Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность 5-6 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель
педагогического совета

Директор

________________________

Кропотина Н.Г.
Приказ №43 от «28» 08
2023 г.

________________________

Бакирова А.Г.
Протокол №12 от «28» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
для обучающихся 5-6 классов

г. Серов 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении рабочей программы были использованы материалы:
Примерная Программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (основное общее образование), Министерство
просвещения РФ, ФГБНУИнститут стратегии образования Российской академии
образования, Москва, 2022 г.
Материалы курса по финансовой грамотности "Интерактивные форматы в
финансовом воспитании школьников 5-8 классов, институт ДПО "Международный
финансовый центр"
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
обучающихся основной школы (5-9 классы): представлен по шести направлениям:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/
Материалы сайта по диагностированию функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2F
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется как внеурочное занятие из
расчёта 1 раз в неделю в каждом классе (всего 34 ч).
Количество часов распределено по шести модулям: «читательская грамотность»,
«математическая грамотность», «финансовая грамотность», «естественно-научная
грамотность», «глобальные компетенции» и «креативное мышление».
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, тестирование.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у
современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты.
Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям
функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое,
духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей
научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального
благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной
социализации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская
грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать,
оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих

целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в
целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется
средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами
разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение
приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной,
главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в
рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации,
что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации,
распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и
вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической
грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического
образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные
отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая
деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы,
применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений,
читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать
решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных
событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным
образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных
изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный
формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для
организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного
урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности
форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на
местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и
презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического
содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В
данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой
грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной
жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования
современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения
как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так
и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно
грамотный
человек
стремится
участвовать
в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности
с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в
меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов,
регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной
грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных
формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не
обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование,
медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности
учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых
решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы представлен
разделом «Школа финансовых решений» (5—6 классы). Изучая темы этих разделов,
обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных
средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать
финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые
риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых
при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений,
требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом
возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий
создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении
практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении
математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением
знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного
взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных,
общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два
аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в
рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое
мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения,
объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей
и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной
компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные
задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на
современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из
социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при
оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.

Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной
грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие
производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от
способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает
людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности,
эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому
креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной
грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися
знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с
которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и
назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать
базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать
идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни.
Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания
особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых
уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают
систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет
впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и
совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в
неделю. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются
задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые
для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия
каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики,
оценки или самооценки и рефлексии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5—6 КЛАССОВ
5 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую
информацию» (5 ч)
1
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
2
Работаем над проектом (Школьная жизнь)
3
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)
4
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)
5
Мир моего города (Человек и технический прогресс)
Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (5 ч)
1
Мои увлечения
2
Растения и животные в нашей жизни
3
Загадочные явления
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
1
Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах
простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и
тематическими областями
2
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и
варианты. Разные, похожие, одинаковые
3
Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные
идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи
4
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на

основе комплексного задания
5
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
Путешествия и отдых
Транспорт
Здоровье
Домашнее хозяйство
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч)
1
1 Собираемся за покупками: что важно знать
2
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
3
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
4
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
1
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся
взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч)
Мы умеем дружить
1
Общаемся с одноклассниками и живем интересно
2
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным?
3
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале
4
заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»

Итого 34 часа
6 класс
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч)
1
Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле)
2
Открываем тайны планеты (Изучение планеты)
3
Открываем мир науки (Человек и природа)
4
По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны)
5
Наши поступки (межличностные взаимодействия)
Модуль: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать» (5 ч)
1
Мои увлечения
2
Растения и животные в нашей жизни
3
Загадочные явления
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
1
Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации. Модели
заданий:
- названия и заголовки (ПС – письменное самовыражение (здесь и далее)
- рисунки и формы, что скрыто за рисунком? (ВС - визуальное самовыражение
(здесь и далее)
- межличностные отношения (СПр5 - решение социальных проблем (здесь и
далее))
- исследовательские вопросы (ЕНПр6 - решение естественнонаучных проблем
(здесь и далее))
2
Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость
мышления. Разные образы и ассоциации
3
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
проработанность Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны
оригинальные идеи

От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе комплексного
задания
5
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
1
Спорт
2
Геометрические формы вокруг нас
3
Здоровый образ жизни
4
В школе и после школы (или Общение)
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч)
1
Семейный бюджет: по доходам — и расход
2
Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений 3
3
На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет
4
Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
1
«Копейка к копейке – проживет семейка»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу » (5 ч)
1
Мы разные, но решаем общие задачи
2-3
Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила.
Участвуем в самоуправлении
4
Глобальные проблемы в нашей жизни
5
Заботимся о природе
Итого 34 часа
4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего
места в мире); 6 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; 6
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;

бережного отношения к личному и общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
- Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину
мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию
в построении индивидуальной образовательной траектории;
- способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее
целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
— владеть базовыми логическими операциями:
— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;
- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
- для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; 6 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях
и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной
- учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой
универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; 6 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
- ьпланировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды; 6 оценивать качество своего вклада
в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
6 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены
с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в
виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с
точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами (установление значения
слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
- овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику
и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов
эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
- сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные
дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы,
арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать
калькулятор;
- решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью
величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),
решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический
способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными
единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы
величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений,
связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
- извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной,

столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать
данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой
диаграмм,
инфографики;
оперировать
статистическими
характеристиками:
среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; 6
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и
маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
- пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность,
круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию:
вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира,
имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и
перпендикулярных прямых в пространстве
- находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника,
периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
- решать задачи из реальной жизни
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественнонаучные предметы»:
- умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
- умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
- умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
- умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
- сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
- умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
- умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;
- формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
- формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия
в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества
жизни человека, семьи и финансового благополучия;
- формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);
- формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами,
для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
- формирование предпосылок научного типа мышления;
- освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию

и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
- способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
- проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
- демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
- предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми
потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
- ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№

Тема

Кол- Основное
во содержание
часов

Основные виды
деятельности

Формы проведения занятий

Образовательные
ресурсы, включая
электронные (цифровые)

Введение в курс «Функциональная грамотность»
1.

Введение

1

Знакомство
Развить мотивациюк Игры и
РЭШ, https://
участников
целенаправленной упражнения,
fg.resh.edu.ru/
программы.
социально значимой помогающие
http:// skiv.instrao.ru/
Обсуждение понятий деятельности;
объединить
«функциональная
стремление быть
участников
грамотность»,
полезным, интерес к программы,
«составляющие
социальному
которые будут
функциональной
сотрудничеству
посещать
грамотности
Сформировать
занятия. Беседа,
(читательская,
внутреннюю
работа в группах,
математическая,
позицию личности планирование
естественно-научная, как особого
работы
финансовая
ценностного
грамотность,
отношения к себе,
глобальные
окружающим людям
компетенции,
и жизни в целом.
креативное
Сформировать
мышление).
установку на
Ожидания каждого активное участие
школьника и группы в решении
в целом от
практических
совместной работы. задач, осознанием
Обсуждение планов важности
и организации
образования на
работы в рамках
протяжении всей
программы
жизни для
успешной
профессиональной
деятельности и
развитием
необходимых
умений;
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения;
готовность к
разнообразной
совместной
деятельности,
активное участие
в коллективных
учебно-

исследовательских,
проектных и других
творческих работах
Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч)
2. Путешествуем и
1 Приемы поиска и
Соотносить
Работа в группах (http://skiv.instrao. ru)
познаем мир
извлечения
визуальное
(https://media.prosv.
(Путешествие
информации разного изображение с
ru/func/)
по России)
вида(текстовой,
вербальным
графи- ческой) по
текстом. Понимать
заданной теме из
фактологическую
различных
информацию
источников. Приемы
выделения главной и
второстепенной информации, явной и
скрытой информации
в тексте
3. Работаем над
1 Приемы работы с
Соотносить
Деловая игра
проектом
множественным
визуальное
(Школьная
текстом по
изображение с
жизнь)
выявлению явной и вербальным
скрытой
текстом.
информации,
Использовать
представленной в
информацию из
разных частях
текста для решения
текста. Приемы
практической
выявления
задачи
визуальной
информации,
представленной на
карте, и приемы
сопоставления
информации,
выявленной втексте,
с информацией,
содержащейся в
графическом
объекте
(географическая
карта, фотография)
4. Хотим
1 Приемы работы с
Интегрировать и
Работа в группах (http://skiv.instrao. ru)
участвовать в
множественным
интерпретировать
конкурсе
текстом,
информацию,
(Школьная
представленным на представленную в
жизнь)
сайте. Приемы
разной форме и в
поиска информации, разных частях
представленной
текста.
вербально и
Использовать
визуально,
информацию из
расположенной в
текста для решения
разных частях
практической задачи
множественного
текста
5. По страницам
1 Приемы анализа
Выявлять фактоСамостоятельное
биографий
информации учебно- логическую
выполнение
(https://media.prosv.
(Великиелюди
научного текста
информацию
работы с
ru/func/)
нашей страны)
(биография),
(последовательность последующим
представленной в
событий),
обсуждение
виде таблицы.
представленную в
ответов на
Приемы
разных частях
задания
комментирования
текста.
текста, включающего Выявление роли
визуальный объект визуальных
(фотографию)
объектов для
понимания
сплошного текста
6. Мир моего города
1 Приемы извлечения Устанавливать
Игра(http://skiv. instrao.ru)

(Человек и
технический
прогресс)

информации из
различных
источников
(художественный и
публицистический
тексты, заметки с
сайта), включающих
визуальный объект;
ее осмысление и
оперирование ею

взаимосвязи между расследование
текстами.
Формулировать на
основеполученной
из текста
информации
собственную
гипотезу,
прогнозировать
события, течение
процесса,
результаты
эксперимента на
основе информации
текста.
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (5 ч)
7. Мои увлечения
1 Выполнение
Использование
Работа
(https://fg.resh.edu.
заданий
полученных (из
индивидуально ru)
«Звуки музыки» и самих заданий)
или в парах.
«Аня и ее собака»
знаний для
Обсуждение
объяснения
результатов
явлений.
выполнения
Проведение и/или заданий.
интерпретация
экспериментов.
8. Растения и
2 Выполнение
Получение выводов Работа
животные
заданий
на основе
индивидуально
в нашейжизни
«Чем
питаются интерпретации
или в парах.
растения»
и данных
Обсуждение
«Хищныептицы»
(графических,
результатов
числовых),
выполнения
построение
заданий.
рассуждений.
Объяснение
явлений
с использованием
приобретенных
знаний. Анализ
результатов
экспериментов
(описанныхили
проведенных
самостоятельно).
9. Загадочные явле
2 Выполнение
Проведение простых Работа в парах
(https://fg.resh.edu.
ния
заданий
исследований и
или группах.
ru)
«Лазерная указка и анализ их
Презентация
фонарик» и «Что
результатов.
результатов
такое снег»
исследования.
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
12. Креативное
1 Общее представление Совместное чтение Работа в парах и (http://skiv.instrao.ru)
мышление:
о креативности (на текста заданий.
малых группах. (https://media.prosv.
Модели и
примерах
Маркировка текстас Презентация
ru/func/)
ситуации
простейших заданий целью выделения результатов
и бытовых ситуаций). главного.
обсуждения
Знакомство с
Совместная
содержательными и деятельность по
тематическими
анализу
областями
предложенных
ситуаций.
Выдвижение идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности:
- самовыражение с
помощью текстов,
рисунков, мимики и

13. Выдвижение
разнообразных
идей

1

14. Выдвижение
креативных идей
и ихдоработка

1

пластики, танца и
др.
– решение проблем
социального и
научного характера.
Обсуждение
Совместное чтение Работа в парах и (http://skiv.instrao.ru)
проблемы: Для чего текста заданий.
малых группах. (https://
бываетнужно
Маркировка текстас Презентация
media.prosv.ru/func/)
выдвигать разные целью выделения результатов
идеи и варианты.
основных
обсуждения
Разные, похожие,
требований.
одинаковые.
Совместная
деятельность по
анализу
предложенных
ситуаций.
Выдвижение идей и
обсуждение
причин, по которым
требуется
проявлять беглость
мышления,
гибкость и
разнообразие
мышления.
Выполнение теста
«Круги» по
методике
«Вартега», подсчет
количества
выдвинутых идей и
количества
различающихся
идей.
Подведение итогов:
что
означает выдвигать
идеи?
чем
отличаются
разнообразные
идеи?
пояснять на примерах, когда, при
каких условиях
требуется
предлагать разные
варианты решений
Обсуждение
Совместное чтение Работа в парах и http://skiv.instrao.ru
проблем:
текста заданий.
малых группах
-Для чего нужны не Маркировка текстас Презентация
https://media.prosv.
стандартные идеи. целью выделения
результатов
ru/func/
-Когда и кому
основных
обсуждения
бывают нужны
требований.
креативные идеи?
Совместная
деятельность:
- по подбору
синонимов к слову
«оригинальный»;
- по анализу
предложенных
ситуаций.
Выдвижение идей и
обсуждение причин,
по которым требуется
проявлять
оригинальность и
нестандартность

мышления. Подсчет
количества
оригинальных идей
по результатам
выполнения теста
«Круги» по методике
«Вартега».
Подведение итогов: –
что означает, что
идея креативная? Что
ее отличает? – как
можно выявить
оригинальные
идеи – пояснять на
примерах, когда, при
каких условиях
требуется предлагать
необычные,
нестандартные
варианты решений
15. От выдвижения
1 Использование
Выполнение проекта Работа в малых (http://skiv.instrao.ru
до доработки идей
навыков
на основе
группах
креативного
комплексного
Презентация
мышления для
задания (по выбору результатов
создания продукта. учителя):
обсуждения
- создание
школьной газеты;
- создание сюжета
для инсценировки в
классе;
- подготовка
праздника осени;
- подготовка
выставки «Нет
вредным
привычкам»;
- подготовка
необычного
спортивного
соревнования;
- подготовка
выставки «Школа
будущего».
16. Диагностика и
1 Креативное
Выполнение
Индивидуальная https://fg.resh.edu.ru
рефлексия. Самомышление.
итоговой работы.
работа. Работа в http://skiv.instrao.ru
оценка
Диагностическая
Обсуждение
парах.
работа для 5 класса. результатов.
Взаимо- и
самооценка
результатов
выполнения
Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1.
17. Подведение
1 Самооценка
Оценивать
Беседа
итогов первой
уверенности при
результаты своей
части про
решении жизненных деятельности.
граммы.
проблем.
Аргументировать и
Самооценка
Обсуждение
обосновывать свою
результатов
результатов
позицию.
деятельности на
самооценки с целью Задавать вопросы,
занятиях
достижения большей необходимые для
уверенностипри
организации
решении задач по
собственной
функциональной
деятельности.
грамотности.
Предлагать
варианты решений
поставленной
проблемы.
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)

18. Путешествие и
отдых

19. Развлечения
хобби

и

1 Действия с
Извлекать
Беседа,
http:// skiv.instrao.ru
величинами
анализировать,
групповая
(вычисления,
интерпретировать работа,
переход от одних
информацию
(из индивидуальная
единиц к другим,
текста,
таблицы, работа
нахождение доли
диаграммы),
величины).
Распознавать
Действияс
математические
многозначными
объекты,
(числа,
числами.
величины, фигуры),
Числовая
Описывать ход и
последовательность результаты
(составление,
действий,
продолжение).
Предлагать
и
Интерпретация
обсуждать способы
результатов
решения,
вычислений, данных Прикидывать,
диаграммы.
оценивать,
Решение текстовой вычислять
задачи, составленной результат,
на основе ситуации. Устанавливать
и
использовать
зависимости между
величинами,
данными,
Читать,
представлять,
сравнивать
математические
объекты
(числа,
величины, фигуры),
Применять правила,
свойства
(вычислений,
нахождения
результата),
Применять приемы
проверки
результата,
Интерпретировать
ответ,
данные,
Выдвигать
и
обосновывать
гипотезу,
Формулировать
обобщения
и
выводы,
Распознавать
истинные и ложные
высказывания
об
объектах, Строить
высказывания,
Приводить
примеры
и
контрпримеры,
Выявлять сходства
и
различия
объектов, Измерять
объекты,
Моделировать
ситуацию
математически.
Планировать
ход
решения задачи в 23 действия.
1 Работа с
Беседа,
(http://skiv. instrao.ru)
информацией
групповая
(выбор данных).
работа,
Решение текстовой
индивидуальная

задачи. Метод
работа
перебора вариантов.
Действия с
величинами
(вычисление, переход
от одних единиц к
другим, нахождение
доли). Прикидка
результата
выполнения
действий с
величинами.
Многозначныечисла,
действия с
натуральными
числами. Сравнение
долей числа.
20. Здоровье
1 Действия с
Беседа,
натуральными
групповая
числами. Действия с
работа,
числовой
индивидуальная
последовательностью
работа
(составление,
продолжение).
Метод перебора
возможных
вариантов.
Соотношения между
величинами,
размеры объекта.
Единицы времени.
Зависимости между
величинами, прямо
пропорциональная
зависимость величин
при решении
задачи.
21. Домашнее
1 Размеры реального
Беседа,
хозяйство
объекта, единицы
групповая
длины. Площадь,
работа,
сравнение площадей
индивидуальная
данных фигур.
работа
Перевод единиц
длины и площади.
Зависимости между
величинами.
Деление с остатком,
округление
результата по
смыслу ситуации.
Доля числа.
Измерения и объем
прямоугольного
параллелепипеда,
сравнение объемов,
переход от одних
единиц объема к
другим.
Представление
данных: чтение и
интерпретация
данных диаграммы.
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
22. Собираемся за
1 Финансы. Значение Выявлять и
Решение
покупками: что
финансовой
анализировать
ситуативных и
важнознать
грамотности.
финансовую
проблемных
Деньги. Видыденег. информацию.
задач Беседа/
Наличные и
Оценивать
Дискуссия/

(http://skiv. instrao.ru)
(http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru

(http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
finansovayagramotnost)

безналичные
финансовые
Проект/ Игра
деньги.
проблемы.
Запланированная
Применять
покупка.
финансовые
Незапланированная знания.
покупка.
Финансовая выгода.
Финансовый риск.
Финансовое
планирование.
23. Делаемпокупки:
1 Покупки.
Виды Выявлять и
Решение
как
покупок.
Товар. анализировать
ситуативных и
правильно
Планирование
финансовую
проблемных
выбирать товары
покупки товара.
информацию.
задач Беседа/
Оценивать
Практическая
финансовые
работа/ Работа в
проблемы.
парах/ Игра
Применять
финансовые
знания.
24. Приобретаем
1 Услуга.
Выявлять и
Решение
услуги: знаем,
Планирование
анализировать
ситуативных и
умеем, практикупокупки услуги.
финансовую
проблемных
ем
информацию.
задач Беседа/
Оценивать
Практическая
финансовые
работа/ Работа в
проблемы.
группах/ Игра
Применять
финансовые
знания.
25. Самое главное о
1 Финансовое
Выявлять и
Решение
правилах
планирование.
анализировать
ситуативных и
поведении
Экономия денег.
финансовую
проблемных
грамотного
Акции на товарыи информацию.
задач Беседа/
покупателя
услуги. Скидка на
Оценивать
деловая игра
покупку. Правила
финансовые
поведения
проблемы.
грамотного
Применять
покупателя.
финансовые
знания.
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
26- «Деньги –не
2 Финансовая
Финансовая
Решение
27. щепки,счетом
грамотность:
грамотность:
ситуативных и
крепки»
Финансы.
Выявлятьи
проблемных
«Велопрокат»
Финансовая выгода. анализировать
задач Беседа/
Финансовый риск. финансовую
играФинансовое
информацию.
соревнование
планирование
Оценивать
Математическая
финансовые
грамотность:
проблемы.
Зависимости «цена – Применять
количествофинансовые знания
стоимость»,
Математическая
«скорость-времяграмотность: Читать
расстояние».
текст, разбирать
Измерение и единицы инструкцию и
длины, времени,
обсуждать ситуации
стоимости, скорости. Выявлять
информацию в
финансовом
контексте.
Выявлять
зависимости,
вычислять
стоимость.
Графически
представлять
алгоритм.

(https://fg.resh.edu.ru)
(http://skiv. instrao.ru)

(http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost

http://
skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost

http://skiv.instrao.
ru/bank-zadaniy/
finansovaya-gramotnost
https://media.prosv.
ru/func/

Планировать
порядок
выполнения
действий,
составлять
арифметическое
выражение.
Выполнять
вычисления с
натуральными
числами, сравнивать
результаты.
Конкретизировать
тариф, выбирать
выгодный тариф.
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся
взаи- модействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч)
28. Мы умеем
1 Межкультурное
Приводить
Беседа /
http://skiv.instrao.ru
дружить
взаимодействие: *
примеры ситуаций обсуждение /
успешное и
уважительного и
игровая
уважительное
неуважительного,
деятельность /
взаимодействие
эффективного и
решение
между людьми.
неэффективного,
познавательных
Традиции и обычаи: взаимодействия
задач и разбор
многообразие
между людьми.
ситуаций
культур и
Оценивать
идентификация с
последствия этих
определенной
взаимодействий.
культурой. ** Виды Выявлять и
социальных
оценивать
взаимодействий.
различные мненияи
Дружба в жизни
точки зрения
человека
о роли дружбы в
жизни человека.
Аргументировать
свое мнение о роли
дружбы в жизни
человека.
29. Общаемсяс
1 Межкультурное
Выявлять и
Беседа /
(http://skiv.instrao.ru)
одноклассниками
взаимодействие:
оценивать
обсуждение /
и живем
успешное и
различные мнения и игровая
интересно
уважительное
точки зрения о
деятельность /
взаимодействие
взаимодействии в решение
между людьми,
школьном
познавательных
действия в интересах коллективе.
задач и разбор
коллектива. Семья и Объяснять причины ситуаций
школа. Основы
возникновения
совместной
конфликтных
деятельности. Роль ситуаций в
школы в нашей
школьном
жизни
коллективе.
Обосновывать
способыих решения
30. Какие проблемы
1 Глобальные
Приводить
Обсуждение
https://
называют
проблемы: изучение примеры
информации,
media.prosv.ru/func/
глобальными?
глобальных и
глобальных
предложенной
(http://skiv.instrao.ru
Что значит быть
локальных проблем. проблем.
руководителем
глобально
Понятие «глобальные Объяснять, какие
занятия /
компетентным?
проблемы»
проблемы
решение
называются
познавательных
глобальными.
задач и разбор
ситуаций
31- Можем ли мы
2 Глобальные
Описывать ситуации Беседа /
http://skiv.instrao.ru
32. решать
проблемы: изучение проявления
обсуждение
«(https://media.prosv.
глобальные
глобальных и
глобальных проблем / решение
ru/func/
проблемы?
локальных проблем. на местном
познавательных http://skiv.instrao.ru
Начинаем
Глобальные
локальном) уровне. задач и разбор
действовать.
проблемы в нашей Оценивать влияние ситуаций

жизни

глобальных
проблем на жизнь
каждого человека,
на развитие
общества.
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
33. Подведение
1 Оценка (самооценка) Оценивать
Групповая работа http:// skiv.instrao.ru/
итогов
уровня
результаты своей
программы.
сформированности деятельности.
Самооценка
функциональной
Аргументировать и
результатов
грамотностипо
обосновывать свою
деятельности на
шести
позицию.
занятиях
составляющим.
Осуществлять
Обсуждение
сотрудничество со
возможных
сверстниками.
действий,
Учитывать разные
направленных на
мнения.
повышение уровня
ФГ отдельных
учащихся и группы
в целом.
34. Итоговое занятие
1 Демонстрация итогов Решение
Выставка работ
34.
внеурочных занятий практических задач,
по ФГ (открытое
успешное
мероприятие для
межличностного
школы и
общение в
родителей).
совместной
деятельности,
активное участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих
работах.
Просмотр слайдшоу с
фотографиями и
видео, сделанными
педагогами
и детьми во время
занятий.
Благодарности друг
другу засовместную
работу.

6 КЛАСС
№

Тема

Кол Основное
- во содержание
час
ов

Основные
виды
деятельност
и

Формы
проведения
занятий

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 6 класса.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.

Введение

1

Знакомство
участников
программы.
Обсуждение
понятий
«функциональна
я грамотность»,
«составляющие
функциональной
грамотности
(читательская,
математическая,
естественнонаучная,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции,
креативное
мышление).
Ожидания
каждого
школьника и
группы в целом
от совместной
работы.
Обсуждение
планов и
организации
работы в рамках
программы.

Развить
Игры и
https://fg.resh.ed
u. ru/
мотивациюк
упражнения,
целенаправлен помогающие
(http://skiv.instra
ной социально
объединить
o. ru/
значимой
участников
https://
деятельности;
программы,
media.prosv.ru/fu
стремление
которые будут
nc/
быть полезным, посещать
интерес к
занятия. Беседа,
социальному
работа в группах,
сотрудничеству планирование
;Сформировать работы.
внутреннюю
позиции
личности как
особого
ценностного
отношения к
себе,
окружающим
людям и жизни
в целом;
Сформировать
установку на
активное
участие
в решении
практических
задач,
осознанием
важности
образования на
протяжении
всей жизни для
успешной
профессиональ
ной
деятельности и
развитием
необходимых
умений;
Приобрести
опыт успешного
межличностног
о общения;
готовность к
разнообразной
совместной
деятельности,
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательс
ких, проектных
и других
творческих
работах
Модуль 1: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч)
Понятия «факт», Устанавливать
2. Нас ждет
1
Работа в группах (http://skiv.instra
путешествие
связи между
o. ru)
«мнение»:
(Путешествие
событиями
работа со
или
по родной
словарной
утверждениям
земле)
статьей.
Приемы
и. Понимать
различения
значение
фактов и
слова или
мнений
выражения на
основе
в

множественно
мтексте

контекста.
Обнаруживать
противоречия,
содержащиеся
в одном или
нескольких
текстах
Различать
факты и
мнения с
учетом
языковых
маркеров.
Устанавливать
связи между
событиями
или
утверждениям
и (причин-носледственные
отношения,
отношения
аргумент –
контраргумен
т, тезис –
пример,
сходство –
различие и
др.)
Делать
выводы на
основе
интеграции
информации
из разных
частейтекста
или разных
текстов.
Сопоставлять
факты
и мнения в
тексте интервью, в
текстерекламе на
сайте
Сопоставлять
факты и
мнения в
текстеаннотации
фильма, в
текстеинтервью.
Делать
выводы на
основе
интеграции
информации
из разных
частей текста
или разных
текстов.

Самостоятельное
выполнение
работы с
последующим
обсуждение
ответов на
задания

(http://skiv.
instrao.ru)
https://media.pro
sv. ru/func/

Играрасследование

(http://skiv.instra
o. ru)

Работа в группах

https://media.p
rosv. ru/func/

Распознавать
факты и
мнения в
художественно
м
тексте.
Устанавливать
скрытые связи

Ролевая игра

(http://skiv.
instrao.ru
https://media.pro
sv. ru/func/

3.

Открываем
тайны
планеты
(Изучение
планеты)

1

Языковые
маркеры
предъявления
фактови мнений в
тексте: работа со
словарной
статьей. Приемы
различения
фактов
и мнений в
множественном
тексте

4.

Открываем
мирнауки
(Человек и
природа)

1

Приемы
распознавания
фактов и мнений
в текстеинтервью,
в тексте-рекламе
насайте.

5.

По страницам
биографий
(Великие
люди нашей
страны)

1

Приемы
распознавания
фактов и мнений
в текстеаннотации
фильма, в текстеинтервью

6.

Наши
поступки
(межличностн
ые
взаимодейств
ия)

1

Приемы
распознавания
фактов и мнений
в
художественном
тексте.
Фактические
ошибки как

художественный
прием автора

между
событиями или
утверждениями
(причинноследственные
отношения)

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (5 ч)
Выполнение
Объяснение
Работа
7. Мои
1
увлечения
происходящих
индивидуально
заданий
или в парах.
«Мир аквариума» процессов.
Анализ методов Обсуждение
и
исследования и результатов
«Зеркальное
интерпретация выполнения
отражение»
результатов
заданий.
экспериментов.
Выполнение
8. Растения и
2
Проведение
Работа в парах
животные в
простых
или группах.
заданий
нашей жизни
исследований и Презентация
«Как растения
анализ их
результатов
пьют воду» и
выполнения
«Понаблюдаем за результатов.
Получение
заданий.
тиграми»
выводов на
основе
интерпретации
данных
(табличных,
числовых),
построение
рассуждений.
Выдвижение и
анализ способов
исследования
вопросов.
Выполнение
Проведение
Работа в парах
9. Загадочные
2
явления
простых
или группах.
заданий
исследований и Презентация
«Загадка
анализ
их результатов
магнитов» и
исследования.
«Вода на стеклах» результатов.
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
Модели заданий: Совместное
Работа в парах и
1 Креативност
1
– названия и
чтениетекста
малых группах
2. ь в бытовых
и учебных
заголовки;
заданий.
над различными
ситуациях:
– рисунки
и Маркировка
комплексными
Модели и
формы,
что текстас целью
заданиями.
Презентация
ситуации
скрыто
за выделения
рисунком?
главного.
результатов
– межличност
Совместная
обсуждения
ные
деятельность
по анализу
отношения;
исследователь
предложенных
скиевопросы.
ситуаций.
Выдвижение
идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности в
ситуациях:
– создания
названий и
заголовков.
– анализа
рисункови
форм,
– решения
проблем
межличностных
отношений,
выдвижения
исследователь
ских вопросов

(http://skiv.instra
o. ru)

https://
fg.resh.edu.ru

https://fg.resh.ed
u. ru

(http://skiv.ins
trao. ru

13 Выдвижение
разнообразн
.
ых идей.
Учимся
проявлять
гибкость и
беглость
мышления.

1

и/или
гипотез
Разные группы и
Совместное
категории. Такой
чтениетекста
же,но другой.
заданий.
Разные образы и
Маркировка
ассоциации. Два
текстас целью
основных способа, выделения
которыми могут
основных
различаться идеи
требований.
для названий и
Совместная
заголовков: деятельность
связи названия с
по анализу
иллюстрацией
предложенных
или текстов
ситуаций и
основаны на
сюжетов.
разных деталях
и/или образах, на Выдвижение
идей своих
разных
заданий по
смысловых
ассоциациях, ИЛИ подбору
- названия
названий и
основываются на
заголовков к
одних и тех же
иллюстрациям.
дета-лях, образах, Работа
с
однако каждое
поисковой
название
системой
реализуется
Интернета
по
своим способом,
подбору /колнапример, за счет
лажу
использования
интересных
различных
иллюстраций.
языковых
Подведение
средств.
итогов:
– чем могут
различаться
схожие
названия,
заголовки?
- Некоторые
названия
состоят из
буквального
описания
изображения
или его
элементов,а
другие
названия
состоят из
абстрактных
ассоциаций
или образных
выражений.
- Каждое
название
отражает
различные точки
зрения или
интерпретации
иллюстрации в
целом или ее
отдельных
элементов.
- В названиях
для создания
различных
значений
использована
пунктуация,
заглавныебуквы,
орфографически

Работа в парах
и
малых
группах.
Презентация
результатов
обсуждения

http://skiv.instr
ao. ru

14 Выдвижение
креативных
.
идей и их
доработка.

1

Оригинальность
и
проработанност
ь. Обсуждение
проблемы: - как
вдохнуть видею
жизнь?

От
выдвижения
до доработки
идей

1

Использование
навыков
креативного
мышления для
создания
продукта.

1
5.

е особенности
- или другие
грамматические
элементы
Совместное
чтениетекста
заданий.
Маркировка
текстас целью
выделения
основных
требований.
Совместная
деятельность
по анализу
предложенны
х ситуаций.
Выполнение
теста
«Круги» по
методике
«Вартега».
Подсчет
количества
оригинальных
и
проработанных
идей.
Моделируем
ситуацию:
нужны
оригинальные
идеи.
Подведение
итогов:
- что помогает
оживить идею?
(Юмор,
детальные
проработки,
учет
интересов
различных
людей, другие
факторы)
- есть ли
особенности в
подходе к
выдвижению
идейу разных
членов вашей
группы?
Какие?
- как составить
«идеальную
группу» по
выдвижению
идей?
каких правил
мыбудем
придерживатьс
я при
выдвижении и
доработке
идей?
Выполнение
проекта на
основе
комплексног
о
задания (по

Индивидуальная http://skiv.instrao.r
работа по
u
выполнению
теста «Круги».
Взаимооценка
результатов.
Работа в малых
группах способом
«перекрестная
наметка идей».
Работа в парахи
малых группах по
анализу и
моделированию
ситуаций,по
подведению
итогов.
Презентация
результатов
обсуждения

Работа в малых
группах
Презентация
результатов
обсуждения

http://skiv.inst
rao. ru
https://medi
a.
prosv.ru/func
/

выбору
учителя):
- создание
школьной
газеты (о
помощи в
учебе, о
правилах
поведения и
др.)
подготовка и
проведение
социально
значимого
мероприятия
(например,
обмен книгами,
или сохранение
природы, друзья
попереписке)
- создание
классного
журнала или
классного
уголка по
вопросам
здоровья и
профилактике
вредных
привычек;
- социальное
проектировани
е. Конкурс
идей «Школа
будущего».
16 Диагностика
и рефлексия.
.
Само-оценка

1

Креативное
мышление.
Диагностическая
работа для 6
класса.

Выполнение
итоговой
работы.
Обсуждение
результатов.
Взаимо- и
самооценка
результатов
выполнения

Индивидуальн
ая работа.
Работа в
парах.

https://
fg.resh.edu.ru
http://skiv.instrao.
ru

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
1 Подведение
1
Самооценка
Оценивать
Беседа
уверенности при результаты
7. итогов
первой части
решении
своей
программы.
жизненных
деятельности.
Самооценка
проблем.
Аргументироват
результатов
Обсуждение
ьи
деятельности
результатов
обосновывать
на занятиях
самооценки с
своюпозицию.
целью
Задавать
достижения
вопросы,
большей
необходимые
уверенностипри
для
решении задач
организации
по
собственной
функциональной деятельности.
грамотности.
Предлагать
варианты
решений
поставленной
проблемы.
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
1 Новое об
1
Зависимости
Извлекать
Беседа,
http://
skiv.instrao.ru
между
информацию (из групповая
8. известном
величинами.
текста, таблицы, работа,
https://media.pro
(«Футбольное
Сравнение чисел диаграммы).
индивидуальная
sv. ru/func/

поле»,
«Электробус»)

19 Геометричес
кие формы
.
вокруг нас

и величин.
Действия с
натуральными
числами, с
десятичными
дробями.
Нахождение
процента от
числа,
отношения двух
чисел. Числовая
последовательно
сть (правило
составления
последовательно
сти).
1

(«Поделкииз
пластиковой
бутылки»,
«Ковровая
дорожка»)

20. Здоровый
образ жизни

1

(«Калорийнос
ть питания»,
«Игра на
льду»)

21. В школеи
после
школы
(«Игры в
сети»,
«Занятия
Алины»)

1

Размеры
пространственно
й и плоской
геометрических
фигур. Действия с
геометрическими
величинами –
длиной,
площадью,
объемом
(вычисление,
переходот одних
единиц к другим,
сравнение).
Прямо
пропорциональна
я зависимость
величин.
Действия с
натуральными
числами,
десятичными
дробями. Процент
от числа.
Действия с
натуральными
числами,
десятичными
дробями
(вычисление,
округление,
сравнение).
Прямо
пропорциональна
я зависимость
величин.
Площадь
прямоугольника.
Представление
данных: таблица,
столбчатая
диаграмма.
Метод перебора
вариантов.
Числовое
выражение,
значение
выражения.
Единицы
времени.
Масштаб карты,
оценка
расстояния.
Прямо
пропорциональн

Распознавать
математические
объекты.
Описывать ход и
результаты
действий.
Предлагать и
обсуждать
способы
решения.
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат.
Устанавливать и
использовать
зависимости
между
величинами,
данными.
Читать,
записывать,
сравнивать
математические
объекты (числа,
величины,
фигуры).
Применять
правила,
свойства
(вычислений,
нахождения
результата).
Применять
приемы
проверки
результата.
Интерпретирова
тьответ,
данные.
Выдвигать и
обосновывать
гипотезу.
Формулировать
обобщения и
выводы.
Распознавать
истинные и
ложные
высказывания
обобъектах.
Строить
высказывания,
доказывать их
соответствие
условиям
задачи.
Приводить
примерыи
контрпримеры.
Выявлять
сходстваи
различия
объектов.
Измерять
объекты,
Конструироват
ь
математически

работа

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальная
работа

(http://skiv.inst
rao. ru)
https://
media.prosv.ru/fu
nc/

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальная
работа

ttp://skiv.instrao.
ru
https://media.pro
sv. ru/func/

Беседа,
групповая
работа,
индивидуальная
работа

http://
skiv.instrao.ru

ая зависимость
величин.
Признаки
делимости
натуральных
чисел. Чтение
диаграммы.

е отношения.
Моделироват
ь ситуацию
математическ
и.
Доказывать
истинность
утверждения на
основе данных
ирешения.
Планировать
ход и
контролирова
ть
результат
решения
математическо
й задачи.
Фиксировать
ответв заданной
форме.
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
Бюджет семьи,
Выявлять и
Решение
22 Семейный
1
бюджет:
доходы и расходы анализировать
ситуативных и
.
доход и
семьи,
финансовую
проблемных
расход
постоянные и
информацию.
задач
переменные
Оценивать
Беседа/ Минидоходы,
финансовые
проект/ Работав
обязательные и
проблемы.
группах/
необязательные
Применять
Составление
расходы.
финансовые
словарязнания
глоссария по
теме.
Непредвиден
ные расходы:
как снизить
риски
финансовых
затруднений

1

2
4.

На чем можно
сэкономить:
тот без
нужды живет,
кто деньги
бережет

1

2
5.

Самое
главное о
правилах
ведения
семейного
бюджета

1

2
3.

Непредвиденные
расходы,
финансовый
риск. Что такое и
зачем нужна
финансовая
подушка
безопасности.

ttp://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finanso
vaya-gramotnost

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания

Решение
ситуативных и
проблемных
задач.

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания
Семейный
Выявлять и
бюджет,
анализировать
финансовое
финансовую
планирование,
информацию.
доходы и расходы Оценивать
семьи.
финансовые
Рациональное
проблемы.
поведение.
Применять
финансовые
знания

Решение
ситуативных и
проблемных
задач Беседа/
конкурс
плакатов.

(http://skiv.
instrao.ru/bankzadaniy/finansova
ya- gramotnost

Решение
ситуативных и
проблемных
задач.
Беседа/
Дискуссия/
мини-проект/
Составление
советов
по
рациональному
планированию
семейного
бюджета
для
публикации
поста
в
социальных

https://
media.prosv.ru/fu
nc/

Финансовое
планирование,
рациональное
поведение,
экономия
семейного
бюджета

Беседа/Командн
ая игра/минидиспут.

(http://skiv.inst
rao. ru/bankzadaniy/
finansovayagramotnost)

сетях (название,
хэштеги,
иллюстрации,
текст).
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
26- «Копейкак
2
Финансовая
Финансовая
Решение
грамотность
грамотность:
ситуативных и
27 копейке –
:
проживет
семейный
проблемных
.
Выявление и
семейка»
бюджет,
задач
анализ
финансовое
«Семейный
Беседа/ Играфинансовой
планирование,
бюджет»
квест.
информации
доходы и
Групповая
Оценка
расходы семьи,
работа,
финансовых
рациональное
индивидуальная
проблем
поведение.
работа
Применение
Математическая
финансовых
грамотность:
знаний
зависимость
«цена –
Математическая
количествограмотность:
стоимость».
Извлекать
Вычисления с
информацию
десятичными и
(из текста,
обыкновенным
таблицы,
диаграммы),
и дробями.
Распознавать
математические
объекты,
Моделировать
ситуацию
математически,
Устанавлива
ть и
использова
ть
зависимости
между
величинами,
данными,
Предлагать и
обсуждать
способы
решения,
Прикидывать,
оценивать,
вычислять
результат

(http://skiv.inst
rao. ru/bankzadaniy/
finansovayagramotnost
https://media.p
rosv. ru/func/

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся само
организации и помогаем сохранить природу » (5 ч)
http://
Межкультурное
Приводить
Беседа /
28 Мы
1
skiv.instrao.ru/
разные, но
взаимодействие: примеры
обсуждение
.
решаем
успешное и
взаимодействия / игровая
общие
уважительное
между людьми, деятельнос
задачи
взаимодействие
представляющ
ть /
между людьми,
ими различные решение
понимание и
культуры.
познавател
оценка
Выявлять и
ьных задач
различных
оценивать
и разбор
взглядов и
различные
ситуаций
мировоззрений.
мнения
Обычаи и
и точки зрения о
традиции
роли традиций
разных стран и
и обычаев в
на- родов.
общениимежду
людьми.
Аргументироват
ь своемнения.
Объяснять
сложные
ситуации и
проблемы,

29- Узнаем
30 традициии
обычаии
.
учитываем
их в
общении.

2

Межкультурное
взаимодействие:
изучениепроблем
межкультурного
взаимодействия,
успешное и
уважительное
взаимодействие
между людьми.
Нормы и
правилав
школе и
дома.
Правила
поведенияв
обществе.
Самоуправление
в школь-ном
коллективе

1

Глобальные
проблемы:
изучение
взаимосвязи
глобальных и
локальных
проблем,
проявления
глобальных
проблем на
локальном
уровне; действия
в интересах
общественного
благополучия и
устойчивого
развития.
Экологические
проблемы.
Глобальные
проблемы,
связанныесо
здравоохранение
м.Отношение к
здоровью как
ценности.

1

Глобальные
проблемы:
возможности
общества в
преодолении
воздействия
глобальных
проблемили в их
решении.
Экологические
проблемы и

Соблюдаем
правила.
Участвуемв
самоуправлен
ии

3
1.

Гло- бальные
проблемыв
нашей жизни

32 Заботимся о
природе
.

которые могут
возникнуть при
незнании или
игнорировании
традиций
представителей
других народов.
Оцениватьих
последствия и
предлагать пути
решения
возникших
проблем.
Выявлять и
оценивать
различные
мнения и точки
зрения о роли
норми правил в
жизни семьи,
школьного
коллектива,
общества в
целом.
Аргументироват
ь своемнения.
Объяснять пути
решения
сложных
ситуаций и
проблем,
которыемогут
возникнуть в
коллективе.
Анализировать
локальные
ситуации,в
которых
проявляются
глобальные
проблемы.
Приводить
примеры
взаимосвязи
глобальных и
локальных
(местных)
проблем.

Приводить
примеры
участия в
решении
экологических
проблем.
Аргументирова
ть свое мнение
о
необходимости
и возможности

Беседа / обсуждение /
решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

ttp://skiv.instra
o. ru/

Решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций /
игровая
деятельность

(http://skiv.
instrao.ru/
https://media.
prosv.ru/func/

Беседа /
обсуждение
/ решение
познавательных
задач и разбор
ситуаций

ttp://skiv.instrao.
ru/
https://media.pro
sv. ru/func/

возможности их
решения.

решения
экологических
проблем.
Оценивать
действия,
которые ведут
к преодолению
глобальных
проблем.
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
33. Подведение
1
Оценка
Оценивать
итогов
(самооценка)
результаты
программы.
уровня
своей
Самооценка
сформированности деятельности.
результатов
функциональной
Аргументироват
деятельност
грамотности по
ьи
и на
шести
обосновывать
занятиях
составляющим.
своюпозицию.
Обсуждение
Осуществлять
возможных
сотрудничество
действий,
со
направленных на сверстниками.
повышение
Учитывать
уровня ФГ
разные мнения.
отдельных
учащихся и
группы в целом.
Демонстрация
Решение
3 Итоговое
1
итогов
практических
4. занятие
внеурочных
задач,
занятий по ФГ
успешное
(открытое
межличностно
мероприятие для го общение в
школы и
совместной
родителей).
деятельности,
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательс
ких, проектных
и других
творческих
работах.
Просмотр
слайд- шоу с
фотографиями
и видео,
сделанными
педагогами
и детьми во
время занятий.
Благодарности
друг другу за
совместную
работу.

Групповая работа

Театрализованное
представление,
фестиваль,
выставка работ

ttp://skiv.instrao
. ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».