МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Серовского городского округа РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО Председатель педагогического совета Директор ________________________ Кропотина Н.Г. Приказ №43 от «28» августа 2023 г. ________________________ Бакирова А.Г. Приказ №12 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России » для обучающихся 5- 6 классов г.Серов 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания. В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" носит культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России. Курс ОДНКНР формируется и преподается в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, ее специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5 - 6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются: формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития Российской Федерации. Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи: овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации; содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности. Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального общего образования; углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов Российской Федерации, их роли в развитии современного общества; формированию основ морали и нравственности, воплощенных в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов Российской Федерации, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; получению научных представлений о культуре и ее функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, - 68 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 КЛАСС Раздел 1. «Россия — наш общий дом» Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравствен- ной культуре народов России Наш дом — Россия Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов Язык и история Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь Русский язык — язык общения и язык возможностей Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культур образующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык Истоки родной культуры Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственны- ми ценностями общества Духовная культура Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей Культура и религия Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России Культура и образование Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека Многообразие культур России Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России Раздел 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Семья — хранитель духовных ценностей Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно- нравственный долг человека Родина начинается с семьи История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Традиции семейного воспитания в России Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей Образ семьи в культуре народов России Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Труд в истории семьи Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи Семья в современном мире Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции Раздел 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Личность — общество — культура Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно- нравственных ценностей Духовный мир человека. Человек — творец культуры Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации Личность и духовно-нравственные ценности Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким Раздел 4. «Культурное единство России» Историческая память как духовно-нравственная ценность Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений Литература как язык культуры Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность Взаимовлияние культур Взаимодействие культур. Меж поколенная и межкультурная трансляция. Обмен Духовно-нравственные ценности российского народа Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России Регионы России: культурное многообразие Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Праздники в культуре народов России Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов Памятники в культуре народов России Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России Музыкальная культура народов России Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах Изобразительное искусство народов России Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России Фольклор и литература народов России Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников Культурная карта России География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями Единство страны — залог будущего России Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно- нравственные ценности народов России 6 класс Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага . Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1.Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание - осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4.Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении . Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории . 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности . Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? - Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; - иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны; - понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением . Тема 2 . Наш дом — Россия - Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; - знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; - понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Тема 3 . Язык и история - Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; - иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры; - понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; - обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета . Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей - Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; - знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; 6 понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; - иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении . Тема 5 . Истоки родной культуры - Иметь сформированное представление о понятие «культура»; - осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; - уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины . Тема 6 . Материальная культура - Иметь представление об артефактах культуры; - иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; - понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной культуры; - понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами . Тема 7 . Духовная культура - Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; - знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; - понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; - осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; - знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны . Тема 8 . Культура и религия - Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; - осознавать связь религии и морали; - понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; - уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира . Тема 9 . Культура и образование - Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; - иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; - понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; - приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; - понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения но- вых сведений о мире . Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) - Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; - выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; - предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики; - обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей - Знать и понимать смысл термина «семья»; - иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; - осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; - уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования; - понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; - осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; - понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства . Тема 12 . Родина начинается с семьи - Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; - осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; - понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; - обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества . Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России: - иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; - знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; - уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; - осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов . Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России: - знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; - уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; - знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; - понимать и обосновывать важность семейных ценностей с и пользованием различного иллюстративного материала. Тема 15 . Труд в истории семьи - знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; - понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; - осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей; - характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи . Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) - Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; - выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; - предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи; - обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности . Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура - Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; - уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; - понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; - знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре . Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры - Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; - осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве; - обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека; - доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; - знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества . Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности - Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; - обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; - понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность - Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; - иметь представление о значении и функциях изучения истории; - осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса . Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой . Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота . Тема 2 . Литература как язык культуры - Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; - рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; - обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; - находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях . Тема 22 . Взаимовлияние культур - Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; - понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; - знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа - Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: - осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие - Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; - называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; - уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; -уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25 . Праздники в культуре народов России - Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; - устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; - различать основные типы праздников; - уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; - анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; - понимать основной смысл семейных праздников: - определять нравственный смысл праздников народов России; - осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов . Тема 26 . Памятники архитектуры народов России - Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; - понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; - осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; - осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; - устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; - иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы . Тема 27 . Музыкальная культура народов России - Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; - обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го явления, как формы трансляции культурных ценностей; - находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; - знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28 . Изобразительное искусство народов России - Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; - уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; - обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; - находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; - знать основные темы изобразительного искусства народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России - Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; - понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; - воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; - знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; - оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы . Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом - Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; - уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; - уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); - понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие) -Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; - понимать, что такое культурная карта народов России; - описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями . Тема 32 . Единство страны — залог будущего России - Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; - понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. 6 класс Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура - Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; - понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; - уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества; - понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов; - уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума . Тема 2 . Культура России: многообразие регионов - Характеризовать административно-территориальное деление России; - знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; - понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; - объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; - характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3 . История быта как история культуры - Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; - понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; - находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях . Тема 4 . Прогресс: технический и социальный - Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; - осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; - демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности; - понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; - осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества . Тема 5 . Образование в культуре народов России - Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; - понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; - понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; - обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; - характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека . Тема 6 . Права и обязанности человека - Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: - характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; - понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; - понимать необходимость соблюдения прав человека; - понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; - приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России . Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие - Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; - характеризовать основные культурообразующие конфессии; - знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; - понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества . Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) - Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры; - понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; - называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека - Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; - осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; - понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; - обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; - характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; - понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; - приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России . Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России - Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; - характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; - обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; - знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми . Тема 11 . Религия как источник нравственности - Характеризовать нравственный потенциал религии; - знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России; - знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; - уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества . Тема 12 . Наука как источник знания о человеке - Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; - определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; - характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; - осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания . Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры - Характеризовать многосторонность понятия «этика»; - понимать особенности этики как науки; - объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; - обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности . Тема 14 . Самопознание (практическое занятие) - Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; - уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; - доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения . Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком - Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; - соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; - объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; - оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; - осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; - объяснять важность труда и его экономической стоимости; - знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; - понимать отличия подвига на войне и в мирное время; - уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; - знать и называть героев современного общества и исторических личностей; - обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий . Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние - Характеризовать понятие «социальные отношения»; - понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; - осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; - обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; - обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; - понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания - Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей; - приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; - обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений - Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; - анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; - уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания . Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России - Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа; - находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России; - знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; - находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре . Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества - Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; - иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; - осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; - приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения . Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг - Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; - доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; - характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; - приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; - понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументировано объяснять её важность . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества - Характеризовать понятие «наука»; - уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом; - называть имена выдающихся учёных России; - обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания; - характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; - обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие) - Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; - обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин - Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; - понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; - понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм - Характеризовать понятие «патриотизм»; - приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; - различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; - уметь обосновывать важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? - Характеризовать понятия «война» и «мир»; - доказывать важность сохранения мира и согласия; - обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; - понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; - характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений . Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина - Характеризовать понятие «государство»; - уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; - характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; - характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека . Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие) - Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; - обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники . Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие) - Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; - находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса . Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие) - Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; - приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; - формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи . Тема 32 . Человек и культура (проект) - Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; - уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; - показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; - характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы 1 2 Введение 3 Раздел 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Раздел 3. «Духовнонравственное богатство личности» Раздел 4. «Культурное единство России» 4 5 Раздел 1. «Россия — наш общий дом» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Использованные электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно – методическими материалами Количество часов Всего Контро льные работы 1 10 7 http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru 1 http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru 3 13 34 http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru 1 2 6 класс № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Тематический блок 1. «Культура как социальность Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» 2 Количество часов Всего Контро льные работы 8 6 Использованные электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно – методическими материалами http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» 3 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 10 http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru 1 34 1 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов 1 1 2 Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Наш дом — Россия 3 Язык и история 1 4 1 5 Русский язык — язык общения и язык возможностей Истоки родной культуры 6 Материальная культура 1 7. Духовная культура 1 8. Культура и религия 1 9. Культура и образование 1 10. Практическая работа по теме "Многообразие культур России" 1 11. Семья хранитель духовных ценностей 1 12. Родина начинается с семьи 1 13. Традиции семейного воспитания в России 1 14. Образ семьи в народов России 1 Всего культуре Контрольные работы 1 1 15. 16. Труд в истории семьи 1 Полугодовая контрольная 1 1 Использованные электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся учебно – методическими материалами http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru работа 17. Практическая работа по теме "Семья в современном мире" 1 18. Личность - общество культура 1 19. Духовный мир человека. Человек - творец культуры 1 20. Личность и духовнонравственные ценности 1 21. Историческая память как духовно-нравственная ценность 1 22. Литература как язык культуры 1 Взаимовлияние культур 1 24. Духовно-нравственные ценности российского народа 1 25. Регионы России: культурное многообразие 1 26. Праздники в народов России культуре 1 27. Памятники в народов России культуре 1 28. Музыкальная народов России культура 1 29. Изобразительное искусство народов России 1 30. Фольклор и народов России литература 1 31. Практическая работа по теме "Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом Практическая работа по теме "Культурная карта России" 1 33. Единство страны - залог будущего России 1 34. Итоговая контрольная работа 1 23. 32. 1 1 https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п ТЕМА УРОКА Количество часов Использованные электронные (цифровые) образовательные ресурсы, являющиеся Всего 1 Мир культуры: его структура 1 2 Культура России: многообразие регионов 1 3 История быта как история культуры 1 4 Прогресс: технический и социальный 1 5 Образование в культуре народов России 1 6 Права и обязанности человека 1 7. Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие 1 Современный мир: самое важное (практическое занятие) 1 Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека Взросление человека в культуре народов России 1 Религия как источник нравственности 1 Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 14. Самопознание занятие) 1 15. Труд делает человека человеком 1 16. Подвиг: как узнать героя? 1 17. Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние 1 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений 1 8. 9. 10. 11. 12. 19. (практическое 1 1 Конт роль ные работ ы учебно – методическими материалами http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества Выдающиеся благотворите- ли в истории . Благотворительность как нравственный долг Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества Моя профессия (практическое занятие) 1 25. Гражданин 1 26. Патриотизм 1 27. Защита Родины: подвиг или долг? 1 28. Государство . Россия — наша Родина 1 29. Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 31. Человек: какой он? (практическое занятие) 1 32. Человек и культура (практическое занятие) 1 33. Промежуточная аттестация 1 34. Итоговый урок 20. 21. 22. 23. 24. http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru 1 http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru 1 http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru 1 1 http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru http://scool-collection.edu.ru https://resh.edu.ru/special-course/ http://www.td.gov.ru http://ihtik.lib.ru УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов