Рабочая программа Введение в обществознание 5 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель
педагогического совета

Директор

________________________

Кропотина Н.Г.
Приказ №43 от «28»
августа 2023 г.

________________________

Бакирова А.Г.
Протокол №12 от «28»
августа 2023 г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Введение в обществознание»
(5 класс)

г.Серов, 2023

1. Пояснительная записка
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для
полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей
ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой
оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования
социальной информации; сознательного неприятия общественного поведения. Выпускник
основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях,
которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и
работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях
достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать
предпрофильному самоопределению.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования (основное общее образование),
фундаментального ядра содержания общего образования. Она опирается на опыт создания
курса обществознания для основной школы.
Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает
проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология,
политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на
современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной
картины мира и жизни человека в нем.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования
опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным
предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура»,
«География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по
указанным учебным предметам.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные
сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые
нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания
учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности,
включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение
познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной
практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15
лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой информации и определения собственной
позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,
способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения
к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых
для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования
общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач
в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности,
правоотношений, семейно-бытовых отношений.
2. Планируемые результаты изучения
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически
сложившегося государственного единства; признании равноправия
народов, единства разно-образных культур; убеждённости в важности для общества
семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении различными
видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании
этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения
в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям со-временной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы
содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины
и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой зада-чей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные,
соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы
и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека, основных требований трудовой эти-ки в современном обществе, правовых
норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; •
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении
с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной информации;
• понимание
языка
массовой
социально-политической
коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения
к Отечеству; на отношении к чело-веку, его правам и свободам как к высшей
ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за
судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
3. Содержание
Тема 1. Что такое человек. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.
Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления
подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Почему человеком
нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими
и младшими по возрасту.
Тема 2. Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства.
Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и
нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей.
Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия
физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость
здорового образа жизни. Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство.
Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Тема 3. Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для
общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне
стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями. Дружный класс. Школа в жизни человека и общества. Учись
учиться.
Тема 4. Труд. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата.
Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло.
Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Труд и его оценка. Труд и
творчество.
Тема 5. Родина. Россия — федеративное государство. Структура России как
федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные
символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных

символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права
граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия —
многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья.
Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Честь российского
флагом. Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.

4. Поурочно-тематическое планирование
5 класс (35 часов)
№
темы
1

2-3

4-5

6

7

8

9

10-11

Название урока

Содержание

Вводный урок. Что Знакомство с новым предметом, содержанием
такое
курса.
обществознание.
Тема 1. Что такое человек.
Загадка человека
Цели и ценность человеческой жизни. Природа
человека. Человек — биологическое
существо. Отличие человека от животных.
Наследственность.
Отрочество — особая Отрочество — особая пора
пора жизни
жизни. Особенности подросткового возраста.
Размышления подростка о будущем.
Самостоятельность — показатель взрослости.
Практикум по теме Почему человеком нельзя стать без общения.
«Человек»
Особенности
общения
подростков
со
сверстниками, со старшими и младшими по
возрасту.
Тема 2. Семья
Семья и семейные Семья и семейные отношения. Семья под
отношения
защитой государства. Семейный кодекс.
Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в
семье.
Распределение
обязанностей.
Обязанности подростка. Рациональное ведение
хозяйства.
Свободное время
Свободное время. Занятия
физкультурой и спортом. Телевизор и
компьютер. Увлечения человека. Значимость
здорового образа жизни
Практикум по теме Я и моя семья. Учимся рационально вести
«Семья»
домашнее хозяйство. Семейный досуг и
здоровый образ жизни.

Кол-во
часов
1

2

2

1

1

1

1

2

12-13

Образование в жизни
человека

14-15

Образование
и
самообразование
Одноклассники,
сверстники, друзья

16

17

Практикум по теме
«Школа»

18-19

Труд — основа жизни

20-21

Труд и творчество

22-23

Практикум по теме
«Труд»

24-25

Наша
Родина
Россия

—

26-27

Государственные
символы России

28-29

Гражданин России

30-31

Мы
—
многонациональный
народ

32-33

Практикум по теме
«Родина»

34-35

Итоговое повторение
курса «Введение в
обществознание»

Тема 3. Школа
Роль образования в жизни человека. Значение
образования для общества. Ступени школьного
образования.
Образование и самообразование. Учение вне
стен школы. Умение учиться
Отношения
младшего
подростка
с
одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. Учись
учиться.
Тема 4. Труд
Содержание и сложность труда. Результаты
труда. Заработная плата. Труд — условие
благополучия человека. Благотворительность и
меценатство.
Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд.
Творчество в искусстве.
Труд и его оценка. Труд и творчество.
Тема 5. Родина
Россия — федеративное государство. Структура
России как федерации, права субъектов России.
Русский язык как государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг,
гимн, государственные праздники. История
государственных символов. Москва — столица
России.
Гражданин — Отечества достойный сын.
Права граждан России. Обязанности граждан
РФ. Гражданственность.
Россия — многонациональное государство.
Национальность человека. Народы России —
одна семья. Многонациональная культура
России.
Межнациональные отношения
Честь российского флагом. Быть настоящим
гражданином.
Уважать
людей
любой
национальности.
Повторение тем: «Человек», «Семья», «Школа»,
«Труд», «Родина».

2

2
1

1

2

2
1

2

2

2

2

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».