; Ратные страницы истории Отечества; Строй отделения и порядок управления им; Правила оказания первой медицинской помощи; Средства индивидуальной защиты; Устройство автомата Калашникова. Должен уметь: Выполнять строевые приёмы на месте и в движении; Ориентироваться на местности и двигаться по азимуту; Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; Выполнять неполную разборку и сборку ММГ АК- 74. Способы проверки освоения программы: Выполнение нормативов; Тестирование; Зачётные занятия. Продолжительность учебных периодов - 4 учебные четверти. Сроки и продолжительность обучения и каникул определяется ежегодно в соответствии календарного учебного графика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Филькино. Календарные периоды образовательной деятельности (четвертей) в учебных неделях и рабочих днях: Ч етверть I II II I I V Начало 01.09.2 021 08.11.2 021 10.01.2 022 28.03.2 022 Оконча ние 29.10.2 021 29.12.2 021 18.03.2 022 30.05.2 022 Кол-во учебных недель 8 недель и 3 дня Кол-во рабочих дней 43 7 недель и 3 дня 38 9 недель и 2 дня 47 8 недель и 2 дня 42 Содержание разделов Основы военной службы Учебные цели: Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уяснить роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности, помочь проникнуться чувством уважения к Вооружённым Силам РФ. В результате изучения раздела программы должны знать: - необходимость вооружённой защиты Отечества в связи с внешней и внутренней угрозой; - предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации; - историю создания уставов Вооружённых сил России; - Устав внутренней службы; - обязанности военнослужащих; - воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания; - военная присяга, содержание клятвы клуба «Русские Витязи»; - историю воинских званий; - структуру Вооружённых Сил России. уметь: - оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; - поддерживать уставной воинский порядок; - различать рода и виды войск; - применять требования общевоинских уставов при выполнении общих обязанностей военнослужащих; - точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении внутренней и караульной служб; - чётко произносить клятву клуба «Русские Витязи». Содержание раздела «Основы военной службы» Тема № 1. Почему необходима вооружённая защита Отечества. Занятие 1.1 – 1 час. Родина и её национальная безопасность. Сферы Вооружённых Сил (оборона страны, защита и охрана государственной границы РФ в воздушном пространстве и подводной среде защита на суше и на море), Федеральный закон «Об обороне» и организация обороны РФ. Тема № 2. Внешние и внутренние военные угрозы. Занятие 1.2 – 1 час. Угроза национальной безопасности России. Локальные войны и конфликты, обязательства Вооружённых Сил России по участию в миротворческих операциях по поддержанию мира, Военная доктрина, обеспечивающая ядерное содержание, военные аспекты международного военного права. Тема № 3. Предназначение Вооружённых Сил РФ. Занятие 1.3 – 1 час. Статья 10 «Об обороне». Вооружённые Силы РФ – государственная организация, составляющая основу оборону страны. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами. Тема № 4. История создания уставов вооружённых сил России. Занятие 1.4 – 1 час. История возникновения военных уставов, их общее предназначение и структура. Устав Вооружённых Сил России – это свод законов воинской службы. Тема № 5. Устав внутренней службы. Занятие 1.5 – 1 час. Содержание устава, его предназначения и структура. Тема № 6. Обязанности военнослужащих. Занятие 1.6 – 1 час. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Тема № 7. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Занятие 1.7 – 1 час. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчинённые, старшие и младшие. Тема № 8. Суточный наряд. Обязанности суточного наряда. Занятие 1.8 – 4 часа. Суточный наряд роты, его состав. Подчинённость и обязанности дневального по роте. Тренировка в выполнении обязанностей дневального по роте. Тема № 9. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. Занятия 1.9 – 3 часа. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Порядок применения поощрений. Поощрения, применяемые к солдатам. Правила поведения командира отделения, взвода, роты. Порядок дисциплинарных взысканий. Ответственность военнослужащих за нарушения российских законов. Тема № 10. Организация караульной службы. Обязанности часового. Занятие 1.10 – 4 часа. Основные положения Устава гарнизонной и караульной служб. Обязанности часового. Тема № 11. Военная присяга. Клятва клубу «Русские Витязи». Занятие 1.11 – 3 часа. Военная присяга – клятва воина на верность родине. Текст, смысл и значение Военной присяги для военнослужащих. Ритуал привидения к присяге. Текст, смыл и значение клятвы клуба «Русские Витязи» для членов клуба. Ритуал приведения к клятве. Тема № 12. Воинские звания. История воинских званий. Занятие 1.12 – 1 час. История воинских званий. Воинские звания и порядок их присвоения, военная форма одежды. Тема № 13. Структура Вооружённых Сил РФ. Занятие 1.13 – 1 час. Структура Вооружённых Сил России, виды Вооружённых Сил и рода войск. Тема № 14. Сухопутные войска. Занятие 1.14 – 2 часа. Сухопутные войска(Мотострелковые, танковые, ракетные, противовоздушной обороны, авиация). История их создания, предназначение. Тема № 15. Военно-космические силы. Занятие 1.15 – 1 час. Военно-космические Силы, история их создания, предназначение. Роды авиации (бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные, транспортные). Войска ПВО (зенитно-ракетные, радиотехнические, авиация противовоздушной обороны). Тема № 16. Военно-морской флот. Занятие 1.16 – 1 час. Военно-морской флот, история создания, предназначение. Рода Вооружённых Сил Военно – морского флота (подводные, надводные, морская авиация, береговые ракетно-артиллерийские, морская пехота). Тема № 17. Другие рода войск. Занятие 1.17 – 3 часа. Другие виды Вооружённых сил и рода войск (РВСН, пограничные, внутренние войска МВД, железнодорожные, войска правительственной связи и информации (ФАПСИ), войска гражданской обороны, воздушно-десантные, тыл Вооружённых сил, специальные), история создания и предназначение. Строевая подготовка Учебные цели: Выработать умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы и действия в составе отделений, взводов. Выработка строевой выправки, подтянутости и выносливости. Подготовить подразделения к слаженным действиям в различных строях. Воспитывать дисциплинированность, любовь к традициям Вооружённых Сил, патриотические чувства. В результате изучения раздела программы «Строевая подготовка» и получения практических навыков должны знать: - положения Строевого устава Вооружённых Сил РФ в соответствии с его служебным подразделением; уметь: - выполнять обязанности командиров перед строем и в строю; - уверенно выполнять строевые приёмы на месте и в движении, без оружия и с оружием; - отдавать воинскую честь; - выходить и становиться в строй; - подходить к начальнику и отходить от него; - правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке; - организовывать и методически грамотно проводить занятия по строевой подготовке с личным составом отделения. Содержание раздела «Строевая подготовка» Тема № 1. Строй и его элементы. Занятие 2.1 – 1 час. Основные положения Строевого устава России. Строй и его элементы. Тема № 2. Обязанности военнослужащего перед строем и в строю. Занятие 2.2 – 1 час. Выход из строя. Подход и отход от начальника. Тема № 3. Строевая стойка и строевые приёмы. Занятие 2.3 – 2 часа. Строевая стойка. Выполнение команд «Смирно», «Вольно». Повороты на месте и в движении. Движение походным и строевым шагом. Тема № 4. Воинское приветствие на месте и в движении. Занятие 2.4 – 2 часа. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и отход от него. Возвращение в строй. Тема № 5. Строевые приёмы с оружием. Занятие 2.5 – 4 часа. Строевая стойка и выполнение строевых приёмов с оружием на месте. Повороты на месте и в движении с оружием. Тема № 6. Практическая отработка строевых приёмов. Занятие 2.6 – 5 часов. Строевая стойка. Выполнение команд становись «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (надеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом, повороты в движении. Тема № 7. Одиночная строевая подготовка. Занятие 2.7 -5 часов. Строевая стойка. Выполнение команд. Повороты на месте и в движении. Движение походным и строевым шагом. Тема № 8. Строевая подготовка в составе отделения. Занятие 2.8 – 10 часов. Строи отделения. Развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выполнение команд. Повороты на месте и в движении. Огневая подготовка Учебные цели: Обучить умелому использованию оружия в различных условиях боевой обстановки. Познакомить с правилами обращения с оружием, его свойствами, назначением, устройством и неполной разборкой. Научить производству меткого выстрела из автомата из положения, лёжа по целям, расположенным на известных дальностях. Привить навыки по уходу и сбережению автомата. Дать первоначальные понятия о явлении выстрела и закономерностях полёта пули в воздухе. Воспитывать дисциплинированность, внимательность, смелость. В результате изучения раздела программы «Огневая подготовка» члены клуба должны знать: - основы и правила стрельбы из стрелкового оружия в различных условиях; - боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения; - содержание и порядок приведения стрелкового оружия в различных условиях; - боевые возможности и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к боевому применению; - правила хранения, эксплуатации, сбережения оружия; - основные положения курса стрельб, меры безопасности при обращении с оружием. уметь: - готовить оружие к стрельбе; - вести стрельбу из него по неподвижным целям в соответствии с приёмами и правилами; - анализировать результаты стрельбы; - корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела; - организовать и методически правильно проводить занятия по огневой подготовке с личным составом отделения; - выполнять нормативы и соблюдать меры безопасности. Содержание раздела «Огневая подготовка» Тема № 1. История создания отечественного оружия. Занятие 3.1 – 1 час. История создания отечественного оружия и его назначение. Тема № 2. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Занятие 3.2 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство основных частей и механизмов автомата. Принцип работы автомата Калашникова. Тема № 3. Устройство, принцип действий основных частей и механизмов автомата Калашникова. Занятие 3.3 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство АКМ. Работа частей и механизмов АКМ. Работа частей и механизмов при стрельбе. Тема № 4. Устройство, принцип действия основных частей и механизмов пневматической винтовки. Занятие 3.4 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство пневматической винтовки. Работа частей и механизмов при стрельбе. Тема № 5. Устройство мелкокалиберной винтовки. Занятие 3.5 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство мелкокалиберной винтовки. Работа частей и механизмов при стрельбе. Тема № 6. Правила прицеливания и приёмы стрельбы. Занятие 3.6 – 2 часа. Тренировка в удержании автомата, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Выбор прицела и точки прицеливания. Изготовка к стрельбе лёжа. Меры безопасности при обращении с оружием. Тема № 7. Разборка и сборка автомата. Занятие 3.7 – 10 часов. Порядок неполной разборки автомата. Тренировка в разборке и сборке автомата. Уход за оружием, его хранение и сбережение. Тема № 8. Стрелковая тренировка. Занятие 3.8 – 13 часов. Тренировка по технике стрельбы. Стрельба по неподвижным целям. Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Пробивное и убойное действие пули. Прямой выстрел. Образование траектории. Отдача оружия и угол вылета пули. Тактическая подготовка Учебные цели: Помочь приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельных действий в бою в любое время года и на различной местности. Учить тактически правильно использовать местность, быстро передвигаться на поле боя, сноровисто преодолевать различные препятствия, быстро окапываться, умело применять своё оружие, проявлять инициативу и находчивость. Морально-боевые качества. В результате изучения раздела программы «Тактическая подготовка» члены клуба должны знать: - теорию боя; - средства и способы страховки; - устройство компаса; - ориентирование карты по компасу; - движение по азимутам; -способы передвижения солдат в бою; - топографическую карту; уметь: - перебегать, переползать по-пластунски, на получетвереньках, на боку; - преодолевать естественные преграды; - двигаться по азимуту в заданном направлении; - ориентироваться на местности; - определять высоту и расстояние; - пользоваться страховкой; - преодолевать препятствия и преграды; - быстро окапываться; - применять оружие. Содержание раздела «Тактическая подготовка» Тема № 1. Способы передвижения солдат в бою. Занятие 4.1 – 2 часа. Способы передвижения солдат в бою. Действия солдата в бою. Перебежки, переползание по-пластунски, на полу - четвереньках, на боку. Теория боя. Тема № 2. Инженерная подготовка. Занятие 4.2 – 3 часа. Устройство и оборудование одиночных окопов. Укрытие солдат на поле боя в обороне. Отрывка одиночного окопа для стрельбы лёжа. Тема № 3. Преодоление естественных препятствий. Занятие 4.3 -5 часов. Подъём и спуск с использованием перил. Преодоление оврага по бревну с помощью шеста. Преодоление водных препятствий по параллельным верёвкам. Естественные и искусственные точки страховки. Тема № 4. Движение в заданном направлении в составе отделения. Занятие 4.4 – 2 часа. Старт команды. Движение по азимуту в заданном направлении. Финиш команды. Подведение итогов. Туристическая подготовка Учебные цели: Помочь приобрести туристические навыки. Познакомить со средствами и способами страховки, техникой пешего туризма, вязкой узлов, установкой палатки, ориентирование на местности, движение по азимуту, устройством компаса. Учить пользоваться топографическими картами, ориентироваться по солнцу, определять высоту, ширину объекта и расстояние до него. Воспитывать собранность и выносливость. Формировать навыки по спасению человека в экстремальной ситуации. В результате изучения раздела программы «Туристическая подготовка» должны знать: - способы выживания в экстремальных условиях; - технику пешеходного туризма; - средства и способы страховки; - устройство компаса и способ его применения; - ориентирование карты по компасу; - топографические знаки; - движение по азимутам; - обязанности в походном лагере; уметь: - ориентироваться на местности; - вязать узлы; - устанавливать палатку; - разводить костер разными способами; - определять азимут на предмет; - «читать» топографические карты; - определять высоту, ширину объекта и расстояние до него; - пользоваться страховкой; - преодолевать препятствия и преграды. Содержание раздела «Туристическая подготовка» Тема № 1. Собираясь в туристический поход. Занятие 5.1 – 1 час. Туристический маршрут. Твой помощник - компас. Личное и групповое снаряжение. Правильно уложенный рюкзак. Медицинская аптечка. Обязанности в походном лагере. Тема № 2. Средства и способы страховки. Вязка узлов. Занятие 5.2 – 2 часа. Средства и способы страховки. Виды узлов и способы их связывания. Тема № 3. Техника пешего туризма. Установка палатки. Разведение костра. Занятие 5.3 – 4 часа. Виды и способы жизнеобеспечения человека. Снаряжение и имущество туриста. Маршрутная карта. Компас. Переправа. Ночлег в лесу. Типы костров и способы их разведения. Виды узлов и способы их связывания. Отработка умения быстро устанавливать палатку. Тема № 4. Преодоление препятствий и преград. Занятие 5.4 – 2 часа. Виды препятствий и преград и способы их преодоления. Отработка навыков умений и навыков преодоления различных препятствий. Тема № 5. Ориентирование на местности. Занятие 5.5 – 2 часа. Виды и способы ориентирования на местности. Способы выживания в экстремальных условиях . Топографические знаки. Топографические карты. Тема № 6. Определение азимута на предмет. Занятие 5.6 – 2 часа. Виды и способы ориентирования по местным предметам. Отработка навыков по овладению способами ориентирования, определения азимута на предмет. Тема № 7. Определение высоты и расстояния. Занятие 5.7 – 2 часа. Виды и способы ориентирования. Отработка навыков определения высоты, ширины удалённого объекта, расстояние до него. Тема № 8. Туристические навыки. Практические тренировки. Занятие 5.8 – 6 часов. Работа с топографическими картами. Ориентирование на местности (заданное направление). Ориентирование по солнцу. Движение по азимутам. Переправа по верёвке с перилами. Укладка бревна и переправа по нему. Преодоление «мышеловки». Организация бивака, разведение костра. Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего. Определение высоты и ширины удалённого объекта и расстояния до него. Передвижение в населённом пункте с соблюдением правил дорожного движения. Физическая подготовка Учебные цели: Способствовать укреплению здоровья и повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Развивать основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, координацию, гибкость. Подготовить к сдаче нормативов по физической подготовке. Воспитывать волю, смелость, дисциплинированность, стремление к более высоким спортивным достижениям. В результате изучения раздела программы «Физическая подготовка» члены клуба должны знать: - значение двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека; - влияние факторов внешней среды на организм человека; - основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; - правила и способы планирования индивидуальных занятий различной направленности; уметь: - соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений; - преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия без опоры и с опорой, преодолевать рекомендованную в комплексной программе полосу препятствий; - выполнять акробатические упражнения; - подтягиваться на перекладине; - метать различные по весу и форме снаряды на дальность и на меткость; - выполнять скоростной бег; - играть в подвижные и спортивные игры; - лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног; - проводить учебную схватку в одном из видов единоборств; - демонстрировать и применять в спортивной игре или в процессе выполнения специально-комплексного упражнения основные технико-тактические действия. Содержание раздела «Физическая подготовка» Тема № 1. Разминка. Занятие 6.1 – 4 часа. Составление комплекса упражнений с учётом индивидуальных особенностей организма. Отработка упражнений комплекса. Тема № 2. Развитие выносливости. Занятие 6.2 – 5 часов. Разминка. Длительный бег, бег с препятствиями и на месте. Отжимания, подтягивание на перекладине, наклоны туловища, приседания. Прыжки в длину и высоту. Метание различных по массе и форме снарядов на дальность и на меткость. Подвижные игры. Тема № 3. Развитие силы. Занятие 6.3 – 5 часов. Разминка. Подтягивание, отжимания, наклоны туловища, приседания с весом отягощения. Упражнение тела в висе. Комплекс упражнений со штангой, гирями, гантелями, эспандером. Прыжки, многоскоки , метания, перетягивание каната, лазание по канату, «Удочка», эстафеты. Преодоление полосы препятствий. Тема № 4. Развитие координационных способностей. Занятие 6.4 – 4 часа. Разминка. Метание в цель различных предметов, прыжки в цель. Точность дифференцирования, воспроизведения и оценки движений различными частями тела. Бег и прыжки через скамейки, обручи, мячи. Бег по лабиринту. Прыжки через барьеры Ведение мяча по линии, в заданном и изменяющемся ритме. Стойка на одной ноге «Ласточка». Ходьба и бег по узкой опоре. Удержание палки на руке, ноге. Подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения Тема № 5. Акробатические упражнения. Занятие 6.5 – 5 часов. Разминка. Ритмическая гимнастика. Строевой шаг. Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках. Группировки. Перекаты. Перевороты. Парные упражнения. Упражнения на параллельных и разновысоких брусьях. Упражнение на бревне, низкой перекладине. Перелезание через гимнастического коня. Тема № 6. Спортивные игры. Занятие 6.6 – 8 часов. Разминка. Отработка техники игры в волейбол, баскетбол, футбол. Тема № 7. Рукопашный бой. Занятие 6.7 – 17 час. Отработка приёмов рукопашного боя. Удары рукой и нагой. Защитные действия. Болевые приёмы. Броски. Освобождение от захватов противника. Обезоруживание противника. Медико-санитарная подготовка Учебные цели: Помочь приобрести необходимые знания и термины для понимания угрожающих жизни состояний. Научить владеть тактикой оказания помощи при несчастных случаях. Упражнять в практическом использовании полученных знаний и навыков в конкретных ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи. В результате изучения раздела программы «Медико-санитарная подготовка» и получения практических навыков члены клуба должны знать: - классификация ран и их причины; - характеристику различных видов кровотечений и их причины; - правила и технику остановки кровотечений; - симптомы солнечного удара, виды ожогов; - клиническая смерть, искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца; - характеристику перевязочного материала; - правила наложения стерильных повязок; - как оказать первую медицинскую помощь при поражении радиоактивными отравляющими веществами; уметь: - оказать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, солнечном ударе, при поражении радиоактивными и отравляющими веществами; - накладывать стерильную повязку на любую часть тела; - обездвиживать повреждённую часть тела; - делать искусственную вентиляцию лёгких, непрямой массаж сердца; - переносит пострадавших; - оказывать неотложную помощь в любых ситуациях, не теряться при этом. Содержание раздела «Медико-санитарная подготовка» Тема № 1. Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях. Занятие 7.1 – 2 часа. Характеристика различных видов ран и их причин. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ранениях. Тема № 2. Виды кровотечений и их характеристика. Занятие 7.2 – 1 час. Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях. Тема № 3. Правила и техника остановки кровотечений. Занятие 7.3 – 3 часа. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечностей). Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечении. Тема № 4. Понятие о переломах. Первая медицинская помощь при переломах. Занятие 7.4 – 2 часа. Характеристика различных видов переломов. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при переломах. Тема № 5. Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе. Занятие 7.5 – 2 часа. Симптомы солнечного удара. Виды ожогов. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ожогах и солнечном ударе. Тема № 6. Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания. Непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция лёгких. Занятие 7.6 – 2 часа. Правила оказания первой медицинской помощи при клинической смерти. Отработка на муляже навыков оказания помощи пострадавшему с искусственной вентиляцией лёгких и не прямым массажем сердца. Тема № 7. Способы переноски пострадавших. Занятие 7.7 – 3 часа. Правила и способы транспортировки пострадавших. Транспортная иммобилизация. Отработка навыков по переноске пострадавших. Тема № 8. Правила наложения стерильных повязок. Занятие 7.8 – 3 часа. Перевязочные средства. Характеристика перевязочных материалов. Отработка навыков наложения повязок на верхнюю и нижнюю конечности. Отработка навыков наложения повязок на голову и туловище и способов обездвиживания повреждённой части тела. Тема № 9. Первая медицинская помощь при поражении радиоактивными и отравляющими веществами. Занятие 7.9 – 2 часа. Действие, виды, поражающие факторы радиоактивных и отравляющих веществ. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при поражении радиоактивными и отравляющими веществами. Гражданская оборона Учебные цели: Познакомить с основными положениями Федерального закона «О гражданской обороне», основными понятиями и определениями, задачами Гражданской обороны, структурой и органами управления. Познакомиться с классификацией средств индивидуальной защиты, их назначением и принципом действия, с простейшими и подручными средствами защиты, правилами эвакуации, устройством фильтрующего противогаза. Отработать навыки защиты органов дыхания и кожи. Помочь уяснить принципы действия и поражающие факторы оружия массового поражения. Учить изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты, стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе. В результате изучения раздела программы «Гражданская оборона» члены клуба должны знать: - историю создания, предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны; - классификацию средств индивидуальной защиты; - назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты, правила пользования ими; - устройство фильтрующего противогаза; - принцип действия и поражающие факторы оружия массового поражения, способы защиты от него; - правила эвакуации; уметь: - пользоваться средствами индивидуальной защиты; - изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты; - стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе; - защищать органы дыхания и кожу. Содержание раздела «Гражданская оборона» Тема № 1. История создания системы гражданской обороны и её задачи. Занятие 8.1 – 1 час. История создания системы гражданской обороны. Структура и органы управления. Основные понятия и определения гражданской обороны. Задачи, стоящие перед гражданской обороной. Тема № 2. Характеристика оружия массового поражения. Занятие 8.2 – 2 часа. История появления, принципы действия и поражающие факторы оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического). Способы защиты от него. Тема № 3. Средства индивидуальной защиты. Занятие 8.3 – 1 час. Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение и принцип действия. Простейшие и подручные средства защиты. Устройство фильтрующего противогаза. Тема № 4. Практические тренировки. Занятие 8.4 – 6 часов. Правила эвакуации Отработка навыков пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания ( противогаз) и кожи (ОЗК). Изготовление простейших средств индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки). Преодоление полосы препятствий в средствах индивидуальной защиты. Стрельба в противогазе. Ратные страницы истории и история родного края Учебные цели: Познакомить с Федеральным законом, установившим дни воинской славы, с днями воинской славы, с формами увековечивания памяти воинов России. С помощью видеофильма познакомить с видами оружия и боевой техники. Изучить Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы. Познакомить с историей государственных наград за военные отличия в России. Воспитывать на примерах героев Отечества патриотические чувства и гордость за свою Родину. В результате изучения раздела программы «Ратные страницы истории и история родного края» члены клуба должны знать: - дни Воинской славы, их историю; - формы увековечивания памяти воинов России; - организацию проведения дней Воинской славы; - порядок проведения воинских ритуалов; - виды оружия и боевой техники; - события Великой отечественной войны и Сталинградской битвы; - награды за военные отличия; - героев Отечества, Сталинградской битвы, родного посёлка; уметь: - работать исторической литературой и документами; - использовать исторические и географические карты; - анализировать и соотносить исторические события и явления; - пользоваться историческими каталогами и справочниками. Содержание раздела «Ратные страницы истории и история родного края» Тема № 1. Дни воинской славы. Занятие 9.1 – 3 часа. Федеральный закон, установивший дни славы русского оружия – дни воинской славы России. Формы увековечивания памяти воинов России. Организация проведения дней воинской славы. Порядок проведения воинских ритуалов. Тема № 2. Вооружение Российской армии. Занятие 9.2 – 2 часа. Виды оружия и боевой техники. Просмотр видеофильма. Тема № 3. История Сталинградской битвы. Занятие 9.3 – 4 часа. История Сталинградской битвы. Героические подвиги защитников Сталинграда. Победа под Сталинградом – коренной перелом в Великой Отечественной войне. Герои Сталинградской битвы. Памятники, мемориалы, обелиски воинам, защищавшим Сталинград. Тема № 4. История Великой Отечественной войны. Занятие 9.4 – 2 часа. История Великой Отечественной войны. Тема № 5. Ордена и медали. Занятие 9.5 – 1 час. История государственных наград за военные отличия в России. Виды орденов и наград. Основные государственные награды СССР и России. Новая наградная система (1992 г.). Герои Отечества. Ордена – почётные награды за воинские отличия и за боевые заслуги, в военной службе. Тема № 6. История Свердловской области. Занятие 9.6 – 2 часа. История Свердловской области. Основные достижения. Уральский добровольческий танковый корпус в годы Великой Отечественной войны. История создания. Боевой путь. Тема № 7. История родного села. Занятие 9.7 – 9 часов. История родного посёлка. Ветераны, живущие рядом. Операция «Забота». Благоустройство родного посёлка. Тема № 8. Герой Советского Союза БогатырП.У.. Занятие 9.8 – 6 часов. Биография П. У. Богатыря. Поисковая работа. Программирование беспилотных летательных аппаратов Учебные цели: Познакомить с применением беспилотных летательных аппаратов в военной области, учебными заведениями готовящими операторов БЛА, программированием БЛА и практическим их применением. Тема № 1. Применение беспилотных летательных аппаратов в военной области. Занятие 10.1 – 1 час. Тема № 2.Высшие учебные заведения, в которых проводится подготовка операторов БЛА. Занятие 10.2 – 1 час. Тема №3.Практическое использование БЛА. Занятие 10.3 – 33 часа Материально-технические условия реализации программы 1. Форма одежды (камуфляж) - 25 комплектов 2. Парадная форма - 15 комплектов 3. Макет малогабаритный ММГ АК - 6 шт 4. Винтовка пневматическая - 5 шт 5. ДП-5 А - 1шт 6. Индивидуальный дозиметр - 15 комплектов 7. Магазин с учебными патронами - 3 комплекта 8. Муляж осколочной гранаты Ф-1 без УЗРГМ- 3 шт 9. Муляж осколочной гранаты РГ-42, РГД-5 – 3шт 10. Ножи спортивные для метания - 12шт 11. Канат для перетягивания - 1шт 12. Комплект спортивной одежды для рукопашного боя - 15 комплектов 13. Силовой тренажер - 1шт 14. Знамя Победы - 1шт 15. Комплект плакатов по Вооруженным силам РФ- 1шт Литература 1. Учебники по военной истории России, под ред. Мединского В.Р., изд. Российское военно-историческое общество, 2018г. 2. Общевоинские Уставы Вооруженных сил РФ, ООО «Издательство ОМЕГА –Л», 2018г. 3. Историческая литература о Великой Отечественной Войне, изд. Центр истории Свердловской области под редакции А.Д. Кириллова, 2020г. 4. Исторический сборник о 10-м гвардейском УДТК, изд. Уральский рабочий, 2018г. № п\п Раздел программы, Тема занятий Количество часов Всего 1 2 Пери Пери од од 1. 1.1 1.2 Основы военной службы Почему необходима вооружённая защита Отечества Внешние и внутренние 11 12 3 Пер и од 10 Теория 1 2 3 Пери Пери Пери од од од 5 6 1 1 1 3 1 Пер и од 6 Практика 2 Пери од 6 1.3 1.4 угрозы Предназначение Вооружённых Сил РФ История создания Уставов Вооружённых Сил РФ 1 1 1.5 1.6 Устав внутренней службы Обязанности военнослужащих 1.7 Военнослужащие и взаимоотношения между ними Суточный наряд. Обязанности суточного наряда 1 Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания Организация караульной службы. Обязанности часового 1 1.8 1.9 1.10 1 1 1 1 1 1 4 1.11 Военная присяга. Клятва клубу «Русские Витязи» 2 1.12 Воинские звания. История воинских званий 1.13 Структура Вооружённых Сил РФ 2 1.14 Сухопутные войска 1 1.15 1 1.16 Военно-космические силы Военно-морской флот 1.17 Другие рода войск 2. Строевая подготовка 2.1 Строй и его элементы 1 1 1 1 20 10 16 5 1 1 15 1 1 1 1 9 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 Обязанности военнослужащего перед построением и в строю Строевая стойка и строевые приёмы Воинское приветствие на месте и в движении Строевые приёмы с оружием Практическая отработка строевых приёмов Одиночная строевая подготовка Строевая подготовка в составе отделения Огневая подготовка Стрелковая тренировка 4. Тактическая подготовка Способы передвижения солдата в бою 4.1 4.2 Инженерная подготовка 4.3 Преодоление естественных препятствий Движение в заданном направлении в составе отделения 4.4 1 2 2 1 1 2 1 2 20 20 16 История создания отечественного оружия Назначение и боевые свойства автомата Калашникова Устройство, принцип действия основных частей и механизмов автомата Калашникова Устройство, принцип действия основных частей и механизмов автомата Калашникова Устройство малокалиберной винтовки Правила прицеливания и приёмы стрельбы Разборка и сборка автомата 3.8 1 1 1 1 5 2 4 3 19 19 1 1 1 1 1 4 4 6 3 1 2 8 5 10 10 1 4 1 1 2 1 1 1 1 5. 6. Туристическая подготовка Собираясь в туристический поход Средства и способы страховки. Вязка узлов Техника пешеходного туризма. Установка палатки. Разведение костра Преодоление препятствий и преград Ориентирование на местности Определение азимута на предмет Определение высоты и расстояния Туристические навыки. Практические тренировки Физическая подготовка 6.1 Разминка 6.2 Развитие выносливости 2 1 6.3 Развитие силы 2 1 6.4 1 1 2 1 6.6 Развитие координационных способностей Акробатические упражнения Спортивные игры 1 9 6.7 Рукопашный бой 15 9 7. Медико-санитарная подготовка 5 5 7.1 Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях Виды кровотечений и их характеристика 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 6.5 7.2 7.3 Правила и техника остановки кровотечений 5 8 8 5 1 1 7 1 4 1 2 1 2 1 2 25 25 20 2 2 0 23 2 1 2 6 7 8 1 23 2 3 1 1 1 7.4 7.5 7.6 7.7 Понятие о переломах. Первая медицинская помощь при переломах Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе Первая медицинская помощь при остановке сердца. Искусственная вентиляция лёгких. Непрямой массаж сердца Способы переноски пострадавших 7.8 Правила наложения стерильных повязок 7.9 Первая медицинская помощь при поражении радиоактивными и отравляющими веществами Гражданская оборона 8. 8.1 1 1 2 6 6 История создания Гражданской обороны 1 Практические тренировки 9. Ратные страницы истории и история родного края Дни воинской славы 9.2 Вооружение Российской армии 1 1 1 1 1 1 1 2 1 5 1 Характеристика оружия массового поражения Средства индивидуальной защиты 8.4 9.1 1 1 1 8.2 8.3 2 1 1 5 12 13 15 10 6 9 1 1 1 2 2 7 1 2 9.3 История Сталинградской битвы 1 1 1 9.4 История Великой Отечественной войны 1 1 1 1 9.5 Ордена и медали 1 1 9.6 История Свердловской области 1 1 9.7 История родного села 1 9.8 Герой Советского Союза Богатыр П. У. 2 1 1 10. Программирование беспилотных летательных аппаратов 0 2 2 10.1 10.2 10.3 1 2 31 31 Применение беспилотных летательных аппаратов (БЛА) в военной области 1 1 1 1 Высшие учебные заведения , в которых проводится подготовка операторов беспилотных летательных аппаратов (БЛА) Практическое использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) 1 1 1 1 29 29 136 136 ИТОГО 0 1 102 1 2 1 2 0 33 33 18 20 20 84 116