Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы логики и алгоритмики 1-4 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО
Председатель
педагогического совета
________________________
Бакирова А.Г.
Протокол №12 от «28»
августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Кропотина Н.Г.
Приказ №41 от «28»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики»
для обучающихся 1-4 классов

г. Серов 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса отражает:
- перечень базовых навыков, необходимых для формирования компьютерной
грамотности;
- сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
- основные области применения информационных технологий;
-междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Курс «Математика и информатика Основы логики и алгоритмики» как
пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает
существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную
позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и
использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности На данном этапе начинается формирование навыков
будущего, необходимых для жизни и работы в современном технологичном обществе
Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при
изучении данного курса, найдут применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут
значимыми для формирования качеств личности, т. е они ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения
Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырёх
основных тематических разделов:
1)
цифровая грамотность;
2)
теоретические основы информатики;
3)
алгоритмы и программирование;
4)
информационные технологии
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики»
являются:
—
развитие алгоритмического и критического мышлений;
—
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств
и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение
умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и
осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,
представлять и оценивать её результаты;
—
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий
Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:
—
формирование понимания принципов устройства и функционирования
объектов цифрового окружения;
—
формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач,
возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий;
—
формирование умений
и навыков
формализованного
описания
поставленных задач;
—
формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и
умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
—
формирование умений и навыков составления простых про- грамм по
построенному алгоритму на языке программирования Scratch;
—
формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения
практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»В ПЛАНЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет
реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел
«Информационно-коммуникативные
технологии»),
«Математика»
(раздел
«Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной
жизни»)
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности,
направленной на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся
Программа курса составлена из расчёта 130 учебных часов — по 1 часу в
неделю. В 1 классе — 28 часов, во 2—4 классах — по 34 часа
Срок реализации программы — 4 года
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть
использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной
составляющей содержания конкретной рабочей программы В резервные часы входят
некоторые часы на повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые презентации
продуктов проектной деятельности При этом обязательная часть курса, установленная
примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть
сохранены полностью
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы
следующие результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в
части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности
Эстетического воспитания:
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в
том числе ин- формационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
- проявление бережного отношения к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе
Ценности научного познания:

- формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении
своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные учебные действия:
- базовые логические действия:
—
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
—
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
—
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
—
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
—
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
—
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
—
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану опыт, несложное иссле- дование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина — следствие);
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
—
прогнозировать
возможное
развитие
процессов,
событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации;
—
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
—
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
—
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни- ков, родителей
(законных представителей) несовершенно- летних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
—
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
—
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
Универсальные коммуникативные учебные действия:
общение:
—
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
—
признавать возможность существования разных точек зрения;
—
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ной задачей;
—
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);

готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
совместная деятельность:
—
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
—
оценивать свой вклад в общий результат
Универсальные регулятивные учебные действия:
самоорганизация:
—
планировать действия по решению учебной задачи для по- лучения
результата;
—
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
—
устана
—
вливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
—
—

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1
класс
К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся научится:
1 Цифровая грамотность:
- соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
- иметь представление о компьютере как универсальном устройстве для передачи,
хранения и обработки информации;
- использовать русскую раскладку клавиш на клавиатуре;
- иметь представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание и
назначение);
- знать основные устройства компьютера;
- осуществлять базовые операции при работе с браузером;
- иметь представление о программном обеспечении компьютера (понятие
«программа»);
- иметь базовые представления о файле как форме хранения информации
2 Теоретические основы информатики:
- знать понятие «информация»;
- иметь представление о способах получения информации;
- знать основные информационные процессы: хранение, передача и обработка;
- использовать понятие «объект»;
- различать свойства объектов;
- сравнивать объекты;
- использовать понятие «высказывание»;
- распознавать истинные и ложные высказывания;
- знать понятие «множество»;
- знать название групп объектов и общие свойства объектов
3 Алгоритмы и программирование:
- иметь представление об алгоритме как порядке действий;
- знать понятие «исполнитель»;
- иметь представление о среде исполнителя и командах исполнителя;
- работать со средой формального исполнителя «Художник»
4 Информационные технологии:
- иметь представление о стандартном графическом редакторе;
- уметь запускать графический редактор;
- иметь представление об интерфейсе графического редактора;
- осуществлять базовые операции в программе «Калькулятор» (алгоритм
вычисления простых примеров в одно действие);

- иметь представление о стандартном текстовом редакторе;
- знать интерфейс текстового редактора;
- уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами текстового редактора
2класс
К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится:
1 Цифровая грамотность:
- различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор,
системный блок;
- иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное
обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами;
- иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и
«папка»)
2 Теоретические основы информатики:
- правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;
- различать органы восприятия информации;
- различать виды информации по способу восприятия;
- использовать понятие «носитель информации»;
- уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и
обработка;
- уметь работать с различными способами организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые диаграммы;
- знать виды информации по способу представления;
- уметь оперировать логическими понятиями;
- оперировать понятием «объект»;
- определять объект по свойствам;
- определять истинность простых высказываний;
- строить простые высказывания с отрицание
3 Алгоритмы и программирование:
- определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
- использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;
- составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;
- осуществлять работу в среде формального исполнителя
4 Информационные технологии:
- создавать текстовый документ различными способами;
- набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового
редактора;
- знать клавиши редактирования текста;
- создавать графический файл средствами стандартного графического редактора;
-уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического
редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти
3 класс
К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся научится:
1 Цифровая грамотность:
- различать и использовать обеспечение компьютера: микро- фон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор,
оперативная па- мять, системный блок, устройства, передающие информацию от
пользователя компьютеру, устройства, передающие ин- формацию от компьютера
пользователю;
- пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки управления
окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ;
- пользоваться файловой системой компьютера (понятия
«файл» и «папка», инструкции по работе с файлами и папками: закрыть,
переименовать, создать, открыть, уда- лить);
- осуществлять простой поиск информации
2 Теоретические основы информатики:

- определять виды информации по форме представления;
-пользоваться
различными
способами
организации
информации
и
информационными процессами;
- различать основные информационные процессы: хранение (носитель информации,
виды носителей информации), пере- дача (источник информации, канал связи, приёмник
информации), обработка (виды обработки информации);
- группировать объекты;
- определять общие и отличающие свойства объектов;
- находить лишний объект;
- определять одинаковые по смыслу высказывания;
- использовать логические конструкции «все», «ни один»,
«некоторые»;
- решать задачи с помощью логических преобразований
3 Алгоритмы и программирование:
- иметь представление об алгоритмах и языках программирования;
- определять алгоритм по свойствам;
- иметь представление о различных способах записи алгоритмов;
- знать основные элементы блок-схемы: начало, конец, команда, стрелка;
- строить блок-схему по тексту;
- иметь представление о циклических алгоритмах;
- строить блок-схему циклического алгоритма;
- знать элемент блок-схемы «цикл»;
- строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме линейного
алгоритма;
- различать основные элементы среды визуального программирования Scratch;
- использовать понятия «спрайт» и «скрипт»;
- составлять простые скрипты в среде визуального программирования Scratch
4 Информационные технологии:
- знать, что такое текстовый процессор;
- отличать текстовый процессор от текстового редактора;
- создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового процессора;
- знать основные элементы интерфейса текстового процессора;
- знать правила набора текста в текстовом процессоре;
- редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать, вставить,
разделить на абзацы, исправить ошибки;
- знать понятие «форматирование»;
- пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет;
- добавлять изображения в текст средствами текстового процессора;
- изменять положение изображения в тексте средствами текстового процессора;
- работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик,
подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты картинок,
копирование фрагмента изображения
4 класс
К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится:
1 Цифровая грамотность:
- различать и использовать аппаратное обеспечение компьютера: устройства ввода,
устройства вывода и устройства ввода-вывода;
- различать программное обеспечение компьютера: операционная система,
кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ, файловая
система компьютера
2 Теоретические основы информатики:
- определять виды информации по способу получения и по форме представления;
- пользоваться различными способами организации информации в повседневной
жизни;
- иметь развёрнутое представление об основных информационных процессах;

- оперировать объектами и их свойствами;
- использовать знания основ логики в повседневной жизни;
- строить различные логические высказывания: простые, с отрицанием, с
конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или»
3 Алгоритмы и программирование:
- знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch;
- создавать простые скрипты на Scratch;
- программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить»,
«показаться», «спрятаться», «ждать»;
- реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы,
анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращения, движение;
- иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме;
- использовать условия при составлении программ на Scratch
4 Информационные технологии:
- работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик,
текст, кисти, работа с фрагментами картинок, копирование и вставка фрагмента
изображения;
- набирать, редактировать и форматировать текст средствами текстового
процессора;
- использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования текста;
- добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и изменять
их положение;
- создавать маркированные и нумерованные списки средства- ми текстового
процессора;
- иметь представление о редакторе презентаций;
- создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций;
- добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема;
- оформлять слайды;
- создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
- работать с макетами слайдов;
- добавлять изображения в презентацию;
- составлять запрос для поиска изображений
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
1КЛАСС
1.
Цифровая грамотность
Техника безопасности при работе с компьютером Устройство компьютера
Клавиатура и компьютерная мышь (описание и назначение) Понятие аппаратного
обеспечения компьютера Знакомство с браузером Понятие программного обеспечения
компьютера Файл как форма хранения информации
2.
Теоретические основы информатики
Информация и способы получения информации Хранение, передача и обработка
информации Понятие объекта Названия объектов Свойства объектов Сравнение
объектов Понятие высказывания Истинные и ложные высказывания Понятие
множества Множества объектов Названия групп объектов Общие свойства объектов
3.
Алгоритмы и программирование
Последовательность действий Понятие алгоритма Исполнитель Среда исполнителя
Команды исполнителя Свойства алгоритмов: массовость, результативность, дискретность,
понятность Знакомство со средой формального исполнителя «Художник»
4.
Информационные технологии
Понятие «графический редактор» Стандартный графический редактор Запуск
графического редактора Интерфейс графического редактора Калькулятор Алгоритм
вычисления простых примеров в одно действие Стандартный текстовый редактор
Интерфейс текстового редактора Набор текста Исправление ошибок средствами
текстового редактора
2КЛАСС

Цифровая грамотность
Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок Программное
обеспечение Меню
«Пуск», меню программ, кнопки управления окнами Файлы и папки
2.
Теоретические основы информатики
Информатика и информация Понятие «информация» Восприятие информации
Органы восприятия информации Виды информации по способу восприятия Носитель
информации Хранение, передача и обработка как информационные процессы
Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы
Представление информации Виды информации по способу представления Введение в
логику Объект, имя объектов, свойства объектов Высказывания Истинность простых
высказываний Высказывания с отрицанием
3.
Алгоритмы и программирование
Определение алгоритма Команда, программа, исполнитель Свойства алгоритма
Линейные алгоритмы Работа в среде формального исполнителя Поиск оптимального
пути
4.
Информационные технологии
Стандартный текстовый редактор Набор текста
Создание и сохранение
текстового документа Клавиши редактирования текста Редактирование текста
Стандартный графический редактор Создание и сохранение графического файла
Основные инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет,
ластик, подпись, кисти
3КЛАСС
1.
Цифровая грамотность
Аппаратное обеспечение компьютера Устройства компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор,
оперативная память, системный блок (описание и назначение) Компьютер —
универсальное устройство для работы с информацией Программное обеспечение
компьютера (примеры и назначение) Основные элементы рабочего окна программы
Рабочий стол Ярлык программы Меню «Пуск», меню программ Файлы и папки
(инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать,
открыть, удалить) Поиск информации
2.
Теоретические основы информатики
Понятие «информация» Виды информации по форме представления Способы
организации информации и информационные процессы Хранение, передача, обработка
(три вида обработки информации) Носитель информации (виды носителей информации)
Источник информации, приёмник информации Способы организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые диаграммы Представление информации Виды информации
по способу представления Объект, свойство объекта, группировка объектов, общие и
отличающие свойства Нахождение лишнего объекта Высказывания Одинаковые по
смыслу высказывания Логические конструкции «все», «ни один», «некоторые» Решение
задач с помощью логических преобразований
3.
Алгоритмы и программирование
Алгоритмы и языки программирования Свойства алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, понятность Понятие «Алгоритм» Способы записи
алгоритмов Команда Программа Блок-схема Элементы блок-схемы: начало, конец,
команда, стрелка Построение блок-схемы по тексту Циклические алгоритмы Блоксхема циклического алгоритма Элемент блок-схемы: цикл Построение блок-схемы
циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма Работа в среде
формального исполнителя
4.
Информационные технологии
Текстовый процессор Создание и сохранение текстового документа Интерфейс
текстового процессора Редактирование текста Инструменты редактирования: удалить,
копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки Форматирование
Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет Изображения в тексте:
добавление, положение Стандартный графический редактор Создание и сохранение
1.

графического файла Инструменты графического редактора: заливка, фигуры, цвет,
ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра Работа с фрагментами
картинок Копирование фрагмента изображения Добавление цвета в палитру
Масштабирование изображений
4 КЛАСС
1.
Цифровая грамотность
Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и обработки
информации Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура,
мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память,
процессор, системный блок, графический планшет, гарнитура, сенсорный экран.
Основные и периферийные устройства компьютера. Устройства ввода, вывода и
ввода-вывода Программное обеспечение (основные и прикладные программы.)
Операционная система Кнопки управления окнами Рабочий стол Меню «Пуск», меню
программ Файловая система компьютера
2.
Теоретические основы информатики
Понятие «информация». Виды информации по форме представления. Способы
организации информации и информационные процессы: Хранение, передача,
обработка (развёрнутое представление). Источник информации, приёмник
информации. Объекты и их свойства. Объект, имя объектов, свойства объектов.
Логические утверждения. Высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями
«все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или»
3.
Алгоритмы и программирование
Алгоритмы. Визуальная среда программирования Scratch. Интерфейс
визуальной среды программирования Scratch. Линейный алгоритм и программы.
Скрипты на Scratch. Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить»,
«показаться» «спрятаться», «ждать» Scratch: циклы, анимация, повороты (угол,
градусы, градусная мера) и вращение, движение Алгоритм с ветвлением и его блоксхема Использование условий при составлении программ на Scratch
4.
Информационные технологии
Графический редактор. Создание и сохранение графического файла.
Инструменты графического редактора: карандаш, заливка, фигуры (дополнительные
параметры фигур), цвет, ластик, текст, кисти. Добавление новых цветов в палитру,
изменение масштаба изображения и размера рабочего полотна. Копирование и вставка
фрагмента изображения. Коллаж. Текстовый процессор. Создание и сохранение
текстового документа. Редактирование текста средствами текстового процессора и с
использованием «горячих» клавиш. Инструменты редактирования: удалить,
копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки. Форматирование.
Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте:
добавление, положение. Маркированные и нумерованные списки Знакомство с
редактором презентаций. Способы организации информации. Добавление объектов на
слайд: заголовок, текст, таблица, схема. Оформление слайдов. Действия со слайдами:
создать, копировать, вставить, удалить, переместить. Макет слайдов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И
АЛГОРИТМИКИ»
1
КЛАСС
1 час в неделю, всего 23 часа, 5 часов — резервное время
Темы, раскрывающие
данный раздел
Основные виды деятельности учащихся
программы, и
Содержание программы
при изучении темы
количество часов,
(на уровне учебных действий)
отводимое на их
изучение
Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Техника безопасности Техника безопасности
Изучает правила техники безопасности
при работе с компьютером
при работе с компьютером
Анализирует различные ситуации,

работает с иллюстративным
материалом
Компьютер —
универсальное
устройство обработки
данных

Устройство компьютера
Клавиатура и компьютерная
мышь (описание и
назначение) Понятие
аппаратного обеспечения
компьютера
Программы и данные Знакомство с браузером
Информация и
информационные
процессы

Информация и способы
получения информации
Хранение, передача и
обработка информации

Раздел 2. Информация и компьютер (4 ч)
Программы и данные Понятие программного
обеспечения компьютера
Файл как форма хранения
информации «Калькулятор»
Алгоритм вычисления
простых примеров в одно
действие

Обсуждает устройства компьютера
Приводит примеры различных устройств
компьютера с опорой на собственный
опыт
Осуществляет работу при помощи
браузера в сети Интернет
Раскрывает смысл изучаемых
понятий («хранение», «передача»,
«обработка»)
Определяет средства, необходимые
для осуществления информационных
процессов

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«файл», «папка»)
Определяет программные средства,
необходимые
для
осуществления
информационных
процессов
при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными
объектами
в
наглядно-графическом интерфейсе
Осуществляет работу с файлами и
папками
в
файловой
системе
компьютера
Компьютерная
Понятие «графический
Раскрывает смысл изучаемых
графика
редактор» Стандартный
понятий («графический редактор»)
графический редактор Запуск Анализирует пользовательский
графического редактора
интерфейс применяемого программного
Интерфейс графического
средства
редактора
Создаёт и редактирует изображения
с помощью инструментов растрового
графического редактора
Текстовые документы Стандартный текстовый
Раскрывает смысл изучаемых понятий
редактор Интерфейс
(«текстовый редактор»)
текстового редактора Набор Анализирует пользовательский
текста Исправление ошибок
интерфейс применяемого программного
средствами текстового
средства
редактора
Создаёт небольшие текстовые
документы посредством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов
Раздел 3. Логика. Объекты (4 ч)
Элементы
Понятие объекта Названия
Раскрывает смысл изучаемых понятий
математической логики объектов Свойства объектов
Оперирует понятием «объект»
Сравнение объектов
Совершает действия с объектами на
основе их свойств
Приводит примеры объектов
Раздел 4. Логика. Множества (4 ч)
Элементы
Понятие высказывания
Анализирует логическую структуру
математической логики Истинные и ложные
высказываний
высказывания Понятие
Классифицирует объекты по
множества Множества
множествам
объектов Названия групп
Определяет общие свойства объектов
объектов Общие свойства

объектов
Раздел 5. Алгоритмы (3 ч)
Исполнители и
Последовательность действий Раскрывает смысл изучаемых понятий
алгоритмы
Понятие
алгоритма («алгоритм», «исполнитель»)
Алгоритмические кон- Исполнитель
Среда Анализирует предлагаемые
струкции
исполнителя
Команды последовательности команд на наличие
исполнителя
Свойства у них таких свойств алгоритма, как
алгоритмов:
массовость, массовость, результативность,
результативность,
дискретность, понятность
дискретность,
понятность Анализирует изменение значения
Знакомство
со
средой величин при пошаговом выполнении
формального исполнителя
алгоритма
«Художник»
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
Систематизация
Обобщает и систематизирует материал
знаний
курса
Резерв (5 ч)
2
КЛАСС

1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время
Темы, раскрывающие
данный раздел
программы, и
количество часов,
отводимое на их
изучение

Содержание программы

Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы (на уровне учебных
действий)

Раздел 1. Теория информации (5 ч)
Информация и
Информатика и информация Раскрывает смысл изучаемых понятий
информационные
Понятие «информация»
(«информатика», «информация»,
процессы
Восприятие информации
«носитель информации», «хранение»,
Органы восприятия
«пере- дача», «обработка»)
информации Виды
Приводит примеры информационных
информации по способу
процессов с опорой на жизненный
восприятия Носитель
опыт и ранее изученный материал
информации Хранение,
Классифицирует информационные
передача и обработка как
процессы
информационные процессы Использует
различные
способы
Способы организации
организации
информации
при
информации: таблицы,
осуществлении
информационных
схемы, столбчатые
процессов
диаграммы Представление
информации Виды
информации по способу
представления
Раздел 2. Устройство компьютера (5 ч)
Компьютер —
Устройства компьютера:
Получает информацию о
универсальное
микрофон, камера,
характеристиках компьютера
устройство обработки клавиатура, мышь, монитор,
данных
принтер, наушники, колонки,
жёсткий диск, процессор,
системный блок
Программы и данные Программное обеспечение
Раскрывает смысл изучаемых
Меню «Пуск», меню
понятий («файл», «папка», «меню
программ, кнопки
“Пуск”»,
управления окнами Файлы и «программа»)
папки
Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными
объектами
в
наглядно-графическом интерфейсе

Выполняет основные операции с
файла- ми и папками
Осуществляет работу с файлами и
папками
в
файловой
системе
компьютера
Раздел 3. Текстовый редактор (4 ч)
Текстовые документы Стандартный текстовый
Анализирует пользовательский
редактор Набор текста
интерфейс применяемого программного
Создание и сохранение
средства
текстового документа
Создаёт небольшие текстовые
Клавиши редактирования
документы посредством
текста Редактирование текста квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов
Осуществляет набор и редактирование
текста средствами текстового редактора
Раздел 4. Алгоритмы и логика (5 ч)
Элементы
Введение в логику Объект,
Раскрывает смысл изучаемых
математической логики имя объектов, свойства
понятий («объект», «высказывание»)
объектов Высказывания
Определяет объекты и их свойства
Истинность простых
Классифицирует объекты
высказываний Высказывания Анализирует логическую структуру
с отрицанием
высказываний
Строит логические высказывания с
отрицанием
Исполнители и
Определение алгоритма
Анализирует предлагаемые
алгоритмы
Команда, программа,
последовательности команд на наличие у
Алгоритмические
исполнитель Свойства
них таких свойств алгоритма
конструкции
алгоритма Линейные
Анализирует изменение значения
алгоритмы Работа в среде
величин при пошаговом выполнении
формального исполнителя
алгоритма
Поиск оптимального пути
Строит алгоритмическую
конструкцию
«следование»
Работает в среде формального
исполни- теля
Раздел 5. Графический редактор (5 ч)
Компьютерная
Стандартный графический
Анализирует пользовательский
графика
редактор Создание и
интерфейс применяемого программного
сохранение графического
средства
файла Основные
Создаёт и редактирует изображения
инструменты стандартного с помощью инструментов растрового
графического редактора:
графического редактора
заливка, фигуры, цвет,
ластик, подпись, кисти
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
Систематизация
Обобщает и систематизирует материал
знаний
курса
Резерв (6 ч)

КЛАСС
1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время
3

Темы, раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Содержание программы

Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы (на уровне учебных
действий)

Раздел 1. Введение в ИКТ (6 ч)

Информация и
информационные
процессы

Понятие «информация»
Раскрывает смысл изучаемых понятий
Виды информации по форме («информатика», «информация»,
представления Способы
«носитель информации», «хранение»,
организации информации
«передача», «обработка», «источник
и информационные процессы информации», «приёмник
Хранение, передача,
информации», «канал связи»)
обработка (три вида
Определяет виды информации по
обработки информации)
форме представления
Носитель информации (виды Использует
различные
способы
носите- лей информации)
организации
информации
при
Источник информации,
осуществлении
информационных
приёмник информации
процессов
Способы организации
Определяет виды носителей
информации: таблицы,
информации
схемы, столбчатые
Определяет виды обработки
диаграммы Представление
информации
информации Виды
информации по способу
представления
Компьютер —
Аппаратное обеспечение
Получает информацию о
универсальное
компьютера Устройства
характеристиках компьютера
устройство обработки компьютера: микрофон,
Определяет устройства компьютера и
данных
камера, клавиатура, мышь,
их назначение
монитор, принтер, наушники,
колонки, жёсткий диск,
процессор, оперативная
память, системный блок
(описание и назначение)
Компьютер — универсальное
устройство для работы
с информацией
Программы и данные Программное обеспечение
Раскрывает смысл изучаемых понятий
компьютера (примеры
(«программа»,
«программное
и назначение) Основные
обеспечение», «Рабочий стол», «меню
элементы рабочего окна
“Пуск”»,
программы Рабочий стол
«файл», «папка»)
Ярлык программы Меню
Определяет
программные
средства,
«Пуск», меню программ
необходимые
для
осуществления
Файлы и папки (инструкции информационных
процессов
при
по работе с файлами и
решении задач
папками: закрыть,
Оперирует
компьютерными
переименовать, создать,
информационными
объектами
в
открыть, удалить) Поиск
наглядно-графическом интерфейсе
информации
Выполняет основные операции с
файлами и папками
Ищет информацию в сети Интернет
Раздел 2. Текстовый процессор (4 ч)
Текстовые документы Текстовый процессор
Анализирует пользовательский
Создание и сохранение
интерфейс применяемого программного
текстового документа
средства
Интерфейс текстового
Создаёт небольшие текстовые
процессора Редактирование документы посредством
текста Инструменты
квалифицированного клавиатурного
редактирования: удалить,
письма с использованием базовых
копировать, вставить,
средств текстовых процессоров
разделить на абзацы,
Форматирует текстовые документы
исправить ошибки
(изменение шрифта, кегля, начертания,
Форматирование
цвета)
Инструменты
Вставляет в документ изображения и
форматирования: шрифт,
изменяет их положение
кегль, начертание, цвет
Изображения в тексте:

добавление, положение
Раздел 3. Графический редактор (4 ч)
Компьютерная
Стандартный графический
Анализирует пользовательский
графика
редактор Создание и
интерфейс применяемого программного
сохранение графического
средства
файла Инструменты
Создаёт и редактирует изображения
графического редактора:
с помощью инструментов растрового
заливка, фигуры, цвет,
графического редактора
ластик, подпись, кисти, фон, Применяет навыки работы с
контур фигур, масштаб,
фрагмента- ми рисунка при создании
палитра Работа
изображений
с фрагментами картинок
Копирование фрагмента
изображения Добавление цвета
в палитру Масштабирование
изображений
Раздел 4. Логика (6 ч)
Элементы
Объект, свойство объекта,
Группирует объекты по общим и
математической логики группировка объектов, общие отличительным признакам
и отличающие свойства
Анализирует логическую структуру
Нахождение лишнего
высказываний
объекта Высказывания
Осуществляет работу с логическими
Одинаковые по смыслу
конструкциями «все», «ни один»,
высказывания Логические
«некоторые»
конструкции
Применяет навыки работы с
«все», «ни один»,
объектами и высказываниями для
«некоторые» Решение задач логических преобразований
с помощью логических
преобразований
Раздел 5. Алгоритмы. Блок-схемы (5 ч)
Исполнители и
Алгоритмы и языки
Анализирует предлагаемые
алгоритмы
программирования Свойства последовательности команд на наличие у
Алгоритмические
алгоритмов: массовость,
них таких свойств алгоритма
конструкции
результативность,
Определяет по блок-схеме, для решения
дискретность, понятность
какой задачи предназначен данный
Понятие
алгоритм
«Алгоритм» Способы
Анализирует изменение значения
записи алгоритмов Команда величин при пошаговом выполнении
Программа Блок-схема
алгоритма
Элементы блок-схемы:
Сравнивает различные алгоритмы
начало, конец, команда,
решения одной задачи
стрелка Построение блокСоздаёт, выполняет вручную и на
схемы по тексту
компьютере несложные алгоритмы
Циклические алгоритмы
с использованием циклов и ветвлений
Блок-схема циклического
в визуальной среде программирования
алгоритма Элемент
блок-схемы: цикл
Построение блок-схемы
циклического алгоритма по
блок-схеме линейного
алгоритма Работа в среде
формального исполнителя
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
Систематизация
Обобщает и систематизирует материал
знаний
курса
Резерв (6 ч)
4
КЛАСС

1 час в неделю, всего 28 часов, 6 часов — резервное время

Темы, раскрывающие
данный раздел
программы, и
количество часов,
отводимое на их
изучение

Содержание программы

Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы (на уровне учебных
действий)

Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Понятие «информация»
Определяет виды информации
по
Виды информации по форме способу получения и по форме
представления Способы
представления
организации информации
Использует
различные
способы
и информационные процессы организации
информации
при
Хранение, передача,
осуществлении
информационных
обработка (развёрнутое
процессов
представление) Источник
информации, приёмник
информации
Компьютер —
Компьютер как
Определяет устройства компьютера и
универсальное
универсальное устройство
их назначение
устройство обработки для передачи, хранения и
Классифицирует устройства
данных
обработки информации
компьютера на основные,
Аппаратное обеспечение
периферийные, устройства ввода,
компьютера: микрофон,
устройства вывода и устройства вводакамера, клавиатура, мышь,
вывода
монитор, принтер, наушники, Получает информацию о
колонки, жёсткий диск,
характеристиках компьютера
оператив- ная память,
процессор, системный блок,
графический планшет,
гарнитура, сенсорный экран
Основные и периферийные
устройства компьютера
Устройства ввода, вывода и
ввода- вывода
Программы и данные Программное обеспечение
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(основные и прикладные
(«программа»,
«программное
программы) Операционная обеспечение»,
«операционная
система Кнопки управления система», «Рабочий стол», «меню
окнами Рабочий стол Меню “Пуск”», «файл»,
«Пуск», меню программ
«папка»)
Файловая система
Определяет программные средства,
компьютера
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными
объектами
в
наглядно-графическом интерфейсе
Выполняет основные операции с
файлами и папками
Раздел 2. Графический и текстовый редакторы (4 ч)
Компьютерная
Графический редактор
Анализирует пользовательский
графика
Создание и сохранение
интерфейс применяемого программного
графического файла
средства
Инструменты графического
Создаёт и редактирует изображения
редактора: карандаш, заливка, с помощью инструментов растрового
фигуры (дополнительные
графического редактора
параметры фигур), цвет,
Применяет навыки работы с
ластик, текст, кисти
фрагмента- ми рисунка при создании
Добавление новых цветов в
изображений
пали- тру, изменение масштаба
изображения и размера
рабочего полотна Копирование
Информация и
информационные
процессы

и вставка фрагмента
изображения Коллаж
Текстовые документы Текстовый процессор
Создание и сохранение
текстового документа
Редактирование текста
средствами текстового
процессора и с
использованием «горячих»
клавиш Инструменты
редактирования: удалить,
копировать, вставить,
разделить на абзацы,
исправить ошибки
Форматирование.
Инструменты
форматирования: шрифт,
кегль, начертание, цвет
Изображения в тексте:
добавление, положение
Маркированные и
нумерованные списки
Раздел 3. Редактор презентаций (5 ч)
Мультимедийные
Знакомство с редактором
презентации
презентаций Способы
организации информации
Добавление объектов на
слайд: заголовок, текст,
таблица, схема Оформление
слайдов Действия со
слайдами: создать,
копировать, вставить,
удалить, переместить Макет
слайдов
Раздел 4. Алгоритмы 1 (5 ч)
Элементы
Объекты и их свойства
математической логики Объект, имя объектов,
свойства объектов
Логические утверждения
Высказывания: простые, с
отрицанием, с
конструкциями «все», «ни
один», «некоторые»,
сложные с конструкциями
«и», «или»

Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства
Создаёт небольшие текстовые
документы посредством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых процессоров
Форматирует текстовые документы
(изменение шрифта, кегля, начертания,
цвета)
Вставляет в документ изображения и
изменяет их положение
Создаёт маркированные и
нумерованные списки

Раскрывает смысл изучаемых
понятий («презентация», «редактор
презентаций», «слайд»)
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства
Определяет условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач
Создаёт презентации, используя
готовые шаблоны

Группирует объекты по общим и
отличи- тельным признакам
Анализирует логическую структуру
высказываний
Строит логические высказывания с
отрицанием
Строит логические высказывания
с конструкциями «все», «ни один»,
«некоторые», «и», «или»
Вычисляет истинное значение
логического выражения
Язык
Алгоритмы Визуальная среда Определяет по программе, для решения
программирования
программирования Scratch
какой задачи она предназначена
Интерфейс визуальной среды Программирует линейные и
программирования Scratch
циклические алгоритмы
Линейный алгоритм и
Осуществляет действия со скриптами
программы Скрипты на
Scratch Действия со
спрайтами: смена костюма,
команд «говорить»,
«показаться», «спрятаться»,
«ждать»
Раздел 5. Алгоритмы 2 (5 ч)
Язык
Scratch: циклы, анимация,
Определяет по программе, для решения
программирования
повороты (угол, градусы,
какой задачи она предназначена
градусная мера) и вращение, Программирует линейные,
движение Алгоритм с
циклические и разветвляющиеся

ветвлением и его блок-схема алгоритмы
Использование условий при Осуществляет действия со скриптами
составлении программ на
Scratch
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
Систематизация
Обобщает и систематизирует материал
знаний
курса
Резерв (6 ч)

Форма проведения занятий
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» рассчитан на один
академический час в неделю Обучение предусматривает групповую форму занятий в
классе с учителем Тематическое планирование каждого класса состоит из 6 модулей,
в каждом из которых — от 3 до 6 занятий
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а
также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность В курсе
наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения
кейсов, эксперименты, викторины, коммуникативные игры, дидактические игры,
выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Методические материалы для ученика:
помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной
платформе (в том числе раздаточный материал и т. д. )
Методические материалы для учителя:
методические материалы;
демонстрационные материалы по теме занятия;
методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для
использования на занятии
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сетиИнтернет:
образовательная платформа
Учебное оборудование:
компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет);
компьютерные мыши;
клавиатуры
Учебное оборудование для проведения лабораторных, практических работ и
демонстраций:
мультимедийный
проектор
с
экраном
(интерактивной доской)
или интерактивная панель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».