29.11.2021
Переход выпускников начальной
школы на следующую ступень обучения совпадает с началом младшего подросткового
возраста, поэтому многие трудности пятиклассников обусловлены возрастными
особенностями младших подростков.
В
этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка,
растет потребность в самоутверждении, формируется характер.
Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего
подростка:
1.
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
2. повышенная утомляемость;
3. стремление обзавестись верным другом;
4. стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом
коллективе;
5. повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил" в
классе;
6. стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
7. отсутствие авторитета возраста;
8. отвращение к необоснованным запретам;
9. восприимчивость к промахам учителей;
10. переоценка своих возможностей, реализация которых
предполагается в отдаленном будущем;
11. отсутствие адаптации к неудачам;
12. отсутствие адаптации к положению "худшего";
13. тенденция предаваться мечтаниям;
14. боязнь осквернения мечты;
15. ярко выраженная эмоциональность;
16. требовательность к соответствию слова делу;
17. повышенный интерес к спорту;
18. увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и
киноискусством.
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
ПЯТИКЛАССНИКА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ:
· удовлетворенность ребенка процессом обучения;
· ребенок легко справляется с
программой;
· степень самостоятельности
ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи
взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
· удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
·
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
·
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
·
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить
внимание на другие темы.
·
нежелания выполнять домашние задания.
·
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
·
жалобы на те или иные события, связанные со школой.
·
беспокойный сон.
·
трудности утреннего пробуждения, вялость.
ЧЕМ РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ
ПЯТИКЛАШКЕ?
·
Первое
условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
·
Создавайте
условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника
непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет
ответственность.
·
Несмотря
на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со
стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых
требованиях школьной жизни.
·
Для
пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес
учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком
причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
·
Пятикласснику
уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать
потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить
свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
·
Помогите
ребенку выучить имена новых учителей.
·
Если
вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться
и обсудить это с классным руководителем или психологом.
·
Основными
помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и
понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ...
Психолог
Т. Васильева советует не наказывать ребенка и не ругать:
·
когда он болен, испытывает какие-либо
недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима,
реакция непредсказуема; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во
время работы;
·
сразу после физической или душевной травмы
(падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача,
недоразумение или конфликт), пусть даже в этой травме или неудаче виноват
только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;
·
когда
не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с
подвижностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, прилагая
искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность,
бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность – короче,
во всех случаях, когда что-либо не получается;
·
когда
внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам
непонятны или сомнительны;
·
когда
мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то
своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не
взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда
несправедлив.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.11.2021
Дата обновления: 29.11.2021
Дата публикации: 29.11.2021