Рабочая программа АОП НОО НОДА 6.2. Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО
Председатель
педагогического совета
________________________
Бакирова А.Г
Приказ №11 от « 29 »
августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Кропотина Н.Г.
Приказ №42 от «30» августа
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
вариант 6-2, 2 класс

г. Серов 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО для
обучающихся с НОДА (вариант 6.2), установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
ФАОП НОО для обучающихся с НОДА, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Русский язык является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по
другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в
формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России.
Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом
определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств,
проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает большим потенциалом присвоения традиционных
социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней
позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с
осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и
мировоззрения народа.
Содержание обучения:
1. Виды речевой деятельности:
а) слушание: осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие
звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам;
6) говорение: выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи, практическое овладение
диалогической формой речи, овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание, практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение), овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой),
соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации;
в) чтение: понимание учебного текста, выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала, нахождение информации, заданной в тексте в явном виде,
формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте,
интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации, анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста;
г) письмо: письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте, овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы, списывание, письмо под диктовку в

соответствии с изученными правилами, письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное), создание небольших
собственных текстов (рассказов) по интересной обучающимся тематике (на основе
впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра
фрагмента видеозаписи).
2. Обучение грамоте:
а) фонетика: звуки речи, осознание единства звукового состава слова и его
значения, установление числа и последовательности звуков в слове, сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками, различение гласных и согласных звуков,
гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих, слог как
минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, определение места
ударения;
б) графика: различение звука и буквы: буква как знак звука, овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами, буквы гласных как показатель
твёрдости-мягкости согласных звуков, функция букв е, ё, ю, я,
мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука, знакомство с
русским алфавитом как последовательностью букв;
в) чтение: формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук), плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу обучающегося, осознанное чтение
слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания, развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений, знакомство с орфоэпическим чтением
(при переходе к чтению целыми словами), орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании;
г) письмо: усвоение гигиенических требований при письме, развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки, развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием
письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым
письмом или печатанием на компьютере. Письмо под диктовку слов и предложений,
написание которых н8 расходится с их произношением. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи
сличения с текстом образом и послогового чтения написанных слов. Правильное
оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в
конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных;
д) слово и предложение: восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с
предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении.
Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией;
е) орфография: знакомство с правилами правописания и их применение:
-раздельное написание слов;
-обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
-прописная
(заглавная)
буква в начале
предложения,
в именах
собственных;
-перенос слов по слогам без стечения согласных;
-знаки препинания в конце предложения;
ж) развитие речи: понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
3. Формирование грамматического строя речи.
Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка.
Практические грамматические обобщения. Составление предложений. Установление по
вопросам связи между словами в предложении, выделение из предложений

словосочетаний.
Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
Различение слов, обозначающих предметы, действия, и признаки, их группировка по
вопросам «кто?», «что?», «что делает?», «какой (-ая, -ое, -ие)?» «как?» «где?».
Определение рода существительных по окончаниям начальной формы в словосочетаниях
с числительными один, одна, одно. Различение единственного и множественного числа.
Различение временных форм глагола по вопросам «что делает?» «что делал?»
«что будет делать?», обозначая их соответствующими терминами «настоящее время»,
«прошедшее время», «будущее время».
Правильная постановка вопросов к словам и определение по ним слов,
обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета.
Определение рода имён существительных по окончаниям начальной формы, обозначая
терминами «мужской род», «средний род», «женский род».
Определение числа существительных, глагола, прилагательных по окончаниям в
сочетаниях.
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: предмет и действие; предмет
и состояние предмета; пространственные отношения; временные отношения; признаки
действия; переходность действия; направленность действия на предмет; косвенный
объект; отсутствие или отрицание.
Составление предложений со словосочетаниями, включающими глаголы с приставками:
пере-; на-; вз- (вс-); с-(со-); раз- (рас-).
Составление предложений со словосочетаниями, включающими существительные с
суффиксами: -ёнок; онок; -ик, -чик, -очк, -ечк, -ник, -чик, ниц, -ист,-тель, -арь.
Ознакомление с терминами «существительное», «глагол», «прилагательное».
4. Сведения по грамматике и правописанию:
а) фонетика и орфоэпия: гласные и согласные, мягкие и твёрдые звуки. Деление
слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного языка. Перенос слов по слогам, перенос
слова с буквами й, ь. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Слоговой и звукобуквенный
анализ слов, его роль в формировании навыка письма без пропусков, замены, искажений,
перестановок. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я. Различия и, й.
Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Мягкий знак для обозначения мягкости
согласных в конце и в середине слова между согласными. Ударение. Различение ударных
и безударных слогов. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Выделение ударных и
безударных слогов в слове. Правописание безударных гласных в словах и формах слов
(водой — под воду). Двойные согласные в простейших словах.
Разделительный мягкий знак (ь). Правописание глухих и звонких согласных
в корнях слов. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласных, разделительный
мягкий знак, двойные согласные. Разделительные знаки (буквы ъ, ь), двойные согласные в
простейших словах. Раздельное написание со словами предлогов с(со), из, к, от;
б) графика: различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Использование
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Алфавит.
Знание алфавита. Умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой
букве. Умение расположить слова в алфавитном порядке (фамилии, имена).
Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения (знакомство). Большая
буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, названиях городов,
деревень, рек;
в) состав слова (морфемика): общее понятие о частях слова: корне, приставке,
суффиксе, окончании. Двойные согласные, дальнейшее развитие умения разбирать слово
по составу, подбирать однокоренные слова и писать гласные в корне, приставках (кроме

приставок на з- и с-, пре- и при-). Корень, однокоренные слова. Общее понятие о корне
слова. Однокоренные слова. Выделение корней в однокоренных (родственных) словах.
Наблюдение за единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка, лес —
лесник — лесной). Окончание. Правописание безударных гласных, проверяемых и не
проверяемых ударением, в корне слова. Правописание парных звонких и глухих,
непроизносимых согласных в корне слова. Упражнения в правильном пользовании
школьным орфографическим словарем. Приставка. Правописание гласных и согласных в
приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под- и в соответствующих предлогах.
Умение отличать приставку от предлога. Разделительный мягкий знак (ь). Суффикс.
Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Умение находить
суффикс в простых по составу словах. Предлог. Раздельное написание со словами
наиболее распространенных предлогов (в, из, к, на, от, по, с, у);
г) морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя
прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Имя существительное. Его значение,
вопросы. Род существительных: мужской, женский, средний. Изменение имён
существительных по числам. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слова у
существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода
(«рожь — нож», «ночь — мяч», «вещь — плащ», «мышь — камыш»). Изменение имён
существительных по падежам в единственном числе (склонение); 1, 2, 3-е склонение.
Умение различать падежи. Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3го склонения в единственном числе (кроме существительных на –ья, -ий, -ин, - ин).
Склонение имён существительных во множественном числе. Умение правильно
употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах. Имя
прилагательное. Его значение, вопросы. Изменение имён прилагательных по падежам,
родам, числам в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов,
-ин). Правописание окончаний -ий, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ин. Правописание безударных
окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящие и ц).
Местоимение. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Правильное употребление
местоимений в речи (меня, мною, у него, с ней, о нём). Глагол. Его значение, вопросы.
Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Не с глаголами. Общее понятие о
неопределённой форме глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-ешь). Изменение глаголов в
прошедшем времени по родам и числам. Знакомство с глаголами на -ся(-сь) и
правописание —шься, -тся, -ться;
д) лексика: слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы
«кто?», «что?». Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы
«какой», «какая?», «какое?», «какие?». Слова, обозначающие действия предметов и
отвечающие на вопросы «что делает?», «что делал?»,
«что сделает?», «что сделал?». Умение ставить вопросы к словам. Подбор однокоренных
слов, относящихся к различным частям речи. Слова, близкие и противоположные по
значению (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Выбор точного и
образного слова для выражения мысли. Умение пользоваться в речи словами, близкими по
значению. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения
слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об
однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова;
е) синтаксис: умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой
по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными
грамматическими
формами
и
распространить
предложение.
Предложения
повествовательные, вопросительные, восклицательные, уметь выделить голосом важные
по смыслу слова в предложении. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Предложения с
однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без союзов; интонация
перечисления, занятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными

членами. Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из
двух простых. Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение
и поставить запятую перед союзами и, а, но. Членение речи на предложения. Выделение в
предложениях слов, обозначающих, о ком и о чём говорится, что говорится. Главные
члены предложения — подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам).
Наблюдение за значением предложений, употребление в конце предложений точки,
вопросительного, восклицательного знаков. Составление предложений (устно). Запись
простых предложений, предварительно проанализированных в классе.
5. Развитие речи:
а) уточнение и обогащение словаря: слова, выражающие поручения, приказания.
Слова, обозначающие предметы, действие, местоположение,
направление, временные отношения, качество предметов и действий окружающего
мира. Слова, обозначающие детёнышей животных, виды трудовой деятельности,
профессиональные занятия и профессии, детёнышей животных, характеризующие
предмет по материалу, веществу, принадлежности лицу или животному, отношению к
месту или группе лиц. Слова с общим корнем, обозначающие предмет и его качество,
лицо и производимое им действие: действия, различающиеся по завершенности и
незавершённости и другое. Слова, обозначающие сравнение признаков предметов,
оттенки цветов, с эмоционально-экспрессивной окраской, выражающие моральноэтическую оценку, нравственные понятия, с переносным значением, образные выражения.
Слова, выражающие отрицание и неопределённость (отрицательные и неопределённые
местоимения и наречия). Слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к
тому, о чём он говорит (вводные слова и словосочетания). Слова, придающие
высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки (междометия и частицы);
б) развитие связной речи: понимание и употребление в речи побудительных
предложений, организующих учебный процесс; повествовательных предложений,
организующих
учебный
процесс;
повествовательных нераспространенных и
распространённых предложений; предложений с отрицанием; предложений с
обращением; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой
речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места.
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и
письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов с использованием
тематического словаря. Составление и запись рассказов повествовательного характера о
труде, играх, учёбе, увлечениях детей и другом (по сюжетным картинкам, с помощью
вопросов); составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов,
повествовательных предложений). Составление плана сюжетного рассказа под
руководством педагога в форме вопросов, повествовательных предложений. Введение в
рассказы элементов описания. Понятие об изложении. Изложение под руководством
педагога, по готовому и коллективно составленному плану. Выражение связи между
частями текста и предложениями с помощью слов «вдруг, потом, однажды, вокруг,
неожиданно и других». Составление рассказов (сочинений) с элементами описания
внешности, характера человека, с элементами рассуждения (с помощью педагога).
Подробный и сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок. Построение
устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи);
в) речевой этикет: устное и письменное составление текстов приглашения,
поздравления. Выражение приветствия, благодарности, извинения, просьбы. Слова,
используемые при знакомстве;
г) текст: определение темы и основной мысли текста. Выделение частей
текста. Озаглавливание текста и его частей. Сочинения по картинке, серии картинок на
темы, близкие обучающимся по их жизненному опыту, а также на основе наблюдений за
природой, экскурсий и других впечатлений с
предварительной коллективной подготовкой. Определение в тексте основной мысли, не
сформулированной прямо. Составление в определённой последовательности вопросов с
целью выяснения причины, обстоятельств, времени, места событий (расспрашивание).

Работа над композицией составляемого рассказа (начало, середина, конец). План текста.
Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным
планам.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты освоения АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант
6.2) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для изучаемой
образовательной области, готовность их применения:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
русского языка, как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше
удовлетворительного:
отсутствие
ошибок как по текущему,
так и по
предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота
изложения.
«4» («хорошо») –
уровень
выполнения
требований
выше
удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность
раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к
предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему
учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных
приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований,
предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие
более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8
недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость
обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных
положений.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки,
допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две.
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены> 4 ошибки.
Словарный диктант
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий
Изложение
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения
мыслей,
имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2
орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» –имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех
предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
«5»
– логически
последовательно
раскрыта
тема,
нет речевых
и
орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» – незначительно
нарушена
последовательность
изложения
мыслей,
имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2
орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 пред- ложений, беден словарь,
3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной
части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложе- ния мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание: учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за
«контрольные» изложения и сочинения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
• нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,

перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
• неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
• отсутствие
изученных
знаков
препинания
в тексте
{в конце
предложения и заглавной буквы в начале предложения);
• наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
• существенные
отступления
от авторского
текста при написании
изложения, искажающие смысл произведения;
• отсутствие
главной
части изложения,
пропуск
важных
событий,
отраженных в авторском тексте;
• употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
• отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее
предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
• неправильное
написание
одного
слова (при наличии
в работе
нескольких таких слов) на одно и то же правило;
• незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании
изложения.
Особенности организации контроля по русскому языку
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения.
Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск- лючением такого
вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание.
Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий
может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во
внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер
ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки
на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного
содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения
при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда обучающихся.
Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику
результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы
обучающегося, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач.
Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу
работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути
устранения недочетов и ошибок.
Используемые технологии
1. Печатные пособия:
1. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык: учебники для 1-4 классов: в 2 ч. / В. П.
Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2023.
2. Канакина, В. П. Русский язык. Тесты / В. П. Канакина, В. П. Горецкий.
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочии тетради. В 2–ух ч.
2. Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Канакина В.П., В. Г. Горецкий и
др. (CD).
3. Наглядные пособия:
Комплект демонстрационных таблиц

4. Материально-технические средства:
Компьютер, интерактивная доска, документ камера, принтер, сканер
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
1. Дополнительная литература.
Словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный,
словообразовательный).
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция
Цифровых
Образовательных
Ресурсов.
Режим
доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации
уроков
«Начальная
школа».
Режим
доступа:
http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа:
www.festival.1september.ru
4. www.km.ru/education
5. www.uroki.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по
возможности).
3. Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку (по
возможности).
4.
Мультимедийные
(цифровые)
образовательные
ресурсы,
соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Наглядные пособия.
1. Таблицы
к основным
разделам
грамматического
материала,
содержащегося в программе.
2. Наборы сюжетных (предметных) картин в соответствии с тематикой
программы (в том числе и в цифровой форме).
5. Технические средства обучения.
1. Электронная доска
2. Компьютеры.
3. Планшеты.
4. Сканер.
5. Принтер.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Ученические одноместные столы с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.

Содержание программы учебного курса «Русский язык» 2 класс
Место курса в учебном плане
На обучение во 2 классе выделяется 136 ч. (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-тематический план
Разделы программы
Наша речь
Текст
Предложение
Слова
Звуки и буквы
Разделительный мягкий знак
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Местоимение
Предлог
Повторение
Итого:

Количество часов
4 ч.
4 ч.
9 ч.
18 ч.
39 ч.
9 ч.
16 ч.
7 ч.
5 ч.
5ч
5ч
15 ч
136 ч.

График контрольных работ по русскому языку во 2 классе
№ урока
4
7
10
14
16
24
25
34
40
41
45
46
47
56
57
62

64
73
78
81
92
94
98
99

Тема контрольной работы
Проверка знаний №1 Входная диагностика
Диктант №1 по теме «Текст»
Контрольное списывание №1 по теме «Предложение"
Обучающее сочинение по картине Остроухова «Золотая осень».
Контрольный диктант
Контрольный диктант по теме «Синонимы и антонимы
Изложение текста «Лисички»
Контрольный диктант по теме «Слово»
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
Изложение.
Контрольное списывание
сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
Диктант по теме «Правописание безударного гласного звука»
Диктант по теме «Правописание безударного гласного звука»
Проверочная работа
Контрольный
диктант
«Правописание
буквосочетаний
с
шипящими
звуками»
Обучающее изложение.
Диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных»
Контрольное списывание №4
Проверка знаний по теме «Правописание слов с разделительным Ь»
Обучающее изложение
Диктант по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».
Проверка знаний по теме «Имя существительное».
Диктант
по теме
«Единственное
и множественное
число
имён

106
111
114
115
119
120

123
128
№ урока
7
16
24
34
40
56
62
73
94
99
115
120
129

существительных.
Проверочная работа №9 по теме «Глагол»
Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное»
Проверочная работа. Что такое местоимение?
Контрольный диктант.
Проверочная работа по теме «Предлог»
Контрольный диктант
по теме «Раздельное написание предлогов
со
словами»
Сочинение по репродукции картины В. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Контрольное списывание №6 по теме «Правила правописания»
Диктанты
Тема контрольной работы
Диктант №1 по теме «Текст»
Контрольный диктант
Контрольный диктант по теме «Синонимы и антонимы
Контрольный диктант по теме «Слово»
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
Диктант по теме «Правописание безударного гласного звука»
Контрольный диктант
«Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками»
Диктант по теме «Правописание
парных звонких и глухих
согласных»
Диктант по теме «Собственные и нарицательные имена
существительные».
Диктант по теме «Единственное и множественное число имён
существительных.
Контрольный диктант.
Контрольный
диктант
по теме «Раздельное
написание
предлогов со словами»
Повторение изученного материала. Диктант.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наша речь (4 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык
— средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание,
говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной,
письменной и внутренней речи.
Текст (4 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей
темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок.
Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в
тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений
в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение.
Обучение составлению повествователь- ного и описательного текстов, текстарассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством
учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным
словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под

руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов
просьбы, благодарности, приветствия,
прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (9 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль
предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели
высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений.
Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на
письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное
оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного
диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа
предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы
определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложе- нии.
Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения
пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными
членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора
слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и
их запись.
Слова, слова, слова... (18 ч).
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово
— общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы.
Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов,
антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету
мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим,
словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова
как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать
однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый —
храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в
слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня
в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как
минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение,
смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и
подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки
безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в
слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги.
Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты,
магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в
переносе слов.
Звуки и буквы (39 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка.
Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений
слов.
Звукобуквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений
об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове.
Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли
гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне
однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и
проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в
безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее

представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове.
Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое».
Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными.
Твердые и
мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и
мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ,
произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки,
обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи —
ши, ча — ща, чу
— щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с
разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение
буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед
согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки
написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова.
Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном
слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным
в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных
слов и форм одного и того же слова.
Разделительный мягкий знак (9 ч) Части речи. Имя существительное (16 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их
отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи
(ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на
которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и
неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их
распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее
представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах
людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.).
Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных.
Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных
только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить
лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в
прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по
значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с
изученными орфограммами.
Глагол (7 ч)
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и
вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов.
Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом
и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное (5 ч)
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением
имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен
прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в
предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен
прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в
прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по
значению.
Местоимение (5 ч)
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль
местоимений в речи.
Предлог (5 ч)
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее
распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами
существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном
употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами
существительными.

Повторение (15 ч). Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и
второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы
обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с
изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой,
звуковой, звукобуквенный анализ слов. Слова с непроверяемыми написаниями Алфавит,
апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод,
здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка,
магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед,
обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия,
русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ,
топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка,
положение тетради, ручки и т. д. Работа над формами букв и их соединениями в словах.
Письмо строчных и заглавных букв. Формирование по возможности связного,
ритмичного письма слов и предложений.
Примерное количество слов для письменных контрольных работ
для словарных диктантов: 8 – 10
для контрольных диктантов: в конце I полугодия 25 – 30 в конце года 35 – 40
текстов для изложений: в конце I полугодия
40 – 50 в конце года 50 – 65
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка во 2 классе обучающиеся научатся:
•
понимать – предложение – это основная единица речи;
•
понимать
термины
«повествовательные предложения»,
«вопросительные
предложения»,
«побудительные предложения»;
грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
•
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные,
вопросительные);
•
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза,
знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
•
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
•
различать главные члены предложения;
•
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
•
различать словосочетание и предложение;
•
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени
существительного, имени прилагательного, глагола;
•
понимать
особенности
употребления
в
предложении
имени
существительного, прилагательного, глагола, предлога;
•
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы
слова»;
•
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова
(без терминологии);
•
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных
звуков в слабой позиции в корне слова;
•
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
•
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
•
различать деление слов на слоги и для переноса;
•
понимать влияние ударения на смысл слова;
•
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
•
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по
твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
•
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
•
верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе обучающиеся учатся
использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической
деятельности и повседневной жизни для:

•
выразительности, грамматической правильности речи обучающихся,
развития их активного словаря;
•
составления предложений на заданную тему;
•
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели
высказывания и интонации;
•
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация,
знаки препинания);
•
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов
(описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования,
поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
•
орфографической грамотности речи учащихся;
•
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в
корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
•
деления слов на слоги и переноса слов;
•
правильного написания слов с буквой Й;
•
обозначения мягкости согласных на письме;
•
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с
разделительным мягким знаком;
•
употребления прописной буквы в именах собственных;
•
работы со словарём (использование алфавита);
•
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без
пропусков, вставок, искажений букв;
•
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (136 ЧАСОВ)
№
Тема, раздел
п/п
курса
1.
Общие
сведения о
языке (1 час,
далее
продолжается
изучение во
всех разделах
курса)

2

Фонетика
и графика (6
часов)

Программное
содержание
Язык как основное
средство человеческого
общения и явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и
мира (первоначальные
представления).
Знакомство с различными
методами познания языка:
наблюдением, анализом

Характеристика деятельности обучающихся

Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и
явление культуры». Учебный диалог «Как язык помогает понять
историю и культуру народа?». Коллективное формулирование
вывода о языке как основном средстве человеческого общения и
явлении национальной культуры.
Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и богатстве
русского языка. Обсуждение сведений о многообразии языков в
Российской Федерации. Коллективное формулирование вывода
о многообразии языкового пространства России. Диалог о том,
как мы изучаем язык.
Формулирование коллективного вывода: наблюдение и
анализ — методы изучения языка
Повторение изученного
Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика
в 1 классе:
звуков речи с опорой на схему.Дидактическая игра «Определи
смыслоразличительная
звук по его характеристике».Практическая работа, в ходе
функция звуков;
которой необходимо дать характеристику нескольким звукам
различение звуков и букв; (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие,
различение ударных и
звонкие/глухие). Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в
безударных гласных
ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков,
звуков, согласный звук
твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных
[й’] и гласный звук [и],
по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных
твёрдых и мягких
по звонкости — глухости согласных
согласных звуков, звонких звуков).Дифференцированное задание: классифицировать звуки
и глухих согласных
русского языка по значимым основаниям.Работа в парах:
звуков; шипящие
соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его
согласные звуки [ж], [ш],
качественной характеристики.Комментированное выполнение
[ч’], [щ’]; обозначение на
задания: группировка звуков по заданному основанию.Работа с
письме твёрдости и
рисунками (и́рис — ири́с, за́мок — замо́к, а́тлас — атла́с):
мягкости согласных
наблюдение за смыслоразличительной функцией ударения.
звуков, функции букв е, ё, Обсуждение различия в значении слов.Самостоятельная работа:
ю, я.Парные и непарные
группировка слов по заданному основанию (ударение на первом,
по твёрдости — мягкости втором или третьем слоге).Наблюдение за языковым материалом
согласные звуки.Парные и с целью определения функций ь: показатель мягкости
непарные по звонкости — предшествующего согласного в конце и в середине слова или

Интернет-ресурсы
https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

3

Орфоэпия
(изучается во
всех разделах

глухости согласные
звуки.Качественная
характеристика звука:
гласный — согласный;
гласный ударный —
безударный; согласный
твёрдый — мягкий,
парный — непарный;
согласный звонкий —
глухой, парный —
непарный. Функции ь:
показатель мягкости
предшествующего
согласного в конце и в
середине слова;
разделительный.
Использование на письме
разделительных ъ и
ь.Установление
соотношения звукового и
буквенного состава в
словах с буквами е, ё, ю, я
(в начале слова и после
гласных).Деление слов на
слоги (в том числе при
стечении
согласных).Использование
знания алфавита при
работе со
словарями.Использование
небуквенных графических
средств: пробела между
словами, знака переноса,
абзаца (красной строки),
пунктуационных знаков (в
пределах изученного)
Произношение звуков
и сочетаний звуков,
ударение в словах

разделительный. Практическая работа: характеристика функций
ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего
согласного) в предложенных словах. Работа с записями на доске:
обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных
звуков. Практическое задание: закрепление на письме способов
обозначения мягкости согласных звуков. Учебный диалог о
способах обозначения звука [й’].Работа с таблицей: определение
способа обозначения звука [й’] в приведённых словах, запись в
нужную ячейку таблицы. Наблюдение за языковым материалом:
объяснение различий в звуко-буквенном составе слов с буквами
е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).Заполнение таблицы:
группировка слов с разным соотношением количества звуков и
букв (количество звуков равно количеству букв, количество
звуков меньше количества букв, количество звуков больше
количества букв).Учебный диалог, в ходе которого
актуализируется способ определения количества слогов в
слове.Работа в парах: выполнение задания на систематизацию
информации (записывать слова в алфавитном порядке).Работа в
группах: выполнение практической задачи по поиску
предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается
в том числе умение использовать знание алфавита для
ориентации в словаре).Комментированное выполнение задания
«Правильно ли слова расположили по алфавиту»
(отрабатывается умение оценивать правильность выполнения
заданий)

Наблюдение за местом ударения и произношением слов,
отрабатываемых в учебнике. Дидактическая игра «Придумай
рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

курса)

4

Лексика (10
часов)

в соответствии с нормами
современного русского
литературного языка
(на ограниченном перечне
слов, отрабатываемом в
учебнике). Использование
отработанного перечня
слов (орфоэпического
словаря учебника) для
решения практических
задач
Понимание слова как
единства звучания и
значения. Лексическое
значение слова (общее
представление).
Выявление слов, значение
которых требует
уточнения. Определение
значения слова по тексту
или уточнение значения
с помощью толкового
словаря. Однозначные и
многозначные слова
(простые случаи,
наблюдение)

Наблюдение за

ним нужно придумывать рифмы. Дидактическое упражнение:
придумать предложения с отрабатываемым словом из
орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить
ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом
правильно их произнести. Творческая работа: сочинить рассказ,
включив в него все слова из отрабатываемого в данном учебном
году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему
классу

Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на
рисунок и систему вопросов. Дидактическая игра «Угадай, какое
это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их
лексическим значениям). Работа в группах: наблюдение за
значением слов в тексте, установление значения слова с опорой
на текст. Работа с записями на доске: нахождение ошибок в
объяснении лексического значения слов. Практическая работа:
выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые
раньше не знал(а). Работа в парах: один ученик читает значение
слова из толкового словаря в учебнике, второй отгадывает это
слово, потом меняются ролями. Творческое задание: составить
кроссворд, часть слов объяснить с помощью рисунков, часть
слов — с помощью лексического значения слова. Практическая
работа: с опорой на толковый словарь учебника определить,
лексические значения каких слов записаны. Работа с рисунками,
на которых изображены разные значения слов, например слов
корень, иголки, кисть: с опорой на рисунки объяснить значения
многозначных слов. Учебный диалог, в ходе которого
высказываются предположения о причинах появления
нескольких значений одного слова. Работа в парах:
сопоставление значений многозначного слова. Практическая
работа: составление предложений с использованием
многозначных слов. Самостоятельная работа: поиск в толковом
словаре учебника многозначных слов, выписывание словарной
статьи в тетрадь. Творческая работа: подобрать примеры
предложений к каждому из значений многозначного слова —
можно составлять свои предложения, можно искать в книгах
Наблюдение за сходством и различием значений синонимов

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

использованием в речи
синонимов, антонимов

5

Состав слова
(морфемика)
(14 часов)

Корень как обязательная
часть слова.
Однокоренные
(родственные) слова.
Признаки однокоренных
(родственных) слов.
Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов
с омонимичными
корнями. Выделение в
словах корня (простые
случаи)

с опорой на лексическое значение и на предложения, в которых
они употреблены. Учебный диалог, в ходе которого
сравниваются слова в синонимическом ряду и выявляются
различия между словами. Упражнение, направленное на
отработку умения выбирать из пары синонимов тот, который
более уместен в заданном предложении, с комментированием
выбора. Работа в парах: поиск в тексте синонимов.
Дифференцированная работа: реконструкция текста, связанная с
выбором из ряда синонимов наиболее подходящего для
заполнения пропуска в предложениях текста. Работа с
рисунками: развитие умения понимать информацию,
представленную в виде рисунка, и соотносить её
с приведёнными словами — антонимами. Наблюдение за
словами, имеющими противоположное значение (антонимами).
Анализ лексического значения слов — антонимов.
Дидактическая игра «Назови слово, противоположное по
значению». Работа в парах: подбор антонимов к предложенным
словам. Практическая работа: поиск в текстах антонимов. Работа
в группах: анализ уместности использования слов в
предложениях, нахождение случаев неудачного выбора слова
Наблюдение за языковым материалом и рисунками:
сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой
на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание
предположений о сходстве и различии в значениях слов,
выявление слова, с помощью которого можно объяснить
значение всех родственных слов.
Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова
как способа определения связи значений родственных слов.
Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ
предложенных в учебнике определений. Совместное
составление алгоритма выделения корня. Использование
составленного алгоритма при решении практических задач по
выделению корня. Самостоятельная работа: находить среди
предложенного набора слов слова с заданным корнем. Работа в
парах: подбор родственных слов. Анализ текста с установкой на
поиск в нём родственных слов.
Работа в группах: выполнение задания на обнаружение лишнего
слова в ряду предложенных (например, синоним в группе
родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду

https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

Окончание как
изменяемая часть слова.
Изменение формы слова с
помощью окончания.
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка
как часть слова
(наблюдение).

6.

Морфология
(19 часов)

Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы
(«кто?», «что?»),
употребление в речи

Глагол (ознакомление):
общее значение, вопросы
(«что делать?», «что
сделать?» и др.),
употребление в речи

родственных слов).
Дифференцированное задание: контролировать правильность
объединения родственных слов в группы при работе с группами
слов с омонимичными корнями
Наблюдение за изменением формы слова. Работа с текстом, в
котором встречаются формы одного и того же слова: поиск форм
слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой
различаются формы слова (изменяемой части слова).Работа с
понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике
определения. Учебный диалог «Как различать разные слова и
формы одного и того же слова?». Практическая работа:
изменение слова по предложенному в учебнике образцу,
нахождение и выделение в формах одного и того же слова
окончания. Работа в группе: выполнение задания «Помоги
сверстнику из другой страны, начавшему учить русский язык,
исправить ошибки» (ошибки связаны с тем, что слова стоят в
начальной форме)
Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на
какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение
понятия «имя существительное». Работа в парах: разделение
имён существительных на две группы в зависимости от того, на
какой вопрос отвечают: «что?» или «кто?». Наблюдение за
лексическим значением имён существительных. Упражнение:
находить в тексте слова по заданным основаниям (например,
слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.).
Дифференцированное задание: выявление общего признака
группы слов Практическая работа: различение (по значению и
вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён
существительных. Работа в группах: группировка имён
существительных по заданным основаниям
Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на
какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение
понятия «глагол». Упражнение: разделение глаголов на две
группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что
делать?» или «что сделать?». Наблюдение за лексическим
значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка
глаголов в зависимости от того, называют они движение или
чувства. Практическая работа: выписывание из набора слов

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы
(«какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»),
употребление в речи

7

Синтаксис (8
часов)

Предлог. Отличие
предлогов от приставок.
Наиболее
распространённые
предлоги: в, на, из, без,
над, до, у, о, об и др.
Порядок слов в
предложении; связь слов в
предложении
(повторение).
Предложение как единица
языка. Предложение и
слово. Отличие
предложения от слова.
Наблюдение за
выделением в устной речи
одного из слов
предложения (логическое
ударение)
Виды предложений по
цели высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные
предложения. Виды
предложений по
эмоциональной окраске
(по интонации):

только глаголов. Работа в парах: нахождение в тексте глаголов
Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на
какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение
понятия «имя прилагательное». Работа в парах: разделение имён
прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой
вопрос отвечают: «какой?», «какое?», «какая?». Наблюдение за
лексическим значением имён прилагательных.
Дифференцированное задание: выявление общего признака
группы имён прилагательных. Практическая работа:
выписывание из текста имён прилагательных
Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги
и приставки?». Совместное составление алгоритма различения
приставок и предлогов. Списывание предложений с раскрытием
скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и
приставок. Творческая работа: составление предложений, в
которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки
Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются
предложение и „не предложение“?». Наблюдение за связью слов
в предложении. Упражнение: запись предложений с
употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой
на собственный речевой опыт).
Работа в парах: составление предложений из набора слов.

Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения
различаются по цели высказывания, например: «Снег идёт. Снег
идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на
рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми
произносятся предложения.
Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце
предложения с целевой установкой предложения?». Составление
таблицы «Виды предложений по цели высказывания», подбор
примеров. Работа с рисунками и подписями к рисункам

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

6.

Орфография и
пунктуация (48
часов)

восклицательные и
невосклицательные
предложения

(предложения различаются по эмоциональной окраске,
например: «Ландыши расцвели. Ландыши расцвели!»):
сравнение ситуаций, изображённых на рисунках, наблюдение за
интонационным оформлением предложений.
Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по
эмоциональной окраске, произнесение предложений
с соответствующей интонацией.
Практическая работа: выбор из текста предложений по заданным
признакам

Повторение правил правописания, изученных
в 1 классе: прописная
буква в начале
предложения и в именах
собственных (именах,
фамилиях людей, кличках
животных); знаки
препинания в конце
предложения; перенос
слов со строки на строку
(без учёта морфемного
членения слова); гласные
после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под
ударением), ча, ща, чу,
щу; сочетания чк, чн.
Формирование
орфографической
зоркости: осознание места
возможного
возникновения
орфографической ошибки.
Понятие орфограммы.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места

Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий
при списывании?». Комментированное письмо: объяснение
различия в звуко-буквенном составе записываемых слов.
Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи,
ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление
самоконтроля использования правила.
Наблюдение за языковым материалом: формулирование на
основе анализа предложенного материала ответа на вопрос,
связанный с правилом переноса слов, уточнение правила
переноса слов (буквы й, ь, ъ).Работа с таблицей (в одном столбце
слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова
разделены для переноса): сопоставление различия деления слов
на слоги и для переноса, объяснение разницы. Практическая
работа: запись слов с делением для переноса, осуществление
самоконтроля при делении слов для переноса.
Дифференцированное задание: нахождение слов по заданному
основанию (слова, которые нельзя перенести).
Работа в парах: объяснение допущенных ошибок в делении слов
для переноса. Самоконтроль: проверка своих письменных работ
по другим предметам с целью исправления возможных ошибок
на применение правила переноса слов.
Практическая работа: запись предложений с использованием
правила написания собственных имён существительных. Работа
в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно нужно будет
применить правило написания собственных имён
существительных.
Творческое задание: написать текст, в котором встретится не
менее шести имён собственных. Наблюдение за языковым
материалом (слова с безударными гласными в корне слова или

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

орфограммы в слове.
Использование
орфографического
словаря учебника
для определения
(уточнения) написания
слова. Контроль и
самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.
Ознакомление с правилами правописания и их
применением:
• разделительный мягкий
знак;
• сочетания чт, щн, нч;
• проверяемые безударные
гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие
согласные в корне слова
непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов
в орфографическом
словаре учебника);
• прописная буква в
именах собственных:
именах, фамилиях,
отчествах людей, кличках
животных,
географических
названиях;
• раздельное написание
предлогов с именами
существительными

слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце
слова): знакомство с понятием «орфограмма». Обсуждение
особенностей обозначения буквами проверяемых безударных
гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных
и безударных гласных в однокоренных словах.
Учебный диалог «Как планировать порядок действий при
выявлении места возможной орфографической ошибки».
Совместная разработка алгоритма применения орфограммы
«Проверяемые безударные гласные в корне слова». Упражнение:
нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные
гласные в корне слова».
Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких
проверочных слов. Дифференцированное задание: нахождение
ошибок в подборе проверочных слов к словам с орфограммой
«Проверяемые безударные гласные в корне слова». го правила
обозначения безударных гласных в корне слова.
Орфографический тренинг: подбор проверочных слов к словам с
орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне
слова», запись парами проверочного и проверяемого слов.
Работа в группах: отработка умений обнаруживать в тексте
ошибки в словах с орфограммой «Проверяемые безударные
гласные в корне слова», объяснять способ проверки безударных
гласных в корне слова, исправлять допущенные ошибки.
Наблюдение за языковым материалом, связанным с оглушением
звонких согласных в конце слова, обобщение результатов
наблюдений. Работа с рисунками и подписями к ним,
анализируются слова типа маг — мак, пруд — прут, луг — лук и
т. д.
Учебный диалог «Когда нужно сомневаться при обозначении
буквой согласных звуков, парных по звонкости — глухости?», в
ходе диалога учащиеся доказывают необходимость проверки
согласных звуков на конце слова и предлагают способ её
выполнения. Совместное создание алгоритма проверки
орфограммы «Парные по звонкости — глухости согласные в
корне слова». Работа в парах: выбор слов по заданному
основанию (поиск слов, в которых необходимо проверить
парный по звонкости — глухости согласный).
Работа в группах: группировка слов по заданным основаниям:
совпадают или не совпадают произношение и написание

9

Развитие речи
(30 часов)

согласных звуков в корне слова. Объяснение учащимися
собственных действий при подборе проверочных слов
и указание на тип орфограммы.
Работа в парах: аргументирование написания в тексте слов с
изученными орфограммами. Комментированное письмо при
записи слов под диктовку: выявление наличия в корне слова
изучаемых орфограмм, обоснование способа проверки
орфограмм.
Самостоятельная работа: нахождение и фиксирование
(графически обозначать) орфограммы
Выбор языковых средств в Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять
https://infourok.ru/
соответствии с целями
особенности ситуации общения: цели, задачи, состав
https://education.yandex.ru
и условиями устного
участников, место, время, средства коммуникации.
https://uchi.ru/
общения для
Обобщение результатов диалога: сообщение учителя о том, что в
эффективного решения
ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать,
коммуникативной задачи
с кем и где происходит общение, поскольку от этих
(для ответа на заданный
особенностей ситуации зависит выбор языковых средств.
вопрос, для выражения
Комментированный устный выбор правильной реплики из
собственного мнения).
нескольких предложенных, обоснование целесообразности
Овладение основными
выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям
умениями ведения
общения. Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки
разговора (начать,
умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить
поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.
разговор, привлечь
Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях
внимание и т. п.).
необходимости начать, поддержать, закончить разговор,
Практическое овладение
привлечь внимание и т. п. Наблюдение за нормами речевого
диалогической формой
этикета. Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных
речи. Соблюдение норм
выражений. Самонаблюдение с целью оценить собственную
речевого этикета и
речевую культуру во время повседневного общения.
орфоэпических норм
в ситуациях учебного
и бытового общения.
Умение договариваться
Работа в группе: анализ уместности использования средств
и приходить к общему
общения в предложенных речевых ситуациях.
решению в совместной
Упражнение: нахождение в предложенных текстах ошибок,
деятельности при
связанных с правилами общения, нормами речевого этикета,
проведении парной и
исправление найденных ошибок.
групповой работы
Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры связана с оцениванием
правильности выбора языковых и неязыковых средств устного

Составление устного
рассказа по репродукции
картины. Составление
устного рассказа с опорой
на личные наблюдения и
вопросы

Текст. Признаки текста:
смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность
предложений в тексте;
выражение в тексте
законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль.
Заглавие текста. Подбор
заголовков
к предложенным текстам.
Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов

общения на уроке и на переменах.
Творческое задание: создать плакат с правилами участия
в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор, приводить доводы).
Речевой тренинг: при разыгрывании ситуаций анализировать
собственную успешность участия в диалоге, успешность участия
в нём другой стороны
Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ
собственного эмоционального отклика на картину, ответы на
поставленные вопросы. Составление устного рассказа по
картине с опорой на вопросы / с опорой на ключевые слова /
самостоятельно. Экскурсия в художественный музей (при
наличии в месте проживания) или виртуальная экскурсия по
художественному музею. Выбор картины, которая произвела
наибольшее впечатление во время экскурсии. Устный рассказ об
этой картине. Проектное задание «Готовим виртуальную
экскурсию по залам Третьяковской галереи»: каждый ученик в
классе выбирает одну картину и готовит о ней рассказ, все
рассказы соединяются в целостную экскурсию. Проект
«Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится
выставка одной картины, картины по очереди подбирают
учащиеся класса и готовят устный рассказ о выбранной картине.
Экскурсия, по результатам которой составляется устный рассказ
по личным наблюдениям во время экскурсии или по вопросам
учителя
Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст»,
выявление в ходе диалога сходства и различия слова,
предложения, текста. Наблюдение за языковым материалом:
несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена
последовательность предложений / несколько предложений,
которые не связаны единой темой / несколько предложений об
одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение,
выявление признаков текста: смысловое единство предложений
в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение
в тексте законченной мысли. Работа в парах: различение текста и
«не текста», аргументация своей точки зрения. Наблюдение за
способами связи предложений в тексте, высказывание
предположений о способах связи предложений в тексте.
Наблюдение за последовательностью предложений в тексте.

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

с нарушенным порядком
предложений и абзацев.
Типы текстов: описание,
повествование,
рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление)
Знакомство с жанром
поздравления. Понимание
текста: развитие умения
формулировать простые
выводы на основе
информации,
содержащейся в тексте.
Выразительное чтение
текста вслух с
соблюдением правильной
интонации

Самостоятельная работа: восстановление деформированного
текста — необходимо определить правильный порядок
предложений в тексте. Практическая работа: формулирование
основной мысли предложенных текстов.

Наблюдение за структурой текста, знакомство с абзацем как
https://infourok.ru/
структурным компонентом текста, формулирование выводов о
https://education.yandex.ru
том, что в абзаце содержится микротема. Совместная работа:
https://uchi.ru/
определение последовательности абзацев в тексте с нарушенным
порядком следования абзацев. Индивидуальная работа:
определение порядка следования абзацев. Дифференцированное
задание: выделение абзацев в тексте, в котором абзацы не
выделены. Обсуждение: как связана основная мысль текста с
содержанием каждого абзаца. Практическая работа:
формулирование основной мысли текста и основной мысли
каждого абзаца; преобразование основной мысли в предложение.
Комментированное выполнение задания: подбор заголовка
к тексту с обязательной аргументацией. Работа в группе: подбор
различных заголовков к одному тексту. Практическая работа:
установление соответствия/несоответствия заголовка и текста,
аргументация своей точки зрения. Творческая работа:
составление текста по заданным характеристикам — названию,
количеству абзацев и микротемам каждого абзаца. Практическая
работа: восстановление нарушенной последовательности
абзацев, запись исправленного текста. Учебный диалог «Какие
могут быть цели при создании текстов?», высказывание
учащимися предположений о целях создания текста.
Наблюдение за особенностями текста-описания, установление
его особенностей, нахождение в тексте средств создания
описания. Обсуждение различных текстов-описаний
(художественных, научных описаний): выявление сходства и
различий. Наблюдение за текстом-повествованием и
установление его особенностей. Работа в группах: сравнение
текстов-повествований с текстами-описаниями. Наблюдение за
текстом-рассуждением, установление его особенностей.
Учебный диалог «Что важно для составления текстарассуждения?». Обсуждение особенностей жанра поздравления в

ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ
структуры текстов-поздравлений. Творческое задание: создание
текста поздравительной открытки (выбор повода для
поздравления определяется самими учащимися). Коллективный
анализ содержания текста, который предложен как основа для
изложения (повествовательный текст объёмом 30—45 слов).
Устные ответы на поставленные к тексту вопросы. Устный
пересказ текста с опорой на вопросы. Письменное подробное
изложение содержания текста с опорой на вопросы.
Самопроверка с возможностью корректировки пересказа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».