Рабочая программа ОДНКНР 5-6 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Серовского городского округа
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель
педагогического совета

Директор

________________________

Кропотина Н.Г.
Приказ №43 от «28»
августа 2023 г.

________________________

Бакирова А.Г.
Приказ №12 от «28»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы духовно- нравственной
культуры народов России »
для обучающихся 5- 6 классов

г.Серов 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования,
учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне
основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" носит
культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Курс ОДНКНР формируется и преподается в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной
и
духовной
культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным
обликом, изучают основные компоненты культуры, ее специфические инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного
развития народов России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств
к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической
памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в
целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и
семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит
обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых
акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР означает
важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных
подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания
культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к
этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего
развития для 5 - 6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает
осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства
народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к
Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются: формирование
общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры
(единого
культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития Российской Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного
отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию
знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного
искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих
через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному
и культурному наследию народов Российской Федерации;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных
целей основного общего образования, способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начального общего образования;
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов
Российской Федерации, их роли в развитии современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих

поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом
и государством;
воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов Российской Федерации, толерантному
отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других
культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных
стратегий и идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов
над потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих
развитию общества в целом;
получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, способности их применять в анализе и
изучении социально-культурных явлений в истории и культуре Российской Федерации и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, - 68 часов: в
5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС
Раздел 1. «Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравствен- ной культуре народов России
Наш дом — Россия
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов
Язык и история
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь
Русский язык — язык общения и язык возможностей
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык:
вклад народов России в его развитие. Русский язык как культур образующий проект и
язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.
Возможности, которые даёт русский язык
Истоки родной культуры

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его
Материальная культура
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственны- ми ценностями общества
Духовная культура
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей
Культура и религия Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни
общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России
Культура и образование
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека
Многообразие культур России
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России
Раздел 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья — хранитель духовных ценностей
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно- нравственный долг человека
Родина начинается с семьи
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Традиции семейного воспитания в России
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей
Образ семьи в культуре народов России
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье
и семейных обязанностях.
Труд в истории семьи
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных
норм в благополучии семьи
Семья в современном мире
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции
Раздел 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность — общество — культура
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества.
Связь между обществом и культурой как реализация духовно- нравственных ценностей
Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации
Личность и духовно-нравственные ценности
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким
Раздел 4. «Культурное единство России»
Историческая память как духовно-нравственная ценность

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений
Литература как язык культуры
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность
Взаимовлияние культур
Взаимодействие культур. Меж поколенная и межкультурная трансляция.
Обмен
Духовно-нравственные ценности российского народа
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России
Регионы России: культурное многообразие
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален.
Праздники в культуре народов России
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов
Памятники в культуре народов России
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России
Музыкальная культура народов России
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные
инструменты. История народа в
его музыке и инструментах
Изобразительное искусство народов России
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России
Фольклор и литература народов России
Пословицы и
поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников
Культурная карта России
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в
соответствии с их особенностями
Единство страны — залог будущего России
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно- нравственные ценности народов России
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни

людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального
облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для
современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие
и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов
России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как
регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и
религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в
мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих
явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство . Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в
целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных
.
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность
патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом .
Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства.
Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть
гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
1.Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России через представления об исторической
роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
- осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной

жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные
результаты
освоения
курса
включают
освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками
работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .
1.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические /
моделирование);
- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности .
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов
5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий для формирования личности гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным
развитием личности и социальным поведением .
Тема 2 . Наш дом — Россия
- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества
и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость
Тема 3 . Язык и история
- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов
России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего
языка народов России, важность его для существования государства и общества;
6 понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной
культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь
приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении .
Тема 5 . Истоки родной культуры
- Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные
формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины .
Тема 6 . Материальная культура
- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной
культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России
от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами .
Тема 7 . Духовная культура
- Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации
в культуре;
- осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями,
с которыми они связаны .
Тема 8 . Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни
общества и основные социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины
мира .
Тема 9 . Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для
личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием
общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как
получения но- вых сведений о мире .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
истории народов, их культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
- Знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями её существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества .
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России:
- иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного
этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно-нравственных идеалов .
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России:
- знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием
различного иллюстративного материала.
Тема 15 . Труд в истории семьи
- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в
культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества,
человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту,
в контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре .
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы
их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в
творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных
ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни
человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и
зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность
- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса . Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой .
Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина
и патриота .
Тема 2 . Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях .
Тема 22 . Взаимовлияние культур

- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных
идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа
- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных
ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой
на культурные и исторические особенности российского народа:
- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнационального
и
межрелигиозного согласия в России;
-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
- Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементов культуры;
- устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной
семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников:
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов
России, как воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и
этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы .

Тема 27 . Музыкальная культура народов России
- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах
изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким через бытовые традиции народов своего края .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие)
-Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями .
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России
- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов
России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6
класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»

Тема 1 . Мир культуры: его структура
- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных
явлений;
- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием
общества;
- понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических
процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами
развития социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
- Характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь
показать их на административной карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных
этносов;
- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнационального
и
межрелигиозного согласия в России;
- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и
богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и
особенностями исторического периода;
- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их
локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических
условиях .
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль
созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически
благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и
духовно-нравственной важности;
- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями
социальных взаимосвязей в обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества
.
Тема 5 . Образование в культуре народов России
- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса
познания;
- понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных
общественных процессах;
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;

- характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
- Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая
культура»:
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с
правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности
человека;
- понимать необходимость соблюдения прав человека;
- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами
и обязанностями человека в обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов
России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
- Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественного развития;
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития
общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
- Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его
духовно-нравственные ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и
общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
- называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и
культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных
качеств человека;
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными
моральными и нравственными ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества,
уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность»,
«право» и «долг»;
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его
приоритет перед идеологией индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве
современной России .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
- Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также
потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
- обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать
негативные эффекты социальной изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в
развитии личности, во взаимодействии с другими людьми .

Тема 11 . Религия как источник нравственности
- Характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих
конфессий России;
- знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей
для современного общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую
роль в современной культуре;
- характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его
внутреннюю самоактуализацию;
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
- Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре
народов России и соотносить их с личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального
благополучия общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
- Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет»,
«рефлексия»;
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и
уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов,
социальной ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также
«общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
- Характеризовать понятие «социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и духовному развитию;

- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии
личности;
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном
аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
- Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья»,
«сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном
для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих
проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны
общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
- Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,
«волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,
«коллективизм» в их взаимосвязи;
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и
религий;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных,
волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
- Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных
ценностей российского народа;
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии
народов России;
- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной
личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
- Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных
профессий;
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как
нравственный долг
- Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории
России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом
и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;

- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в
жизни общества;
- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной
России;
- понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской
деятельности, аргументировано объяснять её важность .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества
- Характеризовать понятие «наука»;
- уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе,
прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
- называть имена выдающихся учёных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования
научного знания;
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества,
страны и государства;
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в
доказательство этих понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в
определённой профессии;
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в
общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде
труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского
самосознания;
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
- Характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
- Характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать
их важность, приводить примеры их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина
- Характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства
с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
- характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)

- Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
- обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их
источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного характера;
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к
потребностям класса .
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему
присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
- Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ
человека, создаваемый произведениями культуры;
- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические
и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с
отрицательной стороны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

1
2

Введение

3

Раздел 2. «Семья и
духовно-нравственные
ценности»
Раздел 3. «Духовнонравственное
богатство личности»
Раздел 4. «Культурное
единство России»

4

5

Раздел 1. «Россия —
наш общий дом»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Использованные электронные (цифровые)
образовательные ресурсы, являющиеся
учебно – методическими материалами

Количество часов
Всего
Контро
льные
работы
1
10
7

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

3

13
34

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1
2

6 класс
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

1

Тематический блок 1.
«Культура как
социальность
Тематический блок 2.
«Человек и его отражение
в культуре»

2

Количество часов
Всего
Контро
льные
работы
8

6

Использованные электронные (цифровые)
образовательные ресурсы, являющиеся учебно
– методическими материалами
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

Тематический блок 3.
«Человек как член
общества»
Тематический блок 4.
«Родина и патриотизм»

3

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

10

10

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

34

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

1

1

2

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной
культуры народов России»?
Наш дом — Россия

3

Язык и история

1

4

1

5

Русский язык — язык
общения и язык
возможностей
Истоки родной культуры

6

Материальная культура

1

7.

Духовная культура

1

8.

Культура и религия

1

9.

Культура и образование

1

10.

Практическая работа по теме
"Многообразие культур
России"

1

11.

Семья
хранитель
духовных ценностей

1

12.

Родина начинается с семьи

1

13.

Традиции
семейного
воспитания в России

1

14.

Образ семьи в
народов России

1

Всего

культуре

Контрольные
работы

1

1

15.

16.

Труд в истории семьи

1

Полугодовая контрольная

1

1

Использованные электронные
(цифровые) образовательные ресурсы,
являющиеся учебно – методическими
материалами
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru

работа
17.

Практическая работа по теме
"Семья в
современном
мире"

1

18.

Личность - общество
культура

1

19.

Духовный мир человека.
Человек - творец культуры

1

20.

Личность и духовнонравственные ценности

1

21.

Историческая память как
духовно-нравственная
ценность

1

22.

Литература как язык
культуры

1

Взаимовлияние культур

1

24.

Духовно-нравственные
ценности российского
народа

1

25.

Регионы России:
культурное многообразие

1

26.

Праздники
в
народов России

культуре

1

27.

Памятники
в
народов России

культуре

1

28.

Музыкальная
народов России

культура

1

29.

Изобразительное искусство
народов России

1

30.

Фольклор и
народов России

литература

1

31.

Практическая работа по теме
"Бытовые традиции народов
России: пища, одежда, дом
Практическая работа по теме
"Культурная карта
России"

1

33.

Единство страны - залог
будущего России

1

34.

Итоговая контрольная
работа

1

23.

32.

1

1

https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
п/п

ТЕМА УРОКА

Количество
часов

Использованные электронные (цифровые)
образовательные ресурсы, являющиеся

Всего

1

Мир культуры: его структура

1

2

Культура России: многообразие
регионов

1

3

История быта как история культуры

1

4

Прогресс: технический и
социальный

1

5

Образование в культуре народов
России

1

6

Права и обязанности человека

1

7.

Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие

1

Современный мир: самое важное
(практическое занятие)

1

Каким должен быть человек?
Духовно- нравственный облик и
идеал человека
Взросление человека в культуре
народов России

1

Религия как источник
нравственности

1

Наука как источник знания о
человеке и человеческом

1

13.

Этика и нравственность как
категории духовной культуры

1

14.

Самопознание
занятие)

1

15.

Труд делает человека человеком

1

16.

Подвиг: как узнать героя?

1

17.

Люди
в
обществе:
духовнонравственное взаимовлияние

1

18.

Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений

1

8.

9.
10.

11.

12.

19.

(практическое

1

1

Конт
роль
ные
работ
ы

учебно – методическими материалами

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/

Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры народов
России
Социальные профессии; их
важность для сохранения
духовно-нравственного облика
общества
Выдающиеся благотворите- ли в
истории . Благотворительность
как нравственный долг
Выдающиеся учёные России.
Наука как источник социального и
духовного
прогресса общества
Моя профессия (практическое
занятие)

1

25.

Гражданин

1

26.

Патриотизм

1

27.

Защита Родины: подвиг или
долг?

1

28.

Государство .
Россия — наша Родина

1

29.

Гражданская идентичность
(практическое занятие)

1

30.

Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

31.

Человек: какой он? (практическое
занятие)

1

32.

Человек и культура (практическое
занятие)

1

33.

Промежуточная аттестация

1

34.

Итоговый урок

20.

21.

22.

23.

24.

http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

1

1

http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/
http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://artclassic.edu.ru
- Коллекция: мировая художественная культура
http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».