Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Филькино Утверждена приказом МБОУ ООШ села Филькино от 16.08.2021г. №58 Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (для 1-4 классов) (приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 МБОУ ООШ села Филькино) г. Серов 2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Задачами учебного предмета являются: накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др. развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника. развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Задачи учебного предмета 1 класса: формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; определение характера и содержания музыкальных произведений; узнавание музыкальных инструментов и их звучание (труба, баян, гитара) пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); правильное формирование при пении гласных звуков и отчётливое произношение согласных звуков в конце и середине слов; умение различать песню, танец, марш; умение передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом); умение определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (весёлые, грустные и спокойные). Задачи учебного предмета 2 класса: накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); умение различать высокие и низкие, долгие и короткие звуки; узнавание музыкальных инструментов и их звучание (орган, арфа, флейта); умение определять характер и содержание музыкальных произведений; умение исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль. Задачи учебного предмета 3 класса: развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся; узнавание музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка); умение распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог; умение воспроизводить хорошо знакомую песнюв сопровождении инструмента. Задачи учебного предмета 4 класса: развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; знание современных детских песен для самостоятельного исполнения; 2 знание и понимание значения динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо); узнавание народных музыкальных инструментов и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас - балалайка); умение петь хором, выполняя требования художественного исполнения; умение ясно и чётко произносить слова в песнях подвижного характера; умение исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; умение различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. Образовательные технологии: информационная, игровая, коммуникационная, здоровьесберегающая и др. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты включают: 1 класс формирование представления о себе; формирование представлений о собственных возможностях; овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве; формирование положительной мотивации к занятиям различными видами музыкальной деятельности; осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; 2 класс осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; 3 класс осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка; формирование социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, чувств; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; 4 класс осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; адекватная самооценка собственных музыкальных способностей; начальные навыки реагирования на изменения социального мира; сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни. Формирование базовых учебных действий 3 Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированости. Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие доступных для понимания ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель − класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; 4 устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Предметные результаты: 1 класс Минимальный: смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя; выполнение специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя; эмоциональное восприятие разных по характеру произведения; различение характера музыки (веселая, грустная); умение различать динамические особенности музыки (громкая, тихая); использование элементарных навыков игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан) с помощью учителя; хоровое исполнение знакомых песен вместе с учителем. Достаточный: смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно); развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения; различение характера музыки (веселая, грустная; умение различать динамические особенности музыки (громкая, тихая); овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан) с помощью учителя; умение пропевать короткие попевки на одном дыхании. умение слаженно петь в группе и петь индивидуально. 2 класс Минимальный: смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя; выполнение специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя; эмоциональное восприятие разных по характеру произведения; дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие) в знакомых произведениях (используются образы медведя, птички и др.); различение характера музыки (веселая, грустная); умение различать динамические особенностями музыки (громкая, тихая); использование элементарных навыков игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан); хоровое исполнение знакомых песен вместе с учителем. Достаточный: 5 смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно); развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения; дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие); различение характера музыки (веселая, грустная); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен, барабан); умение отчетливо произносить текст; умение пропевать короткие попевки на одном дыхании; умение слаженно петь в группе и петь индивидуально. 3 класс Минимальный: смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя); развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения; дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие); различение характера музыки (веселая, грустная); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен, барабан); умение пропевать короткие попевки на одном дыхании; умение петь в группе и петь индивидуально в сопровождении педагога. Достаточный: умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога; смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно; исполнение специальных упражнений слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно); развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения; дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие); различение характера музыки (веселая, грустная); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан); умение отчетливо произносить текст, понимать его смысл; умение пропевать короткие попевки на одном дыхании. 4 класс Минимальный: умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная); умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более длинную фразу; умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание; исполнение специальных ритмических упражнений; умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента вместе с педагогом; умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе; 6 умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога; умение передавать словами внутреннее содержание различных музыкальных жанров; умение петь мягко, напевно. Достаточный: умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная), уметь провести разминочную часть вместо учителя; умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более длительных фразах, распределять равномерно; умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание; исполнение специальных ритмических упражнений; умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента; умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе; умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога; стремление выступить на концерте; уметь спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; умение прочувствовать и понять и передать словами внутреннее содержание музыкального произведения; умение выбрать из предложенного музыкального материала то, что больше нравиться. Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата: I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Слушание музыки. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: Наблюдение за демонстрациями учителя. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: Работа с музыкальными инструментами (бубен, барабан и др.). Пение в группе и индивидуально. Игра на музыкальных инструментах. Приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. Формы организации учебных занятий. Основная форма проведения: урок. 2. Содержание учебного предмета Содержание учебного предмета «Музыка» на I этапе обучения (1 -4-е классы) состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, игра на шумовых инструментах. 1 класс Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: овладение умением спокойно слушать музыку; 7 развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; пение коротких попевок на одном дыхании; получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие); элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник, ложки и др.). Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. 2 класс Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: овладение умением спокойно слушать музыку; развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; знакомство с певческим дыханием пение коротких попевок на одном дыхании; развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): Игра на шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник, ложки и др.). Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. 3 класс Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. 8 Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр). Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; развитие умения выдерживать ритмический рисунок произведения с сопровождением учителя; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие понимания содержания песни на мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): Игра на шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник, ложки и др.). Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. 4 класс Восприятие музыки: Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. 9 Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.). Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение коротких попевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; 10 развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие понимания содержания песни на основе характера ее с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2. получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano); развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник, ложки и др.). Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. 3. Тематическое планирование № п/п Тема урока Кол – во часов 1 класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Звучащий мир вокруг нас. Музыкальные жанры. Песня. Части песни. Музыкальные жанры. Колыбельная. Музыкальные жанры. Танец. Музыкальные жанры. Марш. Повторение по теме «Музыкальные жанры». Природа в музыке. Осень. Повторение по теме «Природа в музыке. Осень». Изучение новой песни. Изучение новой песни. Как появляется музыка? Средства музыкальной выразительности: динамические оттенки. Средства музыкальной выразительности: темп. Повторение по теме «Средства музыкальной выразительности» 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 2 2 1 11 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39 40. 41. 42. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12-13 14 15 16 17 18 19 Высокие и низкие звуки. Короткие и долгие звуки. Повторение по теме «Высокие и низкие звуки. Короткие и долгие звуки» Природа в музыке. Зима. Повторение по теме «Природа в музыке. Зима» Изучение новой песни. Музыкальные портреты людей. Повторение по теме «Музыкальные портреты людей». Настроения и чувства в музыке. Повторение по теме «Настроения и чувства в музыке». Природа в музыке. Весна. Повторение по теме «Природа в музыке. Весна.» Изучение новой песни. Детские музыкальные инструменты: бубен, маракасы. Детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан. Игра на детских музыкальных инструментах. Изучение новой песни. Изучение новой песни. Музыкальные инструменты: металлофон. Музыкальные инструменты: флейта. Музыкальные инструменты. Труба. Музыкальные инструменты. Скрипка. Музыкальные инструменты: гитара. Музыкальные инструменты: арфа. Повторение по теме «Музыкальные инструменты». Природа в музыке. Лето. Повторение по теме «Природа в музыке. Лето». ИТОГО 2 класс «Песни моего детства» - 15ч. «Гимн России» «Мелодия» «Россия – Родина моя» «Что мы знаем о музыке?» «Музыка вокруг нас» «Звучащие картины» «Вечерняя сказка. Колыбельная» Обобщающий урок первой четверти «Веселые песни» «Эти разные песни» «Поэт, художник, композитор» «Здравствуй, зимушка-зима» «Разыграй песню о зиме» Обобщающий урок второй четверти «Веселые нотки» - 19ч. «Край, в котором ты живешь» «Мы – музыканты» «Зауральская сторонушка» «Эти разные танцы» 1 1 1 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 3 2 66ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 12 20-21 22 23 24 25 26 27-28 29-30 31-32 33 34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 «Музыка в народном стиле» «Музыкальная грамота» «Гори, гори ясно» «Музыкальные портреты» «В концертном зале. Музыкальное впечатление (С. Рахманинов)» Обобщающий урок третей четверти «Песенка-чудесенка (П.И. Чайковский «Немецкая песенка»)» «У каждого свой инструмент. Разыграй песню» «Ничего на свете лучше нету» Обобщающий урок четвертой четверти Заключительный урок-концерт Итого 3 класс «Музыка в жизни человека» - 9 часов Вводный урок. Повторение песен за 1- 2 класс. Повторение раздела «Музыкальная грамота» за 1-2 класс. Связь музыки с жизнью людей. Роль музыки в трудовой жизни людей, отдыхе. Роль музыки в трудовой жизни людей, отдыхе. Русская народная сказка «Теремок». Русская народная сказка «Теремок». Русская народная сказка «Теремок». Обобщающий урок по теме «Музыка в жизни человека». «Музыка моего народа» - 10 часов Интонационное своеобразие народной музыки — распевность на нескольких звуках одного слога. Русские народные инструменты (ложки, балалайка и др.) Главные признаки русской музыки. Части песни (запев, припев, вступление, заключение). Части песни (запев, припев, вступление, заключение). Закрепление интереса к музыке различного характера, умение высказываться о ней. Поем любимые песни. Музыкальная игра «Бояре» Урок-концерт «Песни моего народа» Повторение темы «Музыка моего народа». «Элементы музыкальной речи» - 8 часов Понятия темп и ритм. Ритмический рисунок. В стране мультипультия «До, ре, ми» Просмотр и обсуждение мультфильма Нотная грамота. Ноты, стан, скрипичный ключ. Лад. Мажор. Минор. Элементы музыкальной речи. Лад. А.Дворжак «Юмореска». Плавное и отрывистое звучание мелодии. С.Рахманинов «Итальянская полька». Обобщение темы «Элементы музыкальной речи» «Музыкальные коллективы» - 7 часов Музыкальные инструменты и их звучание: арфа, орган, флейта. Музыкальный коллектив – ансамбль. (ДУЭТ), (ТРИО) 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 34 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 30 31 32 33-34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32-34 Музыкальный коллектив – ансамбль. (КВАРТЕТ) Музыкальный коллектив – ансамбль. (ВИА) Музыкальный коллектив – хор. К.Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок». Обобщающий уроки за год по разделу «Музыкальная грамота». Итого 4 класс «Музыка и мы» - 9 часов Вводный урок. Повторение песенного материала за 3 класс. Повторение нотной грамоты за 3 класс. Одиночные музыкальные инструменты. Арфа, орган, фортепиано. Инструментальный ансамбль. Вокальный ансамбль. Одиночные музыкальные инструменты. Арфа, орган, фортепиано. Хореографический ансамбль. Вокально-инструментальный ансамбль Обобщение темы «Ансамбли» «Песня – душа человека» - 9 часов Песня– душа человека. Мелодия. Композиторы детям. Кто сочиняет музыку? Можем ли мы понять музыку без слов? Композиторы детям. Песни о Родине. В музыкальном театре. Мастерство исполнителя. Развитие умения исполнять песни под фонограмму. Развитие умения исполнять песню одновременно с фонограммой. Развитие умения исполнять песню одновременно с фонограммой. Обобщение темы «Песня – душа человека» «Марш, танец и песня – основа всей музыки» - 9 часов Марши разных характеров (военный, спортивный). Марши разных характеров (праздничный, шуточный). Марш разных характеров (траурный). Танцы разных характеров (полька, полонез). Танцы разных характеров (полька, полонез, вальс). Танцы разных характеров (танго, хоровод). Народные песни разных характеров Современные песни разных характеров Обобщающий урок «Марш, танец и песня – основа всей музыки» Тема «Многофункциональность музыки» - 7 часов Представление о многофункциональности музыки. Спортивная музыка. Музыка для релаксации и отдыха. Развлекательная музыка. Урок – обобщение«Вспоминаем знакомые песни». Урок-концерт «До свиданья, начальная школа» Итого 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 34 14