Рабочая программа курса Начальная военная подготовка 9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО[

УТВЕРЖДЕНО

Председатель
педагогического совета

Директор

________________________

Кропотина Н.Г.
Приказ 43 от «28» августа
2023 г.

________________________

Бакирова А.Г.
Протокол №12 от «28»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Начальная военная подготовка»
для обучающихся 9 класса

г. Серов 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Начальная военная подготовка» для 9
класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (ФГОС ООО), с учётом Примерной основной образовательной
программы основного общего образования (ФООП ООО), основной образовательной
программы школы, программы воспитания школы.
Программа направлена на формирование базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности,
общества и государства у учащихся и организацию изучения ОВП на деятельностной
основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований
ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а
также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на
уровне основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ
ПОДГОТОВКИ»
9 КЛАССА
Предмет «Начальная военная подготовка» предназначен для формирования личных
и социально значимых качеств учащихся, направленных на повышение уровня
защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних
и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора на
общественную безопасность.
Изучение предмета способствует формированию у обучающихся в 9 классе основ
индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, необходимой человеку для
жизни в условиях техногенной, природной, социальной и информационной сфер
деятельности на современном этапе.
Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и положения Концепции преподавания основ военной
подготовки, в ходе преподавания предмета целесообразно использовать сочетание новых
и традиционных подходов к изучению вопросов комплексной безопасности личности,
общества и государства в различных сферах, в том числе в социальной среде:
противодействие вовлечению в деструктивные молодёжные сообщества, обеспечение
информационной безопасности, а также защита прав потребителей.
Обучение по новой программе будет способствовать выработке у учащихся умений
распознавать угрозы, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы
социального характера, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Основная цель предмета — научить подростков предвидеть опасность, по
возможности её избегать, при необходимости действовать со знанием дела.
Достижение планируемых результатов реализуется путём решения ряда учебных
задач, которые определяют общие направления формирования содержания предмета
«Начальной военной подготовки» в рамках отдельных положений стратегических
национальных приоритетов, определённых Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации: сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
оборона страны; государственная и общественная безопасность; информационная
безопасность;
экономическая
безопасность;
научно-технологическое
развитие;
экологическая безопасность и рациональное природопользование; защита традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.
В ходе освоения содержания предмета обучающиеся сформируют индивидуальные
социальные качества, компетентности, что окажет важное влияние на их подготовку к

самостоятельной жизнедеятельности в современном обществе в реальных условиях
окружающего мира.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ»
Цель изучения учебного предмета НВП на уровне основного общего образования:

научить подростков предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при
необходимости действовать со знанием дела;

сформировать у них культуру безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:

формирование активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества
и государства;

знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы
отводится 17 ч.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОДГОТОВКИ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«НАЧАЛЬНОЙ

ВОЕННОЙ

9
класс
Огневая подготовка:
Материальная часть стрелкового оружия.
Назначение и устройство частей и механизмов ММГ АК-74.
Порядок неполной разборки и сборки ММГ АК-74.
Порядок снаряжения магазина к ММГ АК-74
Радиационная, химическая и биологическая защита:
Назначение и порядок использования фильтрующего противогаза ГП-5.
Назначение и порядок использования общевойскового защитного комплекта.
Приборы радиационной и химической разведки: ВПХР; ДП – 5Б.
Индивидуальные средства защиты и пользование ими.
Военно-медицинская подготовка:
Первая помощь при огнестрельных ранениях.
Гражданская оборона.
Действия при угрозе и во время нападения противника.
(воздушное нападение, ракетные удары, нападение с использованием БПЛА).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа четко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы
(личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать
обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования

внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социальнозначимых
качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному
ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению правил экологического
поведения; к целенаправленной социальнозначимой деятельности; принятию внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к
жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета НВП,
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
1.
Патриотическое воспитание:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране.
2. Гражданское воспитание:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного
края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней).
3. Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
4. Эстетическое воспитание:
-формирование
гармоничной
личности,
формирование
способности
воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
- понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути

достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6.
Физическое воспитание:
- формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационными природным условиям, в том числе осмысливая
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других людей, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам
трудовой
деятельности;
осознанный
выбор
и
построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
межпредметных понятий (используются результаты освоения программы основного
общего образования) и должны отражать овладение универсальными учебными
познавательными действиями.
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности
построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте ее
применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий,
которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, в
приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности

личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении
базовыми медицинскими знаниями и практическим и умениями безопасного
поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Основы военной подготовки»
должны обеспечивать:
1.
сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности,
общества и государства;
2.
сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения
и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
3.
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
4.
понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной
и
международной
безопасности,
обороны
страны,
в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств;
5.
сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга—защите Отечества;
6.
знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе
террористического) характера;
7.
понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на
природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
8.
овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
9.
освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,
наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10.
умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с
учетом реальных условий и возможностей;
11.
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и
социальных рисков на территории проживания;
12.
овладение знаниями и умениями предупреждать опасные и
чрезвычайные ситуации во время пребывания в различных средах (в помещении, на
улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

9 класс
Состав и материальная
часть автомата АК-74М
1

Вводное занятие

1

Меры безопасности пр
обращении с оружием
https://clck.ru/rE4ej
2

3

4

5

1

Назначение, устройство
частей и механизмов
автомата ММГ АК-74
Порядок неполной
разборки и сборки автомата
ММГ АК-74
Порядок снаряжения
магазина патронами к
автомату ММГ АК-74

1

2

Формирование личности,
понимающий ценность
жизни, здоровья и
безопасности, значение
личных усилий в
сохранении здоровья,
знающий и
соблюдающий правила
безопасности,
безопасного поведения, в
том числе в
информационной среде.

Воспитание личности,
выражающей
http://www.myshared. познавательные
интересы в разных
ru/slide/1047492/
предметных областях с
учётом индивидуальных
интересов, способностей,
достижений.
Тренировка в
выполнении
упражнения.

1
РХБЗ

1
2
3

Приемы и способы защиты
личного состава от средств
массового поражения.
Фильтрующий противогаз
ГП-5
Практическое выполнение
норматива по надеванию
противогаза ГП-5

1
1
1

4

Общевойсковой защитный
комплект ОЗК

1

5-8

Практическое выполнение
норматива по одеванию
ОЗК.

4

9

Приборы радиационной и
химической разведки.

1

Тренировка в выполнении упражнения.

ВПХР; ДП-5Б – ознакомление с приборами.

Военно-медицинская
подготовка.
Индивидуальные
средства медицинской
защиты и правила
пользования ими

10

Понятие о ране. Наложение
повязок при различных
ранениях и кровотечениях.
Первая помощь при
огнестрельных ранениях.

1

11

Действия при угрозе и во
время нападения
противника. (воздушное
нападение, ракетные
удары, нападение с
использованием БПЛА).

1

Тренировка в оказании
помощи при
огнестрельных ранениях.

Тренировка в действиях
при угрозе и во время
нападения противника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».