Рабочая программа АОП НОО НОДА 6.2. Литературное чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО
Председатель
педагогического совета
________________________
Бакирова А.Г
Приказ №11 от « 29 »
августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Кропотина Н.Г.
Приказ №42 от «30» августа
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
вариант 6-2, 2 класс

г. Серов 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для обучающихся с НОДА, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся. Учебный предмет «Литературное чтение» призван
ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить
формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося,
реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение
преемственности в изучении систематического курса литературы.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных
задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в
процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Количество часов для реализации программы.
1класс
1-год
обучения
4

Количество
часов
в
неделю
Всего недель 33
за год
Всего часов за 132
год

1класс
2-год
обучения
4

2 класс

3класс

4 класс

4

4

3

33

34

34

34

132

136

136

102

Всего часов
на уровне
НОО

638

Содержание обучения.
Чтение:

Виды речевой и читательской деятельности.

а) чтение вслух: постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение
скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных
по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования;
б) чтение про себя: осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить
в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов
чтения: факта, описания, дополнения высказывания;
в) работа с разными видами текста: общее представление о разных видах
текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного
текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение
отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления других
обучающихся, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов;
г) библиографическая культура: книга как особый вид искусства. Книга
как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания
(справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе
рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в
библиотеке.
Алфавитный
каталог.
Самостоятельное
пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
д) работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (помощью педагога). Осознание того, что фольклор есть выражение
общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание
нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения
героев, анализ поступков героев с точки зрения норм

морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть
тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической
для данного произведения лексики (по вопросам педагогического работника),
рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с
использованием художественно-выразительных средств данного текста.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
Анализ (с помощью педагогического работника), мотивы поступка персонажа.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
пометок, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер
героя, выраженные через поступки и речь. Освоение разных видов пересказа
художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача
основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли
фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание,
подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде
вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев;
е) работа с учебными, научно-популярными и другими текстами:
понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных
связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой
на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по
тексту, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм
речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или
прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста.

Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом
особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы ХХ-ХХ вв., классиков
детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом
многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные
для восприятия обучающихся.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая,
научно-популярная,
справочно-энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших
и плохих поступках
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью педагога) средств выразительности: синонимов, антонимов,
эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки,
отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных
видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание,
различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности
сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное
словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в
выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание
собственного текста на основе художественного произведения (текст по

аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.
Обучение произношению. Выработка умения самостоятельно распределять
дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста,
соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова,
обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении других
обучающихся, так и своём собственном и исправлять их:
а) речевое дыхание: произношение слитно, на одном выдохе, ряда
слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами
необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку,
самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при
помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста,
выученного наизусть, в самостоятельной речи;
б) голос: изменение силы голоса в связи со словесным ударением,
громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно).
Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и
вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно). Изменение высоты и
силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости
соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом), в связи с побудительной
(повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим
ударением (сопряжено и отраженно). Выделение более громким голосом
логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно,
руководствуясь указанием педагогического работника, подчёркиванием в
вопросах и ответах главного слова). Соблюдение логического ударения в
диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения
при изменении формы слова (рука — руки);
в) звуки и их сочетания: усвоение, закрепление правильного
произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л,
э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и
после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными
и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел);
р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).
Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч.
Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з,
ш-ж, б-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч. Произношение мягких звуков по подражанию и
самостоятельно (пять, няня, сядь, несёт, пюре). Дифференцированное
произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
Работа по коррекции усвоенных звуков. Дифференцированное произношение
гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у. Дифференцированное
произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:
-носовых и ротовых: м-п, м-б, н-т, в-д, н-д (и их мягкие пары);
-слитных и щелевых: ц-с, ч-ш;
-слитных и смычных: ц-т, ч-т;
-свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ,
-глухих и звонких: ф-в, п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж;
-аффрикат: ц-ч;

-звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш
-твёрдых и мягких: ф-фь, п-пь, т-ть;
г) слово: произношение слов слитно, голосом нормальной высоты,
темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых
звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения,
изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.
Воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их
звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии,
слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке
предлогов со словами). Понятие «слог», «ударение». Определение количества
слогов в дву-, трёх-, четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного
слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные
и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие. Соблюдение в речи правил
орфоэпии (сопряжено и отражённо, по надстрочному знаку): безударный о
произносится как [а]; звонкие согласные в конце слов и перед глухими
согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий;
слова что, чтобы произносятся как [што], [штобы]; кого, чего и окончания —
ого, -его — как [каво], [чево], [-ова], [-ева]; непроизносимые согласные в
словах не произносятся («чу(в)ствуют», «со(л)нце»); соблюдение в речи
правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному
знаку): тс — дс ([детство], [Братск]), стн — здн («чес(т)но»,
«поз(д)но»); произношение сочетаний предлогов в, из, под с
существительными («в саду», «из сада», «под стулом»); гласный и после
согласных [ш], [ж], [ц] произносятся как [ы] («живот»); согласные (кроме [ш1,
[ж], [ц]) перед гласными [3[, [и] произносятся мягко («перо», «писать»,
«Петя»); предлог с существительным типа «с братом», «с дедушкой»
произносится как [збратом], [здедушкой]; звук [г] перед [к], [т] произносится
как [х] ([лехко]); сочетания сч, зч, жч произносятся как [щ] («щипать»);
окончания -тся, -ться произносятся как [цца]; свистящие [с], [3] употребляются
следующим за ним шипящим ([шшил], [ижжарил]);
д) фраза: произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному;
изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение
повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).
Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и
вопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в
темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно).
Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога. Закрепление
навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть
стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с
помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению,
отрывку из художественной прозы). Закрепление навыков умеренно беглого
темпа речи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности
обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении;
понимание
роли
чтения,
использование
разных
видов
чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения
вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.

Форма оценивания и контроля Критерии
сформированности навыка чтения:
Класс

1

2

I полугодие

II полугодие
Осознанное, правильное чтение
Правильное, осознанное и плавное
целыми словами. Слова сложной
слоговое
чтение
с
четким
слоговой
структуры
проговариванием слогов и слов.
прочитываются по слогам.
Темп чтения - не менее 20 - 25 слов
Темп чтения - не менее 25 - 30 слов
в минуту.
в минуту.
Осознанное, правильное чтение
Осознанное, правильное чтение
целыми словами с соблюдением
целыми словами с соблюдением
логических
ударений.
Слова
логических ударений, пауз и
сложной слоговой структуры
интонаций.
прочитываются по слогам.
Темп чтения - не менее 55 - 60 слов
Темп чтения - не менее 40 - 50 слов
в минуту.
в минуту.

3

4

Осознанное, правильное чтение Осознанное, правильное чтение
целыми словами с соблюдением целыми словами с соблюдением
пауз и интонаций, посредством пауз и интонаций, посредством
которых
ученик
выражает которых
ученик
выражает
понимание смысла читаемого понимание смысла читаемого
текста.
текста.
Темп чтения - не менее 60 - 70 слов Темп чтения - не менее 70 - 75 слов
в минуту.
в минуту.
Осознанное, правильное чтение Осознанное, правильное чтение
целыми словами с соблюдением целыми словами с соблюдением
пауз и интонаций, посредством пауз и интонаций, посредством
которых ученик выражает не которых ученик выражает не
только
понимание
смысла только
понимание
смысла
читаемого текста, но и свое читаемого текста, но и свое
отношение к его содержанию.
отношение к его содержанию.
Темп чтения - не менее 75 - 80 слов Темп чтения - не менее 85 - 95 слов
в минуту.
в минуту.

1 класс
В 1 классе ведётся безотметочное обучение основная цель которого сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать
педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности
ребёнка.
В 1-м классе используются словесные оценки: «Читаешь хорошо»; «Читаешь
хорошо, но есть ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому
надо больше читать». Оценка «Читаешь хорошо» – ученик читает целыми
словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо
произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок;
темп чтения – 25–30 слов в минуту
Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки» ученик читает целыми словами и
слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки;
темп чтения – 20–25 слов в минуту. Оценка «Читаешь пока медленно и с
ошибками...» – ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп
чтения – 15–20 слов в минуту или ниже.
2 класс
Отметка «5» – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит
читаемые
слова;
темп
чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зав
исимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста. Отметка «4» – ученик читает более 40 слов
в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно
передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя),
не допускает грубых речевых ошибок. Отметка «3» – ученик правильно читает
по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание
прочитанного с помощью вопросов учителя. Отметка «2» – ученик не
выполняет требований, установленных для отметки «3».

3 класс
Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в
минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет
подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем
собственное обоснованное суждение. Отметка «4» – ученик читает текст

вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно
правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча – не
менее
70
слов
в
минуту.
Отметка «3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов
в минуту, вотдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более
пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки;
темп чтения молча – не менее 60 слов в минуту. Отметка «2» – ученик не
выполняет требований, отвечающих отметке «3».
4 класс
Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов
в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль
прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ
о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.
Отметка «4» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов
в
минуту
вслух
и
более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибе
гает к помощиучителя; может составить рассказ о герое; понимает главную
мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном. Отметка «3» – ученик
читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не
менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью
учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое
составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание
произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).
Используемые технологии
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Книгопечатная продукция:
Учебники:
Литературное чтение (обучение грамоте)
Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1.М.Просвещение, 2023
г.

Горецкий В. Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. .М.Просвещение, 2023
г.
Прописи
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 1.
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 2.
Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 3.
Учебники:
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская) .М.Просвещение, 2023 г.
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская) .М.Просвещение, 2023 г.
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская) .М.Просвещение, 2023 г.
Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1, 2 / (сост. Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская) .М.Просвещение, 2023 г.
Рабочие тетради
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Дополнительная литература
Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые
тестовые задания / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые
тестовые задания / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 4 класс: типовые
тестовые задания / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Методические пособия
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1
класс.
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2
класс.
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3
класс.
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4
класс.
Печатные пособия.
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы
письменных букв).
Касса букв и сочетаний.

Комплект динамических раздаточных пособий «Карусель». Учим буквы.
Читаем по слогам.
Комплект разрезных карточек для тренировки навыков чтения.
Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы по
обучению грамоте (веера). Гласные, согласные буквы.
Комплект демонстрационных таблиц.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

Толковый словарь.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
Комплект портретов русских детских писателей.
Комплект портретов зарубежных детских писателей
Технические средства обучения.
Классная магнитная доска.
Компьютер.
Принтер лазерный.
Мультимедийная установка, интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию
обучения:
«Уроки Кирилла и Мефодия».
Электронное сопровождение к учебнику «Азбука», 1 класс.
Интерактивное учебное пособие «Литературное чтение. 1-4 классы, ч.1,2»
(серия «Наглядная школа»)

Содержание программы учебного курса «Литературное чтение» 2 класс Место курса в
учебном плане
На изучение литературного чтения во 2 классе выделяется 136 ч. (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (136 ЧАСОВ)
№ Тема, раздел
п/п курса
1.
О нашей Родине
(6 часов)

Программное содержание
Круг чтения: произведения о
Родине (на примере
стихотворений И. С.
Никитина, Ф. П. Савинова,
А. А. Прокофьева, Н. М.
Рубцова). Патриотическое
звучание произведений о
родном крае
и природе. Отражение в
произведениях нравственноэтических понятий: любовь к
Родине, родному краю,
Отечеству. Анализ
заголовка, соотнесение его
с главной мыслью
и идеей произведения.
Иллюстрация к
произведению как отражение
эмоционального отклика на
произведение Отражение

Характеристика деятельности обучающихся

Интернет-ресурсы

Учебный диалог: определение учебной задачи
изучения произведений данного раздела
Слушание стихотворных произведений, оценка своей
эмоциональной реакции на прослушанное
произведение, определение темы (не менее 3
стихотворений) Например, стихотворения
И. С. Никитина «Русь», Ф. П. Савинова «Родина», А.
А. Прокофьева «Родина», Н. М. Рубцова «Россия Русь
— куда я ни взгляну…», З. Н. Александровой
«Родина».
Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение
главной мысли произведения — любовь к Родине
неотделима от любви к родной земле и её природе.
Работа с текстом произведения: читать отдельные
строфы, задание на поисковое чтение: ответы на
вопросы. Например: в чём раскрывается истинная
красота родной земли?
Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она
одна… (З. Н. Александрова)», составление своего
высказывания по содержанию произведения (не менее
5 предложений).

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи
И. И. Левитана, И. И.
Шишкина,
В. Д. Поленова и др )

Чтение вслух прозаических произведений по
изучаемой теме, Например, С. Т. Романовский «Русь»,
К. Г. Паустовский
«Мещёрская сторона» (отрывки) и др.
Распознавание прозаического и стихотворного
произведений, сравнение произведений разных
авторов на одну тему, заполнение таблицы, проверка
результатов своей работы.

Задания на поисковое выборочное чтение: например,
объяснение понятий «Родина», «Русь», «Отечество» с
подтверждением своего ответа примерами из текста,
нахождение значения слов в словаре (Русь, Родина,
родные, род, Отечество). Выразительное чтение
наизусть стихотворений о Родине (одно по выбору).
Составление устного рассказа по репродукциям
картин художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В
Д. Поленов и др). Представление выставки книг,
прочитанных летом, рассказ «Любимая книга».
2.

Фольклор (устное
народное
творчество) (16
часов)

Произведения малых жанров
фольклора (потешки,
считалки, пословицы,
скороговорки, небылицы,
загадки). Шуточные
фольклорные произведения
— скороговорки, небылицы.
Особенности скороговорок,
их роль в речи
Игра со словом,

Работа со схемой «Малые жанры фольклора»:
заполнение, подбор примеров (на материале
изученного в 1 классе).
Участие в учебном диалоге: обсуждение значения
пословицы, пословица как главная мысль
произведения.
Упражнение в чтении вслух целыми словами малых
жанров фольклора: потешек, считалок, скороговорок,
небылиц, загадок

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

«перевёртыш событий» как
основа построения небылиц.
Ритм и счёт — основные
средства выразительности и
построения считалки.
Народные песни, их
Особенности. Загадка
как жанр фольклора,
тематические группы
Загадок. Сказка —
выражение народной
мудрости, нравственная идея
фольклорных сказок.
Особенности сказок разного
вида (о животных,
бытовые, волшебные).
Особенности сказок
о животных: сказки
народов России.
Бытовая сказка:
герои, место действия,
особенности построения и
языка. Диалог
в сказке. Понятие
о волшебной сказке
(общее представление):
наличие присказки,
постоянные эпитеты,
волшебные герои.
Фольклорные произведения
народов России: отражение
в сказках народного быта и
культуры.

(по выбору).
Групповая работа: чтение скороговорок с
увеличением темпа,
проведение конкурса «Лучший чтец скороговорок».
Работа с текстом: анализ юмористических событий в
небылицах, нахождение созвучных (рифмованных)
слов Упражнение
в чтении народных песен с учётом их назначения
(колыбельные — спокойно, медленно, чтобы
убаюкать, хороводные — весело, радостно для
передачи состояний разных явлений природы),
выделение ключевых слов.
Чтение загадок и объединение их по темам.
Упражнение на распознавание отдельных малых
жанров
фольклора (потешка, пословица, загадка, считалка,
небылица).
Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок.
Чтение молча (про себя) небольших по объёму сказок
о животных: «Петушок и бобовое зёрнышко»,
«Журавль и цапля»,
«Лиса и журавль», «Заячья избушка», «Зимовье
зверей»,
«Лисичка-сестричка и серый волк» (1—2
произведения по выбору).
Контроль восприятия произведения, прочитанного
про себя:
ответы на вопросы по фактическому содержанию
текста.
Сравнение сказок о животных народов России: тема,
основная
идея, герои.

Слушание сказок, различение бытовой и волшебной
сказки,
характеристика особенностей каждой (на примере
сказок):
«Каша из топора», «У страха глаза велики»,
«Снегурочка»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Не плюй
в колодец — пригодится воды напиться», «Гусилебеди» (по выбору).
Анализ структуры сказки: выделение присказки,
нахождение
Завязки.
Сравнение героев бытовых и волшебных сказки,
нахождение
и выразительное чтение диалогов.
Работа с текстом сказок: определение
последовательности событий, выделение опорных
слов, составление плана произведения .
Пересказ (устно) текста произведения подробно (с
учётом всех сюжетных линий).
Задание на поисковое выборочное чтение:
нахождение в тексте сказки национальных
особенностей (например, имя героя, название
жилища, предметов одежды и т д). Например,
«Хитрая лиса» (корякская народная сказка), «Три
сестры» (татарская народная сказка), «Мышь и
воробей» (удмуртская народная сказка), «Айога»
(нанайская народная сказка),
«Четыре ленивца» (мордовская народная сказка).
Учебный диалог: обсуждение нравственно-этических
понятий (о труде, дружбе, добре, семье) в
фольклорных произведениях.

Дифференцированная работа в группах: составление
сценария народной сказки, определение фрагмента
для чтения по ролям, освоение ролей для
инсценирования, разучивание текста, представление
отдельных эпизодов (драматизация) или всей сказки.
3.

Звуки
и краски родной
природы в разные
времена года
(осень).
(8 часов)

Тема природы в разные
времена года (осень) в
произведениях литературы.
Формирование
эстетического восприятия
явлений природы (звуки,
краски осени).
Использование средств
выразительности при
описании природы:
сравнение
и эпитет. Настроение,
которое создаёт пейзажная
лирика (об осени).
Иллюстрация к
произведению как отражение
эмоционального отклика на
произведение. Отражение
темы «Осенняя природа» в
картинах художников
(пейзаж): И.И. Левитана,
В. Д. Поленова, А. И.
Куинджи,
И. И. Шишкина и др. и
музыкальных произведениях
композиторов.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
https://infourok.ru/
определение учебной задачи, обсуждение вопросов «О https://education.yandex.ru
чём ты узнаешь?»,
https://uchi.ru/
«Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений: А. С.
Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Ф. И. Тютчев
«Есть в осени первоначальной…», А. Н. Плещеев
«Осень», К. Д. Бальмонт «Осень», В. Я. Брюсов
«Сухие листья, сухие листья…», А. К. Толстой
«Осень» «Обсыпается весь наш бедный сад…», Е. Ф.
Трутнева «Осень», В. Ю. Голяховский «Листопад»,
И. П. Токмакова. «Опустел скворечник» (по выбору
не менее пяти авторов), выражение своего отношения
к пейзажной лирике Обсуждение прослушанного
произведения: ответ на вопрос
«Какое настроение вызывает произведение? Почему?
С чем сравнивает поэт осенний лес?».
Работа с текстом произведения: упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте
слов, использованных в прямом и переносном
значении, наблюдение за рифмой
и ритмом стихотворения, объяснение образных слов и
выражений, поиск значения слова по словарю.
Выразительное чтение с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм.

Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений об осени, доступных для восприятия
младшими школьниками. Например, С. Т. Аксаков
«Осень, глубокая осень!», Н. И. Сладков «Сентябрь»,
«Осень на пороге», М. М. Пришвин «Утро», Г. А.
Скребицкий «Четыре художника «Осень».
Контроль восприятия произведения, прочитанного
про себя: определение формы (прозаическое или
стихотворное), ответы на вопросы по фактическому
содержанию текста. Упражнение на сравнение
произведений писателей на одну тему, определение
понравившегося, объяснение своего выбора.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ
(устно) отдельного эпизода.
Чтение наизусть стихотворения об осенней природе
(1—2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников
(например, В. Д. Поленов «Осень в Абрамцево», И. И.
Левитан «Золотая осень»), составление устного
рассказа-описания по репродукциям картин
художников и/или на основе личного опыта с
использованием средств выразительности: сравнений,
эпитетов.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений об осени.
4.

О детях и дружбе
(12 часов)

Тема дружбы в
художественном
произведении (расширение
круга чтения: произведения
С. А. Баруздина, Н. Н.
Носова,
В. А. Осеевой, А. Гайдара,

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Чтение целыми словами без пропусков и
перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к
чтению про себя произведений о детях: А. Л. Барто

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

В. В. Лунина и др.).
Отражение в произведениях
нравственно-этических
понятий: дружба, терпение,
уважение, помощь друг
другу. Главная мысль
произведения. Герой
произведения (введение
понятия «главный герой»),
его характеристика
(портрет), оценка поступков.

«Катя», Ю. И. Ермолаев «Два пирожных», С. А.
Баруздин «Как Алёшке учиться надоело», Е. А.
Пермяк «Смородинка», «Две пословицы», Н. Н.
Носов. «Заплатка», «На горке», В. В. Лунин «Я и
Вовка», В. А. Осеева «Синие листья», «Волшебное
слово», «Просто старушка»,
А. Гайдар «Совесть», М. С. Пляцковский «Настоящий
друг» (по выбору, не менее 4 произведений).
Учебный диалог: определение темы и главной мысли
произведения, соотнесение главной мысли с
пословицей, подбор пословиц к тексту.
Работа с текстом произведения (изучающее и
поисковое выборочное чтение): ответы на вопросы,
характеристика героя, установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками,
нахождение описания героя, оценка его поступков (с
опорой на текст).
Упражнение на сравнение героев одного
произведения по предложенному алгоритму.
Обсуждение авторской позиции, выражение своего
отношения к героям с подтверждением примерами из
текста.
Работа в парах: определение последовательности
событий
в произведении, составление вопросного плана текста
с выделением эпизодов, обсуждение результатов
деятельности. Подробный пересказ (устно)
содержания произведения. Упражнение в умении
формулировать вопрос по фактическому содержанию
прочитанного произведения.
Работа в группах: сравнение предложенных текстов
художественных произведений (распознавание

жанров), заполнение таблицы, проверка своего
результата.
Автор

Заголовок

Жанр

Тема

Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста
произведения от третьего лица.
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских
умений: соотнесение фамилий авторов с заголовками
произведений, определение тем указанных
произведений, различение жанров произведения,
нахождение ошибки в предложенной
последовательности событий одного из произведений,
приведение примеров пословиц на определённую
тему и другие задания.
Проверка своей работы по предложенному образцу.
Составление выставки книг писателей на тему о
детях, о дружбе. Рассказ о главном герое
прочитанного произведения по предложенному
алгоритму.
5.

Мир сказок (12
часов)

Расширение представлений о
фольклорной (народной) и
литературной (авторской)
сказке: «бродячие» сюжеты.
Определение фольклорной
основы авторских сказок.
Характеристика авторской
сказки: герои, особенности
построения и языка.
Сходство тем и сюжетов
сказок разных народов. Тема

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Упражнение в чтении целыми словами без пропусков
и перестановок с постепенным переходом от чтения
вслух к чтению про себя фольклорных и
литературных сказок. Например, русская народная
сказка «Золотая рыбка» и произведение А. С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русская
народная сказка

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

дружбы в произведениях
зарубежных авторов.
Составление плана
произведения: части текста,
их главные темы.
Иллюстрации, их значение в
раскрытии содержания
произведения

«У страха глаза велики» и произведение братьев
Гримм «Маленькие человечки», русская народная
сказка «Снегурочка» и произведение В. И. Даля
«Девочка Снегурочка» (по выбору, не менее 4
произведений).
Задание на сравнение фольклорной и литературной
(авторской) сказки: нахождение признаков народной
сказки, используемых в авторском произведении
сказочного жанра.
Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы
учебника, приведение примеров из текста,
установление сходств тем, героев, сюжетов, осознание
понятия «бродячий» сюжет (без предъявления
термина).
Выполнение заданий при работе с текстом
(изучающее и поисковое выборочное чтение):
определение главной мысли сказки, соотнесение её с
пословицей, характеристика героя, установление
взаимосвязи между характером героя и его
поступками, описание характера героя, нахождение
портрета героя.
Работа с текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,
конструирование (моделирование) плана
произведения: деление текста на смысловые части,
определение эпизодов, выделение опорных слов для
каждой части плана, озаглавливание части
(формулировать вопрос или назывное предложение по
каждой части текста).
Упражнение на формулирование вопросов по
фактическому содержанию прочитанного
произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.

Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок. Работа в группах: выбор сказки, определение
эпизода, распределение ролей, инсценирование
отдельных частей произведения. Работа с книгами по
теме «Сказки»: выбирать, называть, представлять
книги с народными и авторскими сказками. Чтение
книг с авторскими сказками: работа с предисловием,
аннотацией, оглавлением, составление выставки книг
по изучаемой теме.
Работа со схемой: распознавание сказок (фольклорные
и авторские), приведение примеров.
Поиск информации: получение дополнительной
информации об авторах литературных сказок,
представление своего сообщения в классе.
6.

Звуки и краски
родной
природы в разные
времена года
(зима)
(12 часов)

Тема природы в разные
времена года (зима) в
произведениях литературы
Формирование
эстетического восприятия
явлений природы (звуки,
краски зимы).
Использование средств
выразительности при
описании природы:
сравнение и эпитет.
Настроение, которое создаёт
пейзажная лирика
(о зиме). Иллюстрация к
произведению как отражение
эмоционального
отклика на произведение.
Отражение темы «Природа

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты
узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений о зимней
природе:
А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!
Крестьянин, торжествуя…», С. А. Есенин «Поёт зима
— аукает…»,
Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…», И.З. Суриков
«Первый
снег», И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»,
А.А. Прокофьев «Как на горке, на горе…» З.Н.
Александрова «Снежок», (по выбору 2—3
произведения), обсуждение эмоционального
состояния при восприятии описанных картин
природы.

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

зимой» в картинах
художников (пейзаж):
И. И. Левитана, В. Д.
Поленова, А. И. Куинджи, И.
И. Шишкина и музыкальных
произведениях
композиторов.

Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений о зиме, доступных для восприятия
младшими школьниками. Например, С. А. Иванов
«Каким бывает снег», И.С. Соколов-Микитов «Зима в
лесу», «Узоры на снегу», М. М. Пришвин «Деревья в
лесу». Контроль восприятия произведения,
прочитанного про себя: ответы на вопросы по
фактическому содержанию текста.
Работа с текстом произведения: сравнение описаний
зимней природы в стихотворных и повествовательных
текстах, объяснение образных слов и выражений,
работа со словарём: поиск значения незнакомых слов,
нахождение в тексте сравнений и эпитетов,
приведение примеров использования слов в прямом и
переносном значении, определение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Чтение наизусть с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм стихотворения о зимней
природе (1—2 по выбору).
Чтение произведений новогодней тематики
(например, С. В. Михалков «Новогодняя быль»,
«Событие», А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок), С. Я.
Маршак «Декабрь», Е. А. Пермяк «Волшебные
краски»), сравнение произведений писателей на одну
тему, выбор понравившегося, объяснение своего
выбора.
Рассматривание репродукций картин художников. (И.
И. Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.),
составление рассказа-описания на тему «какие
картины зимней природы мне нравятся?».

Работа в группе: распределение обязанностей, выбор
произведений для инсценирования и рассказывания
наизусть, проведение новогоднего праздника в классе.
7.

О братьях наших
меньших
(18 часов)

Жанровое многообразие
произведений о животных
(песни, загадки, сказки,
басни, рассказы,
стихотворения). Дружба
людей и животных — тема
литературы (произведения
Е. И. Чарушина, В. В.
Бианки, В. В. Чаплиной,
С. В. Михалкова, Б. С.
Житкова, С. В. Образцова,
М. М. Пришвина и др.).
Отражение образов
животных в фольклоре
(русские народные песни,
загадки, сказки). Герои
стихотворных и
прозаических произведений
о животных. Описание
животных в художественном
и научно-познавательном
тексте.
Приёмы раскрытия
автором отношений
людей и животных.
Нравственно-этические
понятия: отношение
человека к животным
(любовь и забота).

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
https://infourok.ru/
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
https://education.yandex.ru
«О чём ты узнаешь?»,
https://uchi.ru/
«Чему ты будешь учиться?».
Слушание художественных произведений о животных
и оценка своего эмоционального состояния при
восприятии произведения. Например, русская
народная песня «Коровушка», стихотворения Н. М.
Рубцова «Про зайца», Саши Чёрного «Жеребёнок»,
Р.С. Сефа «Птенцы», В.Д. Берестова «Кошкин
щенок», «С фотоаппаратом», «Прощание с другом»,
С. В. Михалкова «Мой щенок», А. Л. Барто «Думают
ли звери?», «Он был совсем один», И. М.
Пивоваровой «Жила-была собака» и др. Учебный
диалог: обсуждение прослушанного произведения,
ответ на вопрос: «Какова главная мысль
произведения? Как автор описывает отношения людей
и животных?», осознание идеи произведения о
животных: забота о животных требует
ответственности, человек должен с заботой
относиться к природе.
Упражнение в чтении целыми словами без пропусков
и перестановок, с постепенным переходом от чтения
вслух к чтению про себя произведений о животных:
русская народная сказка «Белые пёрышки», К. Д.
Ушинский «Васька», «Лиса Патрикеевна», В. В.
Бианки «Ёж-спаситель», «Хитрый лис и умная
уточка», Е. И. Чарушин «Страшный рассказ», В. В.
Вересаев «Братишка», В. А. Осеева «Почему», В. В.

Особенности басни как
жанра литературы,
прозаические и
стихотворные басни
(на примере произведений
И. А. Крылова, Л. Н.
Толстого). Мораль басни как
нравственный урок
(поучение). Знакомство с
художникамииллюстраторами,
анималистами (без
использования термина):
Е. И. Чарушин, В. В. Бианки

Чаплина «Нюрка», М.М. Пришвин «Журка», «Ребята
и утята», Б. С. Житков «Галка», «Храбрый утёнок»,
С. В. Образцов «Дружок», Г. Я. Снегирёв «Отважный
пингвинёнок» (по выбору, не менее 5 авторов).
Работа с текстом произведения: определение темы и
главной мысли произведения, ответы на вопросы,
использование поискового выборочного вида чтения,
нахождение портрета героя, средств изображения
героев и выражения их чувств, объяснение отношения
автора к героям, поступкам.
Задание на сравнение описания героя-животного в
художественном и научно-познавательном тексте:
сходство и различия, определение цели сообщения.
Работа в парах: зададим друг другу вопросы по
прослушанному (прочитанному) тексту. Работа с
текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,
составление или дополнение плана по данному
началу.
Пересказ (устно) текста произведения от лица героя.
Знакомство с новым литературным жанром, чтение
вслух басен И. А. Крылова, Л. Н. Толстого
(произведения по выбору), сравнение формы:
прозаическая или стихотворная. Учебный диалог:
обсуждение героев, сюжета басни, нахождение
морали (поучения).
Задания на распознавание отдельных жанров
художественной
литературы (рассказы, басни, стихотворения,
литературные
сказки), сравнение произведений писателей на одну
тему: называть понравившееся, объяснять свой выбор

(составление высказывания из не менее 4
предложений).
Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с
выражением настроения героев. Создание небольших
историй с героями прочитанных произведений
(воображаемая ситуация).
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских
умений: выполнение
проверочных заданий, проверка и оценка своей
работы
по предложенным критериям.
Составление выставки книг писателей на тему о
животных,
рассказ о своей любимой книге по предложенному
алгоритму.
Творческая работа: составление сказки или рассказа с
героемживотным по аналогии. Например, сказочная история
о лисе,
ежике.
Поиск в справочной литературе дополнительной
информации
о художниках-иллюстраторах: В. И. Чарушине, В. В.
Бианки
Дифференцированная работа в группе: выполнение
коллективного проекта «Книжка-самоделка.
«Животные — герои произведений», представление
его в классе.

8.

Звуки и краски
родной
природы в разные
времена года
(весна, лето)
(18 часов)

Тема природы в разные
времена года (весна, лето) в
произведениях литературы.
Формирование
эстетического восприятия
явлений природы (звуки,
краски весны, лета).
Использование средств
выразительности при
описании природы:
сравнение и эпитет.
Настроение, которое
создаёт пейзажная
лирика (о весне и лете).
Иллюстрация к
произведению как
отражение эмоционального
отклика на произведение.
Отражение тем «Весенняя
природа», «Летняя природа»
в картинах
художников (пейзаж):
И. И. Левитана, В. Д.
Поленова, А. И. Куинджи,
И. И. Шишкина и
музыкальных произведениях
композиторов.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?»
Слушание стихотворных произведений: А. С.
Пушкин «Гонимы вешними лучами…», В. А.
Жуковский «Жаворонок», «Приход весны», А. Н.
Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев «Зима недаром
злится…», А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…», С.
Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Л. Барто
«Апрель» (по выбору 2—3 произведения), выражение
своего
отношения к пейзажной лирике.
Обсуждение прослушанного произведения: ответ на
вопрос «Какое настроение вызывает произведение?
Почему? Каковы звуки весеннего леса?».
Работа с текстом произведения: различение
прозаического и стихотворного произведений,
упражнение в нахождении сравнений и эпитетов,
выделение в тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и
ритмом стихотворения, нахождение образных слов и
выражений, работа со словарём.
Выразительное чтение с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм.
Чтение про себя небольших по объёму прозаических
произведений о весне, доступных для восприятия
младшими школьниками, например, А. П. Чехов
«Весной», Г. А. Скребицкий «Четыре художника
Весна», Н. И. Сладков «Апрельские шутки», И. С.
Соколов-Микитов «Весна», контроль восприятия
произведения, прочитанного про себя: ответы на
вопросы по фактическому содержанию текста.

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

Дифференцированное задание: выборочный пересказ
(устно) отдельного эпизода.
Сравнение произведений писателей на одну тему,
определение понравившегося, объяснение своего
выбора.
Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней)
природе (1—2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников А.
И. Куинджи, И. И. Левитана и др., составление
устного рассказа-описания по репродукциям картин
художников и/или на основе личного опыта.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений о весенней
природе.

9.

О наших близких, о Тема семьи, детства,
семье.
взаимоотношений
(13 часов)
взрослых и детей
в творчестве писателей и
фольклорных
произведениях.
Отражение нравственных
семейных ценностей в
произведениях о семье:
любовь и сопереживание,
уважение и внимание
к старшему поколению,
радость общения и
защищённость в семье.
Международный женский
день, День Победы — тема
художественных
произведений.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
https://infourok.ru/
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
https://education.yandex.ru
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
https://uchi.ru/
Чтение целыми словами без пропусков и
перестановок, постепенно переходя от чтения вслух к
чтению про себя произведений о детях: Л. Н. Толстой
«Отец и сыновья», «Лучше всех», В. А. Осеева
«Сыновья», В. В. Орлов «Я и мы», Ю. А. Яковлев
«Мама», татарская народная сказка «Три дочери», А.
Л. Барто «Зажигают фонари», Л. Ф. Воронкова «Катин
подарок», Ю. И. Коринец «Март» (по выбору).
Работа с текстом произведения: определение темы и
главной мысли произведения, соотнесение главной
мысли с пословицей, ответы на вопросы, используя
изучающее и поисковое выборочное чтение.
Характеристика героя: установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками, поиск
описания героя, оценка его поступков, нахождение в
тексте средств изображения героев и выражения их
чувств, сравнение героев одного произведения по
предложенному алгоритму.
Чтение народных колыбельных песен и авторских
произведений, их сравнение, например, М. Ю.
Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», А. Н.
Плещеев «В бурю»: схожесть и различие тем, языка.
Работа в парах: определение последовательности
событий в произведении, составление вопросного
плана текста с выделением эпизодов, обсуждение
результатов деятельности. Подробный пересказ
(устно) содержания произведения. Упражнение в
умении формулировать вопрос по фактическому
содержанию прочитанного произведения.

Работа с таблицей: сравнение текстов
художественных произведений (распознавание
жанров) и заполнение таблицы.
Автор

Заголовок

Жанр

Тема

Слушание и чтение произведений о Великой
Отечественной войне: С. В. Михалков «Быль для
детей», С. А. Баруздин «Салют», С. А. Васильев
«Белая берёза», Л. А. Кассиль «Сестра», Б. А.
Лавренёв «Большое сердце», обсуждение авторской
позиции, выражение своего отношения к героям с
подтверждением примерами из текста.
Составление выставки книг писателей на тему о
детях, о дружбе, рассказ о героях прочитанных
произведений по предложенному алгоритму.
Работа в группах: составление сценария праздников
«8 Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений,
исполнение песен, слушание музыки, посвящённой
праздникам.
Дифференцированная работа: подготовка сообщения о
своих родных — участниках Великой Отечественной
войны.
10.

Зарубежная
литература (11
часов)

Литературная (авторская)
сказка: зарубежные
писатели-сказочники (Ш.
Перро, братья Гримм,
Х –К. Андерсен).
Характеристика авторской
сказки: герои, особенности
построения и языка.

Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов:
«О чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Упражнение в чтении произведений зарубежных
писателей: братья Гримм «Бременские музыканты»,
Ш. Перро «Кот в сапогах», Дж. Харрис «Братец Лис и
Братец Кролик», Э. Распэ «Необыкновенный олень»,

https://infourok.ru/
https://education.yandex.ru
https://uchi.ru/

Сходство тем и сюжетов
сказок разных народов. Тема
дружбы в произведениях
зарубежных авторов.
Составление плана
художественного
произведения: части текста,
их главные темы.
Иллюстрации, их значение в
раскрытии содержания
произведения.

Х –К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»,
«Огниво» (не менее 2 произведений по выбору).
Характеристика героя: установление взаимосвязи
между характером героя и его поступками, описание
характера героя, нахождение портрета героя.
Работа с текстом произведения: определение
последовательности событий в произведении,
конструирование (моделирование) плана
произведения: деление текста на смысловые части,
определение эпизодов, выделение опорных слов для
каждой части плана, озаглавливание части
(формулировать вопрос или назывное предложение по
каждой части текста).
Упражнение на формулирование вопросов по
фактическому содержанию прочитанного
произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.
Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок. Работа в группах: выбор сказки, определение
эпизода, распределение ролей, инсценирование
отдельных частей произведения. Работа со схемой:
обобщение информации о писателях-сказочниках,
работа со схемой.
Зарубежныеписатели-сказочники

Составление выставки книг на тему «Зарубежные
писатели» Ролевая игра: выполнение роли
экскурсовода по выставке книг писателейсказочников (рассказывание о книгах изучаемой
тематики).

11.

Библиографическая
культура (работа
с детской книгой
и справочной
литературой)
(2 часа)

Книга как источник
необходимых знаний.
Элементы книги:
содержание или оглавление,
аннотация, иллюстрация.
Выбор книг на основе
рекомендательного списка,
тематические картотеки
библиотеки. Книга учебная,
художественная, справочная.

Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве
школьной библиотеки, работа с тематическим
каталогом.
Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для
обучения и развития.
Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по
тематическому каталогу в библиотеке.
Сравнение книг по теме, автору, заголовку,
ориентировка в содержании книги/учебника по
оглавлению, аннотации, предисловию, условным
обозначениям.
Рассказ о прочитанной книге с использованием
изученных понятий.
Составление списка прочитанных книг. Группировка
книг по изученным разделам и темам.
Поиск необходимой информации в словарях и
справочниках об авторах изученных произведений.
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному
алгоритму. Рекомендации по летнему чтению,
оформление дневника читателя.

Резерв: 8 часов
Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов (128 часов) на их изучение носят
рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учётом резервных уроков (8 часов) для обеспечения возможности
реализации дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся: на дополнительное
включение в планирование тем, авторов, произведений, на рекомендации по организации самостоятельного чтения, на подготовку
проектных заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».