МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино
РАССМОТРЕНО
Председатель
педагогического совета
________________________
Бакирова А.Г
Приказ №11 от « 29 »
августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Кропотина Н.Г.
Приказ №42 от «30» августа
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
вариант 6-2, 2 класс
г. Серов 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО
(вариант 6.2), установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для
обучающихся с НОДА, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-
нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих
целей: |
-формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
-формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
-развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение
обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,
законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта
обучающихся;
-развитие способности обучающегося к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально- положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения, становление
навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношенияк их взглядам, мнению и индивидуальности.
Содержание обучения:
1. Человек и природа.
Природа - то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,
созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад,
листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие
веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами.
Звёзды и планеты.
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель
Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на
глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование
на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в
родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение
за погодой своего края.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых
организмов и хозяйственной жизни человека. Круговоротводы в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Растенияродного края, названия и краткая характеристика
на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые,
рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения — пища и укрытие для животных; животные
— распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера наоснове наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком
законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь
(приметы, поговорки, пословицы), определяющийсезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе
на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её
значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное
участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность
природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно- двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего
здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
2. Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг
с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных
народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых,
больных — долг каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление
схемы родословного древа, истории семьи.
Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к педагогическому работнику. Классный,
школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам,одноклассникам.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за
результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт.
Правила пользования транспортом.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина— Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий
«Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб
России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника
Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День
народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление
плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница
России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой
театр. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I Медный всадник, разводные мосты через Неву), города Золотого кольца России (по выбору).
Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных
исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы,
населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в
данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного
края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
3. Правила безопасной жизни.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня обучающегося, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная
ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного
здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез,
ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное
время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего
региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;
важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий
жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с
природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение
природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и
явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания,
помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта и метро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при
необходимости).
Методы и формы оценки результатов освоения
Контроль знаний, умений и навыков, обучающихся является важной составной частью процесса
обучения. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного
материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности
к учебной работе. Выбор форм контроля знаний, умений, навыков зависит от специфики учебного
материала, его сложности, объёма, доступности. В зависимости от содержания учебного
материала, использую на уроках индивидуальные, групповые, фронтальные формы контроля.
Чтобы заинтересовать и активизировать деятельность учеников на уроках следует проводить игры
по теме, тесты, кроссворды, работы по дидактическим карточкам, самостоятельные работы по
учебнику. Проверка (контроль) знаний - это выявление и определение объема, уровня и качества
усвоения материала, а также выявление проблем и пробелов с целью их последующей
корректировки.
В учебной работе применяются такие виды контроля:
- по месту контроля в процессе обучения: вводный, текущий, итоговый. По способу
организации:
- устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного
материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;
- письменный (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных
видов, заполнение таблиц, дополнение схем).
По количеству участников: фронтальная/групповая/индивидуальная. По преобладающему
виду деятельности:
- вербальный (словесная): работа с текстом устная и письменная, с
таблицами, схемами).
Практический (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом,
термометром, распознавание минералов и прочее).
По субъекту проверки: проверка в парах (взаимопроверка)/ проверка дежурными/в группах
/самопроверка /проверка педагогом.
Средства проверки: картографический материал, иллюстрации, схемы, таблицы, макеты, модели,
карточки, тесты, авторские тетради для проверки знаний.
Оценочная деятельно может осуществлять не только педагогом, но и самимиучащимися самооценка, взаимооценка. Для этого необходимо, чтобы дети знали, понимали и умели
применять критерии оценивания. В отношении уроков окружающего мира это может быть:
- качество и количество правильно выполненных практических заданий;
- степень участия в решенииключевой проблемы урока;
- степень самостоятельности при выполнении заданий на закрепление нового материал
№ Тема,раздел курса
п/п
1.
Человек
и общество.
(16 часов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Программноесодержание
Характеристика деятельности обучающихся
Наша Родина — Россия,
Российская Федерация.
Россия и её столица на
карте. Государственные
символы России,
символика своего региона.
Москва — столица.
Достопримечательности
Москвы. Страницы
истории Москвы. Города
России. Свой регион и его
столица на карте
Российской Федерации.
Россия —
многонациональное
государство. Народы
России, их традиции,
обычаи, праздники.
Родной край, его
природные и культурные
достопримечательности.
Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его
главный город на карте.
Хозяйственные занятия,
профессии жителей
родного края. Значение
труда в жизни человека и
общества
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение
текстов о федеративном устройстве России, о
многонациональном составе населения страны. Играпутешествие по теме, например,
«Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по
Москве, Санкт-Петербургу». Рассказ учителя по теме,
например, «История возникновения Москвы».
Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш
регион на карте Российской Федерации.
Чтение текстов учебника о народах России, об их
традициях, обычаях, праздниках.
Составление сообщения об истории родного края (при
помощи взрослых, с использованием дополнительных
источников информации).
Учебный диалог по теме, например, «Зачем человек
трудится?».
Дидактическая игра по теме, например, «Профессии
города и села». Логическая задача по теме, например,
«Разделим картинки на три группы: профессии, которые
есть только в городе; профессии села; профессии,
которые есть и в селе, и в городе»
Интернет-ресурсы
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
2.
Человек
и природа.
(34 часа)
Семья — коллектив.
Семейное древо.
Семейные ценности и
традиции. Совместный
труд и отдых. Участие
детей в делах семьи.
Учебный диалог по теме, например, «Послушаем друг
друга, расскажем о своей семье». Обсуждение
обязанностей в семье, семейных традиций, совместный
труд и отдых.
Практическая работа по теме, например, «Составление
схемы родословного древа семьи».
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
Правила культурного
поведения в
общественных местах.
Доброта, справедливость,
честность, уважение к
чужому мнениюи
особенностям других
людей — главные правила
взаимоотношений членов
общества.
Учебный диалог по теме, например, «Оцени себя —
умеешь ли ты сдерживать эмоции?».
Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного
отношения к людям. Работа в группе: работа с
пословицами, сравнение и группировка слов по
противоположному значению (добрый — злой,
смелый — трусливый, правдивый — лживый и
другие).
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
Наблюдения, опыты,
измерения. Звёзды и
созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.
Чем Земля отличается от
других планет. Условия
жизни на Земле.
Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта
мира. Материки, океаны.
Определение сторон
горизонта при помощи
компаса.
Компас, его устройство,
ориентирование на
местности.
Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля
отличается от других планет».
Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему
«Звёздное небо. Созвездия».
Практическая работа с глобусом. Рассказ учителя,
работа с текстом учебника: описание и особенности
океанов и материков на Земле. Практическая работа с
картой «Как показывать объекты на настенной карте».
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
Многообразие растений.
Деревья, кустарники,
травы. Дикорастущие и
культурные растения.
Связи в природе.
Годовой ход изменений в
жизни растения
Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников,
трав. Игра-соревнование по теме, например, «Кто
больше вспомнит названий деревьев».
Коммуникативная деятельность: описание растений по
иллюстрациям и живым объектам. Классификация
растений (по иллюстрациям): дикорастущие—
культурные. Практическая работа по теме, например,
«Рассматривание растений, обсуждение условий
благополучного роста и развития растения».
Работа в группах с иллюстративным материалом:
составление коллективного рассказа по теме, например,
«Каким бывает растение в разные сезоны».
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
Мир животных (фауна).
Насекомые, рыбы, птицы,
звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая
характеристика
(особенности внешнего
вида, движений, питания,
размножения).
Сезонная жизнь
животных.
Дидактическая игра по теме, например, «Угадай
животное по описанию». Логическая задача по теме,
например, «Найди ошибку — какоеживотное попало в
эту группу случайно». Учебный диалог с
использованием иллюстративного материала по теме,
например, «Как живут животные в разные времена
года». Ролевая игра по теме, например, «Собрание в
лесу — кто как готовится к зиме». Работа в группах:
подготовьте вопросы о жизни животных для других
групп.
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
Красная книга России, её
значение, отдельные
представители растений и
животных Красной книги.
Заповедники, природные
парки. Охрана природы.
Правила нравственного
поведения на природе.
Учебный диалог по теме, например, «Что такое Красная
книга?». Просмотр и обсуждение иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по выбору) на
тему «Растения и животные Красной книги».
Рассказ учителя «Растения и животные нашего края,
занесённые в Красную книгу». Коллективное
составление памятки по теме, например,
«Правила поведения в заповедных местах». Работа в
группе: чтение текстов учебника и использование
полученной информации для подготовки собственного
рассказа о Красной книге. Коллективное составление
плана рассказа о редком растении и животном.
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/
3.
Правила
безопасной
жизнедеятельности.
(12 часов)
Здоровый образ жизни:
режим дня (чередование
сна, учебных занятий,
двигательной активности)
и рациональное питание
(количество приёмов
пищи и рацион питания).
Физическая культура,
закаливание, игры на
воздухе как условие
сохранения и укрепления
здоровья. Правила
безопасности в школе
(маршрут до школы,
правила поведения на
занятиях, переменах, при
приёмах пищи, а также на
пришкольной
территории). Правила
безопасного поведения
пассажира наземного
транспорта и метро.
Номера телефонов
экстренной помощи.
Правила поведения при
пользовании
компьютером.
Безопасность в
информационнотелекоммуникационной
сети «Интернет»
(коммуникация в
мессенджерах и
социальных группах) в
условиях
контролируемого доступа
Учебный диалог по теме, например, «Зачем нужен
https://infourok.ru/
режим дня? Почему нужно правильно питаться?».
https://education.yandex.ru
Беседа по теме, например, «Что может случиться на
https://uchi.ru/
прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не
соблюдать
правила безопасности». Ролевая игра по теме, например,
«Мы — пешеходы». Анализ дорожных ситуаций. Работа
в паре: соотнесение изображений и названий дорожных
знаков. Практическая работа по теме, например,
«Учимся соблюдать изученные правила безопасности
под руководством инструктора ГИБДД или учителя».
Обсуждение с опорой на иллюстрации потенциальных
опасностей бытовых предметов и ситуаций. Беседа по
теме, например, «Правила поведения в общественном
транспорте». Практическая работа (при наличии
условий) по теме, например, «Правила пользования
компьютером».
в информационнотелекоммуникационную
сеть «Интернет»
Резерв: 6 часов
Используемые учебники и пособия
1. Окружающий мир.1-4 классы. Учебник ФГОС.
/ А.А. Плешаков, М.:Просвещение, 2023.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч.
3. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. для уч-ся нач. классов. –
4. От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А. Плешаков/Планируемые результаты начального общего образования/ под
редакцией
5. Печатные пособия. Таблицы «Окружающий мир». Таблицы «Символы России». Учебно – практическое и учебно–лабораторное
оборудование.