Рабочая программа АОП НОО НОДА 6.2. Изобразительное искусство

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО
Председатель
педагогического совета
________________________
Бакирова А.Г
Приказ №11 от « 29 »
августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Кропотина Н.Г.
Приказ №42 от «30» августа
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
вариант 6-2, 2 класс

г. Серов 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на уровне начального
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО
(вариант 6.2), установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для
обучающихся с НОДА, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-

нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Содержание обучения.
Виды художественной деятельности
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных:
общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа
в соответствии с поставленными задачами.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание
формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека
и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон —
сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и
его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном
искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на
стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в
России (с учётом местных условий).
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, тёмное и светлое, т.д.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и

художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм
линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и
рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства.
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время
года, суток, в различную погоду. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь
черепахи, домик улитки и т.д.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Художественное конструирование и оформление
помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Овладение основами художественной
грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание
моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками
лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирование основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и
пр.);
- умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в
социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним
собственное эмоционально-оценочное отношение;
- овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного
искусства.
Количество часов для реализации программы
5 лет-168 часов
1кл.(1 год)
1кл.(2 год)
Кол-во часов 1
1
в неделю
Всего недель 33
33
Всего часов 33
33

2 кл.
1

3кл.
1

4кл.
1

34
34

34
34

34
34

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье,
Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений,
национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к
эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих
поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию
мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для
работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное
искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для
создания красивых вещей или их украшения.
— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
— уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
— сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
— овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
— умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
— овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
— использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т.д.;
— умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
— знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
— знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
— понимание образной природы искусства;
— эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
— применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
— способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
— умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
— усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона;
— умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
— способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
— способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
— умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
— освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
— овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
— умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
— умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою

самобытную художественную культуру;
— изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
— умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
— способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
— умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества
для современного общества;
— выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
— умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Методы, формы и средства контроля
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных
работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного
оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении
итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают
коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует
лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому
ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения
изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации,
умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
В 1 –х классах первого и второго года обучения отметки не выставляются.
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее
характерное.
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает
между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт
в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной
целью урока.
Используемые технологии.
Планируется в преподавании предмета использование следующих педагогических
технологий:
 технологии личностно ориентированного обучения;
 технологии полного усвоения;
 технологии обучения на основе решения задач;
 технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
 технологии проблемного обучения;
 ИКТ технологии.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы),
методические пособия и книги для учителя, методические журналы по искусству, учебнонаглядные пособия, справочные пособия, энциклопедии по искусству, книги о
художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и
архитектуры, научно-популярная литература по искусству.
Печатные пособия: портреты русских и зарубежных художников, таблицы по
цветоведению, перспективе, построению орнамента, таблицы по стилям архитектуры,
одежды, предметов быта, схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев,
животных, птиц, человека,
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству, альбомы с демонстрационным материалом, дидактический раздаточный
материал.
Учебники:
1. Л.А.Неменская /под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Учебник
ФГОС: 2023
2. Коротеева Е.И. /под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 2 класс..М.:
Просвещение, 2023г.
3. Л.А.Неменская /под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 3 класс. - М.:
Просвещение, 2023г
4.Л.А.Неменская /под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. Учебник
ФГОС. 4 класс. - М.: Просвещение, 2023г.
Дополнительные материалы:
1. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред.
Б.М. Неменского 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2014.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочие тетради для 1,2,3,4 классов /
Под ред. Б.М. Неменского.
3. Неменский Б.М., Неменская Л.А и др. Изобразительное искусство. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Неменского Б.М.. 1-4
классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений
4 Информационное сопровождение:
Изобразительное искусство: еженедельное учебно-методическое приложение к
газете «Первое сентября», http://art.1september.ru/
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции

www.school-collection.edu.ru;
МЭШ;Сайт энциклопедий: http://www.eneyclopedia.ru/;Сайт ФИПИ.
Электронно-программное обеспечение: электронные библиотеки по искусству;
презентации к урокам на дисках и флеш. носителях;DVD – фильмы по ИЗО; записи
классической и народной музыки.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук с художественными
программами, интерактивная доска; музыкальный центр; магнитная доска.
Учебно-практическое оборудование: набор инструментов для работы с различными
материалами в соответствии с программой: краски акварельные, гуашевые; кисти
беличьи № 2,3.4, пони № 8-10, ёмкости для воды, палитра, цветные и простые
карандаши, ластики, пластилин, подставка для натуры, цветная бумага, цветной картон,
клей, ножницы, восковые мелки.
Модели и натуры: гербарии, муляжи овощей и фруктов, изделия декоративноприкладного искусства и народных промыслов, предметы быта,
гипсовые орнаменты.

№
п/п

Тема, раздел
курса

1.

Введение
(2 часа)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (34 часа)
Программное
Характеристика деятельности учащихся
содержание
Модуль «Восприятие
произведений искусства»
Восприятие произведений
детского творчества.
Обсуждение сюжетного и
эмоционального
содержания детских
работ. Восприятие
орнаментальных
произведений
прикладного искусства
(например, кружево,
шитьё, резьба и роспись).
Восприятие произведений
живописи с активным
выражением цветового
состояния в природе.
Модуль «Восприятие
произведений искусства»
Художественное
наблюдение природы и
красивых природных
деталей, анализ их
конструкции и
эмоционального
воздействия.
Сопоставление их с
рукотворными
произведениями.
Восприятие произведений
живописи с активным
выражением цветового
состояния в природе.

Обсуждение примеров детского художественного
творчества с точки зрения выражения в них
содержания, настроения, расположения изображения в
листе, цвета и других средств художественной
выразительности, а также ответа на поставленную
учебную задачу. Приобретение опыта эстетического
наблюдения и художественного анализа произведений
декоративного искусства и их орнаментальной
организации (например, кружево, шитьё, резьба и
роспись по дереву и ткани, чеканка).
Освоение и развитие умения вести эстетическое
наблюдение явлений природы. Приобретение опыта
эстетического наблюдения и художественного анализа
произведений декоративного искусства и их
орнаментальной организации. Приобретение опыта
восприятия, эстетического анализа произведений
отечественных художников-пейзажистов,
художников-анималистов. Приобретение опыта
восприятия, эстетического анализа произведений
живописи западноевропейских художников с
активным, ярким выражением настроения.

Интернет-ресурсы
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/16/03

2

Как и чем
работает
художник
(14 часов)

Произведения И.И.
Левитана, И.И. Шишкина,
Н.П. Крымова Восприятие
произведений
анималистического жанра
в графике (например,
произведений В.В.
Ватагина, Е.И. Чарушина)
и в скульптуре
(произведения В.В.
Ватагина
Модуль «Живопись»
Пастозное, плотное и
прозрачное нанесение
краски. Акварель и её
свойства. Акварельные
кисти. Приёмы работы
акварелью. Разный
характер мазков и
движений кистью.
Модуль «Графика»
Рисунок с натуры
простого предмета.
Определение формы
предмета. Соотношение
частей предмета. Светлые
и тёмные части предмета,
тень под предметом.
Штриховка. Умение
внимательно
рассматривать и
анализировать форму
натурного предмета.
Модуль «Скульптура»
Восприятие произведений
анималистического жанра

Приобретение опыта работы акварельной краской и
понимания особенности работы прозрачной краской.
Освоение разного характера мазков и движений
кистью, навыков создания выразительной фактуры.
Освоение приёмов работы новыми графическими
художественными материалами. Приобретение опыта
рисования предметов с натуры в графике.

Приобретение знаний об изменениях скульптурного
образа при осмотре произведения с разных сторон.

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/16/03

в скульптуре
(произведения В.В.
Ватагина и др.).
Наблюдение животных с
точки зрения их
пропорций, характера
движения, пластики.
Модуль «Живопись».
Цвета основные и
составные. Развитие
навыков смешивания
красок и получения
нового цвета. Приёмы
работы гуашью.
Модуль «Живопись» Цвет
тёмный и светлый
(тональные отношения).
Осветление цвета.

Модуль «Живопись» Цвет
тёмный и светлый
(тональные отношения).
Затемнение цвета с
помощью тёмной краски.

Знакомство с названиями основных и составных
цветов и приобретение опыта получения разных
оттенков составного цвета.

Развитие опыта различать и сравнивать тёмные и
светлые оттенки цвета; развитие опыта смешения
цветных красок с белой (для изменения их тона).
Развитие опыта различать и сравнивать тёмные и
светлые оттенки цвета; развитие опыта смешения
цветных красок с чёрной (для изменения их тона).
Освоение эмоциональной выразительности цвета: цвет
мягкий, «глухой» и мрачный.
Освоение выразительных свойств твёрдых, сухих,
мягких и жидких графических материалов.
Рассмотрение, анализ и эстетическая оценка
разнообразия форм в природе, воспринимаемых как
узоры. Приобретение опыта работы в технике
аппликации.
Приобретение навыков изображения на основе разной
по характеру и способу наложения линии.

Модуль «Живопись»
Эмоциональная
выразительность
цветовых состояний и
отношений.
Освоение возможности изображения с помощью

Модуль «Графика»
Пастель и мелки –
особенности и
выразительные свойства
графических материалов,
приёмы работы.
Модуль «Декоративноприкладное
искусство»Ритм пятен в
декоративной аппликации.

Модуль «Графика»
Развитие навыков
линейного рисунка. Ритм
линий. Выразительность
линии. Художественные
материалы для линейного
рисунка и их свойства.
Модуль «Азбука цифровой
графики» Компьютерные
средства изображения.
Виды линий (в программе
Paint или другом
графическом редакторе).
Компьютерные средства
изображения. Работа с
геометрическими
фигурами. Трансформация
и копирование
геометрических фигур в
программе Paint. Освоение
инструментов

разных видов линий в программе Paint (или другом
графическом редакторе). Освоение приёмов
трансформации и копирования геометрических фигур
в программе Paint, а также построения из них простых
рисунков или орнаментов. Освоение в компьютерном
редакторе (например, Paint) инструментов и техники –
карандаш, кисточка, ластик, заливка и другие – и
создание простых рисунков или композиции
(например, образ дерева).

Приобретение знаний об изменениях скульптурного
образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретение в процессе лепки из пластилина опыта
передачи движения цельной лепной формы и разного
характера движения этой формы (изображения
зверушки). Соблюдение цельности формы, её
преобразование и добавление деталей. Знакомство с
традиционными игрушками одного из народных
художественных промыслов.
Построение из бумаги пространственного макета
детской площадки сказочного города, участие в
коллективной работе.
Приобретение опыта преобразования бытовых
подручных нехудожественных материалов в
художественные изображения и поделки

традиционного рисования
(карандаш, кисточка,
ластик, заливка и другие)
в программе Paint на
основе простых сюжетов
(например, образ дерева).
Модуль «Скульптура»
Лепка животных
(например, кошки, собаки,
медвежонка) с передачей
характерной пластики
движения. Соблюдение
цельности формы, её
преобразование и
добавление деталей.
Модуль «Архитектура»
Макетирование
пространства детской
площадки.
Модуль «Декоративноприкладное искусство»
Поделки из подручных
нехудожественных
материалов
3

Реальность и
фантазия
(5 часов)

Модуль «Графика»
Пропорции –
соотношение частей и
целого. Развитие
аналитических навыков
видения пропорций.
Выразительные свойства
пропорций (на основе

Освоение навыков визуального сравнения
пространственных величин, приобретение умения
соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с
опорой на зрительские впечатления и анализ).
Сравнение, сопоставление природных явлений –
узоры (например, капли, снежинки, паутинки, роса на
листьях, серёжки во время цветения деревьев) – с
рукотворными произведениями декоративного

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/16/03

рисунков птиц).
Модуль «Декоративноприкладное искусство»
Наблюдение узоров в
природе (на основе
фотографий в условиях
урока), например,
снежинки, паутинки, роса
на листьях.
Ассоциативное
сопоставление с
орнаментами в предметах
декоративно-прикладного
искусства (например,
кружево, вышивка,
ювелирные изделия).
Рисунок геометрического
орнамента кружева или
вышивки. Декоративная
композиция.
Модуль «Архитектура»
Образ здания. Памятники
отечественной
архитектуры с ярко
выраженным характером
здания.

искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и
другое). Приобретение опыта выполнения эскиза
геометрического орнамента кружева или вышивки на
основе природных мотивов.

Рассматривание, характеристика конструкций
архитектурных строений (по фотографиям в условиях
урока): составные части и их пропорциональные
соотношения. Приобретение представлений об образе
здания, то есть его эмоциональном воздействии на
зрителя.

Освоение приёмов создания объёмных предметов из
бумаги и объёмного декорирования предметов из
бумаги.

Рассматривание, обсуждение примеров разных
жилищ; создание домиков сказочных героев в
иллюстрациях известных художников детской книги;
развитие фантазии и внимания к архитектурным
постройкам.

Модуль «Архитектура»
Конструирование из
бумаги. Приёмы работы с
полосой бумаги, разные
варианты складывания,
закручивания, надрезания.

4

О чем говорит
искусство?
(7 часов)

Модуль «Архитектура»
Построение игрового
сказочного города из
бумаги (на основе
сворачивания
геометрических тел –
параллелепипедов разной
высоты, цилиндров с
прорезями и наклейками);
завивание, скручивание и
складывание полоски
бумаги (например,
гармошкой).
Модуль «Живопись»
Изображение природы
(моря) в разных
контрастных состояниях
погоды и
соответствующих
цветовых состояниях
(туман, нежное утро,
гроза, буря, ветер – по
выбору учителя).
Произведения И.К.
Айвазовского.
Модуль «Графика»
Графический рисунок
животного с активным
выражением его

Приобретение опыта создания пейзажей, передающих
разные состояния погоды (например, туман, грозу) на
основе изменения тонального звучания цвета,
приобретение опыта передачи разного цветового
состояния моря.

Приобретение умения вести рисунок с натуры, видеть
пропорции объекта, расположение его в пространстве;
располагать изображение на листе, соблюдая этапы
ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Изображение сказочных персонажей с выразительным
характером (герои сказок добрые и злые, нежные и
грозные); обсуждение, объяснение, какими

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://lesson.academycontent.myschool.edu.ru/16/03

характера.
художественнымисредствами удалось показать
Рассматривание
характер сказочных персонажей.
графических
произведений
анималистического жанра. Приобретение опыта создания круглой скульптуры,
знаний об изменениях скульптурного образа при
осмотре произведения с разных сторон.
Модуль «Живопись»
Изображение сказочного
персонажа с ярко
выраженным характером
Рассматривание, анализ декора одежды человека,
(образ мужской или
сравнение украшений человека на примерах
женский).
иллюстраций к народным сказкам лучших
художников-иллюстраторов (например, И.Я.
Билибина), когда украшения не только соответствуют
народным традициям, но и выражают характер
персонажа; обсуждение украшений человека, которые
рассказывают о нём, выявляют особенности его
характера, его представления о красоте.
Модуль «Скульптура»
Изображение движения и
статики в скульптуре:
лепка из пластилина
тяжёлой, неповоротливой
и лёгкой, стремительной
формы.

Приобретение опыта выполнения красками рисунков
украшений народных былинных персонажей

Модуль «Декоративноприкладное
искусство»Декор одежды
человека. Разнообразие
украшений.

Приобретение опыта сочинения и изображения жилья
для разных по своему характеру героев литературных
и народных сказок

Модуль «Декоративноприкладное искусство»
Традиционные народные
женские и мужские
украшения.
Назначение украшений и
их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Рисунок дома для доброго
или злого сказочного
персонажа (иллюстрация
сказки по выбору
учителя).
5

Как говорит
искусство?
(5 часов)

Модуль «Живопись» Цвет
тёплый и холодный –
цветовой контраст.
Разный характер мазков и
движений кистью.

Приобретение опыта узнавания теплых и холодных
цветов, сравнения теплых и холодных оттенков и
цвета; приобретение опыта творческой работы с
теплыми и холодными оттенками цвета.

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
https://lesson.academy-

Освоение эмоциональной выразительности цвета: цвет content.myschool.edu.ru/16/03
звонкий и яркий, радостный. Освоение навыков
работы цветом, навыков смешения красок, их
пастозного плотного и прозрачного нанесения.
Модуль «Живопись» Цвет
открытый – звонкий и
приглушённый, тихий.
Эмоциональная
выразительность цвета.

Модуль «Графика» Ритм
линий. Выразительность
линии. Художественные
материалы для линейного
рисунка и их свойства.
Развитие навыков
линейного рисунка.

Приобретение навыков изображения на основе разной
по характеру и способу наложения линии. Знакомство
с понятием «ритм» и навыками ритмической
организацииизображения как необходимой
композиционной основы выражения содержания.
Освоение понятия «ритм» и навыков ритмической
организации изображения как необходимой
композиционной основы выражения содержания
произведения искусства.

Приобретение в процессе лепки из пластилина опыта
передачи движения цельной лепной формы и разного
характера движения этой формы (изображения
зверушки). Освоение приёмов орнаментального
Модуль «Декоративнооформления сказочных глиняных зверушек,
прикладное искусство»
созданных по мотивам народного художественного
Ритм пятен в
промысла (по выбору: филимоновская, абашевская,
декоративной аппликации. каргопольская, дымковская игрушки или с учётом
Ритм пятен: освоение
местных промыслов).
основ композиции.
Расположение пятна на
плоскости листа:
сгущение, разброс,
доминанта, равновесие,

спокойствие и движение.
Модуль «Скульптура»
Лепка животных с
передачей характерной
пластики движения.
Соблюдение цельности
формы, её преобразование
и добавление деталей.
Лепка из пластилина или
глины игрушки –
сказочного животного по
мотивам выбранного
художественного
народного промысла
(филимоновская игрушка,
дымковский петух,
каргопольский Полкан и
другие по выбору учителя
с учётом местных
промыслов).Способ лепки
в соответствии с
традициями промысла.
Модуль «Азбука цифровой
графики» Освоение
инструментов
традиционного рисования
в программе Paint на
основе темы «Тёплый и
холодный цвета»
(например, «Горящий
костёр в синей ночи»,
«Перо жар-птицы»).
Художественная
фотография.
Расположение объекта в

Освоение инструментов традиционного рисования в
программе Paint на основе темы «Тёплый и холодный
цвета». Освоение композиционного построения кадра
при фотографировании: расположение объекта в
кадре, масштаб, доминанта. Участие в обсуждении
композиционного построения кадра в фотографии.

кадре. Масштаб.
Доминанта. Обсуждение в
условиях урока
ученических фотографий,
соответствующих
изучаемой теме
Резерв: 1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».