Положение о языке образования и порядке изучения родных и иностранных языков.pdf

Серовский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа села Филькино

Утверждено
приказом директора
МБОУ ООШ села Филькино
Н.Г. Кропотиной
от 28.08.2023 №44

Положение
о языке образования и порядке изучения
родных и иностранных языком в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
основной общеобразовательной школы села Филькино

г. Серов, 2023

1. Общие положения
1.1. Данное Положение о языке образования и порядке организации изучения родных
и иностранных языков в организации, осуществляющей образовательную деятельность,
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2023), Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской
Федерации" с изменениями на 13 июня 2023 г., Законом Российской Федерации «О
государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ с изменениями от
28 февраля 2023 г., Приказами Минпросвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года
№286 и №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» и «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», а также Уставом МБОУ ООШ
села Филькино и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.2. Данное Положение о языке обучения и порядке организации изучения родных и
иностранных языков в школе (далее - Положение) определяет язык обучения, порядок выбора
родного языка образования и изучение иностранного языка, регулирует использование
государственного языка Российской Федерации в образовательной деятельности.
1.3. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения законодательства
Российской Федерации в области образования в части определения языка образования, а также
изучение иностранного языка в целях развития языковой культуры в соответствии с
законодательством Российской Федерации в организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
1.4. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков
народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме
(переводе) на обучение по образовательным программам начального общего и основного
общего образования.
1.5. В целях недопущения нарушений права граждан в части определения языка
образования и языка изучения образовательная организация обеспечивает своевременное
информирование родителей (законных представителей) обучающихся с целью свободного,
добровольного выбора ими изучения родного языка из числа языков народов Российской
Федерации.
1.6. Организация выбора языка изучения предусматривает обязательное участие
коллегиального органа управления школой - Совета школы. Результаты выбора фиксируются
в заявлениях родителей (законных представителей).
1.7. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками
образовательных отношений.
2. Язык образования (обучения)
2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а
также выбор языка изучения в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования.
2.2. Образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на
русском языке. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в
рамках
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами.

2.3. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской
Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного
языка Российской Федерации.
2.4. Документооборот в образовательной организации осуществляется на русском
языке - государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании
оформляются на государственном языке Российской Федерации - русском языке.
2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в
образовательную организацию на русском языке или вместе с заверенным в установленном
порядке переводом на русский язык.
2.6. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
получают образование в образовательной организации на русском языке по основным
образовательным программам начального общего, основного общего образования в
соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
2.7. Школа обеспечивает открытость и доступность информации о языке образования
и порядке организации изучения родных языков.
3. Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации
3.1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации изучается во всех
с 1 по 9 классы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.2. Изучение русского языка как государственного языка в школе регламентируется
Федеральными государственными образовательными стандартами, Федеральными
основными общеобразовательными программами.
3.3. Обучение русскому языку как государственному языку Российской Федерации
должно быть обеспечено методическими, кадровыми, материальными и финансовыми
условиями.
3.4. К использованию в образовательной деятельности допускаются учебники,
включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего образования.
3.5. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по
указанным предметам осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами
МБОУ ООШ села Филькино.
3.6. Обучающимся, слабо владеющим русским языком, образовательная организация в
пределах своих возможностей, оказывает помощь через консультации, создание групп для
изучения русского языка как иностранного в рамках внеурочной деятельности.
3.7. При использовании государственного языка Российской Федерации - русского
языка не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам
современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих
общеупотребительных аналогов в русском языке
4. Изучение иностранного языка
4.1. Обучение иностранным языкам в образовательной организации на уровнях
начального общего, основного общего образования проводится в рамках имеющих
государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными основными
общеобразовательными программами, основными образовательными программами МБОУ
ООШ села Филькино соответствующего уровня образования. Преподавание иностранных
языков, не вошедших в учебные планы, может осуществляться в качестве дополнительного
образования.
4.2. Изучение иностранных языков направлено на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных Федеральными
государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе:

• формирование иноязычной коммуникативной компетенции - освоение знаний о
языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в иностранном
языке;
• формирование социокультурной/межкультурной компетенции - приобщение к
культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка;
• формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях
межкультурного общения;
• развитие учебно-познавательной компетенции - ознакомление с доступными
обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том
числе с использованием новых информационных технологий;
• развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного
потенциала иностранного языка;
• формирование у обучающихся потребности изучения иностранных языков и
овладение ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в
поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания
важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения в современном
мире;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности;
• воспитание качеств гражданина, патриота;
• развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между
людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры;
• лучшему осознанию своей собственной культуры;
• развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка.
4.3. Обучение иностранным языкам на всех уровнях образования осуществляется с
учетом фактора преемственности обучения. 4
4. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют
право выбора второго иностранного языка с учетом наличия в образовательной организации
условий возможностей, практического уровня подготовки ребенка и фактора преемственности
обучения.
4.5. В соответствии с реализуемой образовательной программой организации,
осуществляющей образовательную деятельность, и учебным планом, обучающиеся изучают
иностранные языки со 2 класса. Более раннее изучение иностранного языка возможно в рамках
предоставления в школе платных образовательных услуг, реализацию программ
дополнительного образования, в том числе через сетевую форму взаимодействия с иными
образовательными организациям
4.6. Школа предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на
уровне основного общего образования.
4.7. Спектр иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках реализации
общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, определяется
самостоятельно с учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей МБОУ ООШ
села Филькино, наличия в школе условий и возможностей, практического уровня подготовки
ребенка и фактора преемственности обучения.
4.8. В рамках дополнительных образовательных программ по запросу участников
образовательных отношений школа вправе организовать обучение иным иностранным
языкам.
4.9. Выбор иностранного языка для изучения в рамках общеобразовательных программ
на уровнях начального общего и основного общего образования осуществляется родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося и с учетом его мнения.
4.10. Обучение иностранным языкам осуществляется в группах. Формирование групп
и перевод обучающихся в соответствующие группы изучения иностранных языков относится
к компетенции образовательной организации.

4.11. Формирование групп и перевод обучающихся в соответствующие группы
иностранных языков осуществляется приказом директора школы.
4.12. Промежуточная аттестация обучающихся, перешедших в течение учебного года в
другие группы иностранного языка, производится в соответствии с положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся образовательной организации.
4.13. В школе не ведется преподавание и изучение отдельных учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) и иных компонентов на иностранных языках (билингвальное
обучение).
4.14. Преподавание и изучение иностранного языка не осуществляется в ущерб
преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации - русскому языку.
5. Порядок выбора родного языка
5.1. Изучение родного языка в школе регламентируется федеральными
государственными образовательными стандартами. Родной язык изучается в соответствии с
Федеральными основными общеобразовательными программами в части Федеральных
рабочих программ по учебным предметам. Содержание программ отдельных учебных
предметов общего образования определяется требованиями к планируемым образовательным
результатам, изложенным в федеральных государственных образовательных стандартах
начального общего и основного общего образования.
5.2. Право на изучение родного языка в образовательной организации реализуется в
пределах возможностей (методических, кадровых, материальных и финансовых),
предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об
образовании.
5.3. Изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе государственного
языка республики РФ, осуществляется в рамках учебных предметов:
• «Родной язык», «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской
Федерации» и «Литературное чтение на родном языке» – на уровне начального общего
образования;
• «Родной язык», «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской
Федерации» и «Родная литература» – на уровне основного образования.
5.4. Изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе государственного
языка республики РФ, возможно также в рамках учебных предметов и учебных курсов,
входящих в часть основной образовательной программы, формируемой участниками
образовательных отношений, а также в рамках дополнительных образовательных программ.
5.5. Для определения языка изучения на будущий учебный год в апреле - мае
проводятся классные родительские собрания, о повестке которых родители (законные
представители) уведомляются заранее.
5.6. Родители (законные представители) обучающихся в ходе классных родительских
собраний информируются о праве выбора языка изучения с занесением данного вопроса в
протокол родительского собрания.
5.7. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных
заявлений производится в удобное им время.
5.8. Протоколы родительских собраний и заявления родителей (законных
представителей) передаются на рассмотрение Педагогического совета школы.
5.9. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного языка обучения
хранятся в личных делах обучающихся. Сбор заявлений и подготовка протоколов
родительских собраний осуществляется классными руководителями.
5.10. Педагогический совет школы до начала нового учебного года принимает решение
о внесении изменений в основные образовательные программы начального и основного
образования, реализуемых образовательной организацией с целью обеспечения преподавания
предметов образовательных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

(ООП начального общего образования), «Родной язык и родная литература» (ООП основного
общего образования) согласно заявлениям родителей, протоколам родительских собраний.
5.11. При поступлении ребенка в школу родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся или лица, их заменяющие в заявлении указывают
желаемое для них изучение родного языка.
6. Заключительные положения
6.1. Заявления родителей, протоколы родительских собраний образовательной
организации хранятся в образовательной организации не менее 5 лет.
6.2. В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями
(законными представителями) языка изучения после подведения итогов родительских
собраний. В данном случае родители (законные представители) обучающихся обращаются к
руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, с письменным
заявлением. Решение об удовлетворении заявления принимается директором школы в
соответствии с имеющимися в образовательной организации ресурсами и возможностями. В
случае невозможности на момент поступления обращения удовлетворить просьбу,
изложенную в заявлении, образовательная организация уведомляет об этом заявителя и
принимает меры по достижению возможности преподавания родного языка, обучение
которому требуется обучающемуся, чьи родители (законные представители) обратились с
заявлением.
6.3. Настоящее Положение о языке образования и порядке организации изучения
родных и иностранных языков в школе является локальным нормативным актом, принимается
на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».