Дополнительная образовательная программа МБОУ ООШ села Филькино

Серовский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа села Филькино

Утверждена
приказом
МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
МБОУ ООШ села Филькино

Серов, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел дополнительной общеразвивающей образовательной
программы МБОУ ООШ села Филькино
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Концептуальная основа дополнительного образования школы.
1.3. Модель интеграции общего и дополнительного образования в
МБОУ ООШ села Филькино на современном этапе развития
2. Содержательный раздел дополнительной общеразвивающей
образовательной программы МБОУ ООШ села Филькино
2.1 Содержание и организация образовательной деятельности в системе
дополнительного образования
3.
Организационный раздел дополнительной общеразвивающей
образовательной программы МБОУ ООШ села Филькино
3.1. Учебный план дополнительной общеразвивающей образовательной
программы МБОУ ООШ села Филькино
3.2. Учебный график дополнительной общеразвивающей образовательной
программы МБОУ ООШ села Филькино
3.3. Расписание занятий
3.4. Условия реализации программы
3.5. Основные результаты реализации программы дополнительного
образования

3
3
6
8
9
9
19
21
21
21
22
29

2

1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования
МБОУ ООШ села Филькино
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в
интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда
могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском
обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного
дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной
внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение
детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных самими
педагогами.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому
ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно
добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в
глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время
способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать
свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной
деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля
межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой
основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие
детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах,
спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций,
формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования – создание оптимальных
педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и
развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к
познанию и творчеству.
Задачи:
1.
Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную
дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать
условия для полной занятости обучающихся.
2.
Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным
образованием.
3.
Сформировать условия для успешности обучающихся.
4.
Организовать социально-значимый досуг.
5.
Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурнодосуговые программы и программы внеурочной деятельности, максимально
удовлетворяющие запросам обучающихся.
6.
Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию
детей и подростков.
3

7.
Предупредить
асоциальное
поведение
обучающихся;
обеспечить
внеурочную занятость подростков «группы риска».
8.
Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить
использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей,
технологий; создать методическую копилку дополнительного образования в школе.
С
учётом
возрастных,
психологических
особенностей
обучающихся
на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Уровень начального общего образования.
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня
их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора
дополнительного образования.
II. Уровень основного общего образования.
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
При организации дополнительного образования детей школа опирается
на следующие приоритетные принципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное.
Здесь могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого
призвания; одаренные; «нуждающиеся, в особом внимании» – с отклонениями
в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования
детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей
получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации
принципа
равенства
образовательных
возможностей
является
бесплатность
предоставляемых школой услуг.
2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все
программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за
ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу
(федеральный и региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа
не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться
спросом, она просто "уходит со сцены".
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право
ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в
ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения
и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с
предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не
подвергать порицаниям.
Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора и
ответственности и принцип развития.
4. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся
и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного
маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа
продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития
каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности
творческой самореализации.
5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды
образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала
каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и
методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы.
Смысловой статус системы дополнительного образования – развитие личности
воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности,
интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному
самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового
и дополнительного образования.
4

Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательнокультурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы
новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов
образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание
необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в
современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения,
присущих российскому и мировому обществу.
8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное
реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей,
своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как
известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому
предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существую такие
программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко
далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки,
которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни,
например, "Информационные технологии ", "Живые кадры" и др.
9. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности
предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие
чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и
является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности
воспитанников, педагогов, образовательной среды.
10. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не
только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог
культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических
ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования
траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания
творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в
искусстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей,
быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом
данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие
возможности воспитанников.
11. Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные
виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
12. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования
означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития
личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование
социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию
внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации
этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов
образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие
(создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
13. Принцип разновозрастного единства.
Существующая
система
дополнительного
образования
обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных
объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские
качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
14. Принцип поддержки инициативности и активности
Реализация дополнительного образования предполагает инициирование,
активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
15. Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений
5

культуры и образования Сокольского муниципального района направлена на обеспечение
каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального
и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
1.2. Концептуальная основа дополнительного образования школы.
Главной специфической чертой развития дополнительного образования
в школе опора на содержание основного образования. Интеграция основного и
дополнительного образования может обеспечить:

целостность всей образовательной системы школы со всем её
многообразием;

определённую стабильность и постоянное развитие;

необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их
эмоционально-образной
сферы,
формирование
духовно-нравственных
качеств,
социальной активности;

сохранение определенного консерватизма системы и более активного
использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей,
технологий;

поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей
организации жизни ученического и педагогического коллективов;

сохранение лучшего опыта педагогического коллектива и приглашение
новых специалистов, готовых работать с детьми.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид
образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени.
Перечень
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
деятельность дополнительного образования в МБОУ ООШ села Филькино:
Федеральные законы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017)
Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
«Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2021)
/извлечение/
Постановления Правительства РФ
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 “О лицензировании
образовательной деятельности”
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441 “Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг”
Приказы Министерства просвещения РФ
Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020. N 533 “О внесении изменений в
Порядок организации
и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”
Приказ Министерства просвещения РФ от 16 сентября 2020 г. N500 “Об
утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам”
Приказ Минпросвещения РФ от 5.09.2019 N 470 “О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”
Приказ Минпросвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
6

общеобразовательным программам” (с изм. и доп. от 30.09.2020 г.)
Распоряжение Минпросвещения России от 12.01.2021 г. № Р-6 «Об утверждении
Методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров
образования естественно-научной и технологической направленностей»;
Распоряжение Минпросвещения России от 17 декабря 2019 г. № Р-133 "Об
утверждении методических рекомендаций по созданию (обновлению) материальнотехнической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской
местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных
технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках
региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата
федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" и
признании утратившим силу распоряжение Минпросвещения России от 01 марта 2019
года № Р-23 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для
реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового,
естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных
программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого
взаимодействия"
Распоряжение Минпросвещения России от 15 января 2020 № Р-5 "О внесении
изменений в распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 17
декабря 2019 г. № Р-133 об утверждении методических рекомендаций по созданию
(обновлению) материально-технической базы общеобразовательных организаций,
расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у
обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного
профилей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей,
показателей и результата федерального проекта "Современная школа" национального
проекта "Образование"
Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования”.
Приказы Министерства науки и высшего образования РФ
Приказ Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 05.08.2020 г. №882/391 “Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ”
Приказ Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 05.08.2020 г. №885/390 “О
практической подготовке обучающихся”
Приказ Минобрнауки России от 25.10. 2013 N 1185 “Об утверждении примерной
формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным
программам”
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с « Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
Приказ Минобрнауки России №882, Минпросвящения России № 391 от 05.08.20
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме образовательных
программ») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 №59764)
7

Документы регионального и муниципального уровня:
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03 2018г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035»
Методические рекомендации 81/02 от 28 июня 2019 года по вопросам реализации
основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме
«Требования к дополнительным образовательным программам для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области» ГАНОУ СО «Дворец молодежи» Региональный модельный центр
дополнительного образования Свердловской области, 20.01.2020г.
Приказ «О проведении сертификации дополнительных образовательных
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области в 2021г» ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 26.02.2021.№ 136-д
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПин)
Положение о правилах организации образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования, начального общего,
основного общего образования и по дополнительным общеобразовательным программам,
утверждено Приказом директора МБОУ ООШ села Филькино № 102 от 30.12.2020 года
1.3. Модель интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ
ООШ села Филькино на современном этапе развития
Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности
образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего,
дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного
(стандарта) и желательного (социального заказа).
В данный момент МБОУ ООШ села Филькино реализуется следующая модель
интеграции:
«Урок – занятия объединений дополнительного образования детей –
воспитательная деятельность – внеурочная деятельность в рамках ФГОС».
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего
образования реализуется через осуществление межпредметных связей, включение в
образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ
углубленного изучения предметов, реализацию проектов по воспитанию и
дополнительному образованию.
Но существует ещё одно важное звено в данной системе. Это макросоциум,
который влияет на образование ребёнка – учреждения образования и культуры города
Серова, которые предлагают свои образовательные услуги, тем самым, расширяя спектр
дополнительного образования детей и подростков и, конечно же, положительно влияя на
рост личности во всех её проявлениях.
Модель органично сочетает возможности обоих видов образования, способствует
созданию инфраструктуры внеурочной деятельности, дополнительного образования в
условиях конкретной среды.

2.

Содержательный раздел образовательной программы дополнительного
образования МБОУ ООШ села Филькино
2.1 Содержание и организация образовательной деятельности в системе
8

дополнительного образования
Основные направления дополнительного образования школы
Программы дополнительного образования в школе имеют следующие направления:

спортивно-оздоровительное;

художественно-эстетическое;

социально-педагогическое, общекультурное;

техническое.
На базе МБОУ ООШ села Филькино в 2019 году в рамках федерального проекта
«Современная школа» национального проекта «Образование» создан Центр образования
естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Он призван
обеспечить повышение охвата обучающихся программами основного общего и
дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей с
использованием современного оборудования.
Центр позволяет обеспечить не менее 70% школьников школы, которые смогут
заниматься по дополнительным общеобразовательным программам цифрового,
естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в
том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.
В МБОУ ООШ села Филькино, по запросам обучающихся и их родителей
(законных представителей) реализуются следующие направления:
Спортивно-оздоровительное направление.
ДООП «Шахматная гостиная» - Приложение №3
Реализация спортивно – оздоровительного направления направлена на создание
условий для обогащения знаний, развитие умений и навыков, которые помогут
обучающимся осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья
и личного благополучия в течение всей жизни, формирование здорового и безопасного
образа жизни.
Программа «Шахматная гостиная» является модифицированной дополнительной
образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор
приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных
видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается
широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок. Шахматы становятся все более серьезным
занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде
деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе
качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость,
расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
9

вырабатывать в обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое
поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую
мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального
развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
обучающие:

Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.

Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех
правил.

Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.

Научить детей работать самостоятельно.

Научить школьников планировать свою игру и работу.
развивающие:

Развивать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактнологическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические
операции).

Повысить уровень спортивной работоспособности.

Развивать интеллектуальные способности.

Расширить кругозор ребёнка.

Развивать творческое мышление.

Формировать познавательную самостоятельность.
воспитывающие:

Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

Воспитывать
трудолюбие,
дисциплинированность,
сознательность,
активность.

Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, анализируются
сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые
занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.
ДООП «Баскетбол» - Приложение №4
Программа «Баскетбол» является модифицированной. За основу взята программа
«Баскетбол» автора-составителя Самелик Н.В.
Образовательная программа «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную
направленность, предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных
физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление
здоровья.
Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения.
Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не
начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания
здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного
отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять
физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном
зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в
которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества
(выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и
10

др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля,
целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается
высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко
дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы,
охватывая на начальном этапе 15-20 человек.
В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для
спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ,
интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а
также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.
Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в
профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении
психического и физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность программы баскетбола, как и многие другие
виды спорта, требует постепенного перехода от простого к сложному. Период программы
позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим
данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей
свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика
показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного
коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья
школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом,
формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов
своей школы, своего города, своей страны.
Задачи:
1.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ,
правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения
соревнований;

Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на
уроках физкультуры;
1.
Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять
здоровье, закаливать организм;

Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и
психологические качества ребенка.

Расширение спортивного кругозора детей.
3. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные
задачи, воспитывать культуру поведения;

Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям
физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к
проведению спортивных мероприятий и праздников.
ДООП «Юные инспектора движения» - Приложение №5
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает
объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем,
несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на
маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению,
зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности
11

или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до обучающихся, выработать в детях потребность в
соблюдении правил дорожного движения для самосохранения – для этого
и предназначена программа кружка ЮИД.
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов
путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные
формы деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД обучающимися на классных часах и
углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение
проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на
дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда
на специально отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения,
активного агитатора безопасности дорожного движения.
6. Сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Художественно-эстетическое направление.
ДООП «Команда креативного реагирования» - Приложение №6
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на
предоставление доступного качественного образования, максимально полное
удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях особую социальную
значимость приобретает развитие художественно-эстетического направления системы
дополнительного образования.
Эстетическое
воспитание
призвано
развивать
художественный
вкус,
облагораживать человека. Эстетика способствует гармоничному развитию личности,
умению правильно оценивать прекрасное. Главные направления эстетического
воспитания таковы: научить видеть красоту во всех сферах жизни, готовить к
художественному творчеству в области литературы, музыки, живописи, сценического
искусства. Тесно связаны друг с другом эстетика и нравственность. Важным фактором
эстетического восприятия мира человеком является возникновение эстетических
ситуаций, которые вызывают духовную радость, наслаждение художественным образом.
Формирование эстетического отношения к труду – необходимый аспект общего
воспитательного процесса. Эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых
вещей, предметов. Вещь отражает степень мастерства её творца. Важный вклад в
осуществление эстетического воспитания вносят праздники, посвященные трудовым
процессам, исполнение новых и старых обрядов, обычаи, ритуалы.
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определённых
знаний, умений и навыков, но и на развитие ребёнка, раскрытие его творческих
возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность,
самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к
индивидуальности человека.
ДООП «Команда креативного реагирования»
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
Цель программы: создать условия для творческой самореализации обучающегося.
Задачи программы
Обучающие:

расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения,
изобразительного искусства;

обучение приемам работы с инструментами;

обучение умению планирования своей работы;
12

обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение
свойств различных материалов;

обучение приемам работы с различными материалами;

обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;

обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:

воспитание уважения к труду и людям труда;

воспитание трудолюбия, аккуратности;

развитие активности и самостоятельности;

воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Ведущая идея — создание комфортной среды общения, развитие способностей,
творческого потенциала каждого обучающегося и его самореализации.
Социально-педагогическое направление
ДООП «Дружина юных пожарных» - Приложение №7
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев изза незнания правил пожарной безопасности или халатности.
Программа подготовки юных пожарных разработана с целью совершенствования
системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной
ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации задач, направленных
на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре. Реализация данной
программы будет осуществляться через работу дружин юных пожарных (далее – ДЮП),
являющихся добровольными противопожарными формированиями детей и подростков,
которые созданы на базе МБОУ ООШ с.Филькино в соответствии со ст. 25 Федерального
закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-Ф3.
Цель и задачи программы.
Цель - создание условий для углубленного изучения
правил пожарной
безопасности, привлечения обучающихся к организации пропаганды пожаробезопасного
поведения в МБОУ ООШ села Филькино и на территории села Филькино.
Задачи:
1. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных
действий в случае возникновения пожара.
2. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
безопасности и безопасности окружающих.
3. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
4. Развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения
профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения;
Овладевая специальными умениями у воспитанников формируется: осознание
своей ответственности за качество выполненного задания; развитие умений презентовать
свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; развитие
умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с
другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПН, ВДПО в процессе проведения
профилактической работы; приобретение обучающимися знаний по технике безопасности
и жизненно-важным навыкам; формирование интереса к регулярным занятиям спортом,
повышение спортивного мастерства; овладение двигательными умениями и навыками,
улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.


ДООП «Русские Витязи» - Приложение №8
Основная цель социально-педагогического направления заключается в социальной
адаптации, творческом развитии, профессиональной ориентации детей.
13

В настоящее время успех развития общества в решающей мере зависит от настроя
людей, от их готовности способствовать движению вперёд, от их самоотдачи во имя
благополучия своей страны, от уровня сформированности у них патриотических чувств.
Основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодёжь –
будущее любого современного общества.
Вместе с тем, патриотизм ещё не стал объединяющей основой общества.
Тревогу вызывает равнодушие молодого поколения к ветеранам войны и труда, их слабое
физическое развитие, случаи вандализма.
Программа «Русские Витязи» имеет следующие разделы: основы военной
службы, строевая подготовка, огневая подготовка, туристическая подготовка, тактическая
подготовка, медико - санитарная подготовка, гражданская оборона, ратные страницы
истории, программирование беспилотных летательных аппаратов
Цели и задачи программы:
1.Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, верности
Отечеству.
2.Воспитание готовности к службе в армии.
3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
4.Физическое развитие и формирование здорового образа жизни.
5.Способствовать воспитанию гражданственности и нравственности, высокой
ответственности, патриотических чувств.
ДООП «Компьютерная графика» - Приложение №9
Техническое направление
Техническое направление ориентировано на
развитие интереса к инженернотехническим и информационным технологиям, научно -исследовательской и
конструкторской деятельности. Обучение программам технической направленности
способствует развитию технических и творческих способностей, формированию
логического мышления, умения анализировать и конструировать.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
Информационные технологии "Компьютерная графика" разработана для обучающихся
9-12 лет, т.е. 2-5 классов и рассчитана на ознакомительный уровень освоения. В этом
возрасте, как правило, ребенок увлекается рисованием, поэтому усвоение приемов работы
с графическими редакторами дается ему с интересом.
В программе «Информационные технологии» предполагается реализация одного из
его блоков – это «Компьютерная графика». Компьютерная графика – необычайно
интересный и перспективный предмет, а применение ее уже в младшем школьном
возрасте окрасит жизнь учеников новыми красками.
Компьютерные программы Paint и Word выделены для курса "Компьютерная
графика" потому, что это, во-первых, простые и доступные в обращении графические
редакторы, во-вторых, детям начальной школам очень интересны и нравятся занятия в
графическом редакторе вообще, и, в-третьих, именно с Paint и Word максимально
возможно творческое развитие детей младшего возраста на уровне компьютерного
практикума.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного
образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Цель курса: обучение учащихся созданию и редактированию изображения,
используя инструменты графического редактора Paint и текстового процессора MS Word.
Задачи:

обучить работе с инструментами графического редактора и текстового
процессора;

обучить работе с палитрой цветов;

развивать навыки планирования работы по созданию рисунка;

формировать понимание принципов построения и хранения изображений;

развивать навыки компьютерной грамотности;
14


развивать логическое мышление;

развивать алгоритмические навыки и системный подход к решению задач.
ДООП «Программирование на языке Scratch» - Приложение №10
Изучение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Информационные технологии. «Программирование на языке Scratch» направлено на
достижение следующих целей:

формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной
информатики;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

развитие способности к решению творческих задач,

развитие самостоятельности.
Изучение Scratch может серьезно помочь школьникам освоить азы алгоритмизации
и программирования, а полученные знания пригодятся для дальнейшего и более
серьезного изучения программирования. Работа в среде Scratch ведется так же как
средство подготовки обучающихся к всевозможным конкурсам и выставкам по данной
тематике, которые в настоящее время набирают большие обороты.
Основная задача курса – способствовать формированию у школьников
информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического
мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера
и научиться им пользоваться в повседневной жизни. А так же:

дать обучающимся представление о современном подходе к изучению
реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в
научных исследованиях;

сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством
решения практических задач;

подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях
технологически развитого общества;

создание условий для внедрения новых информационных технологий в
учебно-воспитательный процесс школы;

реализовать в наиболее полной мере возрастающий интерес обучающихся к
углубленному
изучению
программирования
через
совершенствование
их
алгоритмического и логического мышления;

формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе,
технике, обществе;

формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в
развитии общества и в изменении характера труда человека;

формирование знаний об основных принципах работы компьютера,
способах передачи информации;

формирование знаний об основных этапах информационной технологии
решения задач в широком смысле;

формирование умений моделирования и применения его в разных
предметных областях;

формирование умений и навыков самостоятельного использования
компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда
школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной
картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля
мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
ДООП «Живые кадры» - Приложение №11
15

Программа «Живые кадры» имеет техническую направленность и создаёт
условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей в анимационной
деятельности с учётом их возможностей.
Актуальность программы определяется, как наиболее интересный для детей
школьного возраста вид творческой деятельности, с наибольшей полнотой дающий
возможность развития способностей и самореализации во многих художественных видах
творчества.
Содержание программы включает разнообразные виды изобразительной
(рисование, лепка, конструирование и т.д.) и технической (освоение различных техник
съемки, работа с фото, - видео, - аудио аппаратурой) деятельности.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей воспитанника, развитию социальных способностей для адаптации в
окружающем мире.
Занятия способствуют расширению кругозора обучающихся, повышению
эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов.
Обучающиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью
которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Программа
дает возможность обучающимся «раскрыть себя» во внеурочное время, и нацелена на
достижения личностных и метапредметных результатов. Положительное воздействие
анимации может стать прекрасным развивающим пособием для процесса мышления,
развития творческого потенциала обучающихся.
Цель программы: развитие творческих и коммуникативных способностей,
обучающихся посредством самовыражения через создание мультфильмов и видеороликов
различной тематики.
Задачи:
Обучающие:
- научить различным видам анимационной деятельности с использованием
разнообразных приемов и различных художественных материалов;
- познакомить обучающихся с технологическим процессом создания
мультфильмов;
- обучить учащихся компьютерным технологиям и работе в специальных
компьютерных программах по видеомонтажу.
Развивающие:
- развивать творческое мышление и воображение;
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и
его результатам;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
ДООП «Образовательная робототехника» - Приложение №12
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Образовательная робототехника» направлено на приобретение обучающимися знаний
и привлечение их к современным технологиям конструирования, программирования и
использования роботизированных устройств, а также проведение исследований, создание
и работу над проектами.
Актуальность
Последние годы одновременно с информатизацией общества лавинообразно
расширяется применение микропроцессоров в качестве ключевых компонентов
автономных устройств, взаимодействующих с окружающим миром без участия человека.
Область взаимосвязанных роботизированных систем признана приоритетной, несущей
потенциал революционного технологического прорыва, с активным внедрением новых
технологий. Многие обучающиеся стремятся попасть на специальности, связанные с
16

информационными технологиями, не предполагая о всех возможностях этой области.
Между тем, игры в роботы, конструирование и изобретательство присущи подавляющему
большинству современных детей. Таким образом, появилась возможность и назрела
необходимость в непрерывном образовании в сфере робототехники. Заполнить пробел
между детскими увлечениями и серьезной квалифицированной подготовкой позволяет
изучение робототехники в дополнительном образовании, на основе специальных
образовательных интеллектуальных конструкторов.
Введение в дополнительное образование образовательной программы
«Образовательная робототехника» с использованием таких методов, как совместное
творчество, поиск проблем и их практическое решение, анализ и обобщение опыта,
подготовка исследовательских проектов и их защита, элементы соревнований и т.д.,
неизбежно изменит картину восприятия обучающимися технических дисциплин, переводя
их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение обучающимися на
практике теоретических знаний, полученных из области математики или физики, ведет к
более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя
образование в его наилучшем смысле. И с другой стороны, игры с созданием моделей
роботов, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших
механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под
управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для
последующего освоения сложного теоретического материала на занятиях.
Программирование на компьютере при всей его полезности для развития умственных
способностей во многом уступает программированию автономного устройства,
действующего в реальной окружающей среде. Подобно тому, как компьютерные игры
уступают в полезности играм настоящим.
Цель:
Создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала
личности обучающегося.
Задачи:
1. Обучить современным разработкам по робототехнике в области образования;
2. Обучить обучающихся комплексу базовых технологий, применяемых при
создании роботов, основным принципам механики.
3. Обучить основам программирования в компьютерной среде моделирования
ROBO Pro (использовать компьютеры, как средства управления моделью и специальных
интерфейсных блоков совместно с конструкторами, составление управляющих
алгоритмов для собранных моделей)
4. Научить обучающихся грамотно выражать свою идею, проектировать ее
техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к
функционированию.
5. Обучить обучающихся решению ряда кибернетических задач, результатом
каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением;
6. Изучить правила соревнований по робототехнике;
7. Выявить одаренных обучающихся, обеспечение соответствующих условий для
их образования и творческого развития;
8. Развить у обучающегося навыки инженерного мышления, умения работать по
предложенным инструкциям, конструирования, программирования и эффективного
использования кибернетических систем;
9. Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;
10. Развивать креативное мышление и пространственное воображение, умение
излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
11. Повышать мотивацию обучающихся к изобретательству и созданию
собственных роботизированных систем;
12. Воспитывать у обучающихся стремление к получению качественного
17

законченного результата;
13. Формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно
распределять обязанности.
В результате освоения программы, обучающиеся научатся строить роботов и
управлять
ими. Ожидаемым результатом всей деятельности является повышение
интереса и мотивации обучающихся к учению, развитие умения моделировать и
исследовать процессы, повышение интереса к естественным наукам, информатике и
математике.
ДООП «Основы программирования беспилотного летательного аппарата» Приложение №13
Программа дополнительного образования «Основы программирования
беспилотного летательного аппарата» направлена на подготовку творческой,
технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим
мышлением, способной анализировать и решать задачи в команде в области
информационных и аэротехнологий, решать ситуационные кейсовые задания, основанные
на групповых проектах.
Занятия рассчитаны на общенаучную подготовку обучающихся, развитие их
мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков.
Программа «Основы программирования беспилотного летательного аппарата»
направлена на изучение основ программирования на языке Python и программирование
автономных квадрокоптеров.
В рамках программы «Основы программирования на языке Python на примере
программирования беспилотного летательного аппарата» обучающиеся смогут
познакомиться с физическими, техническими и математическими понятиями.
Приобретённые знания будут применимы в творческих проектах.
Программа «Основы программирования беспилотного летательного аппарата»
представляет собой самостоятельный модуль и содержит необходимые темы из курса
информатики и физики.
Цель программы: освоение Hard- и Soft-компетенций обучающимися в области
программирования и аэротехнологий через использование кейс-технологий.
Задачи:
Обучающие:
−
изучить базовые понятия: алгоритм, блок-схема, переменная, цикл, условия,
вычислимая функция;
−
сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки
программ средствами языка программирования Python;
−
изучить основные конструкции языка программирования Python,
позволяющие работать с простыми и составными типами данных (строками, списками,
кортежами, словарями, множествами);
−
научить применять навыки программирования на конкретной учебной
ситуации (программирование беспилотных летательных аппаратов на учебную задачу);
−
развить навык пилотирования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)
на практике;
−
привить навыки проектной деятельности.
Развивающие:
−
способствовать расширению словарного запаса;
−
способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления,
изобретательности;
−
способствовать развитию алгоритмического мышления;
−
способствовать формированию интереса к техническим знаниям;
−
способствовать формированию умения практического применения
полученных знаний;
−
сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
18

−

сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т.

п.
Воспитательные:
−
воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении
работы;
−
способствовать формированию положительной мотивации к трудовой
деятельности;
−
способствовать формированию опыта совместного и индивидуального
творчества при выполнении командных заданий;
−
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
−
формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения
отечественной науки и техники.
3.
Организационный раздел образовательной программы
дополнительного образования МБОУ ООШ села Филькино
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется
через различные объединения детей по интересам. Это кружки, секции, отряды, клубы и
др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их
объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые
совместно обучаются по единой программе в течение учебного года. Учебная группа (в
той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности
детей практически в любом из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в
одной или нескольких группах.
Обычно учебный год в кружках и объединениях начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года.
В период школьных каникул занятия могут:

проводиться по специальному расписанию с переменным составом
обучающихся;

продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.

проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью
профориентации подростков.
В период школьных каникул учебные группы работают по специальному
расписанию, занятия могут быть перенесены на дневное время;
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секций, клубе и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение
занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного
профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой
день недели, включая воскресные дни и каникулы. Между учебными занятиями и
посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для
отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам
(клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 18
лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений определяется уставом школы и,
соответственно, программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года
19

обучения, специфики деятельности данной группы.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены
обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие
собеседование или иные испытания.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны
быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут
быть использованы на открытие новых детских объединений.
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных
возрастов.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из
педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом
коллектива, по группам и индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьмиинвалидами по месту жительства.
Согласно СанПиН, продолжительность занятий детей в объединениях
дополнительного образования не должна превышать:
в учебные дни – 1,5-2 часа;
в выходные и каникулярные дни – 3 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее
10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся.
Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на
то, в какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в
выходной):

для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии
проведения занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые 20 минут;

для младших школьников – от 1часа до 2-х часов;

для школьников среднего возраста – от 1,5 до 2-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение
продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе
педагога. «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного
образования…» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного
профиля.
Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми - от 30 до 60
минут 2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий
устанавливается и обосновывается Уставом учреждения и программой педагога.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались
занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 20.00.
Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются на основе
примерных образовательных программ, предложенных Министерством образования РФ
или программ педагогов дополнительного образования, разработанных ими
самостоятельно. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который
составляется на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень
достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам.
Работа обучающихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества и
самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности.
Закон РФ «Об образовании» предопределяет необходимость и обязательность
учебного плана в качестве нормативно-регулирующего средства деятельности всех типов
и видов учреждений образования. Закон предоставляет право самостоятельного выбора
формы учебного плана в соответствии с целями, концепцией, содержанием
образовательных программ.
С учётом вышеуказанных факторов составляется учебный план школы по
дополнительному образованию
3.1. Учебный план ДООП МБОУ ООШ села Филькино (Приложение № 1).
Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется согласно
20

расписанию занятий.
3.2. Календарный учебный график ДООП МБОУ ООШ села Филькино на
2021-2022 учебный год (Приложение № 2)
3.3. Расписание занятий (Приложение №3) – нормативный, управленческий
документ, регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию
учебных планов и программ.
Составление расписания регулируется следующими документами: уставом школы,
учебным планом, образовательными программами педагогов. При составлении
расписания учитывается загруженность кабинетов и учебных помещений, возраст
обучающихся, год занятий по программе. В расписании указываются: ФИО педагога, его
нагрузка в неделю, учебный предмет, название учебной группы, время и
продолжительность занятий, место проведения, возраст детей.
Существует несколько определений понятия «образовательная программа
дополнительного образования детей» или (что, то же самое) «дополнительная
образовательная программа».
Итак, программа - это:
 документ, отражающий педагогическую концепцию педагога в соответствии с
условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;
 модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога
и ребенка, содержащая обоснование содержания образования и технологии его передачи;
 курс, расширяющий одну из образовательных областей основного образования;
 индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого
он выйдет на определенный уровень образованности;
 предметная сторона, составная часть единой образовательной программы
учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования (определенного
предмета) и позволяющая ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя.
Педагоги дополнительного образования сегодня живут в режиме поиска, имеют
свободу выбора действий, открыта дорога для их творчества. В отличие от учителейпредметников, им не предлагаются готовые стандартизированные курсы; они сами
конструируют программы, сценарии, занятия. Однако педагоги имеют право пользоваться
типовыми и авторскими программами дополнительного образования, отобразив данный
факт в пояснительной записке своей программы.
В целях повышения качества педагогической деятельности в системе
дополнительного образования детей необходимо соблюдать общие требования,
которым должны отвечать образовательные программы.
Во-первых,
программы
дополнительного
образования детей
должны
соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому
положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Во-вторых, программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от
основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной
нагрузки и утомляемости детей за счет:

обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и
доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования,
форм деятельности и общения;

организации естественных для соответствующего возраста форм детской
активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);

использования интерактивных способов усвоения образовательного
материала.
Данное требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают в полном
объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного возраста,
установленный учебным планом.
В-третьих, образовательные программы, реализуемые в системе дополнительного
образования детей, должны обладать рядом качеств; в их числе:
21

 актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для
внешкольного образования);
 прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и
завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к
реализации программы);
 реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся
ресурсы для получения максимально полезного результата);
 чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать
отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);
 целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для
достижения целей);
 контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов
на их соответствие промежуточным и конечным целям);
 преемственность и согласованность ее содержания с образовательными
программами общеобразовательной школы;
 практическая значимость, технологичность (доступность для использования в
педагогической практике);
 сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материальнотехническим, научно-методическим).
Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог, обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие обучающегося
средствами своего учебного курса.
Разрабатывая, модифицируя и адаптируя программы дополнительного
образования, педагоги должны ориентироваться на Положение МБОУ ООШ села
Филькино о требованиях к написанию образовательной программы дополнительного
образования.
3. 4. Условия реализации программы
Кадровые условия реализации образовательной программы дополнительного
образования.
МБОУ ООШ села Филькино укомплектовано кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определённых образовательной программой
дополнительного образовательного учреждения, способными к инновационной
профессиональной деятельности.
65% педагогов имеет высшее профессиональное образование.
Кадровое обеспечение реализации образовательной программы дополнительного
образования
Должность
Должностные
Количество
Уровень квалификации работников
обязанности
работников
Требу Име
Требования к уровню квалификации
ется ется
Руководител Обеспечивает
1
1
Высшее профессиональное образование по
ь
системную
направлениям подготовки «Государственное
образовател образовательну
и муниципальное управление»,
ьного
ю
и
«Менеджмент», «Управление персоналом» и
учреждения административн
стаж работы на педагогических должностях
оне менее 5 лет либо высшее
хозяйственную
профессиональное образование и
работу
дополнительное профессиональное
образовательног
образование в области государственного и
о учреждения
муниципального управления или
менеджмента и экономики и стаж работы на
педагогических или руководящих
22

Руководител
ь ЦОЦГП
«Точка
роста»,
заместитель
директора

Педагогорганизатор

Социальный
педагог

Координирует
2
работу
преподавателей,
разработку
учебнометодической и
иной
документации.
Обеспечивает
совершенствова
ние методов
организации
образовательног
о процесса.
Осуществляет
контроль за
качеством
образовательног
о процесса
Содействует
2
развитию
личности,
талантов и
способностей,
формированию
общей культуры
обучающихся,
расширению
социальной
сферы в их
воспитании.
Проводит
воспитательные
и иные
мероприятия.
Организует
работу детских
клубов,
кружков, секций
и других
объединений,
разнообразную
деятельность
обучающихся и
взрослых
Осуществляет
1
комплекс
мероприятий по
воспитанию,
образованию,
развитию и
социальной
защите личности

2

должностях не менее 5 лет.
Высшее профессиональное образование по
направлениям подготовки «Государственное
и муниципальное управление»,
«Менеджмент», «Управление персоналом» и
стаж работы на педагогических должностях
не менее 5 лет либо высшее
профессиональное образование и
дополнительное профессиональное
образование в области государственного и
муниципального управления или
менеджмента и экономики и стаж работы на
педагогических или руководящих
должностях не менее 5 лет.

2

Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по
направлению подготовки «Образование и
педагогика»
либо
в
области,
соответствующей профилю работы, без
предъявления требований к стажу работы.

1

Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по
направлениям подготовки «Образование и
педагогика», «Социальная педагогика» без
предъявления требований к стажу работы.

23

в учреждениях,
организациях и
по месту
жительства
обучающихся

Педагогпсихолог

Педагог
дополнитель
ного
образования

Педагогбиблиотекар
ь

Осуществляет
1
профессиональн
ую
деятельность,
направленную
на сохранение
психического,
соматического и
социального
благополучия
обучающихся
Осуществляет
5
дополнительное
образование
обучающихся в
соответствии с
образовательной
программой,
развивает их
разнообразную
творческую
деятельность
Обеспечивает
1
доступ
обучающихся к
информационны
м ресурсам,
участвует в их
духовнонравственном
воспитании,
профориентации
и социализации,
содействует
формированию
информационно
й
компетентности
обучающихся.

1

Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по
направлению подготовки «Педагогика и
психология» либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению подготовки «Педагогика и
психология» без предъявления требований к
стажу работы.

5

Высшее профессиональное или среднее
профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции,
студии, клубного и иного детского
объединения либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению «Образование и педагогика»
без предъявления требований к стажу работы.

1

Высшее или среднее профессиональное
образование по специальности
«Библиотечно-информационная
деятельность».

Организация методической работы
Мероприятие

Сроки
исполнения

Ответственные

Поведение
итогов,
обсуждение
результатов
24








1.Семинары, посвященные
содержанию и ключевым
особенностям ФГОС.
«Отличительные
особенности
стандартов»
«Преемственность ФГОС начального
и основного общего образования»
«Развитие УУД в основной школе»
«Особенности системы оценивания
при работе по ФГОС»
«Рабочая программа по предмету:
требования к структуре, содержанию,
оформлению»
«Организация
внеурочной
деятельности при реализации ФГОС
ООО»
Педсоветы,
круглые
столы
по
вопросам реализации «Стратегии
воспитания в РФ до 2025г.»

2020-2023

Руководитель
ЦОЦГП «Точка
роста»

2.Тренинги для педагогов с целью
выявления и соотнесения собственной
профессиональной позиции с целями
и задачами ФГОС, профстандарту
3.Заседания методического
объединений учителей по проблемам
воспитания.

Ежегодно

Ежегодно

Руководитель
ЦОЦГП «Точка
роста»

4.Совещание по внесению изменений,
дополнений в основную
образовательную программу.

1 раз в год

5. Участие педагогов в разработке и
апробации оценки эффективности
работы в условиях реализации ФГОС

Ежегодно

Директор
школы,
Заместитель
директора
Директор школы

6. Участие педагогов в проведении
мастер-классов, круглых столов,
«открытых» уроков, внеурочных
занятий и мероприятий по отдельным
направлениям введения и реализации
ФГОС, реализации Стратегии
воспитания.

Ежегодно

Совещания при
директоре,
заседания
методсовета.
Педагогические
советы. Приказы,
инструкции,
рекомендации

Программы
самообразования

Руководитель
ЦОЦГП «Точка
роста»

Заседания
педагогического и
методического
советов. Приказы,
инструкции,
рекомендации
Резолюции,
рекомендации,
приказы…
Заседания
педагогического
совета. Приказы,
инструкции,
рекомендации.
Решения
педагогического
совета,
рекомендации
инструктивные
письма,
публикации ,
приказы.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы
дополнительного образования МБОУ ООШ села Филькино
Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации
основной образовательной программы основного общего образования являются:

обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
25

процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики
возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей
перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников
образовательного процесса;

обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Основные
направления
психологопедагогическог
о
сопровождения
1. Сохранение
и укрепление
психологическ
ого здоровья

2.
Формирование
ценности
здоровья и
безопасности
образа жизни

3. Развитие
экологической
культуры

Индивидуальный
уровень

Групповой
уровень

На уровне
класса

На уровне школы

- проведение
индивидуальных
консультаций с
учащимися,
педагогами и
родителями
- индивидуальная
коррекционная
работа с учащимися
специалистов
психологопедагогической
службы
- проведение
диагностических
мероприятий
- профилактика
школьной
дезадаптации (на
этапе перехода в
основную школу)
- индивидуальная
профилактическая
работа специалистов
психологопедагогической
службы с
учащимися;
- консультативная
деятельность
психологопедагогической
службы.

- проведение
тренингов,
организация
тематических и
профилактическ
их занятий,
- проведение
тренингов с
педагогами по
профилактике
эмоционального
выгорания,
проблеме
профессиональн
ой деформации

- проведение
тренинговых
занятий,
организация
тематических
классных
часов;
- проведение
диагностическ
их
мероприятий с
учащимися;
- проведение
релаксационн
ых и
динамических
пауз в учебное
время.

- проведение
общешкольных
лекториев для
родителей
обучающихся
- проведение
мероприятий,
направленных на
профилактику
жестокого и
противоправного
обращения с
детьми

- проведение
групповой
профилактическ
ой работы,
направленной на
формирование
ценностного
отношения
обучающихся к
своему здоровью

- организация
тематических
занятий,
диспутов по
проблеме
здоровья и
безопасности
образа жизни
- диагностика
ценностных
ориентаций
обучающихся

- проведение
лекториев для
родителей и
педагогов
- сопровождение
общешкольных
тематических
занятий

- оказание
консультативной
помощи педагогам
по вопросам
организации
тематических

- организация
профилактическ
ой деятельности
с учащимися

- мониторинг
сформированн
ости
экологической
культуры
обучающихся

-организация и
сопровождение
тематических
мероприятий,
направленных на
формирование
26

мероприятий

4. Выявление и
поддержка
одаренных
детей

- выявление детей с
признаками
одаренности
- создание условий
для раскрытия
потенциала
одаренного
обучающегося
- психологическая
поддержка
участников
олимпиад
- индивидуализация
и дифференциация
обучения
- индивидуальная
работа с родителями
(по мере
необходимости)
- разработка ИОМ
обучающихся

- проведение
тренинговой
работы с
одаренными
детьми

5.
Формирование
коммуникативн
ых навыков в
разновозрастно
й среде и среде
сверстников

- диагностика сферы
межличностных
отношений и
общения;
- консультативная
помощь детям,
испытывающим
проблемы в
общении со
сверстниками, с
родителями.

6. Обеспечение
осознанного и
ответственного
выбора
дальнейшей
профессиональ
ной сферы
деятельности

- проведение
индивидуальных
консультаций с
учащимися,
педагогами и
родителями по теме
«Выбор будущей
профессии»;
- оказание

- проведение
групповых
тренингов,
направленных на
установление
контакта
(тренинг
развития
мотивов
межличностных
отношений)
- организация
тематических и
профилактическ
их занятий;
-проведение
коррекционноразвивающих
занятий;
-факультативы
«Психологопедагогическое
сопровождение
выпускников»

экологического
самосознания
обучающихся (в
различных
формах, таких как
социальные
проекты, акции и
т.д.)
- проведение
- консультативной
диагностическ помощи педагогам
их
- содействие в
мероприятий с построении
обучающимис педагогами ИОМ
я класса
одаренного
обучающегося
- проведение
тематических
лекториев для
родителей и
педагогов

- проведение
тренинговых
занятий,
организация
тематических
классных
часов;
- проведение
диагностическ
их
мероприятий с
обучающимис
я класса

- консультативной
помощи
педагогам;
- проведение
тематических
лекториев для
родителей и
педагогов

- проведение
диагностическ
их
профориентац
ионных
мероприятий с
обучающимис
я класса;
-организация

- консультативной
помощи
педагогам;
-организация и
сопровождение
тематических
мероприятий,
направленных на
формирование
27

консультативной
помощи педагогам
по вопросам
организации
тематических
профориентационны
х мероприятий

(«Выбор
будущей
профессии»)

информацион
ной работы с
обучающимис
я,
направленной
на
ознакомление
с ситуацией на
рынке труда, с
профессионал
ьными
учреждениями
начального,
среднего и
высшего
образования.

осознанного
выбора будущей
профессии;
- проведение
лекториев для
родителей и
педагогов

7. Мониторинг
возможностей
и способностей
обучающихся

- диагностика
психического
развития
(познавательной
сферы обучаемости
школьников,
диагностика
индивидуальнотипологических
особенностей,
диагностика
эмоциональноличностной сферы
школьников и т.д.)

- групповая
диагностика
психического
развития
(познавательной
сферы
обучаемости
школьников,
диагностика
индивидуальнотипологических
особенностей,
диагностика
эмоциональноличностной
сферы
школьников и
т.д.)диагностика

коррекционноразвивающие
занятия с
обучающимис
я (коррекция
познавательны
х процессов и
развитие
интеллектуаль
ных
способностей
школьников и
т.д.)

-коррекционнопрофилактическая
работа с
педагогами и
родителями;
-консультативнопросветительская
работа со всеми
участниками
образовательного
процесса.

8. Выявление и
поддержка
детей с
особыми
образовательн
ыми
потребностями

- диагностика,
направленная на
выявление детей с
особыми
образовательными
потребностями;
- оказание
консультативной
помощи педагогам
по работе с детьми с
особыми
образовательными
потребностями.

-консультативнопросветительская
работа со всеми
участниками
образовательного
процесса;

3.5. Основные результаты реализации программы дополнительного образования
Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим
критериям:
 рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
28

деятельности;
 доля обучающихся, готовых к саморазвитию;
 доля классов, вовлеченных в воспитательную деятельность по формированию
инициативности и творчества через ресурсы дополнительного образования;
 доля обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
 положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
 доля родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;

рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
 уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН, на
внутришкольном контроле;
 увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования
творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования.
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы
педагогов,
классных
руководителей,
консультации
психолога
для педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и
дополнительного образования предусматривает доработку и обновление критериев
эффективности.
Контроль
результативности
дополнительного
образования
в
школе,
его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем
проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей
(лиц их заменяющих).
В результате анализа выбраны следующие методики изучения эффективности
процесса интеграции различных видов обучения в ОУ:
1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной
программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.).
2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте».
3. А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»,
Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в
образовательном учреждении»,
4. Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного
учреждения»,
5. А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой у нас
коллектив»,
6. Оценка Портфолио обучающихся и др.
Диагностику планируется проводить психологом, педагогами дополнительного
образования и классными руководителями 1 раз в год.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».