МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Серовского городского округа МБОУ ООШ с. Филькино РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Председатель педагогического совета Директор ________________________ Кропотина Н. Г. Приказ № 43 от «28» августа 2023 г. ________________________ Бакирова А. Г. Протокол № 12 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Экология животных» для обучающихся 7 класса г. Серов, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Экология животных», базового уровня для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, согласуется с учебным планом школы, на основе примерных программ по биологии и скорректирована с учётом: Место учебного предмета в учебном плане школы Согласно учебного плана школы на изучение учебного курса «Экологии животных» в 7 классе отводится 1 час в неделю из расчета 34 учебных недели – 34 урока за год. Срок реализации программы – 1 год. Планируемые результаты Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования: ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; формирование основ экологической культуры; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. ПРЕДМЕТНЫЕ: Учащиеся научатся: 1.Называть основные экологические факторы в жизни животных 2. Описывать различные условия существования животных 3. Описывать и объяснять приспособление животных к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность животных 4. Определять антропогенное влияние на животных 5. Знать многообразие животного мира суши, море и рек 6. Объяснять роль и значение животных в круговороте веществ и непрерывности жизни. 7. Знать типы взаимоотношений между животными одного вида и между животными разных видов 8.Объяснять роль человека в охране животного мира, в сохранении биоразнообразия животных 9.Уметь прогнозировать изменения в животном мире и отдельных животных под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки. 10. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости диких и домашних животных. Ученики получат возможность научиться: 1. Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных; характеризовать роль животных в природе аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. 2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов. 3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона. 4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов. 5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных. 6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик. 7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем. 8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия. 9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля. 10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов. 11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными. 12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы. Направления работы с детьми ОВЗ: Так как в классе обучаются дети с ОВЗ (VІІ вида) поэтому основной задачей является сохранение основного содержания образования истории и корректировка его с учётом психологии обучающихся. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пересыщаемость, преобладание игровых интересов. Важнейшими коррекционными задачами обществознания являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Для данных учащихся предлагается увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся, имеющих нагляднопрактического характер; некоторые темы давать как ознакомительные; исключать отдельные трудные доказательства. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении материала, в соответствии со следующими основными положениями: Восполнение пробелов путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем Дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций Активизация речи детей в единстве с их мышлением Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля Для повышения эффективности обучения, учащихся с ОВЗ создаются специальные условия: 1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. 2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. 3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек. 4. Вариативные приемы обучения: Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные). Речевой образец. Демонстрация действий. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Начало фразы. Создание проблемных ситуаций. Обращение к товарищу с вопросами. Найди ошибку. Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий. 5. Введение физ. минуток через 15-20 минут урока. 6. Создание ситуации успеха на занятии. 7. Благоприятный психологический климат на уроке. 8. Оптимальная смена видов заданий 9. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. 10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания). 11. Точность и краткость инструкция по выполнению задания. Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития. Содержание учебного предмета Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет. Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой. Тема 2. Условия существования животных Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание. Экскурсия №1. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.) Тема 3. Среды жизни Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах. Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы. Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах. Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных. Тема 4. Жилища в жизни животных Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ. Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо. Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных. Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность. Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит - хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных. Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь. Тема 6. Свет в жизни животных Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима. Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим. Тема 7. Вода в жизни животных Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение. Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма. Лабораторная работа №1. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садкахтеррариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве формируется умение ставить цель наблюдения.) Тема 8. Температура в жизни животных Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных. Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные. Лабораторная работа №2. Движение амебы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амебы при комнатной температуре и при охлаждении — формируется умение ставить цель эксперимента.) Тема 9. Кислород в жизни животных Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных, Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных. Домашняя практическая работа №1. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания). Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции. Тема 11. Численность животных Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных, Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности. Тема 12. Изменения в животном мире Земли Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Ох рана животных. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории. Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения. Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк. Тематическое планирование, в том числе с учётом Рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по предмету Экология животных для 7 класса. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: Воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает: • специально разработанные формы занятия - уроки, занятия-экскурсии, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному городу; • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов, организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор; • организация предметных образовательных событий (проведение предметных декад) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; • проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок -деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно - развлекательных мероприятий («Математическая карусель», викторины, квесты, литературная композиция, математические первенства, конкурс рисунков, экскурсия, выпуск школьной газеты, и др.); • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни современников; • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программытренажеры, вебинары, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; • групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат; • использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока); • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научнопрактических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты, успешное прохождение социальной и профессиональной практики). Тематическое планирование 7 класс Наименование темы Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет Тема 2. Условия существования животных Тема 3. Среды жизни Тема 4. Жилища в жизни животных Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных Тема 6. Свет в жизни животных Тема 7. Вода в жизни животных Тема 8. Температура в жизни животных Тема 9. Кислород в жизни животных Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных Тема 11. Численность животных Тема 12. Изменения в животном мире Земли Всего часов 1 5 5 1 3 1 2 2 1 4 3 6 Тематическое (поурочное) планирование № урока Тема урока Формы организации учебнопознавательной деятельности учащихся Планируемые результаты: Л – Личностные М – Метапредметные П – Предметные Система контроля Основные средства обучения, ЭОР Дом. зад Тема № 1 Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1ч.) 1/1 Введение в экологию животных. Индивидуальная, групповая. Способствовать формированию понятия об экологии животных как раздела науки, биосферной роли животных и их многообразие на планете Земля Промежуточный Л. Формирование интеллектуальных Индивидуальный умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть. Экология Презентация, таблицы § 1-3 Презентация, таблицы Смотри тетрадь животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой. Тема № 2 Условия существования животных (5ч.) 2/1 Многообразие условий обитания. Способствовать знакомству учащихся с многообразием условий обитания животных на планете. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, Промежуточный Индивидуальный делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Уметь характеризовать среду обитания, условия существования. 3/2 Среды жизни. Способствовать формированию на конкретных примерах понятие «среда жизни» 4/3 Взаимосвязи организма и среды обитания. Организация изучения на различных примерах взаимосвязь между организмами и средой обитания. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных Индивидуальный как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь определять среды жизни по Презентация, таблицы Смотри тетрадь, § 1 Презентация, таблицы Смотри тетрадь иллюстрациям Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать: автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание. Самоконтроль 5/4 Экскурсия №1 «Условия обитания животных» Индивидуальная, групповая. Практикум 6/5 Предельные условия существования животных. Обеспечить формирование представлений о предельных условиях существования. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части Взаимоконтроль природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь описывать условия обитания животных Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных Индивидуальный как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать предельные Оформление работы Презентация, таблиц Смотри тетрадь Презентация, таблицы §4 условия существования животных. Тема № 3 Среды жизни (5ч) 7/1 Животный мир суши. Способствовать знакомству учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в тундре, умеренной полосе, в горах. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, Индивидуальный делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, 8/2 Животный мир суши. Способствовать знакомству учащихся с приспособленностью животных к условиям обитания в степях, пустынях, тропиках. направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Уметь характеризовать видовое Презентация, таблицы. §5 Презентация, таблицы §6 Самоконтроль разнообразие, природно-химические зоны Земли. Суша как жилище. 9/3 Животный мир морей и рек. Организовать изучение условия обитания животных в воде, отличие от условий обитания на суше. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, Индивидуальный направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать водоемы как жилище, бентос, планктон. 10/4 Животный мир почвы Формировать представление о приспособлениях животных к жизни в почве. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать почва, Презентация, таблицы §7 Подготовка проекта Презентация, таблицы §8 Презентация, таблицы. § 26 Промежуточный. плотность почвы, Кислородный режим, температура почвы, плодородие почвы. Животные-землерои. 11/5 Живой организм как среда обитания животных. формировать представление о живом организме как специфической среде обитания животных. Проект №1 «Среды жизни и их обитатели» Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать: животные – Самоконтроль паразиты. Тема № 4 Жилища в жизни животных (1ч) 12/1 Жилище как среда обитания и одно из условий существования. формировать представление о жилище как о среде обитания и одном из важнейших условий Промежуточный. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в существования. Познакомить на конкретных примерах с разнообразием жилищ. жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо. Тема № 5 Биотические экологические факторы в жизни животных (3ч) 13/1 Взаимоотношения между животными одного вида. На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными одного вида: между родителями и потомством, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных Самоконтроль как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать внутривидовые Презентация, таблицы § 13-14 Презентация, таблицы. § 9-12 взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство, подчиненность. 14/2 Взаимоотношения между животными разных видов. Животные и микроорганизмы. На конкретных примерах раскрыть взаимоотношения между животными разных видов: пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. Индивидуальный квартиранство, конкуренция, симбиоз. 15/3 Проект №2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности» Защита проектов 16/1 Свет в жизни животных Способствовать знакомству о свете как экологическом факторе. Раскрыть классификацию животных по М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз. Микроорганизмы, грибковые и бактериальные заболевания. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения Промежуточный. использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения, пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз. Тема № 6 Свет в жизни животных (1ч) Промежуточный. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении растений и животных, делать выводы о роли животных в Презентация, таблицы Презентация, таблицы. § 15 отношению к свету. Познакомить с особенностями распространения животных в зависимости от светового режима. жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Органы зрения и органы свечения. Световой режим. Тема № 7 Вода в жизни животных (2ч) 17/1 Вода в жизни животных Раскрыть значение воды в жизни животных. Познакомить учащихся с обменом воды у животных. Лабор. работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»» 18/2 Экологические группы животных по отношению к воде. Сформировать представление об экологических группах животных по отношению к воде. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать содержание воды, поступление воды в организм, ее выделение. Экологические группы животных по отношению к воде. Бентос, планктон, нектон, литораль. Оформление л/р. §16 Самоконтроль Смотри тетрадь Индивидуальный Тема № 8 Температура в жизни животных (2ч) 19/1 Значение тепла для жизнедеятельности животных. Способствовать знакомству о значении тепла для жизнедеятельности животных. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, Презентация, таблицы. Самоконтроль §17 направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать холоднокровные животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение. 20/2 Экологические группы животных по отношению к теплу формировать представление об экологических группах животных по отношению к теплу. Формирование практических умений работы с микроскопом. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать холоднокровные Оформление работы Смотри тетрадь, §17 Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни» §18 дом. пр. раб. №1 Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде Индивидуальный животные, теплокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение. 21/1 Воздух в жизни животных Тема № 9 Воздух в жизни животных. (1ч) Способствовать Промежуточный. Л. Формирование интеллектуальных формированию умений: анализировать иллюстрации представлений о газовом учебника, формирование составе и движении масс познавательных интересов и мотивов, воздуха как направленных на изучение животных экологических факторах как части природы. в жизни животного. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать окисление, . газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание животных. Защита проектов Пр. раб. №1 Сравнение приспособлений млекопит. к воздушной и наземной среде Презентации, плакаты, доклады стендовые Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать приспособления млекопит. к воздушной и наземной среде Тема № 10 Сезонные изменения в жизни животных. (4ч) 22/1 Сезонные изменения в жизни животных как приспособления к меняющимся условиям. формировать представление о сезонных изменениях в жизни животных как приспособлениях к меняющимся условиям существования. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать оцепенение, Презентация, таблицы § 19 дом. пр. раб. «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной видеофрагмент Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной» Промежуточный Индивидуальный спячка. 23/2 Приспособления животных к сезонам года Способствовать знакомству учащихся с морфологическими, физиологическими и поведенческими приспособлениями животных к сезонным Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения Индивидуальный изменениям. использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать длина дня. Морфологические, физиологические и поведенческие приспособления. 24/3 25/4 Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. Лаб. работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» формировать представление о миграции как приспособлении к сезонным изменениям условий обитания. формировать умения наблюдать за живыми организмами, определять их систематическую принадлежность, стадию развития. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать миграции. Лабораторная работа №3 «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых» Презентация § 20 Видеофрагменты §21 Самоконтроль Индивидуальный Тема № 11 Численность животных. (3ч) 26/1 Популяции животных. Способствовать формированию понятия «Популяция животных». Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать популяции животных. Промежуточный Индивидуальный 27/2 Плотность популяции. формировать понятие «Плотность популяции». Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать популяции Видеофрагмент §21 Оформление §22 Презентация, таблицы § 23 Индивидуальный животных Плотность популяции. Неоднородность среды. 28/3 Численность популяции. формировать понятие «Численность популяции» Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать популяции Самоконтроль животных Численность популяции, динамика численности Тема № 12 Изменения в животном мире Земли. (6ч) 29/1 Многочисленные и малочисленные виды. Способствовать знакомству учащихся с многочисленными и малочисленными видами животных. Раскрыть причины сокращения численности видов. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. Самоконтроль, взаимоконтроль. П. уметь характеризовать популяции животных, многочисленные и малочисленные виды. 30/2 Естественное и искусственное изменение условий обитания. Способствовать сравнительную характеристику естественных и искусственных изменений условий обитания. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать естественное Презентация, таблицы. Подготовка Про. №3 «Охраняемые виды животных нашего края» Презентации, стендовые доклады § 25 Редкие и охраняемые животные. Красная книга, заповедники, заказники §24 Самоконтроль, взаимоконтроль. Индивидуальный и искусственное изменение условий обитания. Деятельность человека, загрязнения. 31/3 Животные и человек. Раскрыть историю становления взаимоотношений человека и животных. Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. уметь характеризовать одомашнивание Индивидуальный животных. 32/4 Редкие и охраняемые животные. формировать представление о редких и охраняемых животных Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о Промежуточный происхождении растений и животных, Индивидуальный делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, 33/5 Проект Защита проектов Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края» 34/6 Обобщающий урок. Обобщить и повторить материал по пройденному курсу направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать взаимоотношения животных в природе... Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Животных. Характеризовать охраняемые виды животных Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в жизни человека; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы. М. Формирование умения Презентации, стендовые доклады Индивидуальный Презентации Итоговый. Индивидуальный. Защита проектов использования информационных ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в животных природе. П. Умение называть фенологические изменения в жизни животных и растений. Система оценивания знаний и умений учащихся по экологии 1. Оценка устных ответов учащихся: Оценка «5»: - изложение полученных знаний в системе и в соответствии с требованиями учебной программы курса; - допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые учащимися; - учитывается оригинальность ответа, умение принять нестандартный метод решения задачи; - оцениваются умения: 1) составлять полную характеристику объекта, процесса, явления; 2) проводить их сравнение; 3) обосновать необходимость охраны экосистемы, биоразнообразия, здорового образа жизни; 4) применять для обоснования теоретические знания. - выполняет на доске схемы, рисунки, использует таблицы. Может раскрыть значение и функции изображенных объектов, установить их взаимосвязь. Оценка «4»: - знания излагаются в соответствии с требованиями учебной программы; - допускаются отдельные несущественные ошибки, неисправленные учащимися; - неполные определения, понятия, небольшие неточности в выводах и обобщениях, - незначительные нарушения в изложении материала. Оценка «3»: - изложение полученных знаний неполное, однако подтверждает его понимание; - допускаются отдельные существенные ошибки и попытки самостоятельного их исправления; - требования к овладению знаниями на минимальном уровне: 1) умение называть; 2) приводить примеры; 3) кратко описывать объекты и процессы; 4) проводить сравнение несложных объектов; 5) приводить примеры применения экологических знаний в хозяйственной деятельности, в быту, в деле охраны природы. Оценка «2»: - изложение учебного материала неполное, бессистемное; - существенные и неисправленные учеником ошибки; - неумение делать выводы и обобщения; - неумение применять знания в практической деятельности; - учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями учебной программы курса. 2. Оценка практических и лабораторных работ учащихся: Оценка за практические и лабораторные работы выставляется на основе наблюдений за учащимися и письменного ответа. В практическом задании учитываются умения: 1) сформулировать цель; 2) отобрать оборудование; 3) выполнить практические действия в определенной последовательности; 4)сделать вывод; 5) соблюдать правила техники безопасности. Оценка «5»: - учащийся правильно выполнил работу с соблюдением необходимой последовательности; - самостоятельно подобрал оборудование и объекты; - соблюдал требования безопасности; - самостоятельно сформулировал цель и выводы; - в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы и рисунки. Оценка «4»: - учащийся может отобрать оборудование, сформулировать цель, но допускает 1-2 несущественные ошибки в работе; - допустил небольшие неточности в описании результатов работы. Оценка «3»: - за правильно выполненные действия и выводы; - в ходе проведения и оформления работы были допущены существенные ошибки; - недостаточная самостоятельность при применении знаний в практической деятельности. Оценка «2»: - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя; - результаты работы не позволяют сделать правильный вывод; - отсутствие умения делать вывод, логически и грамотно описать наблюдения. Мультимедийная поддержка курса Биология. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 3. Экология. Фирма «1 С», 1. Основная литература для учащихся 1. Учебник Экология животных 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин – М.: Вентана-Граф, 2021. – 236 с., допущено Министерством просвещения Российской Федерации 2. Учебное пособие «Экология животных»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.); под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана –Граф, 2010,-128с.:ил. Интернет-ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов». http://www.fcior.edu.ru/ www.bio.1september.ru – газета «Биология». www.bio.nature.ru – научные новости биологии. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.