Рабочая программа курса внеурочной деятельности Легкая атлетика 5-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель
педагогического совета

Директор

________________________

Кропотина Н.Г.
Приказ №43 от «28» 08
2023 г.

________________________

Бакирова А.Г.
Протокол №12 от «28» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
для обучающихся 7-8 классов

г. Серов 2023

Пояснительная записка
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку,
как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь,
тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда
удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают
ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют
"королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству
стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на
стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Образовательная программа «Легкая
атлетика» имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом
базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются
основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко
применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий
легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического
передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто
занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники
исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма,
организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха.
Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации
здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и
соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее
моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей
(самооценки собственных возможностей и тому подобное).
Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств,
специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости,
умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и
разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной
потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения
достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью
является рост числа социально обусловленных заболеваний.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание
приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих
и
коммуникативных способностей обучающихся на основе
их собственной предметной
деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход,
направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в
условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации
именно в младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в
глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств
с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического
процесса.
Отличительной особенностью представленной программы является то, что она,
основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода
программ. В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки,
построение учебно - тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, специальной
подготовке; этапе спортивного совершенствования, распределение объемов основных средств
и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по
их значимости. Также особенностью представленной программы является сведение основных
параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну
принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанную на 34 недели. В рамках

этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки
и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в
области легкой атлетики. Данная программа создает условия для развития и подъема
массовости в городе занимающимися легкой атлетикой.
Педагогической целесообразностью создания программы можно считать,
что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач
по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению
здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях
легкой атлетикой.
Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому
и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через
обучение легкой атлетике.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
Обучающие:
- формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;
- формирование специальных знаний, умений и навыков.
Развивающие:
-развитие физических способностей;
-раскрытия потенциала каждого ребенка;
-развития морально - волевых качеств;
-развития внимания, мышления.
Воспитательные:
-воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся:
доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,
культуру поведения, уважение к людям,
-взаимопонимание и бесконфликтность в общении.
Возраст детей: программа составлена для обучающихся 5-9 классов
Сроки реализации: программа рассчитана по 1 час в неделю для 5-9 классов
Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 40
минут
Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются
на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно- предметной и образовательнотренировочной направленностью:
образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями,
обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с
использованием ранее разученного учебного материала;
образовательно-предметной направленности используются для формирования
обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных
игр;
образовательно-тренировочной
направленности
используются
для
преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих
занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств,
обучают способам регулирования физической нагрузки.
Основными формами подведения итогов программы являются: тестирование;
умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды
прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и
способность применения их на практике:
способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.
Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по
выбору педагога. Тесты выбираются педагогом исходя из цели занятий. Процесс обучения
предусматривает следующие виды контроля: вводный, который проводится перед началом
работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Основными показателями выполнения программных требований являются:
выполнение контрольных нормативов;
овладение теоретическими знаниями;
знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
способность применять основные приѐмы самоконтроля;
знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке; знание основ
истории развития лѐгкой атлетики
Личностные, метапредметные и
предметные результаты
Личностные результаты:
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности
и способы их улучшения.
Предметные результаты:
- формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;
умение рационально распределять своѐ время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
умение вести наблюдение за показателями своего физического развития Данная
программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и
предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в
спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на
соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на
соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и
регулярное участие в спортивных соревнованиях;
стремление индивида вовлечь в занятия легкой
атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:
В результате изучения раздела «Лѐгкая атлетика» курса «Физическая культура» на
занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны
Характеризовать
значение лѐгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение легкоатлетических упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий лѐгкой атлетикой; названия
разучиваемых легкоатлетических упражнений;
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной
программой;
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической
подготовленности и требования к технике и
правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции,
прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;

игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лѐгкой атлетики.
Уметь
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
лѐгкой атлетикой;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своѐ самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях
лѐгкой атлетикой;
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям
Демонстрировать:
Общеобразовательные упражнения, целенаправленно воздействующих основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, прыгучесть, гибкости и координации).
Легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину).
Тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных
физических качеств.
Общую физическую подготовку.
Преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью прыжков и бега.
Умения предъявлять свои лидерские качества, инициативу и социальную активность.
Содержание
В обучении детей внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей
физической подготовки. Учебное занятие строится - разминка в виде медленного бега,
гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до
30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.
Также обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных
упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в
соревновательной, игровой ситуации, распределять свои усилия, действовать рационально и
целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной
физической подготовки.
1
раздел: Вводный инструктаж, история развития легкой атлетики.
правила безопасности и гигиенические требования на занятиях легкой атлетике
История развития легкой атлетики, влияние занятий легкой атлетикой на
формирование положительных качеств личности. Выдающиеся достижения отечественных
спортсменов по легкой атлетике.
2
hаздел: Бег на короткие дистанции
Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон, бег с
ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку. Стартовый
разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по прямой дистанции с
максимальной скоростью. Стартовый разгон и бег по дистанции 40-60 м, движение рук в
беге, бег с ускорением. Стартовый разгон и бег по дистанции 60 м; стартовый разгон и бег по
прямой дистанции с максимальной скоростью.
3
раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Практическая часть: Прыжки в длину с места. Отталкивание в прыжках в длину с
разбега. Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые
упражнения для освоения техники прыжков. Отталкивание в прыжках в длину с разбега.
Разбег в сочетании с отталкиванием. Движение в полете в прыжках в длину с разбега; подбор
индивидуального разбега для каждого ученика; ритм последних шагов в отталкивании в
прыжках в длину с разбега.
4
раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Практическая часть: разбег в сочетание с отталкиванием; переход через планку.
Подбор индивидуального разбега для каждого ученика. Прыжки в высоту с
разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и
прыжков.

раздел: Метание малого мяча
Практическая часть: выполнение «скрестного» шага при разбеге; метания малого
мяча на дальность с трех бросковых шагов; Отведение руки с малым мячом на два шага при
разбеге и метанию с четырех бросковых шагов; метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с расстояния 10-12м. Отведение руки с малым мячом на два шага
в ходьбе и медленном беге; метание малого мяча с полного разбега; метание малого мяча в
горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 12-16м.
6
раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой Практическая
часть:
Игры с бегом: «Футбол», « Баскетбол», «Русская лапта», легкоатлетические эстафеты.
Игры с прыжками: «Кузнечики», « прыжок за прыжком», «выше ноги от земли»,
«Удочка», «Бой петухов», прыжки со скакалкой.
Игры с метанием: «Кто дальше бросит», ««Метко в цель», «Гонка мячей по кругу»,
«Мяч среднему», «Лапта»

5

Тематический планирование курса внеурочной деятельности для 5-7
классов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы

Количество занятий

Вводный инструктаж по технике безопасности.
История развития легкой атлетики
Бег на короткие дистанции
Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание»
Метание малого мяча
Подвижные игры с элементами
легкой атлетикой
Сдача нормативов, зачет, итоговое занятие.
Итого:

№
п/п
1
2
3
4
5

всего
1

теория
1

практика

6
4
5

6
4
5

8

8

8

8

2

2

34

1

33

Тематический планирование курса внеурочной деятельности для 8-9
классов
Наименование темы
Количество занятий

Вводный инструктаж по технике безопасности.
История развития легкой атлетики
Бег на короткие дистанции
Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»
Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание»
Метание малого мяча

всего
1

теория
1

практика

6
4
5

6
4
5

8

8

6
7

Подвижные игры с элементами легкой
атлетикой
Сдача нормативов, зачет, итоговое занятие.
Итого:

8

8

2

2

34

1

33

Календарно-тематический план курса «Легкая атлетика»
5-7 класс
№

Тема

1

Вводное занятие. Техника безопасности. История развития
легкой атлетики. Влияние занятий легкой атлетикой на
формирование положительных качеств личности.

2
3
4
5
6
7
8

Техника выполнения высокого старта и низкого старта.
Игры с бегом: «Волк во рву», «Жмурки»
Стартовый разгон
Технические элементы
Игры с бегом: «Ловишки», «Картошка»
Техника движения рук в беге
Игры с бегом: «Выше ноги от земли», «Лапта»
Техника выполнения низкого старта и
стартового разгона
Стартовый разгон и бег по прямой дистанции
с максимальной скоростью
Техники движения в полете в прыжках в длину с разбега
Ритм последних шагов
Отработка отдельных элементов прыжка в длину с
разбега способом «согнув ноги»
Игры с прыжками: « Прыжки по полоскам».
Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега
«согнув ноги»
Техника приземления
Техника разбега в сочетание с отталкиванием
Техника перехода через планку
Техника разбега в сочетании отталкиванием
Отработка отдельных элементов прыжка в высоту
способом «перешагивания»
Отработка элементов прыжка.
Техника выполнения хлесткому движению метающей
руки в финальном усилии
Игры с метанием: «Кто дальше бросит».
Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в
направлении метания.

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Количество часов
Теория Практик
а
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м.
Метание малого мяча с двух – трех шагов разбега
Техника отведения руки с малым мячом на два шага в
ходьбе и медленном беге.
Технике разбега и метанию малого мяча с полного
разбега.
Игры с метанием: «Лапта».
Эстафеты.
Отработка элементов метания.
Закрепление материалов.
Сдача нормативов.
Контрольный зачет.
ИТОГО:
ВСЕГО:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 часа 33 часа
34часа

Календарно-тематический план курса «Легкая атлетика»
8-9 класс
№

Тема

1

Вводное занятие. Техника безопасности. История развития
легкой атлетики. Влияние занятий легкой атлетикой на
формирование положительных качеств личности.

2
3
4
5
6
7
8
9

Техника выполнения высокого старта и низкого старта.
Игры с бегом: «Волк во рву», «Жмурки»
Стартовый разгон
Технические элементы
Игры с бегом: «Ловишки», «Картошка»
Техника движения рук в беге
Игры с бегом: «Выше ноги от земли», «Лапта»
Техника выполнения низкого старта и
стартового разгона
Стартовый разгон и бег по прямой дистанции
с максимальной скоростью
Техники движения в полете в прыжках в длину с
разбега
Ритм последних шагов
Отработка отдельных элементов прыжка в длину с
разбега способом «согнув ноги»
Игры с прыжками: « Прыжки по полоскам».
Техника отталкивания в прыжках в длину с разбега

10
11
12
13
14

Количество часов
Теория
Практика
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16

«согнув ноги»
Техника приземления

1
1

17

Техника разбега в сочетание с отталкиванием

1

18
19
20

Техника перехода через планку
Техника разбега в сочетании отталкиванием
Отработка отдельных элементов прыжка в высоту
способом «перешагивания»
Отработка элементов прыжка.
Техника выполнения хлесткому движению метающей
руки в финальном усилии
Игры с метанием: «Кто дальше бросит».
Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в
направлении метания.
Метание малого мяча в горизонтальную и
вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м.
Метание малого мяча с двух – трех шагов разбега
Техника отведения руки с малым мячом на два шага в
ходьбе и медленном беге.
Технике разбега и метанию малого мяча с полного
разбега.
Игры с метанием: «Лапта».
Эстафеты.
Отработка элементов метания.
Закрепление материалов.
Сдача нормативов.
Контрольный зачет.

1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1

ИТОГО:

1 часа

1
1
1
1
1
1
33 часа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа может быть полностью реализована при взаимодействии
следующих факторов:
Программно-методическое обеспечение.
Наличие дидактического материала:
1.
Таблицы по темам занятий.
2.
Индивидуальные карты занятия.
3.
Плакаты и видеофильмы по темам занятий.
Наличие и использование в практике новейшего опыта работы в области педагогике.
Наличие материально-технического и спортивного оборудования: 1. Помещение для
теоретических занятий.
2.
Технические средства обучения.
Спортивный зал для прыжков в длину и высоту.
Мячи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Комплексная программфа изического воспитания
учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических
наук В. И. Лях, кандидат
педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2016
Допущено Министерством образования и науки Российской
Федерации.)
2. Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие
для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В.
Маслов.- М.: росвещение, 2011г.
Для обучающегося:
1. Былеева Л.Л. « одвижные игры». М. 2008г.
2. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая
культура. Физкультурно-оздоровительная работа в
школе. Москва, 2007.
4. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. ланирование и организация занятий. М.
:Дрофа, 2008. С. – 3312003.
5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М.
2008г. опов В. Б. « рыжки в длину». М.2011г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».