Серовский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Филькино Утверждено приказом директора МБОУ ООШ села Филькино Н.Г. Кропотиной от 28.08.2023 №44 Положение о языке образования и порядке изучения родных и иностранных языком в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школы села Филькино г. Серов, 2023 1. Общие положения 1.1. Данное Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков в организации, осуществляющей образовательную деятельность, разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" с изменениями на 13 июня 2023 г., Законом Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ с изменениями от 28 февраля 2023 г., Приказами Минпросвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 и №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», а также Уставом МБОУ ООШ села Филькино и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение о языке обучения и порядке организации изучения родных и иностранных языков в школе (далее - Положение) определяет язык обучения, порядок выбора родного языка образования и изучение иностранного языка, регулирует использование государственного языка Российской Федерации в образовательной деятельности. 1.3. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования в части определения языка образования, а также изучение иностранного языка в целях развития языковой культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации в организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1.4. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам начального общего и основного общего образования. 1.5. В целях недопущения нарушений права граждан в части определения языка образования и языка изучения образовательная организация обеспечивает своевременное информирование родителей (законных представителей) обучающихся с целью свободного, добровольного выбора ими изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации. 1.6. Организация выбора языка изучения предусматривает обязательное участие коллегиального органа управления школой - Совета школы. Результаты выбора фиксируются в заявлениях родителей (законных представителей). 1.7. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений. 2. Язык образования (обучения) 2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка изучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. 2.2. Образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на русском языке. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 2.3. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации. 2.4. Документооборот в образовательной организации осуществляется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании оформляются на государственном языке Российской Федерации - русском языке. 2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в образовательную организацию на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык. 2.6. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства получают образование в образовательной организации на русском языке по основным образовательным программам начального общего, основного общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. 2.7. Школа обеспечивает открытость и доступность информации о языке образования и порядке организации изучения родных языков. 3. Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации 3.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается во всех с 1 по 9 классы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.2. Изучение русского языка как государственного языка в школе регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами, Федеральными основными общеобразовательными программами. 3.3. Обучение русскому языку как государственному языку Российской Федерации должно быть обеспечено методическими, кадровыми, материальными и финансовыми условиями. 3.4. К использованию в образовательной деятельности допускаются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования. 3.5. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по указанным предметам осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами МБОУ ООШ села Филькино. 3.6. Обучающимся, слабо владеющим русским языком, образовательная организация в пределах своих возможностей, оказывает помощь через консультации, создание групп для изучения русского языка как иностранного в рамках внеурочной деятельности. 3.7. При использовании государственного языка Российской Федерации - русского языка не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке 4. Изучение иностранного языка 4.1. Обучение иностранным языкам в образовательной организации на уровнях начального общего, основного общего образования проводится в рамках имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными основными общеобразовательными программами, основными образовательными программами МБОУ ООШ села Филькино соответствующего уровня образования. Преподавание иностранных языков, не вошедших в учебные планы, может осуществляться в качестве дополнительного образования. 4.2. Изучение иностранных языков направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе: • формирование иноязычной коммуникативной компетенции - освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в иностранном языке; • формирование социокультурной/межкультурной компетенции - приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка; • формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения; • развитие учебно-познавательной компетенции - ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; • развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка; • формирование у обучающихся потребности изучения иностранных языков и овладение ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения в современном мире; • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; • воспитание качеств гражданина, патриота; • развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры; • лучшему осознанию своей собственной культуры; • развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка. 4.3. Обучение иностранным языкам на всех уровнях образования осуществляется с учетом фактора преемственности обучения. 4 4. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право выбора второго иностранного языка с учетом наличия в образовательной организации условий возможностей, практического уровня подготовки ребенка и фактора преемственности обучения. 4.5. В соответствии с реализуемой образовательной программой организации, осуществляющей образовательную деятельность, и учебным планом, обучающиеся изучают иностранные языки со 2 класса. Более раннее изучение иностранного языка возможно в рамках предоставления в школе платных образовательных услуг, реализацию программ дополнительного образования, в том числе через сетевую форму взаимодействия с иными образовательными организациям 4.6. Школа предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на уровне основного общего образования. 4.7. Спектр иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, определяется самостоятельно с учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей МБОУ ООШ села Филькино, наличия в школе условий и возможностей, практического уровня подготовки ребенка и фактора преемственности обучения. 4.8. В рамках дополнительных образовательных программ по запросу участников образовательных отношений школа вправе организовать обучение иным иностранным языкам. 4.9. Выбор иностранного языка для изучения в рамках общеобразовательных программ на уровнях начального общего и основного общего образования осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося и с учетом его мнения. 4.10. Обучение иностранным языкам осуществляется в группах. Формирование групп и перевод обучающихся в соответствующие группы изучения иностранных языков относится к компетенции образовательной организации. 4.11. Формирование групп и перевод обучающихся в соответствующие группы иностранных языков осуществляется приказом директора школы. 4.12. Промежуточная аттестация обучающихся, перешедших в течение учебного года в другие группы иностранного языка, производится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации. 4.13. В школе не ведется преподавание и изучение отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и иных компонентов на иностранных языках (билингвальное обучение). 4.14. Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации - русскому языку. 5. Порядок выбора родного языка 5.1. Изучение родного языка в школе регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. Родной язык изучается в соответствии с Федеральными основными общеобразовательными программами в части Федеральных рабочих программ по учебным предметам. Содержание программ отдельных учебных предметов общего образования определяется требованиями к планируемым образовательным результатам, изложенным в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования. 5.2. Право на изучение родного языка в образовательной организации реализуется в пределах возможностей (методических, кадровых, материальных и финансовых), предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. 5.3. Изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе государственного языка республики РФ, осуществляется в рамках учебных предметов: • «Родной язык», «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» и «Литературное чтение на родном языке» – на уровне начального общего образования; • «Родной язык», «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» и «Родная литература» – на уровне основного образования. 5.4. Изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе государственного языка республики РФ, возможно также в рамках учебных предметов и учебных курсов, входящих в часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, а также в рамках дополнительных образовательных программ. 5.5. Для определения языка изучения на будущий учебный год в апреле - мае проводятся классные родительские собрания, о повестке которых родители (законные представители) уведомляются заранее. 5.6. Родители (законные представители) обучающихся в ходе классных родительских собраний информируются о праве выбора языка изучения с занесением данного вопроса в протокол родительского собрания. 5.7. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений производится в удобное им время. 5.8. Протоколы родительских собраний и заявления родителей (законных представителей) передаются на рассмотрение Педагогического совета школы. 5.9. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного языка обучения хранятся в личных делах обучающихся. Сбор заявлений и подготовка протоколов родительских собраний осуществляется классными руководителями. 5.10. Педагогический совет школы до начала нового учебного года принимает решение о внесении изменений в основные образовательные программы начального и основного образования, реализуемых образовательной организацией с целью обеспечения преподавания предметов образовательных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (ООП начального общего образования), «Родной язык и родная литература» (ООП основного общего образования) согласно заявлениям родителей, протоколам родительских собраний. 5.11. При поступлении ребенка в школу родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся или лица, их заменяющие в заявлении указывают желаемое для них изучение родного языка. 6. Заключительные положения 6.1. Заявления родителей, протоколы родительских собраний образовательной организации хранятся в образовательной организации не менее 5 лет. 6.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) языка изучения после подведения итогов родительских собраний. В данном случае родители (законные представители) обучающихся обращаются к руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, с письменным заявлением. Решение об удовлетворении заявления принимается директором школы в соответствии с имеющимися в образовательной организации ресурсами и возможностями. В случае невозможности на момент поступления обращения удовлетворить просьбу, изложенную в заявлении, образовательная организация уведомляет об этом заявителя и принимает меры по достижению возможности преподавания родного языка, обучение которому требуется обучающемуся, чьи родители (законные представители) обратились с заявлением. 6.3. Настоящее Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков в школе является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора.