МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Серовского городского округа МБОУ ООШ с. Филькино РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Председатель педагогического совета Директор ________________________ Кропотина Н.Г. Приказ №43 от «28» 08 2023 г. ________________________ Бакирова А.Г. Протокол №12 от «28» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» для обучающихся 7-8 классов г. Серов 2023 Пояснительная записка Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой. Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время. Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное). Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений. Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной предметной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса. Отличительной особенностью представленной программы является то, что она, основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки, построение учебно - тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, специальной подготовке; этапе спортивного совершенствования, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости. Также особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанную на 34 недели. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области легкой атлетики. Данная программа создает условия для развития и подъема массовости в городе занимающимися легкой атлетикой. Педагогической целесообразностью создания программы можно считать, что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой. Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике. Целостная система подготовки решает следующие основные задачи: Обучающие: - формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой; - формирование специальных знаний, умений и навыков. Развивающие: -развитие физических способностей; -раскрытия потенциала каждого ребенка; -развития морально - волевых качеств; -развития внимания, мышления. Воспитательные: -воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся: доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность, культуру поведения, уважение к людям, -взаимопонимание и бесконфликтность в общении. Возраст детей: программа составлена для обучающихся 5-9 классов Сроки реализации: программа рассчитана по 1 час в неделю для 5-9 классов Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 40 минут Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно- предметной и образовательнотренировочной направленностью: образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала; образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр; образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки. Основными формами подведения итогов программы являются: тестирование; умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия. знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике: способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике. Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы. Основными показателями выполнения программных требований являются: выполнение контрольных нормативов; овладение теоретическими знаниями; знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений; способность применять основные приѐмы самоконтроля; знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке; знание основ истории развития лѐгкой атлетики Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные результаты: дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; -умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; -умение оказывать помощь своим сверстникам. Метапредметные результаты: -определять наиболее эффективные способы достижения результата; -умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; -умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения. Предметные результаты: - формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья; умение рационально распределять своѐ время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; умение вести наблюдение за показателями своего физического развития Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает: потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях; умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях; спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях; стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.). Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся: В результате изучения раздела «Лѐгкая атлетика» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны Характеризовать значение лѐгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; прикладное значение легкоатлетических упражнений; правила безопасного поведения во время занятий лѐгкой атлетикой; названия разучиваемых легкоатлетических упражнений; технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой; типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений; упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность; игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лѐгкой атлетики. Уметь соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лѐгкой атлетикой; технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты); контролировать своѐ самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лѐгкой атлетикой; выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям Демонстрировать: Общеобразовательные упражнения, целенаправленно воздействующих основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучесть, гибкости и координации). Легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину). Тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. Общую физическую подготовку. Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью прыжков и бега. Умения предъявлять свои лидерские качества, инициативу и социальную активность. Содержание В обучении детей внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится - разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм. Также обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки. 1 раздел: Вводный инструктаж, история развития легкой атлетики. правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике История развития легкой атлетики, влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств личности. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов по легкой атлетике. 2 hаздел: Бег на короткие дистанции Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку. Стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью. Стартовый разгон и бег по дистанции 40-60 м, движение рук в беге, бег с ускорением. Стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью. 3 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» Практическая часть: Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в длину с разбега. Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники прыжков. Отталкивание в прыжках в длину с разбега. Разбег в сочетании с отталкиванием. Движение в полете в прыжках в длину с разбега; подбор индивидуального разбега для каждого ученика; ритм последних шагов в отталкивании в прыжках в длину с разбега. 4 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку. Подбор индивидуального разбега для каждого ученика. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков. раздел: Метание малого мяча Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага при разбеге и метанию с четырех бросковых шагов; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 10-12м. Отведение руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге; метание малого мяча с полного разбега; метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16м. 6 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой Практическая часть: Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты. Игры с прыжками: «Кузнечики», « прыжок за прыжком», «выше ноги от земли», «Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой. Игры с метанием: «Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по кругу», «Мяч среднему», «Лапта» 5 Тематический планирование курса внеурочной деятельности для 5-7 классов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы Количество занятий Вводный инструктаж по технике безопасности. История развития легкой атлетики Бег на короткие дистанции Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» Метание малого мяча Подвижные игры с элементами легкой атлетикой Сдача нормативов, зачет, итоговое занятие. Итого: № п/п 1 2 3 4 5 всего 1 теория 1 практика 6 4 5 6 4 5 8 8 8 8 2 2 34 1 33 Тематический планирование курса внеурочной деятельности для 8-9 классов Наименование темы Количество занятий Вводный инструктаж по технике безопасности. История развития легкой атлетики Бег на короткие дистанции Прыжки в длину с разбега «согнув ноги» Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание» Метание малого мяча всего 1 теория 1 практика 6 4 5 6 4 5 8 8 6 7 Подвижные игры с элементами легкой атлетикой Сдача нормативов, зачет, итоговое занятие. Итого: 8 8 2 2 34 1 33 Календарно-тематический план курса «Легкая атлетика» 5-7 класс № Тема 1 Вводное занятие. Техника безопасности. История развития легкой атлетики. Влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств личности. 2 3 4 5 6 7 8 Техника выполнения высокого старта и низкого старта. Игры с бегом: «Волк во рву», «Жмурки» Стартовый разгон Технические элементы Игры с бегом: «Ловишки», «Картошка» Техника движения рук в беге Игры с бегом: «Выше ноги от земли», «Лапта» Техника выполнения низкого старта и стартового разгона Стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью Техники движения в полете в прыжках в длину с разбега Ритм последних шагов Отработка отдельных элементов прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» Игры с прыжками: « Прыжки по полоскам». Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги» Техника приземления Техника разбега в сочетание с отталкиванием Техника перехода через планку Техника разбега в сочетании отталкиванием Отработка отдельных элементов прыжка в высоту способом «перешагивания» Отработка элементов прыжка. Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии Игры с метанием: «Кто дальше бросит». Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Количество часов Теория Практик а 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м. Метание малого мяча с двух – трех шагов разбега Техника отведения руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге. Технике разбега и метанию малого мяча с полного разбега. Игры с метанием: «Лапта». Эстафеты. Отработка элементов метания. Закрепление материалов. Сдача нормативов. Контрольный зачет. ИТОГО: ВСЕГО: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 часа 33 часа 34часа Календарно-тематический план курса «Легкая атлетика» 8-9 класс № Тема 1 Вводное занятие. Техника безопасности. История развития легкой атлетики. Влияние занятий легкой атлетикой на формирование положительных качеств личности. 2 3 4 5 6 7 8 9 Техника выполнения высокого старта и низкого старта. Игры с бегом: «Волк во рву», «Жмурки» Стартовый разгон Технические элементы Игры с бегом: «Ловишки», «Картошка» Техника движения рук в беге Игры с бегом: «Выше ноги от земли», «Лапта» Техника выполнения низкого старта и стартового разгона Стартовый разгон и бег по прямой дистанции с максимальной скоростью Техники движения в полете в прыжках в длину с разбега Ритм последних шагов Отработка отдельных элементов прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» Игры с прыжками: « Прыжки по полоскам». Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега 10 11 12 13 14 Количество часов Теория Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 «согнув ноги» Техника приземления 1 1 17 Техника разбега в сочетание с отталкиванием 1 18 19 20 Техника перехода через планку Техника разбега в сочетании отталкиванием Отработка отдельных элементов прыжка в высоту способом «перешагивания» Отработка элементов прыжка. Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии Игры с метанием: «Кто дальше бросит». Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м. Метание малого мяча с двух – трех шагов разбега Техника отведения руки с малым мячом на два шага в ходьбе и медленном беге. Технике разбега и метанию малого мяча с полного разбега. Игры с метанием: «Лапта». Эстафеты. Отработка элементов метания. Закрепление материалов. Сдача нормативов. Контрольный зачет. 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 ИТОГО: 1 часа 1 1 1 1 1 1 33 часа МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Данная программа может быть полностью реализована при взаимодействии следующих факторов: Программно-методическое обеспечение. Наличие дидактического материала: 1. Таблицы по темам занятий. 2. Индивидуальные карты занятия. 3. Плакаты и видеофильмы по темам занятий. Наличие и использование в практике новейшего опыта работы в области педагогике. Наличие материально-технического и спортивного оборудования: 1. Помещение для теоретических занятий. 2. Технические средства обучения. Спортивный зал для прыжков в длину и высоту. Мячи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. Комплексная программфа изического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2016 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.) 2. Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов.- М.: росвещение, 2011г. Для обучающегося: 1. Былеева Л.Л. « одвижные игры». М. 2008г. 2. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г 3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007. 4. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. ланирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003. 5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. опов В. Б. « рыжки в длину». М.2011г