МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Серовского городского округа МБОУ ООШ села Филькино РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Председатель педагогического совета Директор _______________Кропотина Н.Г. _______________Бакирова А.Г. Приказ №40 от «30» августа Протокол №11 от «29» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ОРКСЭ (МОДУЛЬ ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА) г. Серов, 2024 2024 г. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «ОРКСЭ» Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по ОРКСЭ. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 34ч. Предметные результаты • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России; • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности; • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников; • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей; • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции; • формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности. Личностные результаты • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину; • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни; 2 • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности; • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе; • развитие этических чувств как регулятора морального поведения; • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности; • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание учебного предмета Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала 3 Содержание Количество часов Модуль «Основы православной культуры» 34 Всего 34 Модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Тематическое планирование «Основы православной культуры» (34 часа) № Наименование разделов, наименование тем п/п Количество часов 1 Россия – Родина моя. 1 2 Культура и религия 1 3 Человек и Бог в православии. 1 4 Православная молитва. 1 5 Библия и Евангелие. 1 6 Проповедь Христа. 1 7 Христос и его Крест. 1 8 Пасха. 1 9 Православное учение о человеке. 1 10 Совесть и раскаяние. 1 11 Заповеди. 1 12 Милосердие и сострадание. 2 13 Золотое правило этики. 1 4 14 Храм. Экскурсия в храм Иоанна Предтече. 2 15 Икона. 1 16 Творческие работы учащихся. Подведение итогов. 1 17 Как христианство пришло на Русь. 1 18 Подвиг. 1 19 Заповеди блаженств. 1 20 Зачем творить добро? 1 21 Чудо в жизни христианина. 1 22 Православие о Божием суде. 1 23 Таинство причастия. 1 24 Монастырь. Экскурсия в монастырь. 2 25 Отношение христианина к природе. 1 26 Христианская семья. 1 27 Защита Отечества. 1 28 Христианин в труде. 2 29 Любовь и уважение к Отечеству. 1 30 Итоговое занятие. Проекты по любой теме. 1 5