МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ села Филькино
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель
педагогического совета
Директор
_______________Кропотина Н.Г.
_______________Бакирова А.Г.
Приказ №40
от «30» августа
Протокол №11
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ОРКСЭ
(МОДУЛЬ ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА)
г. Серов, 2024
2024 г.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
«ОРКСЭ»
Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, примерной программы по ОРКСЭ.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 34ч.
Предметные результаты
• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия —
как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
• знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об
исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа
России;
• формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной
и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
• знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и
архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и
традициями основных религиозных праздников;
• формирование умения проводить параллели между различными религиозными
культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
• развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на
произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры;
формирование общекультурной эрудиции;
• формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и
повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные
проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и
гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Личностные результаты
• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства
гордости за свою Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознание ценности человеческой жизни;
2
• формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
• развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания;
• развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
• развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
• формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
• совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь
свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
3
Содержание
Количество часов
Модуль «Основы православной культуры»
34
Всего
34
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии.
Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест.
Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и
сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся.
Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем
творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство
Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита
Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству.
Тематическое планирование
«Основы православной культуры» (34 часа)
№ Наименование разделов, наименование тем
п/п
Количество
часов
1
Россия – Родина моя.
1
2
Культура и религия
1
3
Человек и Бог в православии.
1
4
Православная молитва.
1
5
Библия и Евангелие.
1
6
Проповедь Христа.
1
7
Христос и его Крест.
1
8
Пасха.
1
9
Православное учение о человеке.
1
10
Совесть и раскаяние.
1
11
Заповеди.
1
12
Милосердие и сострадание.
2
13
Золотое правило этики.
1
4
14
Храм. Экскурсия в храм Иоанна Предтече.
2
15
Икона.
1
16
Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
1
17
Как христианство пришло на Русь.
1
18
Подвиг.
1
19
Заповеди блаженств.
1
20
Зачем творить добро?
1
21
Чудо в жизни христианина.
1
22
Православие о Божием суде.
1
23
Таинство причастия.
1
24
Монастырь. Экскурсия в монастырь.
2
25
Отношение христианина к природе.
1
26
Христианская семья.
1
27
Защита Отечества.
1
28
Христианин в труде.
2
29
Любовь и уважение к Отечеству.
1
30
Итоговое занятие. Проекты по любой теме.
1
5