ДООП Шахматная гостиная

Серовский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа села Филькино
Приложение № 3
к ДООП МБОУ ООШ села Филькино
Утверждено
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. № 58

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно - спортивной направленности
«Шахматная гостиная»
Возраст обучающихся (7-16 лет)
Срок обучения – 3 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Кропотин Николай Георгиевич

г. Серов, 2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Шахматная гостиная» является модифицированной дополнительной
образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия,
но
и
действенное
эфективное
средство
их
умственного
развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор
приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных
видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного
количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности,
способствуя гармоничному развитию личности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность,
вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю,
выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение
быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать
в обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих
качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные
из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя
определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собрание, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В
начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Программа «Шахматная гостиная» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность
самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности.
Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
обучающие:

Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.

Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех
правил.

Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.

Научить детей работать самостоятельно.

Научить школьников планировать свою игру и работу.
развивающие:

Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое
мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).

Повысить уровень спортивной работоспособности.

Развивать интеллектуальные способности.

Расширить кругозор ребёнка.

Развивать творческое мышление.

Формировать познавательную самостоятельность.
воспитывающие:

Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.

Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализируются
сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые
занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.
Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с
усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение
материала быстрее и глубже остальных.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических
игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала,
приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые
можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности— создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире— при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности— у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества— процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,
учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Методическое обеспечение программы
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяются:
1.
При знакомстве с шахматными фигурами.


2.
При изучении шахматной доски.
3.
При обучении правилам игры.
4.
При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат,
вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив —
идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при
изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае,
когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства обучающихся(самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1.
Практическая игра.
2.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4.
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5.
Участие в турнирах и соревнованиях.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий
является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на
доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности,
делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил
игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся
шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются обучающие
плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, решение которых дают не
только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и
ограничениях.
Кроме этого обучающимся предлагаются темы для самостоятельного изучения:
«Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории
шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Основными разделами курса являются темы: Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия,
История и Решение задач.
В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для получения
первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного
мышления. Изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный эндшпиль.
Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика,
дебют, чемпионы мира.
Воспитательная работа
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важной задачей
образовательной программы «Шахматная гостиная». Для решения этой задачи создана
система оздоровительных мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей
реализации программы:
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на
занятиях, дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие системы

стимулов и поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный
настрой каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать
свои успехи.
Условия реализации программы
Программа предусматривает 612 часов
306 часов теоретическая и практическая деятельность.
297 часов - свободное посещение «Шахматной гостиной» (обучающиеся, родители,
жители села Филькино, Организации - партнеры)
Возраст детей
Занятия проходят по группам для усвоения теоретической и практической части
программы.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 7-16 лет.
Наполняемость группы — группы по 15 человек.
Формы организации детей: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая
(при подготовке детей к соревнованиям).
Календарный учебный график
Учебный год состоит из:
1 четверть – 8 учебных недель, 16 учебных часов;
2 четверть – 8 учебных недель, 16 учебных часов;
3 четверть – 10 учебных недель, 20 учебных часов;
4 четверть – 8 учебных недель, 16 учебных часов.
Продолжительность учебных периодов - 4 учебные четверти.
Сроки и продолжительность обучения и каникул определяется ежегодно в
соответствии
календарного
учебного
графика
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Филькино.
Оборудование для занятий

Зона Коворкинга;

шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на один
стол);

демонстрационные доски.

шахматные часы.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся
знают:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку;
нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;

названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;

цель игры: мат, пат, ничья;

шахматную нотацию;

абсолютную и относительную ценность фигур;

приёмы и способы матования одинокого короля;

историю возникновения шахматной игры;

правила игры.
Умеют:

записывать шахматную партию;

проводить комбинации;

владеть техникой матования одинокого короля;

решать простейшие задачи;

записывать партию до 10-го хода.

приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;


повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления,
памяти,
внимания,
воображения,
интеллектуальных
способностей,
спортивной
работоспособности; сформируют умения производить логические операции.

сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность,
сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и
умение применять их на практике.
Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях.
В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец»,
«замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо».

Содержание программы
1. Вводные занятия. Техника безопасности.
Теория: Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Содержание и режим занятий.
Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила
противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в
чрезвычайных ситуациях).
2. Первое знакомство с Шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука,
искусство.
Теория: Краткая история шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные
сведения. Различные системы проведения шахматных соревнований.
3. Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры.
Первоначальные понятия.
Теория: Правила турнирного поведения. Знакомство с основными понятиями:
o
Горизонтали

o
o
o

Вертикали
Диагонали
Центр, фланги.

Практика:
Дидактические игры и задания
«Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из
диагоналей шахматной доски.«Назови вертикаль». «На какой вертикали в начальной
позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?», «Назови
горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее. Игра «Почтальон».
4. Шахматные фигуры. Первое знакомство.
Теория: Белая и черная армии. Правило «Тронул - ходи!».
Практика:
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?»,
«Большая и маленькая».
5. Благородные пешки черно-белой доски.
Теория: «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла — фигуру нашла». Ход
пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).
Практика:
Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация.
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций.
Дидактические игры и задания
«В бой идут одни только пешки», «Игра на уничтожение», «Атака неприятельской
фигуры».
6. Король — самая важная, главная фигура.
Теория: Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин».
7. Ладья.
Теория: Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.
Практика:
Дидактические игры и задания
Одна против пешек. Лабиринт. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Кратчайший путь» Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Атака неприятельской фигуры».
8. Слон.
Теория: Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в
центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Сними часовых», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
9. «Могучая фигура» Ферзь.
Теория: «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр,
край, угол. Ферзь против ладьи, слона.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».
10. Конь.

Теория: «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и
так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол. Конь против ферзя, ладьи,
слона.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».
11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». «Выигрыш материала». «Защита».
12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
Теория: Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Практика: Дидактические игры и задания
«Шах или не шах»,«Дай шах»,«Пять шахов», «Защита от шаха». «Первый шах».
13. Мат – цель игры.
Теория: Понятие шахматного термина «мат». Мат - цель шахматной игры.
Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата.
Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций, решение задач.
Практика: Решение простейших шахматных задач на мат одинокому королю.
Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный, мат с
поддержкой, диагональный, вертикальный, горизонтальный маты.
Дидактические игры и задания
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля не
останется никакого количество полей для отхода.
Решение задач на шахматных листочках «1000 шахматных заданий».
14. Техника матования одинокого короля
Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь
против короля. Король и ладья против короля.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Шах или мат»,«Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол».
15. Ничья. Пат.
Теория: Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Практика:
Дидактическое задание
«Пат или не пат».
16. Рокировка.
Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика:
Дидактическое задание
«Рокировка
17. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.
Теория: Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать
шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального
положения.
Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
наиболее часто повторяющихся ошибок.
18. Короткие шахматные партии.
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: «Ферзь любит свой цвет».

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением
фигур.
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практика:
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов.
Дидактические игры и задания
«Мешочек», «Да и нет».
19. Занимательные страницы шахмат.
Теория: Шахматные сказки.
Практика.
Практическая игра всеми фигурами из начального положения.
Решение шахматных задач. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов
решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
20. Спортивно-массовые мероприятия.
Теория: Подготовка к соревнованиям. Психологическая подготовка юного
спортсмена к соревнованиям.
Практика.
Участие в соревнованиях и турнирах.

Учебно-тематический план
№

Наименование разделов и тем

п/п
1

Вводные занятия. Техника безопасности.
Первое знакомство с Шахматным
2
королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство.
Шахматная доска – поле шахматных сражений.
3
Правила игры. Первоначальные понятия.
Шахматные фигуры. Первое знакомство.
4
Тактика игры.
5
Благородные пешки черно-белой доски.
Король – самая важная, главная фигура.
6
Стратегия игры.
7
Ладья.
8
Слон.
9
«Могучая фигура» Ферзь.
1
Конь.
0

Количество
часов
Теория
Практика
2
—

Всего
часов
2

2

—

2

5

10

15

6

15

21

6

15

21

3

10

13

4
4
5

10
10
15

14
14
20

5

15

20

1
Сравнительная характеристика и относительная
1 ценность фигур.
1
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
2
1
Мат – цель игры.
3
1
Техника «матования» одинокого короля.
4
1
Ничья. Пат.
5
1
Рокировка.
6
1
Шахматная партия. Начало шахматной партии.
7 Дебют. Правила и законы дебюта.
1
Короткие шахматные партии. Сеансы
8 одновременной игры.
1
Занимательные страницы шахмат. Конкурсы
9 решения задач, этюдов.
2
Спортивно-массовые мероприятия.
0 Соревнования.
Итого:

1

3

4

4

15

19

4

15

19

4

10

14

4

10

14

4

10

14

4

10

14

3

15

18

3

15

18

2

28

33

75

231

306

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для детей:
1.
Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: RussianChessHouse, 2008.
2.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
3.
Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
4.
Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
5.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2005.
6.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: RussianChessHouse, 2008.
7.
Костров В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2001.
8.
Костров В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
9.
Костров В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера»,
2001.
10.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2004.
11.
Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.
Для педагогов:
1.
Дворецкий М. Методы шахматного обучения – Харьков: «Фолио», 1997.

2.
3.
4.
5.

Дорофеева А. Хочу учиться шахматам – М.: RussianChessHouse, 2008.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
Калиниченко Н.М. Шахматная стратегия: Полный курс – М.: ФАИР-ПРЕСС,

6.
7.
8.
9.
10.
11.

Карпов А. Учитесь шахматам. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска – М.: ФСРМПНТС, 2005.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: RussianChessHouse, 2008.
Костров В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2001.
Костров В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
Костров В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера»,

12.
13.
14.
15.
16.
17.

Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 1986.
Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 1979.
Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 1974.
Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 1961.
Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 1996.
Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В. Манаенков. – Тула:

2005.

2001.

2002.
18.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2004.
19.
Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».