МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Серовского городского округа МБОУ ООШ села Филькино РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Председатель педагогического совета Директор _______________Бакирова А.Г. Приказ №40 от «30» августа 2024 г. _______________Кропотина Н.Г. Протокол №11 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Город мастеров» для обучающихся 1-4 классов г. Серов 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Город мастеров»», 1-4 классы Цель: развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Задачи: • Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; • Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; • Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Общая характеристика организации учебного процесса. Учебный курс внеурочной деятельности «Город мастеров» реализуется по общекультурному направлению развития личности школьника. В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Многогранность этой проблемы затрагивает вопросы обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка. Освоение традиционного культурного наследия является неотъемлемым составным элементом воспитания гармонической всесторонне развитой личности, что становится актуальным в настоящее время. Занятия позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта воспитанников. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самовыражаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 7-11 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением младшими школьниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Место учебного курса внеурочной деятельности «Город мастеров»», 1-4 класс в плане внеурочной деятельности 1 класс – 33 часа, 1 час в неделю 2 класс - 34 часа, 1 час в неделю 3 класс - 34 часа, 1 час в неделю 4 класс - 34 часа, 1 час в неделю Ценностные ориентиры содержания учебного курса внеурочной деятельности «Город мастеров»», 1-4 классы. Ценность жизни –признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты курса внеурочной деятельности Личностными результатами курса внеурочной деятельности Город мастеров являются: • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • адекватное понимание причин успешности - не успешности творческой деятельности; • внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; • устойчивый интерес к новым способам познания; Метапредметными результатами обучения являются: Регулятивные: • принимать и сохранять учебно-творческую задачу; • планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Коммуникативные: • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться, приходить к общему решению; • соблюдать корректность в высказываниях; • задавать вопросы по существу; • использовать речь для регуляции своего действия; • контролировать действия партнера; Познавательные: • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); • устанавливать аналогии. Содержание курса внеурочной деятельности «Город мастеров»» с указанием форм организации и видов деятельности 1 класс Раздел: Аппликация и моделирование Формы организации образовательного процесса: Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав. Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная скульптура» Работа с природными материалами. Аппликация из листьев «Волшебная птица». Работа с разными материалами. Изготовление цветов. Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна». Работа с бумагой. Изготовление заготовок для аппликации из симметричных форм. Работа с бумагой. Изготовление аппликации из симметричных форм. Работа с бумагой. Композиция «Фруктовая корзина». Плоскостные аппликации из бумаги. Мозаика из бумаги Виды деятельности: исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.), выполняют практическую работу из природных материалов, создают аппликацию из сухих листьев по заданному образцу. Раздел: Работа с пластическими материалами Формы организации образовательного процесса: Беседа. Декоративно-прикладное искусство. Предметы быта. Гончарный круг. Лепка посуды. Лепка овощей и фруктов. Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и ягод. Лепка животных. Составление композиции к сказке «Колобок» Виды деятельности: овладевают практическими умениями по работе с глиной (пластилином), работают с различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью), учатся видеть красивое вокруг себя Раздел: Секреты бумажного творчества Формы организации образовательного процесса: Беседа «Секреты оригами». Изготовление корзинки. Оригами. Изготовление домашних животных. Оригами. Изготовление диких животных. Составление композиции «Веселый зоопарк». Составление композиции «Пруд». Оригами. Изготовление цветов. Виды деятельности: знакомятся с условными знаками, принятыми в оригами, читают под руководством учителя инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания, знакомятся с историей возникновения техник: «оригами», «мозаика», выбирают необходимые инструменты, материалы и приемы работы; создают композиции из цветной бумаги. Раздел: Работа с бросовым материалом Формы организации образовательного процесса: Беседа «Волшебный клубок». Плетение из ниток, шнурков, лент. Плоская аппликация «Солнышко». Народная кукла. Изготовление кукол «Мартиничек» из ниток. Панно из карандашных стружек. Аппликация из фантиков. Аппликация из ватных дисков «Мышонок». Игрушка из спичечных коробков «Телевизор» Виды деятельности: исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют и сравнивают различные материалы, определяют инструменты и приспособления необходимые для работы, осваивают правила безопасной работы с различными материалами при выполнении изделий, планируют и осуществляют работу, осваивают правила экономного расходования материалов при выполнении изделия. 2 класс Раздел: Аппликация моделирование Формы организации образовательного процесса: Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Беседа «Флористика». Создание икебаны. Картины из листьев, семян, трав. Аппликация из крупы. Работа с бумагой. Осенний наряд деревьев. Работа с бумагой. Аппликация из ладошек. Цветочная поляна. Работа с разными материалами. Композиция «Весёлые человечки». Работа с бумагой. Композиция «Полёт бабочек». Работа с бумагой. Композиция «Учитель и его ученики». Работа с разными материалами. Человечек из воздушного шарика. Плоскостные аппликации из бумаги. Бабочка. Плоскостные композиции из салфеток. Зайчата Виды деятельности: исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.), осваивают правила сбора и хранения природных материалов Раздел: Работа с пластичными материалами Формы организации образовательного процесса: Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Лепка. «Корзина с фруктами». Плоскостная лепка. «Новогодние игрушки». Знакомство с народными ремёслами, традициями, праздниками. Дымковская игрушка. Роспись Виды деятельности: знакомятся с народными промыслами, знакомятся с различными народными росписями, их элементами, овладевают практическими умениями по работе с глиной (пластилином), работают с различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью), узнают об истории и культуре нашего народа, учатся видеть красивое вокруг себя, усваивают понятия «орнамент», составляют орнаменты в полосе, круге, квадрате Раздел: Секреты бумажного творчества Формы организации образовательного процесса: Контурная мозаика. Оригами. Объёмная композиция «Лиса и заяц». Оригами. «Совиное семейство». Геометрическая мозаика. «Мягкая» игрушка из бумаги. «Птичка». Игрушки из скрученных полосок гофрированной бумаги. Цветы из гофрированной бумаги. Коллективное панно «Корзина с цветами». Виды деятельности: знакомятся с условными знаками, принятыми в контурной мозаике, оригами, читают под руководством учителя инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания, знакомятся с историей возникновения техник: «оригами», «контурная мозаика», выбирают необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Раздел: Работа с пластическими материалами Формы организации образовательного процесса: Аппликация из фантиков. «Веселый автомобиль». Весёлые клоуны из конфетных фантиков. Паучок из конфетной фольги. Фигурки животных из спичечных коробков. Технические модели из спичечных коробков. Ваза из пластиковой бутылки. Творческая выставка работ. Задание на лето Виды деятельности: исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют и сравнивают различные материалы, определяют инструменты и приспособления необходимые для работы, осваивают правила безопасной работы с различными материалами при выполнении изделий, планируют и осуществляют работу, осваивают правила экономного расходования материалов при выполнении изделия. 3 класс Раздел: Работа с природными материалами Формы организации образовательного процесса: Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Картины из листьев, семян, трав. Лесная миниатюра (поделки из орехов, шишек) Виды деятельности: исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). осваивают правила сбора и хранения природных материалов. Исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). выполняют практическую работу из природных материалов, создают аппликацию из сухих листьев по заданному образцу. заменяют листья похожими по форме и размеру на образец, сравнивают свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Раздел: Секреты бумажного творчества. Модульное оригами. Формы организации образовательного процесса: Работа с бумагой. Выпуклая аппликация. «Лотос». Работа с бумагой. Игрушка «Ёжик». Работа с разными материалами. Цветок – булавочница. Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна». Работа с бумагой. Композиция «Аквариум». Техника складывания бумаги – «оригами». Изделие «Лебедь». Поделки в технике «оригами». Изделие: «Тюльпан», «Лилия». Плоскостные композиции из салфеток. Оригинальные новогодние игрушки. Жар-птица. Оригинальные новогодние игрушки. Разборная ёлочка. Новогодние украшения. Игрушка «Весельчак». Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие «Матрёшка». Модульное оригами. Порядок складывания китайского модуля. Рыбка Скалярия из модулей. Клубника из модулей. Выставка «Бумажная страна». Виды деятельности: знакомятся с условными знаками, принятыми в оригами, читают инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания, знакомятся с историей возникновения техник: «оригами», «модульное оригами», выбирают необходимые инструменты, материалы и приемы работы, знакомятся с историей возникновения праздников, узнают порядок складывания китайского модуля. Раздел: Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла Формы организации образовательного процесса: Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Предметы быта. Гончарное мастерство. Лепка посуды. Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе, круге, квадрате. Лепка. «Лесная поляна». Плоскостная лепка. «Зимняя забава детей». Знакомство с народными ремёслами, традициями, праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта. Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм (шаблоны). Городецкая роспись. «Петушок». Дымковская игрушка. Роспись. Виды деятельности: знакомятся с народными промыслами, учатся различать изделия разных народных промыслов Раздел: Рукоделие из ниток Формы организации образовательного процесса: Плетение из ниток, шнурков, лент. Цыплёнок из ажурного кокона. Плетение из ниток, шнурков, лент. «Колобок». Творческая выставка работ, задание на лето. Виды деятельности: свойства, назначение, определяют инструменты и приспособления необходимые для работы, осваивают правила безопасной работы с ножницами при выполнении изделий, осуществляют подбор ниток зависимости от изделий. 4класс Раздел: Работа с природными и пластичными материалами Формы организации образовательного процесса: Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав. Поделки из орехов, шишек, семян, травы «Лесная скульптура». Поделки из, семян, сухие травы, камешки, ракушки «Сухие цветы на спилах». Работа с природными материалами. Рамочки из палочек. Работа с природными материалами. Фоторамка «Дары леса». Фоторамка «Дары леса». Оформление. Виды деятельности: исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). осваивают правила сбора и хранения природных материалов. Раздел: Секреты бумажного творчества. Модульного оригами Формы организации образовательного процесса: Работа с бумагой. Квилинг. Композиция «Львёнок». Коллективное панно. «Львиная семейка». Квилинг. Композиция «Цветы». Коллективное панно. «Цветочная поляна». Модульное оригами «Звёздочка». Модульное оригами «Звёздочка» Оформление. Модульное оригами «Елочка». Модульное оригами «Елочка» Оформление. Виды деятельности: знакомятся с историей возникновения техник: «оригами», «модульное оригами», выбирают необходимые инструменты, материалы и приемы работы Раздел: Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла Формы организации образовательного процесса: Беседа. Декоративно- прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Знакомство с принципами работы. Панно из пластилина. « Мир в твоих руках». Панно из пластилина Оформление. Коллективная работа. Панно из пластилина. Объемная работа. «Зимушка- зима.». Панно из пластилина. Объемная работа. Оформление. Коллективная работа. Знакомство с принципами работы. Лепка из теста. Изделие «Овечка». Изделие «Овечка». Оформление. Лепка из теста. Изделие «Подкова». Знакомство с народными ремёслами праздниками. Хохломская роспись. Дымковская игрушка. Роспись. Виды деятельности: знакомятся с народными промыслами, учатся различать изделия разных народных промыслов Раздел: Текстильные материалы Формы организации образовательного процесса: Изделие. Панно «Ангел». Изделие. Подвеска «Сердечки». Изделие. Цветок «Ромашка». Коллективная работа «Ромашковый букет». Изделие. Прихватка. «Котёнок». Виды деятельности: исследуют, наблюдают, сравнивают, сопоставляют текстильные и волокнистые материалы, под руководством учителя определяют виды нитей, их состав, свойства, назначение, применение в быту и на производстве, определяют инструменты и приспособления необходимые для работы Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • адекватное понимание причин успешности-не успешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; • устойчивого интереса к новым способам познания; • адекватного понимания причин успешности-не успешности творческой деятельности; Метапредметные результаты: Регулятивные: Обучающийся научится: • принимать и сохранять учебно-творческую задачу; • планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; Обучающийся получит возможность научиться: • проявлять познавательную инициативу; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные: Учащиеся смогут: • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться, приходить к общему решению; • соблюдать корректность в высказываниях; • задавать вопросы по существу; • использовать речь для регуляции своего действия; • контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • владеть монологической и диалогической формой речи. • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные: Обучающийся научится: • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; • анализировать объекты, выделять главное; • осуществлять синтез (целое из частей); обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); • устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; • достичь оптимального для каждого уровня развития; • сформировать систему универсальных учебных действий; • сформировать навыки работы с информацией. Предметные результаты: Работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Ученик научится: -использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило); -правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов; -на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно- художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать; -отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия; -работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; -изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям; -решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с «далью придания новых свойств изделию; -понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие издания обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности. Ученик получит возможность научиться: -определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности; -творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач; -понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи); -понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей). Итоги реализации программы могут быть представлены: • через презентации проектов; • через выставки детских работ; • через оформление зала для праздников; • через вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам. Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности Город Мастеров» с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс № пп 1. 2. 3. 4. Наименование разделов и тем программы Аппликация и моделирование Работа с пластическими материалами Секреты бумажного творчества Работа с бросовым материалом Итого № пп 1. 2. 3. 4. 2 класс Наименование разделов и тем программы Аппликация и моделирование Работа с пластическими материалами Секреты бумажного творчества Работа с бросовым материалом Итого № пп 1. 2. Кол-во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 12 часа Интерактивный комплекс с программным обеспечением 6 часов Windows и программа MicrosoftOffice- PowerPoint 8 часов http://stranamasterov.ru 7 часов http://allforchildren.ru 33 часа Кол-во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 12 часа Интерактивный комплекс с программным обеспечением 5 часов Windows и программа MicrosoftOffice-PowerPoint 9 часов http://stranamasterov.ru 8 часов http://allforchildren.ru 34 часа 3 класс Наименование разделов и тем Кол-во часов программы Работа с природными 4 часа материалами Секреты бумажного творчества. 16 часов Модульное оригами Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows и программа MicrosoftOffice- PowerPoint 3. 4. № пп 1. 2. 3. 4. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла Рукоделие из ниток Итого 4 класс Наименование разделов и тем программы Работа с природными и пластичными материалами Секреты бумажного творчества. Модульного оригами Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла Текстильные материалы Итого 9 часов http://stranamasterov.ru http://allforchildren.ru 5 часов 34 часа Кол-во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 8 часа Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows и программа 8 часов MicrosoftOffice- PowerPoint http://stranamasterov.ru 11 часов http://allforchildren.ru 7 часов 34 часа Планирование внеурочных занятий 1 класс № Тема занятия Формы организации образовательного процесса Раздел 1. Аппликация и моделирование 1 Вводное занятие. Материалы и Беседа – экскурсия инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. 2 Создание поделок из веток, шишек, Творческая мастерская листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. 3 Аппликация из листьев, семян, трав. Творческая мастерская 4,5 Поделки из орехов, шишек, семян, травы Творческая мастерская «Лесная скульптура» Творческая мастерская 6 Работа с природными материалами. Творческая мастерская Аппликация из листьев «Волшебная птица» 7,8 Работа с бумагой. Изготовление Творческая мастерская заготовок для аппликации из Творческая мастерская симметричных форм. 9 Работа с разными материалами. Творческая мастерская Изготовление цветов. 10 Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна» Выставка работ 11 Работа с бумагой. Композиция Выставка работ «Фруктовая корзина» 12 Плоскостные аппликации из бумаги. Творческая мастерская Мозаика из бумаги. Раздел 2. Работа с пластическими материалами 13 Беседа. Декоративно- прикладное Беседа искусство. 14 Предметы быта. Гончарный круг. Лепка Видео – экскурсия посуды. 15 Лепка овощей и фруктов. Творческая мастерская Кол-во часов 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Плоскостная лепка. Композиция из Выставка работ фруктов и ягод. Лепка животных. Творческая мастерская Составление композиции к сказке Выставка работ «Колобок» Раздел 3. Секреты бумажного творчества Беседа «Секреты оригами». Изготовление Видео – экскурсия, корзинки. мастер – класс Оригами. Изготовление домашних Творческая мастерская животных. Оригами. Изготовление диких животных. Творческая мастерская Составление композиции «Веселый Выставка работ зоопарк». Оригами. Изготовление жителей Творческая мастерская водоёмов. Составление композиции «Пруд». Выставка работ Оригами. Изготовление цветов. Творческая мастерская Составление букета. Выставка работ Раздел 4. Работа с бросовым материалом Беседа «Волшебный клубок» Видео – экскурсия Плетение из ниток, шнурков, лент. Творческая мастерская Плоская аппликация «Солнышко». Народная кукла. Изготовление кукол Творческая мастерская «Мартиничек» из ниток. Панно из карандашных стружек Творческая мастерская Аппликация из фантиков. Творческая мастерская Аппликация из ватных дисков Творческая мастерская «Мышонок». Игрушка из спичечных коробков Творческая мастерская «Телевизор» Итого: 33 часа 2 класс Раздел 1. Аппликация и моделирование Вводное занятие. Материалы и Беседа – экскурсия инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, Творческая мастерская листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Беседа «Флористика». Создание икебаны. Беседа Картины из листьев, семян, трав. Аппликация из крупы. Творческая мастерская Работа с бумагой. Осенний наряд Творческая мастерская деревьев. Работа с бумагой. Аппликация из Творческая мастерская ладошек. Цветочная поляна. Работа с разными материалами. Творческая мастерская Композиция «Весёлые человечки». Работа с бумагой. Композиция «Полѐт Творческая мастерская бабочек» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16, 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33, 34 1 2 Работа с бумагой. Композиция «Учитель и его ученики». Работа с разными материалами. Человечек из воздушного шарика. Плоскостные аппликации из бумаги. Бабочка. Плоскостные композиции из салфеток. Зайчата. Раздел 2. Работа с пластичными материалами. Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Лепка. «Корзина с фруктами» Плоскостная лепка. «Новогодние игрушки» Творческая мастерская 1 Творческая мастерская 1 Творческая мастерская 1 Творческая мастерская 1 Видео-экскурсия 1 Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Видео-экскурсия 1 1 Знакомство с народными ремеслами, традициями, праздниками. Дымковская игрушка. Роспись. Раздел 3. Секреты бумажного творчества Контурная мозаика. Творческая мастерская Оригами. Объёмная композиция «Лиса и Творческая мастерская заяц» Оригами. «Совиное семейство» Творческая мастерская Оригами. «Совиное семейство» Творческая мастерская Геометрическая мозаика. Видео-экскурсия «Мягкая» игрушка из бумаги. «Птичка» Творческая мастерская Игрушки из скрученных полосок Творческая мастерская гофрированной бумаги. Цветы из гофрированной бумаги. Творческая мастерская Коллективное панно «Корзина с Творческая мастерская цветами». Раздел 4. Работа с бросовым материалом Аппликация из фантиков. «Веселый - Творческая мастерская автомобиль». Весёлые клоуны из конфетных фантиков. Творческая мастерская Паучок из конфетной фольги. Творческая мастерская Фигурки животных из спичечных Творческая мастерская коробков. Технические модели из спичечных Творческая мастерская коробков. Ваза из пластиковой бутылки. Творческая мастерская Творческая выставка работ. Задание на Творческая мастерская лето. Урок-путешествие Итого: 34 часа 3 класс Раздел 1. Работа с природными материалами Вводное занятие. Материалы и Беседа. инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, Творческие проекты 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Картины из листьев, семян, трав. Лесная миниатюра (поделки из орехов, шишек) Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульное оригами. Работа с бумагой. Выпуклая аппликация. «Лотос» Работа с бумагой. Игрушка «Ёжик» Работа с разными материалами. Цветок – булавочница. Работа с бумагой. Композиция «Цветочная поляна» Работа с бумагой. Композиция «Аквариум» Техника складывания бумаги – «оригами». Изделие «Лебедь» Поделки в технике «оригами». Изделие: «Тюльпан», «Лилия». Плоскостные композиции из салфеток. Оригинальные новогодние игрушки: «Жар-птица». Оригинальные новогодние игрушки. Разборная ёлочка. Новогодние украшения. Игрушка «Весельчак» Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие «Матрёшка». Модульное оригами. Порядок складывания китайского модуля. Рыбка-скалярия из модулей. Клубника из модулей. Выставка «Бумажная страна». Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Беседа. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Предметы быта. Гончарное мастерство. Лепка посуды. Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе, круге, квадрате. Лепка. «Лесная поляна». Плоскостная лепка. «Зимняя забава детей». Знакомство с народными ремёслами, традициями, праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта. Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм.(шаблоны) Городецкая роспись. «Петушок» Дымковская игрушка. Роспись. Раздел 4. Рукоделие из ниток Творческие проекты Индивидуальная работа 1 1 Групповая работа 1 Индивидуальная работа Коллектив работа 1 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Коллектив работа Индивидуальная работа 1 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Работа в парах Беседа 1 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа Индивидуальная работа 1 1 Беседа. Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа 1 Индивидуальная работа Индивидуальная работа 1 1 3031 3233 34 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Плетение из ниток, шнурков, лент. Индивидуальная работа Цыплёнок из ажурного кокона. Плетение из ниток, шнурков, лент. Индивидуальная работа «Колобок» Творческая выставка работ, Задание на Выставка работ лето. Итого: 34 часа 4 класс Раздел 1. Работа с природными и пластичными материалами. Вводное занятие. Материалы и Беседа, экскурсия инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Создание поделок из веток, шишек, Творческие проекты листьев, травы. Техника безопасности при работе с природными материалами. Аппликация из листьев, семян, трав. Творческие проекты Поделки из орехов, шишек, семян, травы Творческие проекты «Лесная скульптура» Поделки из, семян, сухие травы, Творческие проекты камешки, ракушки «Сухие цветы на спилах» Работа с природными материалами. Творческие проекты Рамочки из палочек. Работа с природными материалами. Творческие проекты Фоторамка «Дары леса» Фоторамка «Дары леса». Оформление Творческие проекты Раздел 2. Секреты бумажного творчества. Модульного оригами Работа с бумагой. Квилинг. Композиция Индивидуальная работа «Львёнок» Коллективное панно «Львиная семейка» Групповая работа Квилинг. Композиция «Цветы» Индивидуальная работа Коллективное панно. «Цветочная поляна» Коллектив работа Модульное оригами «Звёздочка» Индивидуальная работа Модульное оригами «Звёздочка» Индивидуальная работа Оформление Модульное оригами «Елочка» Индивидуальная работа Модульное оригами «Елочка» Коллективная работа Оформление Раздел 3. Декоративно – прикладное искусство. Росписи и ремёсла. Беседа. Декоративно – прикладное Беседа. Видео экскурсия искусство. Росписи и ремёсла Знакомство с принципами работы. Панно Беседа. из пластилина« Мир в твоих руках» Индивидуальная работа Панно из пластилина Оформление. Коллективная работа Коллективная работа Панно из пластилина. Объемная работа. Индивидуальная работа «Зимушка- зима.» Панно из пластилина. Объемная работа. Коллективная работа Оформление. Коллективная работа. Знакомство с принципами работы. Лепка Индивидуальная работа из теста. Изделие «Овечка» 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Изделие «Овечка». Оформление Лепка из теста. Изделие «Подкова» Лепка из теста. Оформление. Изделие «Подкова». Знакомство с народными ремёслами праздниками. Хохломская роспись Дымковская игрушка. Роспись Раздел 4.Текстильные материалы Изделие. Панно «Ангел» Изделие. Панно «Ангел» Изделие. Подвеска «Сердечки» Изделие. Цветок «Ромашка» Коллективная работа «Ромашковый букет» Изделие. Прихватка «Котёнок» Изделие. Прихватка «Котёнок» Выставка. Итого: 34 часа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа 1 1 1 Беседа. Видео экскурсия 1 Коллективная работа 1 Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Индивидуальная работа Коллективная работа 1 1 1 1 1 Индивидуальная работа Коллективная работа 1 1