МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация Серовского муниципального округа
МБОУ ООШ села Филькино
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель
педагогического совета
Директор
________________________
А.С. Русских
________________________
Приказ № 47
от «29» 08 2025 г.
А.Г. Бакирова
Протокол № 8
от «28» 08 2025 г.
Модуль
«Легкая атлетика»
для 2- 3 классов
Серов
2025 г.
Пояснительная записка модуля «Легкая атлетика»
Модуль «Легкая атлетика» (далее – модуль по легкой атлетике, легкая атлетика) на
уровне начального общего образования разработан с целью оказания методической
помощи учителю физической культуры в создании рабочей программы по учебному
предмету «Физическая культура» с учетом современных тенденций в системе образования
и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов обучения по
различным видам спорта.
Легкая атлетика дает возможность развивать все физические (двигательные)
качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, координацию, с учетом сенситивных
периодов развития детей. Занятия легкой атлетикой являются общедоступными благодаря
разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми
можно заниматься практически повсеместно и в любое время года.
Виды легкой атлетики имеют большое оздоровительное, воспитательное и
прикладное значение, так как владение основами техники бега, прыжков и метаний
является жизненно необходимыми навыками каждого человека. Легкоатлетические
дисциплины играют важную роль в общефизической подготовке спортсменов
практически во всех видах спорта. Беговые виды легкой атлетики, как средство
закаливания, оказывают положительное влияние на иммунную систему организма
человека, повышают выносливость и устойчивое состояние организма к воздействию
низких температур, простудным заболеваниям.
Целью изучения модуля «Легкая атлетика» является обучение основам
легкоатлетических дисциплин (бега, прыжков и метаний) как базовому жизненно
необходимому навыку, формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и
социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия
физической культурой и спортом с использованием средств легкой атлетики.
Задачами изучения модуля «Легкая атлетика» являются:
всестороннее гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объема их
двигательной активности;
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их
организма, обеспечение культуры безопасного поведения средствами легкой атлетики;
формирование технических навыков бега, прыжков, метаний и умения применять
их в различных условиях;
формирование общих представлений о различных видах легкой атлетики, их
возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и
физической подготовке обучающихся;
обучение основам техники бега, прыжков и метаний, безопасному поведению на
занятиях на стадионе (спортивной площадке), в легкоатлетическом манеже, в спортивном
зале, при проведении соревнований по кроссу и различным эстафетам, отдыхе на природе,
в критических ситуациях;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта средствами
различных видов легкой атлетики с общеразвивающей и корригирующей
направленностью;
воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами легкой
атлетики, в том числе, для самореализации и самоопределения;
развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного
интереса к предмету «Физическая культура», удовлетворение индивидуальных
потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами
различных видов легкой атлетики; популяризация легкой атлетики в
общеобразовательных организациях, привлечение обучающихся, проявляющих
повышенный интерес и способности к занятиям различными видами легкой атлетики в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; выявление, развитие и
поддержка одаренных детей в области спорта.
Место и роль модуля «Легкая атлетика».
Модуль «Легкая атлетика» доступен для освоения всем обучающимся, независимо
от уровня их физического развития и пола и расширяет спектр физкультурно-спортивных
направлений в общеобразовательных организациях.
Интеграция модуля по легкой атлетике поможет обучающимся в освоении
содержательных компонентов и модулей по гимнастике, самбо, плаванию, подвижным и
спортивным играм, а также в освоении программ в рамках внеурочной деятельности,
дополнительного образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке
обучающихся к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов
к труду и обороне» (ГТО) и участию в спортивных соревнованиях.
Содержание модуля «Легкая атлетика»
Знания о легкой атлетике.
Простейшие сведения из истории возникновения и развития легкой атлетики.
Виды легкой атлетики (бег, прыжки, метания, спортивная ходьба).
Простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике (бег, прыжки,
метания). Игры и развлечения при проведении занятий по легкой атлетике.
Словарь терминов и определений по легкой атлетике.
Общие сведения о размерах стадиона и легкоатлетического манежа.
Занятия легкой атлетикой (бегом) как средство укрепления здоровья, закаливания
организма человека и развития физических качеств.
Режим дня при занятиях легкой атлетикой.
Правила личной гигиены во время занятий легкой атлетикой.
Правила безопасного поведения при занятиях легкой атлетикой на стадионе, в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале) и на местности.
Форма одежды для занятий различными видами легкой атлетики. Способы
самостоятельной деятельности.
Первые внешние признаки утомления во время занятий легкой атлетикой.
Способы самоконтроля за физической нагрузкой.
Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде (легкоатлетической
экипировки) для занятий различными видами легкой атлетики.
Режим дня юного легкоатлета.
Выбор и подготовка места для занятий легкой атлетикой на стадионе, вне стадиона,
в легкоатлетическом манеже (спортивном зале).
Правила использования спортивного инвентаря для занятий различными видами
легкой атлетики.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих, специальных и имитационных
упражнений для занятий различными видами легкой атлетики.
Организация и проведение подвижных игр с элементами бега, прыжков и метаний во
время активного отдыха и каникул.
Тестирование уровня физической подготовленности в беге, прыжках и метаниях.
Физическое совершенствование.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения в различных видах
легкой атлетики.
Упражнения на развитие физических качеств, характерных для различных видов
легкой атлетики.
Подвижные игры с элементами различных видов легкой атлетики (на стадионе, в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале): игры, включающие элемент соревнования и
не имеющие сюжета; игры сюжетного характера; командные игры; беговые эстафеты;
сочетание беговых и прыжковых дисциплин; сочетание беговых видов и видов метаний;
сочетание прыжков и метаний; сочетание бега, прыжков и метаний.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения для начального
обучения основам техники бега, прыжков и метаний.
Основы соревновательной деятельности в различных видах легкой атлетики,
построенной по принципу эстафет в различных видах легкой атлетики с сочетанием
элементов бега, прыжков и метаний.
Тестовые упражнения по оценке физической подготовленности в легкой атлетике.
Участие в соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
Содержание модуля «Легкая атлетика» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
через достижения российских спортсменов через достижения отечественных
легкоатлетов;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и
взаимодействия в достижении общих целей при совместной деятельности на принципах
доброжелательности и взаимопомощи;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных
целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам в
решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности по легкой атлетике;
проявление готовности соблюдать правила индивидуального и коллективного
безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и
чрезвычайных ситуациях при занятии легкой атлетикой;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности средствами легкой атлетики;
понимание установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств и способов ее осуществления; умение планировать,
контролировать и оценивать учебные действия, собственную деятельность, распределять
нагрузку и отдых в процессе ее выполнения, определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную
оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о
распределении функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности, оценка
собственного поведения и поведения окружающих;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
способность организации самостоятельной деятельности с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий видами
легкой атлетики;
способность выделять и обосновывать эстетические признаки в физических
упражнениях, двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и осанки,
сравнивать их с эталонными образцами;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
понимание роли и значении занятий легкой атлетикой для укрепления здоровья,
закаливания и развития физических качеств;
сформированность знаний по истории возникновения и развития легкой атлетики;
сформированность представлений о различных видах бега, прыжков и метаний, их
сходстве и различиях, простейших правилах проведения соревнований по легкой
атлетикой;
сформированность навыков: безопасного поведения во время тренировок и
соревнований по легкой атлетике и в повседневной жизни, личной гигиены при занятиях
легкой атлетикой;
умение составлять и выполнять самостоятельно простейшие комплексы
общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений для занятий различными
видами легкой атлетики;
способность выполнять технические элементы легкоатлетических упражнений (бег,
прыжки, метания);
умение организовывать и проводить подвижные игры, эстафеты с элементами
легкой атлетики во время активного отдыха и каникул;
умение определять внешние признаки утомления во время занятий легкой
атлетикой, особенно в беговых видах;
способность выполнять тестовые упражнения по физической подготовленности в
беге, прыжках и метаниях.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой
темы
Тематическое планирование для 2 класса
№
п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Обучение технике бега
3
0,5
2,5
2
Обучение технике прыжка в
длину с разбега способом
«согнув ноги»
8
0,5
7,5
3
Обучение технике прыжка в
высоту с разбега способом
«перешагивание»
6
0,5
5,5
4
Обучение технике метания
малого мяча
7
0,5
6.5
5
Подвижные игры и эстафеты
10
0,5
9,5
Итого
34
2,5
31,5
Тематическое планирование для 2 класса.
№
занятия
1
Темы
Характеристика
деятельности
учащихся
Вводный инструктаж по охране труда. Обучить технике Соблюдать охрану
бега в медленном и быстром темпе. Подвижная игра труда
«вызов номеров»
2
Обучить прямолинейному бегу и бегу с изменением
направлений движений Подвижная игра «Мы веселые
ребята»
правильно
выполнять
упражнения
3
Эстафета.
Работать в группах
4
Подвижная игра «Мяч соседу»
Работать в группах
5
Обучить технике прыжка в длину с места. Подвижная
игра «Пятнашки»
правильно
выполнять
упражнения
6
Обучить устойчивому и мягкому приземлению после
прыжка в высоту до 60-70см. Подвижная игра «День,
ночь»
правильно
выполнять
упражнения
7
Эстафета
Работать в группах
8
Обучить технике отталкивания с небольшого разбега в
прыжках в длину. Подвижная игра «Волк во рву»
Работать в парах
9
10
Соревнования по прыжкам с места.
Контролировать
свое самочувствие
Обучить перешагиванию через препятствие с места и в Развивать
ходьбе Подвижная игра «Выбивалы»
координацию
движений
11
Обучить основам техники прыжка в высоту с разбега
способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега
Подвижная игра «Выбивалы»
правильно
выполнять
упражнения
12
Подвижная игра «Выбивалы»
Развивать ловкости
13
Обучить основам техники прыжка в высоту с разбега
способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега
Подвижная игра «Птички на дереве»
правильно
выполнять
упражнения
14
Подвижная игра «Попрыгунчики и воробушки»
Закрепить технику метания малого мяча с места
способом «из-за спины через плечо» из и.п.- стоя лицом
в направлении метания на дальность и заданное
расстояние Подвижная игра «Перемена мест»
Закрепить технику метания малого мяча с места
способом «из-за спины через плечо» из и.п.- стоя лицом
в направлении метания на дальность и
заданное расстояние Подвижная игра
Подвижная игра «Перемена мест»
Работать в группах
18
Закрепить умение метать малый мяч в горизонтальную и
вертикальную цель с расстояния 4-5 метров.
правильно
выполнять
упражнения
19
Закрепить умение метать малый мяч в горизонтальную и
вертикальную цель с расстояния 4-5 метров.
правильно
выполнять
упражнения
20
Работать в группах
21
Прямолинейная эстафета
Обучить прямолинейному бегу и бегу с изменением
направлений движений Подвижная игра «Мы веселые
ребята»
22
Обучить технике прыжка в длину с места. Подвижная
игра «Пятнашки»
правильно
выполнять
упражнения
23
Эстафета круговая
Работать в группах
24
Обучить основам техники прыжка в высоту с разбега
способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега
Подвижная игра «Выбивалы»
правильно
выполнять
упражнения
25
Правильно
выполнять
упражнения
26
Обучить основам техники прыжка в высоту с разбега
способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега
Подвижная игра «Выбивалы»
Соревнования по прыжкам в высоту
27
Обучить технике отталкивания с небольшого разбега в
Правильно
15
16
17
правильно
выполнять
упражнения
Работать в группах
Работать в группах
Работать в группах
Учиться выполнять
обязанности судьи
прыжках в длину. Подвижная игра «Волк во рву»
выполнять
упражнения
28
Соревнования по прыжкам в длину.
Учиться выполнять
обязанности судьи
29
Подвижная игра «День, ночь»
Развивать
координацию
движений
30
Закрепить технику метания малого мяча с места
правильно
выполнять
упражнения
31
Закрепить технику метания малого мяча с места
правильно
выполнять
упражнения
32
Соревнования по метанию мяча
Учиться выполнять
обязанности судьи
34
Подвижная игра «Выбивалы»
Развивать ловкость
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой
темы
Тематическое планирование для 3 класса
№
п/п
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Обучение технике бега
3
0,5
2,5
2
Обучение технике прыжка в
длину с разбега способом «согнув
ноги»
8
0,5
7,5
3
Обучение технике прыжка в
высоту с разбега способом
«перешагивание»
6
0,5
5,5
4
Обучение технике метания
малого мяча
7
0,5
6.5
5
Подвижные игры и эстафеты
10
0,5
9,5
Итого
34
2,5
31,5
Тематическое планирование для 3 класса.
№
занятия
Темы
Характеристика
деятельности
учащихся
1
Вводный инструктаж по охране труда.
ускорением. Подвижная игра «Ловишки»
Бег
с Соблюдать охрану
труда
2
Техника высокого старта. Подвижная игра «Знамя»
Технически
правильно
выполнять
упражнения
3
Техника стартового разгона. Линейные эстафеты.
Технически
правильно
выполнять
упражнения
4
Подвижные игры с элементами легкой атлетики.
Работать в группах
5
Прыжки в длину с места. Подвижная игра «Два
мороза»
Технически
правильно
выполнять
упражнения
6
Устойчивое приземление после прыжка в высоту до
60см. Подвижная игра «День, ночь»
Технически
правильно
выполнять
упражнения
7
Техника отталкивания в прыжке в длину с разбега.
Игры по выбору.
Работать в группах
8
Техника прыжка в длину способом «согнув ноги» с
небольшого разбега. Подвижная игра «Волк во рву»
Работать в парах
9
Соревнования по прыжкам с места.
Контролировать свое
самочувствие
10
Перешагивание через препятствие с места и в ходьбе. Развивать
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
координацию
движений
11
Техника прыжка в высоту с разбега способом
«перешагивание» с 3 шагов разбега. Подвижные игры
по выбору.
Технически
правильно
выполнять
упражнения
12
Подвижная игры и эстафеты.
Развивать ловкости
13
Техника прыжка в высоту с разбега способом
«перешагивание» с 3-5 шагов разбега. Подвижная игра
«Птички на дереве»
Технически
правильно
выполнять
упражнения
14
Подвижные игры с элементами прыжков.
Техника метания малого мяча с места способом «из-за
спины через плечо». Подвижные игры с элементами
метания.
Работать в группах
15
16
17
Технически
правильно
выполнять
упражнения
Техника метания малого мяча с местаиз и.п.- стоя лицом Работать в группах
в направлении метания.Эстафеты.
Подвижные игры и эстафеты.
Работать в группах
18
Метание малого мяча в горизонтальную с расстояния 56 метров.
Технически
правильно
выполнять
упражнения
19
Метание малого мяча в вертикальную цель с расстояния
5-6 метров.
Технически
правильно
выполнять
упражнения
20
Прямолинейная эстафета с этапами до 25 метров.
Техника бега с изменением направления движений.
Подвижная игра «Пятнашки»
Работать в группах
22
Прыжок в длину с места. Подвижная игра «Волк во
рву»
Технически
правильно
выполнять
упражнения
23
Техника эстафетного бега.
Работать в группах
24
Техника прыжка в высоту с разбега способом
«перешагивание» с 3 шагов разбега.
Технически
правильно
выполнять
21
Работать в группах
упражнения
Техника прыжка в высоту с разбега способом
«перешагивание» с 3-5 шагов разбега. Подвижные игры
по выбору.
Технически
правильно
выполнять
упражнения
Соревнования по прыжкам в высоту.
Выполнять
обязанности судьи
Техника отталкивания с небольшого разбега в прыжках
в длину. Подвижная игра «Пятнашки»
Технически
правильно
выполнять
упражнения
28
Соревнования по прыжкам в длину.
Выполнять
обязанности судьи
29
Встречные эстафеты с этапами до 20 метров.
Развивать
координацию
движений
30
Техника метания малого мяча с места на дальность.
Технически
правильно
выполнять
упражнения
31
Техника метания малого мяча с места на заданное
расстояние.
Технически
правильно
выполнять
упражнения
32
Соревнования по метанию мяча на дальность.
Выполнять
обязанности судьи
34
Подвижные игры и эстафеты.
Развивать ловкость
25
26
27