ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (советы родителям первоклассников)
15.11.2021
Один из переломных момента, которые ребенок проходит в
процессе обучения в школе: это поступление в первый класс.
Период
адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит
от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер
взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень
сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной
жизни.
Немаловажным
фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем
больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок
адаптируется к новым условиям.
Нередко
родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему
часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него
уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период
первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде,
учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите
ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при
распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.
Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или
"всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте
именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Первая
учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу
установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь
в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни
пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться
вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших
разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна )
методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества
перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно,
ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
От учителя
зависит и то, какой сосед по парте "достанется" вашему ребенку. Это -
немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно
поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может
быть, это ваше дитя мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили
непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом
возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том,
что умение уважать другого, когда тот работает - очень ценное умение.
Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью.
Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию "моя хата с
краю", - кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение
между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворенность
ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает
неуверенности и страхов.
2. Насколько легко ребенок
справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а
ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в
трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не
сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
3. Если программа сложная,
да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не
является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя
откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в
другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
4. Очень важно на первых
порах вселить в школьника уверенность в успех,
не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"),
иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
5. Признак успешной
адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных
заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить
задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают"
ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к
совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше
сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
6.Самым важным признаком
того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его
удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.
Успехов Вам и Вашему ребенку!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2021
Дата обновления: 21.11.2021
Дата публикации: 15.11.2021