Программа ДООП Команда креативного реагирования

Серовский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа села Филькино

Приложение №6
к ДООП МБОУ ООШ села Филькино
Утверждено
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Команда креативного реагирования»
для обучающихся 9-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
педагог дополнительного образования
Ударатина Инна Юрьевна

г. Серов, 2021

1. Пояснительная записка
Актуальность
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к
самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому
необходимо своевременное выявление творческого потенциала личности. Рукоделие одно из
самых старейших искусств на земле. Оно родилось, развивалось и росло вместе с человеком.
Умение мастерить своими руками закладывалось в детстве. А наличие его у детей считалось
результатом хорошего воспитания. Рукоделие до сих пор остается излюбленным занятием
для многих. Оно дает возможность отдохнуть и расслабиться после высоких скоростей
современного темпа жизни, снять стресс и усталость. Кроме того, рукоделие позволяет
сделать что-то уникальное. Не зря самым ценным подарком считаются изделия ручной
работы. Ведь человек, создавая их, вкладывает частичку своей души и сердца. Рукоделие
включает в себя довольно много видов ручного труда: вышивка, аппликация,
бисероплетение, шитье, пэчворк, декупаж и т.д. Рукоделие способствует развитию мелкой
моторики руки, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и
интеллекта детей, а также коррекции психического развития обучающихся.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности
«Команда
креативного
реагирования»
способствует изучению особенностей различных техник в декоративно-прикладном
творчестве. В рамках программы обучающиеся приобретают практические навыки создания
изделий в различных видах созданию изделия, навыки работы с различными
материалами, осознанию красоты, неповторимости изделий, выполненных своими руками.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует
расширению кругозора, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления,
развитию творческих способностей и эстетического вкуса. По целевой установке программа
является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются
в их жизнедеятельности).
Практическая значимость
Заключается в том, что программа развивает личностные качества и психические
процессы у обучающихся. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность,
точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе
глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении
действий. Изготовление изделий из различных материалов большое влияние оказывает на
умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
Связь с существующими программами
Программа позволяет параллельно осваивать несколько направлений декоративноприкладного творчества (папье-маше, бумажный пласт, шерстяная акварель, шитье,
декупаж и т.д.), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации
обучающихся, чем типовая программа по одному виду деятельности.
Вид программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Направленность
художественная
Образовательная деятельность по программе направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном
развитии;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
2


профессиональную ориентацию обучающихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся.
Рабочая программа курса «Команда креативного реагирования» составлена на основе
образовательной программы «Мастерим игрушки сами», автор-составитель Н. В. Кочеткова.
– Волгоград: Учитель, 2010. – 141 с.
Цели и задачи реализации курса
Цель программы: создать условия для творческой самореализации обучающегося.
Задачи программы
Обучающие:

расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения,
изобразительного искусства;

обучение приемам работы с инструментами;

обучение умению планирования своей работы;

обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств
различных материалов;

обучение приемам работы с различными материалами;

обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;

обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:

воспитание уважения к труду и людям труда;

воспитание трудолюбия, аккуратности;

развитие активности и самостоятельности;

воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Продолжительность обучения по программе
Общий объем реализации программы – 136 часов.
Программа рассчитана на один год обучения
Основные методы и формы работы
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития
специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет
интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще.
При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность
предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и
создавать.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия, конкурсы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
3

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Новизна
Данная программа включает в себя несколько направлений ДПИ. Обучающиеся не
учатся способам изготовления поделок, а изучают технологии области декоративноприкладного искусства.
Особенности возрастной группы
Программа рассчитана на обучающихся со 2 по 9 класс, возраст 9-15 лет, группа
смешанная, количество участников группа 10-15 человек. Программа является
общедоступной.
Режим занятий
Форма занятий – групповая.
Учебный процесс строится согласно календарно - тематическому планированию.
Занятия проводятся 2 раз в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых
идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо
добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности,
поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои
мыслительные и творческие способности.
В результате обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся
получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих
операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться
простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами
изготовления поделок разной сложности, расширение кругозора в области окружающего
мира, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме итоговой выставке работ
обучающихся в конце учебного года, а также учет участия в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- виды декоративно – прикладного творчества (папье-маше, аппликация, шерстяная
акварель, бумажный пласт, декупаж, батик);
- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда приёмы и
правила пользования ими;
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
- простейшие правила организации рабочего места;
4

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами;
- основы материаловедения;
- основы цветоведения: основные сочетания цветов;
- специальные термины.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять элементарные приёмы при изготовлении изделий в различных техниках;
- пользоваться инструментами ручного труда;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами;
- определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки
предметов;
- применять приобретённые навыки на практике;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
- Проведение выставок работ обучающихся в классе и в школе.
- Участие в районных выставках детских творческих работ, конкурсах.
2. Учебно-тематический план
№
п/п
1
2

Наименование темы
Вводное занятие
Поделки из природного
материала
Декупаж

Общее
кол-во
часов
2
6

В том числе
теория практика
0.5
0.5

1.5
5.5

4

0.5

3.5

6

0.5

5.5

4

0.5

3.5

6

Поделки из бумаги и
картона
Подготовка к школьным
праздникам
Изготовление органайзера

4

0.5

3.5

7

Папье-маше

22

2

20

8

Мастерская Деда Мороза

8

0.5

7.5

9

Техника «Бумажный
пласт»
Оформление плакатов,
подарков мужчинам
8 марта Оформление к
празднику
Подготовка работ для
выставки ДПИ
Функциональные поделки
для дома (мягкая
игрушка)

8

0.5

7.5

3
4
5

10
11
12
13

Форма контроля
Опрос
Практическая работа,
демонстрация работ
Практическая работа
Практическая работа,
демонстрация работ
Практическая работа

4

4

Практическая работа.
Выставка
Практическая работа,
демонстрация работ
Практическая работа.
Выставка
Практическая работа,
демонстрация работ.
Практическая работа

4

4

Практическая работа

18

18

Участие в выставке.

19

Практическая работа,
демонстрация работ

20

1

5

14
15
16

Посещение выставок ДПИ
Батик
Шерстяная акварель

2
2
10

17

Изготовление сувениров,
подарков

5

5

18

Поздравление ветеранов.
«Голуби мира»
Бумага ручной работы
Отчетная выставка
Итого

2

2

19
20

4
1
136 часов

0.5
0.5

0.5
8.5

2
1.5
9.5

3.5
1
127.5

Практическая работа
Практическая работа,
демонстрация работ
Практическая работа,
демонстрация работ
Практическая работа,
демонстрация работ
Выставка
Выставка

3. Содержание курса
Вводное занятие
1.Вводное занятие, введение в образовательную систему. Знакомство (теория).
2.Беседа по охране труда (правила поведения на занятиях). Организация рабочего
места. Приспособления и инструменты, используемые в работе (теория).
Поделки из природного материала
Теория. Разнообразите природного материала. Способы крепления и технология
изготовления поделок.
Практическая работа: изготовление поделок из природного материала: шишки, скорлупа от
орехов, палочки и т.д. Работа с красками и декоративными элементами.
Декупаж
Теория. Виды декупажа. История декупажа. Виды техник в декупаже. Способы
выполнения декупажа на стекле, дереве. Приёмы декупажа на ткани и коже. Способы
старения поверхности (лак с эффектом старения, патинирование, лак, подкрашенный
порпориной и т.п.). Использование стиля «коллаж» в декупаже.
Практическая работа: Декорирование изделий в технике декупаж.
Поделки из бумаги, картона, декоративных материалов
Теория. Разнообразие поделок из бумаги и картона. Функциональные поделки.
Практическая работа: изготовление открыток, цветов, функциональных поделок из
бумаги, картона, крепированной бумаги. Использование ленточек, бусин, прищепок,
шпателей, палочек от мороженог, деревянных шпажек для изготовления и украшения
изделий.
Органайзер
Теория. Виды органайзеров.Назначение, технология изготовления органайзеров из
различных материалов.
Практическая работа: изготовление органайзера из втулок от туалетной бумаги,
различных футляров и т.д. Использование ткани для отделки изделия.
Папье-маше
Теория. Иделия из папье-маше. Технология приготовления массы. Технология
приготовления клейстера. Художественные приёмы изготовления поделок классическим и
современным способом.
Практическая работа: изготовление игрушек для елки из массы папье-маше.
Роспись.
Мастерская Деда Мороза
6

Теория. История праздника, виды оформления в помещении, создание праздничных
зон. Поделки и украшения на Новый год.
Практическая работа: изготовление украшений для дома и школы к празднику:
игрушки для елки, новогодние венки, снежинки и т.д. Обучающиеся разрабатывают и
реализуют идею по украшению фойе школы и фасада здания.
Техника «Бумажный пласт»
Теория. Изучение свойства салфеток Приёмы складывания. Технология «Бумажный
пласт».
Практическая работа: изготовление одежды для игрушек из папье-маше.
Оформление складок.
Плакат (23 февраля, 8 марта)
Теория. Графическое изображение, шрифт. Использование различных материалов.
Практическая работа: изготовление плакатов к праздникам.
Подготовка работ для выставки ДПИ
Практическая работа: изготовление поделок по задумке обучающихся.
Индивидуальные проекты.
Функциональные игрушки для дома
Теория. Общие сведения о ткани.
Основные приёмы и правила работы с различными тканями. Инструменты и
материалы для изготовления мягкой игрушки. Правила безопасности труда и гигиены.
Профессия «дизайнер игрушек».
Практическая работа: «Технология выполнения петельного шва при стачивании
деталей».
Цветовое решение. Размер изделия.
Цветовое решение, сочетаемость цветов. Составление цветовой композиции
игрушки. Способы изменения размера выкройки, использование графики. Технология
выполнения игрушек из мехового лоскута. Направление ворса при раскрое. Раскрой игрушки.
Сшивание деталей. Набивка игрушки. Соединение головы с туловищем. Требование к
качеству готового изделия.
Практическая работа: выбор изделия для выполнения творческой работы.
Увеличение, уменьшение лекал (по выбору). Раскрой деталей игрушки (учитывая
направление ворса). Оформление игрушки. Работа над внешним видом игрушки.
Оформление мордочки.
Батик
Теория. Художественная роспись ткани.
Оснащение и материалы применяемые в росписи ткани. Основные виды и приемы
составления композиции. Основы цветоведения. Дополнительные эффекты и устранение
ошибок.
Основные виды росписи по ткани. Свободная акварельная живопись. Узелковая
техника. Холодный батик. Особенности технологии различных видов росписи. Этапы
работы. Способы окрашивания ткани.
Практическая работа: упражнения по смешиванию цветов, выполнение рисунка в
заданном цвете, составление колоритной палитры, размещение элементов композиции,
создание творческой открытой или закрытой композиции, подбор и обработка ткани для
росписи.
Выполнение работы на свободную тему в технике холодный батик, роспись одежды,
обуви.
7

Шерстяная акварель
Теория. Технология изготовления, оформление готового изделия.
Практическая работа: выполнение работ по желанию обучающихся.
Изготовление сувениров, подарков
Практическая работа:изготовление поделок по задумке обучающихся. Применение
навыков и знаний в практической деятельности.
Поздравление ветеранов «Голуби мира»
Изготовление сувениров и подарков для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, пенсионеров,
учителей к значимым событиям
Бумага ручной работы
Теория. Изготовление бумаги своими руками. История возникновения, способы
отливки, инструменты и приспособления. Применение различного декора, добавок.
Использование природного материала в работе.
Практическая работа: Изготовление открыток из бумаги ручного литья.
4. Календарный учебный график
Учебный год состоит из:
1 четверть – 8 учебных недель, 16 учебных часов;
2 четверть – 8 учебных недель, 14 учебных часов;
3 четверть – 10 учебных недель, 20 учебных часов;
4 четверть – 8 учебных недель, 16 учебных часов.
Продолжительность учебного периода – 4 учебных четверти.
Сроки и продолжительность обучения и каникул определяется ежегодно в соответствии
календарного учебного графика Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения основной общеобразовательной школы села Филькино.
5. Учебный план
объединения ДО «Команда креативного реагирования»
на 2021/2022 учебный год
Учебный план на 2021-2022 учебный год составлен в соответствии с нормативноправовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ
(с изменениями).
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03
2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам” (далее - Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г. №533 «О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
РФ от 9.11.2018 г. № 196.
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с « Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
8

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”.
- Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПин).
- Устав МБОУ ООШ села Филькино.
В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022учебный год,
образовательная деятельность имеет следующие особенности:
1. Продолжительность 2021-2022 учебного года – с 01 сентября 2021 г. по 30 мая 2022 г.
2. Продолжительность учебного периода составляет 34 недели.

Направление
ДОП

Название

Недельный учебный план
на 2020-2021 учебный год
Количество часов в неделю
Год обучения

художественное

«Команда
креативного
реагирования»
Максимально допустимая недельная нагрузка
Годовой учебный план
Направление
Название

ДОП

Год обучения

художественное

«Команда
креативного
реагирования»
Максимально допустимая недельная нагрузка

1

Всего

4

4

4

4

Количество часов
1

Всего

136

136

136

136

Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе
обучающиеся разовьют:
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
обучающиеся овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные
способности и приобретут навыки работы в коллективе.
обучающиеся узнают:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- технику изготовления различных игрушек и сувенирных изделий;
- различные приемы работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, тканью и
нитками, скорлупками, папье-маше, валянием;
- сведения о сувенирных изделиях.
обучающиеся будут уметь:
- правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
- эстетически оформлять игрушку или сувенирное изделие;
- ориентироваться на качество изделий;
9

4. Материально-техническое обеспечение
Раздаточный материал:
1. Шаблоны, развертки
2. Ножницы – 10 штук.
3. Иглы швейные – 10 штук.
4. Бумага для печати – 1 упаковка.
5. Демонстрационный материал (поделки)
6. Бисер – набор.
7. Клей ПВА – 1 банка.
8. Салфетки – 10 упаковок.
9. Природный материал.
10. Шерсть для валяния (в ассортименте).
11. Кисти – 10 штук.
12. Карандаши цветные, простые.
13. Краски акриловые.
14. Краски по ткани.
15. Линейки – 5 штук.
16. Лоскутки ткани.
17. Швейные, вязальные нитки.
18. Природный материал.
19. Рамка для литья бумаги
6. Литература
* Е. Немешаева «Поделки из скорлупы» Поделки из скорлупы. – М.: Аирис – пресс, 2011.32 с.: цв. ил.;
* Е. Немешаева «Ладошки» Ладошки.- М.: Айрис – пресс, 2011.- 144 с. – (Внимание дети!);
* А.А.Тараненко «Умные игрушки шьем сами» ООО «Аст- пресскнига»;
* Анна Эм «Батик» ООО «Харвест»;
* М.В. Дуброрвская «Поделки из природных материалов» Поделки из природных
материалов.- М.: Астрель: Полигравиздат; СПб.: Сова, 2010.- 96 с.: ил.;
* У. Путятина «Шьем мягкие игрушки» Шьем мягкие игрушки.- Ростов н/Д : Феникс, 2007.140 с.: ил. – (Рукодельница);
* И. Хананова «Соленое тесто» Соленое тесто.- М.: АСТ-ПРЕСС Книга. – 104 с.: ил.- (Золотая
библиотека увлечений).
* Л. Мудрагель «Куклы из фарфора и папье-маше» куклы из фарфора и папье-маше.
Изготовление, коллекционирование, реставрация. – СПб.: Питер, 2013. – 128 с.: ил. – (Серия
«Ручная работа»).

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».