Профильный труд АООП УО (В.1) 5-9 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино

Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «Профильный труд»
«Сельскохозяйственный труд»
(для 5-9 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.

1. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 классе
Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные учебные действия:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности.
Коммуникативные учебные действия:
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения
или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать
им.
Учиться согласованно работать в группе.
Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда
в жизни человека и общества, о мире профессий.
Приобретение навыков самообслуживания, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
2.1. Требования к уровню подготовки
К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по профессиональнотрудовому обучению отнесены личностные результаты и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются: - принятие и освоение социальной
роли обучающегося; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представления о нравственных нормах; - развитие мотивации к изучению предмета; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программы по предмету
профильный труд, характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Минимальный уровень

Достаточный уровень
2

Понимать значимость организации рабочего
места.
Понимать значение сельскохозяйственного
труда, спецодежды
Знать правила посадки картофеля, летний уход
за культурой, уборка урожая
Знать правила посева гороха, уход и уборка
урожая
Различать овощные культуры и знать названия
Знать правила безопасной работы ручным
инвентарём

Иметь представление о видах культурных
цветковых растений.
Знать название и назначение ручного инвентаря.
Знать правила сбора, хранения и подготовки к
посеву семян однолетних цветочных растений.
Проводить сбор и подготовку семян к посеву
(при помощи учителя).
Читать (с помощью учителя) технологические
карты, используемые при выполнении
практических работ.
Отбирать инвентарь и приспособления,
необходимые для выполнения практической
работы при помощи учителя
Составлять план выполнения практической
работы (при помощи учителя).
Находить допущенные ошибки при выполнении
практических работ (при помощи учителя)
Давать краткую характеристику изучаемым
цветковым растения (по вопросам учителя).
Уметь наблюдать, сравнить по вопросам учителя.

Понимать значимость организации рабочего
места, самостоятельно организовывать
рабочее место.
Понимать значимость
сельскохозяйственного труда, спецодежды
Уметь с помощью учителя выращивать
картофель.

Уметь с помощью учителя выращивать
горох
Знать название овощных культур, агротехнику
выращивания гороха и картофеля

Знать правила безопасной работы ручным
инвентарём,
использовать их в практической
деятельности.
Знать виды культурных цветковых
растений, различать их по внешнему виду.
Знать название, назначение, устройство
ручного инвентаря.
Знать правила сбора семян. Уметь
самостоятельно проводить сбор и
подготовку семян к посеву.
Читать технологические карты,
используемые при выполнении практических
работ.
Отбирать инвентарь и приспособления
необходимых для
выполнения практической работы.
Составлять план выполнения практической
работы.
Находить и исправлять ошибки,
допущенные при выполнении практических
работ.
Давать краткую характеристику изучаемым
цветковым растениям, соотносить их к вида
культурных растений.
Уметь наблюдать, сравнивать, выделять
характерные особенности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета в 6 классе
 учащиеся должны знать:
Сроки уборки картофеля. Правила выкопки клубней без повреждений.
Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений.
Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вскапывания почвы лопатой.
Требования к качеству вскапывания.
Требования к обработке почвы под чеснок.
Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Необходимость обработки почвы при
уходе за ягодными кустарниками.
Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников.
3

Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки, глубина заделки
чеснока.
Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Содержание птицы в коллективных, фермерских
и индивидуальных хозяйствах.
Помещение для содержания птицы. Оборудование птичника в зависимости от вида птицы. Уход за
птичником. Содержание птицы с вольным выгулом. Безвыгульное содержание птицы.
Общее представление об удобрениях. Виды органических удобрений. Значение органических
удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений.
Правила хранения навоза. Устройство навозохранилища.
Овцы и козы. Козы, разводимые для получения молока и козы, разводимые для получения пуха.
Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Содержание овец и коз зимой. Устройство кормушек на
выгульном дворе.
Корм для овец и коз. Нормы кормления взрослых овец и коз, ягнят и козлят.
Группы и характеристика овощных культур (корнеплоды, капустные и луковичные овощные
культуры, плодовые и зеленные овощные культуры).
Основные полевые культуры (пшеница и другие зерновые, подсолнечник, сахарная свёкла).
Продукция из полевых культур, её значение.
Морковь и свекла – столовые корнеплоды. Строение растений моркови и свеклы первого и второго
года жизни. Стандартные размеры корнеплодов.
Выбор корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке.
Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева. Уход за растениями.
Особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Подготовка лука-севка к посадке. Уход за
посадками лука.
 учащиеся должны уметь:
Выкапывать клубни картофеля. Собирать и просушивать клубни. Закладывать клубни в тару на
хранение.
Выбирать лопату. Определять направление борозды. Прокладывать первую борозду. Соблюдать
глубину вскапывания и слитность борозд.
Размечать гряды под чеснок. Рыхлить и выравнивать участок граблями. Размечать рядки с
помощью верёвки и колышков. Садить чеснок в рядки.
Вскапывать почву вокруг ягодных кустарников лопатой.
Выпускать птицу на выгульный двор. Менять воду в поилках. Чистить птичник и выгульный двор.
Распознавать виды органического удобрения.
Укладывать навоз в штабель. Закладывать компост. Собирать куриный помёт в чистом виде и
укладывать его под навес.
Распознавать разнопродуктивных коз.
Очищать кормушки. Развешивать пучки веток с сухими листьями на выгульном дворе для коз.
Распознавать овощи.
Распознавать виды полевых культур.
Распознавать стандартный столовый корнеплод.
Отбирать корнеплоды моркови и свеклы для посадки на семенном участке.
Вскапывать почву на семенном участке, удобрять перегноем. Высаживать в лунки подращенные
корнеплоды.
Выращивать морковь и свеклу.
Подготавливать почву для посева моркови и свеклы, размечать борозды. Раскладывать семена
моркови и свеклы в посевные рядки. Заделывать семена. Пропалывать в рядках после всходов.
Рыхлить междурядья. Прореживать растения.
Подготавливать почву и размечать гряды для посадки и посева лука. Замачивать лук-севок. Садить
лук-севок в гряды по разметке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 7 классе
Учащиеся 7 класса должны знать:
4

Сроки и способы уборки лука, столовых корнеплодов.
Признаки созревания семенных зонтиков моркови и соплодий свёклы.
Состав земляной смеси для парников и теплиц.
Особенности внешнего строения свиньи.
Виды свиней
Продукцию свиноводства и её значение.
Устройство свинарника. Особенности кормления и ухода за свиньями.
Правила ухода за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями.
Болезни и вредителей смородины, крыжовника и малины.
Виды минеральных удобрений.
Значение и виды зеленных овощей.
Сроки, способы посадки капусты и уход за ней.
Выращивание корнеплодов для получения семян.
Учащиеся 7 класса должны уметь:
Убирать и сортировать лук и столовые корнеплоды.
Убирать семена моркови и свёклы.
Подготавливать теплицу и парник к зиме.
Ухаживать за основными ягодными кустарниками и плодовыми деревьями
Выращивать капусту и ухаживать за ней.
Выращивать зеленные овощи и редис.
Набивать парник биотопливом.
Подготавливать гряды для посадки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 8 классе

Учащиеся 8 класса должны знать:














ТБ при работе на участке; название и применение инвентаря
Знать способы уборки семенников укропа, редиса, способы хранения.
Знать высокорослые низкорослые плодовые деревья, кустарники, вредителей.
Знать строение малины и смородины.
Знать породы крупного рогатого скота, устройство молочной фермы, содержание
животных.
Знать виды защищенного грунта.
Знать назначение и расположение скверов.
Знать историю развития картофеля, строение, сорта, болезни, вредителей картофеля.
Знать виды кормов, нормы и рационы кормления, режим кормления.
Знать санитарные правила, строение вымени.
Знать способы подготовки семян к посеву. Знать строение, сорта и гибриды овощей.
Знать разновидности однолетних цветковых культур.
Знать разновидности комнатных растений.

Учащиеся 8 класса должны уметь:









Применять инвентарь по назначению.
Уметь убирать семенники, капусту.
Уметь сажать смородину и малину.
Уметь ухаживать за животными.
Уметь подготавливать теплицу.
Уметь различать кустарники.
Уметь отличать деревья в сквере, чистить снег.
Сортировать картофель.
5






Уметь различать корма.
Уметь выращивать рассаду овощей и цветочных культур.
Уметь ухаживать за комнатными растениями, подбирать нужные семена, сеять редис,
укроп, салат, вскапывать почву.
Высаживать растения в грунт.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 9 классе

На конец учебного года учащиеся должны знать:
- правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- признаки поражения растений томата фитофторой;
- сроки уборка томатов;
- виды плодовых деревьев, вредители и меры борьбы с ними, правила перекопки
приствольного круга;
- виды КРС, внешнее строение, особенности содержания КРС; правила ухода за КРС;
- виды кормов КРС;
- санитарные требования к содержанию коров в помещении;
-машинное доение коров;
- значение защищенного грунта и его виды, виды теплиц;
- биологические особенности огурца, сорта огурца, выращивание рассады, сроки посева
семян и высаживания рассады, особенности ухода за огурцами;
- сроки и способы выращивания огурцов;
На конец учебного года учащиеся должны уметь:
- Правильно обращаться при работе с с/х инвентарем.
- убирать, сортировать овощные культуры, и закладывать их на хранение;
- ухаживать за КРС;
-распознавать корма для КРС;
- разметка участка, рядков при посадке.
- посев огурца и томата;
-уход за огурцами и томатами;
- вскапывание почвы.
2. Содержание программы

Содержание учебного предмета для 5 класса
Содержание программы предусматривает степень нарастания сложности познавательного
материала; от получения знаний, до применения их в повседневной жизни.

Введение
Цель: Формирование первичных знаний по технике безопасности и охране труда
Подведение итогов за 4 класс. Задачи на предстоящий учебный год. Краткое содержание
работы на 1 четверть. Охрана труда. Правила поведения. Техника безопасности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать простейшие правила безопасной работы,
знать задачи на 1 четверть, правила поведения на уроках, технику безопасности
Познавательные: уметь соблюдать правила техники безопасности, уметь организовать рабочее
место с помощью учителя
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
6

Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.

Осенние сельскохозяйственные работы
Цель: Формирование первичных знаний и умений о сельскохозяйственных работах
Сельскохозяйственный труд и его значение. Виды хозяйств, производящих
сельскохозяйственную продукцию. Школьное хозяйство. Уборка урожая. Уборка картофеля.
Уборка моркови и свёклы. Сортировка моркови, свёклы, картофеля. Сбор после урожайных
остатков растений.
Планируемые результаты:
Предметные: знать основное назначение сельскохозяйственного труда, знать основные виды
хозяйств, знать цель уборки овощей, устройство граблей, знать правила техники безопасности
при уборке.
Познавательные: уметь убирать и сортировать овощи, выносить ботву на края поля
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Кролики
Цель: Формирование первичных знаний о кроликах.
Внешнее строение кролика. Назначение кролика. Особенности кроликов. Породы кроликов.
Содержание кроликов. Болезни кроликов. Устройство крольчатника. Корма для кроликов.
Планируемые результаты:
Предметные: знать строение кролика, назначение кролика, основные корма, знать основные
правила ухода
Познавательные: уметь кратко описать животное, по основным параметрам сравнить породы
животных, уметь определить корм для животного.
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий,осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
Горох
Цель: Формирование первичных знаний о растении горох.
Строение растения горох. Особенности растения горох. Использование гороха. Подготовка
семян гороха к посеву. Подготовка почвы и семян гороха к посеву. Ручные орудия и инвентарь
для обработки почвы. Уход за посевами гороха.
Планируемые результаты:
7

Предметные: знать строение гороха, особенности растения, назначение, последовательность
подготовки семян к посадке
Познавательные: уметь проращивать семена гороха, сортировать семена гороха, сажать горох,
ухаживать за посевами, уметь отличить горох от других растений.
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Повторение
Цель: Повторение и закрепление трудовых умений и навыков.
Сортировка моркови. Сортировка свеклы. Сортировка картофеля. Работа с граблями. Заготовка
веточного корма. Уборка остатков урожая Планируемые результаты:
Предметные: знать способы уборки моркови, свеклы, картофеля.
Познавательные: уметь убирать морковь, свёклу, картофель, уметь убирать растительные
остатки.
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
Фасоль

Цель: Формирование первичных знаний о растении фасоль.
Строение растения фасоли. Особенности растения фасоли. Использование фасоли. Подготовка
почвы и посев семян фасоли. Уход за посевами.
Планируемые результаты:
Предметные: знать строение фасоли, особенности растения, назначение, последовательность
подготовки семян к посадке
Познавательные: уметь проращивать семена фасоли, сортировать семена фасоли, сажать
фасоль, ухаживать за посевами, уметь отличить фасоль от других растений.
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Картофель
Цель: Формирование первичных знаний о растении картофель.
8

Строение растения картофель. Особенности растения картофель. Использование картофеля.
Подготовка клубней картофеля к посадке. Подготовка почвы к посадке картофеля. Посадка
картофеля. Уход за картофелем. Вредители и болезни картофеля.
Планируемые результаты:
Предметные: знать строение картофеля, особенности растения, назначение,
последовательность подготовки семян к посадке, знать вредителей и болезни картофеля
Познавательные: уметь выращивать картофель, сортировать семена картофеля, сажать
картофель, ухаживать за посевами, уметь отличить картофель от других растений, бороться с
вредителями
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Повторение
Цель: Повторение и закрепление трудовых умений и навыков
Определение всхожести семян гороха и фасоли. Подготовка почвы. Организация рабочего
места. Посадка фасоли и гороха.
Планируемые результаты:
Предметные: знать последовательность посадки фасоли, гороха, картофеля
Познавательные:уметь определить всхожесть семян, посадить и ухаживать за посадками
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Комнатные цветочные растения
Цель: Формирование первичных знаний о цветочных изделиях
Виды цветочных растений. Комнатные растения. Ручной инвентарь для выращивания
комнатных растений. Почвенные смеси для комнатных растений. Уход за комнатными
растениями. Размножение комнатных растений. Выращивание герани. Выращивание
аспидистры. Выращивание кливии.
Планируемые результаты:
Предметные: знать виды цветочных комнатных растений, ручной инвентарь для выращивания,
почвенные смеси, последовательность выращивания комнатных растений
Познавательные: уметь ухаживать за комнатным растением, уметь отличать каждый вид
растения друг от друга, уметь размножать комнатные растения
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
9

Повторение
Цель: Повторение и закрепление трудовых умений и навыков по уходу за комнатными
растениями
Полив комнатных растений. Рыхление комнатных растений. Опрыскивание комнатных
растений. Удаление отмерших листьев. Подкормка комнатных растений. Подсыпка земли
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила ухода за комнатными растениями, знать последовательность
работ
Познавательные: уметь ухаживать за комнатными растениями
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Цветочные растения открытого грунта
Цель: Формирование первичных знаний о цветочных растениях открытого грунта
Цветочные растения открытого грунта. Однолетние цветковые растения.
Цветник.
Выращивание ноготков. Выращивание настурции. Выращивание бархатцев.
Планируемые результаты:
Предметные: знать виды однолетних цветковых растений, последовательность их
выращивания Познавательные: уметь сравнивать виды растений, выявлять отличительные
особенности, уметь описать каждое растение, выявить особенности каждого вида, уметь
посадить и ухаживать за растением
Регулятивные: совместно с учителем действовать при решении задач по ТБ, частично
принимать и сохранять цели и задачи учебных заданий, осознанно реагировать на внешний
контроль, уметь частично контролировать свои действия
Коммуникативные: формирование первичных умений работать в парах, умение работать в
коллективе, в группах, слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.
Содержание учебного предмета для 6 класса
I четверть
Вводное занятие
Анализ результатов обучения за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году.
Охрана труда. Спецодежда.
Уборка картофеля
Объект работы. Картофель.
Теоретические сведения. Сроки уборки картофеля. Правила окопки клубней без
повреждений.
Практические работы. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка
клубней на хранение в тару.
Почва и ее обработка
Объект работы. Почва.
Теоретические сведения. Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы
для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты.
Правила вскапывание почвы лопатой. Требования к качеству вскапывания.
10

Умение. Работа лопатой.
Практические работы. Выбор лопаты. Осмотр участка и определение направления борозд.
Прокладывание первой борозды. Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд.
Подготовка почвы под посадку чеснока
Объект работы. Чеснок.
Теоретические сведения. Требования к обработке почвы под чеснок.
Практические работы. Разметка участка или гряд под чеснок. Вскапывание участка.
Рыхление и выравнивание участка граблями.
Осенний уход за ягодными кустарниками
Объект работы. Ягодный кустарник.
Теоретические сведения. Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях.
Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила
вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания.
Практические работы. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.
Посадка чеснока
Объект работы. Чеснок.
Теоретические сведения. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала.
Способы посадки, глубина заделки чеснока.
Умение. Выращивание чеснока.
Практические работы. Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Посадка чеснока в
рядки.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка овощей и картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря.
Самостоятельная работа
Обработка почвы с помощью лопаты.
II четверть
Домашняя птица
Теоретические сведения. Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица,
преимущественно разводимая в местных условиях. Содержание птицы в коллективных,
фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Наглядное пособие. Изображения домашних птиц разных пород.
Содержание домашней птицы
Объект работы. Домашняя птица.
Теоретические сведения. Помещение для содержания птицы в школьном или фермерском
хозяйстве. Оборудование птичника и зависимости от вида птицы. Уход за птичником.
Содержание птицы с вольными ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы.
Практические работы. Выпуск птицы на выгульный двор. Смена воды в поилках. Чистка
птичника и выгульного двора.
Органические удобрения
Объект работы. Органическое удобрение.
Теоретические сведения. Общее представление об удобрениях. Виды органических
удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для удобрения почвы и
получения высоких урожаев растений.
Наглядное пособие. Разные органические удобрения.
Умение. Распознавание вида органического удобрения.
Упражнение. Определение видов навоза.
Заготовка навоза
Объект работы. Органическое удобрение.
Теоретические сведения. Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение
компоста. Компосты из птичьего помета. Устройство навозохранилища.
Практические работы. Вывоз навоза из помещения, укладка в штабель. Закладка компоста.
11

Сбор куриного помета в чистом виде и укладка его под навес для последующего
использования в качестве жидкой подкормки растений.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка крольчатника и птичника. Заготовка навоза и компоста.
Самостоятельная работа
Закладка компоста.
III четверть
Овцы и козы
Объект работы. Домашние животные.
Теоретические сведения. Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец и
коз. Козы, разводимые для получения молока, и козы, разводимые для получения пуха.
Разница между ними.
Наглядное пособие. Изображения овец и коз различных пород.
Наблюдение. Поведение овец и коз.
Умение. Распознавание разнопродуктивных коз.
Упражнение. Определение продуктивных коз.
Содержание овец и коз зимой
Объект работы. Домашние животные.
Теоретические сведения. Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Обязательное наличие
выгульного двора. Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Удаление
соломистого навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее содержание.
Устройство кормушек на выгульном дворе.
Умение. Уход за овцой и козой.
Практические работы. Очистка кормушек от остатков корма.
Развешивание пучков веток с сухими листьями на выгульном дворе для коз.
Корм для овец и коз
Теоретические сведения. Сено из степных трав и разнотравья как наиболее
предпочтительный корм для овец и коз. Зерновые корма для овец и коз. Сочные корма для
овец и коз (тыква, кабачки, свекла, морковь). Нормы кормления взрослых овец, и коз, и
ягнят, и козлят.
Наглядное пособие. Образцы степного сена и сена с заболоченного луга.
Овощные культуры
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и
характеристика овощных культу!) (корнеплоды, капустные и луковичные овощные
культуры, плодовые и зеленные овощные культуры). Необходимость потребления
разнообразных овощей.
Наглядное пособие. Изображение овощей и растений в полном развитии.
Умение. Распознавание овощей.
Упражнение. Классификация овощных культур.
Основные полевые культуры
Объект работы. Пшеница, подсолнечник, сахарная свекла.
Теоретические сведения. Культуры, относящиеся к полевым (пшеница и другие зерновые,
подсолнечник, сахарная свекла). Продукция из полевых культур, ее значение. Полевые
культуры, выращиваемые в местных условиях. Подробное ознакомление с основными
полевыми культурами, распространенными в местных условиях: строение растений,
особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и кормовые травы,
выращиваемые в местных условиях.
Наглядное пособие. Зерна разных зерновых культур (кукурузы, подсолнечника, гречихи и
др.), а также кормовых корнеплодов и кормовых бахчевых культур.
Умение. Распознавание вида полевой культуры.
Упражнение. Определение полевых культур по продуктивным частям и внешнему виду.
12

Столовые корнеплоды
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Морковь и свекла — столовые корнеплоды. Морковь и свекла —
двулетние растения. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни.
Строение их корнеплодов. Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы.
Умение. Распознавание стандартного столового корнеплода.
Упражнение. Определение стандартных столовых корнеплодов.
Практическое повторение
Виды работ. По выбору. Уборка птичника или уход за плодовыми деревьями.
Самостоятельная работа
Разбор смеси на семена полевых и овощных культур.
Цветочные растения
IVчетверть
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для высадки на
семенном участке. Выбор места для семенного участка. Подращивание корнеплодов моркови
и свеклы и теплице или в комнатных условиях (при необходимости). Подготовка почвы.
Уход за высадками корнеплодов и лука.
Практические работы. Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки. Подготовка
горшков больших размеров, насыпка в них почвы, смешанной с перегноем. Посадка в
горшки корнеплодов и установка их на светлое и теплое место. Вскапывание почвы на семенном участке, удобрение перегноем. Выкопка лунок, внесение в Них перегноя. Высадка в
лунки подращенных корнеплодов, когда наступит устойчивая теплая погода. Посадка лука
на семена. Полив растений и рыхление почвы.
Выращивание столовых корнеплодов
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы
посева. Уход за растениями (прополка, Прореживание, рыхление междурядий).
Умение. Разметка участка согласно способу посева. Выращивание моркови и свеклы.
Практические работы. Подготовка почвы с помощью ручных орудий труда. Разметка
борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян моркови и свеклы в
посевные рядки. Заделка семян. Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий.
Прореживание растений.
Выращивание репчатого лука и лука-севка
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Условия
хранения лука-севка для получения качественного урожая. Лук однолетний. Получение
репчатого лука с помощью рассады. Подготовка лука-севка к посадке. Способы посадки
лука-севка. Способы посева лука-чернушки. Уход за посадкой и посевом лука.
Умение. Распознавание вида лука. Выращивание лука.
Практические работы. Подготовка почвы и разметка гряд для Посадки и посева лука.
Замачивание лука-севка. Посадка лука-севка в гряды по разметке. Посев лука-чернушки.
Прополка в рядках и междурядьях. Полив (по необходимости).
Выращивание овощных культур
Практическое повторение
Виды работы. Выращивание капусты. Зелени. редиса
Содержание учебного предмета для 7 класса
13

I четверть
Вводное занятие
Оценка результатов обучений за 6 класс. План работы в 7 классе. Охрана труда. Спецодежда.
Уборка лука
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Признаки созревания лука. Сроки уборки. Способы хранения репчатого
лука и лука-севка. Просушка лука перед закладкой на хранение. Признаки полной просушки
луковиц.
Практические работы. Выборка лука из рядов, раскладка для просушки. Проверка степени
просушки. Отбор лука-толстошея для первоочередного использования.
Уборка стеблей с семенами моркови и свеклы и семенных головок лука
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Признаки созревания семенных зон тиков у моркови и соплодий
свеклы. Сроки уборки моркови и свеклы. Дозревание семян.
Практические работы. Срезка стеблей моркови у основания. Срезка стеблей свеклы у
основания. Размещение срезанных стеблей для просушки и дозревания семян. Срезка
семенных головок лука и укладка на просушку.
Уборка столовых корнеплодов и учет урожая
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Сроки уборки столовых корнеплодов. Правила подкапывания
корнеплодов. Способы учета урожая и урожайности. Правила обрезки ботвы. Хранение
корнеплодов. Сортировка корнеплодов. Признаки нестандартной продукции.
Умение. Хранение овощей.
Практические работы. Подкапывание корнеплодов моркови и уборка из рядков. Складывание
в кучу ботвой в одну сторону. Уборка корнеплодов свеклы из рядков, складывание свеклы в
кучу ботвой в одну сторону. Обрезка ботвы у столовых корнеплодов. Закладка их на хранение.
Уборка и скармливание ботвы животным. Учет урожая в корзинах и ведрах. Определение массы
столовых корнеплодов в одном ведре и в одной корзине. Подсчет общей массы урожая и расчет
урожайности. Сортировка корнеплодов. Отбор нестандартной продукции.
Ягодные кустарники и уход за ними
Объект работы. Ягодный кустарник.
Теоретические сведения. Смородина, крыжовник, малина как ягодные кустарники. Другие
виды ягодных кустарников, распространенные в местных условиях. Виды смородины
(черная, красная, золотистая). Строение ягодного кустарника и особенности плодоношения.
Уход за ягодным кустарником. Болезни и вредители смородины, крыжовника и малины.
Распознавание этих вредителей.
Практические работы. Обрезка засохших ветвей смородины и отплодоносивших стеблей
малины. Удаление обрезанных стеблей из сада. Внесение органических удобрений под
кустарники. Вскапывание почвы вокруг кустарников.
Практическое повторение
Виды работ. По выбору. Уборка картофеля, осенняя перекопка почвы, заготовка веточного
корма или закладка картофеля на хранение.
Самостоятельная работа
Определение репчатого лука, пригодного и непригодного к длительному хранению или отбор
нестандартных корнеплодов моркови и свеклы.
II четверть
Вводное занятие
Заготовка почвы для теплицы и парника
Объект работы. Теплица и парник.
Теоретические сведения. Состав земляной смеси для парников и теплиц (дерновая или
огородная земля, перегной и торф). Соотношения частей земляной смеси, используемой для разных
целей. Хранение составных частей земляной смеси. Время заготовки смеси.
14

Умение. Составление земляной смеси.
Практические работы. Заготовка дерновой почвы и доставки ее к месту хранения. Укладка
дерновой земли под навес. Заготовка перегноя на месте старого навозохранилища и доставка к месту
хранения. Доставка торфа. Размещение нужного количества почвы, перегноя и торфа под
стеллажами теплицы.
Подготовка парника к зиме
Объект работы. Парник.
Теоретические сведения. Значение парника для выращивания рассады овощных культур.
Почвенный грунт в парнике: состав, дальнейшее использование. Необходимость выемки грунта из
парника.
Умение. Работа в парнике.
Практические работы. Выемка парникового грунта лопатами, погрузка на транспортное средство,
вывоз и укладка в штабель.
Свиноферма
Объект работы. Свинья.
Теоретические сведения. Свинья как домашнее животное. Разведение свиней в коллективных и
фермерских хозяйствах. Требования к свинарнику. Виды свиней: хряки, свиноматки, поросята-сосуны, поросята-отъемыши, откормочные. Особенности внешнего строения свиньи. Содержание
свиней в коллективных хозяйствах: (оборудование свинарников станками для индивидуального и
группового содержания различных видов свиней, кормушки с механической подачей корма,
поилки, щелевые полы). Содержание свиней в индивидуальном и фермерском хозяйствах.
Оборудование школьной свиноводческой фермы.
Экскурсия. Коллективное хозяйство, фермерское или крестьянское подсобное хозяйство.
Свиноферма или свинарник.
Наблюдение. Поведение свиней.
Умение. Распознавание вида свиньи.
Упражнения. Определение вида свиньи.
Содержание свиней на школьной свиноферме
Объект работы. Свинья.
Теоретические сведения. Виды свиней, содержащихся на школьной свиноферме. Устройство
станка для содержания свиньи. Помещение для приготовления кормов и его оборудование.
Летний лагерь для свиней.
Умение. Уход за свиньей.
Практические работы. Уборка летнего лагеря для свиней. Очистка территории, уборка кормушек
под навес. Простейший ремонт ограждения и навеса.
Корма для свиней
Объект работы. Свинья.
Теоретические сведения. Виды корма для свиней (зерновой, сочный, зеленый, отходы
технических производств, животного происхождения). Витаминные и минеральные подкормки.
Основные зерновые корма (кукуруза, ячмень; овес для поросят). Сочные корма (кормовая свекла,
морковь, кормовые бахчевые). Зеленый корм (свежая зелень). Отходы технических производств
(жом, барда, жмых, отруби и др.). Корма животного происхождения (мясная и мясокостная мука),
молоко и продукты его переработки (обрат, сыворотка, пахта). Комбинированные корма. Пищевые
отходы. Питательные вещества в корме.
Наглядное пособие. Различные виды корма.
Умение. Распознавание вида корма для свиньи.
Упражнения. Сравнение кормов по питательности. Классификация кормов.
Кормление откормочных свиней
Объект работы. Свинья.
Теоретические сведения. Норма и рацион кормления свиньи. Зависимость нормы и рациона
кормления от групповой принадлежности и возраста свиньи. Норма и рацион кормления
откормочной свиньи. Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию. Пищевые отходы
15

как основной вид корма для свиней на школьной свиноферме. Правила скармливания пищевых
отходов свиньям.
Наблюдение. Поглощение корма свиньями.
Умение. Подсчет количества зерна и сочных кормов для суточного кормления группы откормочных
свиней.
Практические работы. Мойка и измельчение свеклы или тыквы. Закладка зерна и измельченных
сочных кормов в бак или чан для варки. Добавка травяной муки или измельченного
клеверного сена, а также мела и соли по норме в остывшую, но еще теплую кормовую массу.
Проверка температуры влажного корма. Раздача остывшей кормовой массы. Закладка новой
порции корма для варки. Раздача свежих пищевых отходов в промежутках, когда овоще-зерновая
смесь варится и остывает.
Уборка свинарника
Объект работы. Свинья.
Теоретические сведения. Оптимальная температура и влажность воздуха в свинарнике.
Необходимость поддерживания чистоты в свинарнике (станках и проходах), а также в
помещении для приготовления кормов. Инвентарь для уборки. Правила безопасной работы.
Практические работы. Чистка кормушек, удаление навоза из станков. Удаление навоза из
проходов, вывоз его за пределы свинарника. Раскладка чистой подстилки в станках. Мойка бака
или чана для варки кормовой смеси. Чистка посуды для раздачи корма. Уборка помещения для
приготовления кормов.
Практическое повторение
Виды работ. Подготовка кормов к скармливанию свиньям. Раздача кормов. Уборка свинарника.
Самостоятельная работа
Подсчет массы зернового и сочного корма для указанного учителем числа откормочных свиней
согласно принятому в школе рациону их кормления. Отмеривание подсчитанного количества кормов для закладки на запаривание или варку.
III четверть
Вводное занятие Минеральные удобрения
Объект работы. Минеральное удобрение.
Теоретические сведения. Виды удобрения (минеральное и органическое). Виды минерального
удобрения. Элементы питания растений, содержащиеся в минеральных удобрениях. Наиболее распространенные азотные, фосфорные и калийные удобрения. Комплексные минеральные удобрения
(аммофос, нитрофоска, аммофоска и др.). Преимущество комплексных минеральных удобрений.
Растворимость минеральных удобрений в воде. Цвет удобрений. Хранение удобрений.
Смешивание минеральных удобрений с органическими. Правила внесения минеральных удобрений
в почву.
Умение. Распознавание вида минерального удобрения.
Упражнение. Определение вида минерального удобрения.
Кормление свиноматки и уход за ней
Объект работы. Свинья.
Теоретические сведения. Виды свиноматки (холостая, супоросная и подсосная). Нормы и рационы
кормления свиноматки. Содержание свиноматки в индивидуальном станке. Особенности кормления
свиноматки. Уход за свиноматкой накануне опороса и сразу после него.
Практические работы. Уборка станка, смена подстилки. Подготовка и раздача кормов, обильная
подстилка перед опоросом. Обработка сосков свиньи перед первым кормлением поросят.
Основные плодовые деревья
Объект работы. Плодовые деревья.
Теоретические сведения. Яблоня, груша, слива, вишня — основные плодовые деревья средней
полосы России. Строение плодового дерева. Рост, развитие и плодоношение основных плодовых
деревьев. Косточковые и семечковые плодовые деревья, разница в их размножении. Сорта плодовых
деревьев. Выращивание саженца плодового дерева. Плодовые и листовые почки на плодовом
дереве. Характер кроны и цвет коры плодового дерева.
16

Экскурсия. Безлистный сад плодовых деревьев (яблонь, груш, слив, вишен).
Умение. Распознавание вида плодового дерева, плодовой и листовой почки.
Наблюдение. Появление листьев и цветков на срезанных веточках вишни, размещенных в теплом и
светлом месте.
Упражнения. Определение плодового дерева по характеру кроны и цвету коры. Определение
плодовой и листовой почки.
Заготовка навоза для парника
Объект работы. Парник.
Теоретические сведения. Навоз как биотопливо для парника. Конский навоз как лучший вид
биотоплива. Подготовка других видов навоза для использования в качестве биотоплива. Правила
укладки навоза, приемы разогревания.
Практические работы. Выбор места для укладки навоза в штабель. Подвоз навоза к месту укладки.
Прослойка жидкого навоза соломой. Укрытие верхнего слоя соломой во избежание промерзания
штабеля. Перебивка навоза для разогревания перед закладкой в парник.
Капуста
Теоретические сведения. Пищевая ценность капусты. Особенности капусты как двулетнего
растения. Строение растения капусты первого и второго года жизни. Капуста ранних, средних и
поздних сортов. Наиболее распространенные современные сорта ранней, средней и поздней
капусты. Сорта капусты, пригодные для потребления в свежем виде, квашения и зимнего хранения
кочанов. Плотность кочанов ранней, средней и поздней капусты. Рассадный и безрассадный способ
выращивания капусты.
Наглядное пособие. Кочан поздней капусты. Кочерыга с почками, из которых развиваются
цветоносные стебли.
Набивка парника навозом
Объект работы. Парник.
Теоретические сведения. Глубина набивки котлована парника навозом. Правила укладки навоза.
Практические работы. Подвоз навоза к парнику, укладка в котлован. Добавка навоза после
осаждения. Укрытие парника пленочными рамами. Наблюдение за температурой навоза и началом
«горения».
Посев семян капусты
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Сроки посева семян капусты ранних, средних и поздних сортов.
Целесообразность выращивания в школьных условиях ранней и поздней капусты.
Умение. Разметка маркером. Выращивание капусты.
Практические работы. Подготовка земляной смеси. Заполнение посевных ящиков земляной смесью.
Полив земляной смеси слабым раствором марганца. Выравнивание почвы в ящике после просушки.
Разметка посевных рядков с помощью маркера. Раскладка и заделка семян в рядках. Полив посева
теплой водой, укрытие пленкой и установка ящиков в теплое место. Наблюдение за всходами.
Подготовка парника под рассаду
Объект работы. Парник.
Теоретические сведения. Состав земляной смеси для выращивания рассады капусты. Глубина
насыпки грунта в парник.
Практические работы. Смешивание дерновой земли с Перегноем и торфом. Подвоз смеси к
парнику. Насыпка земляной смеси поверх навоза глубиной не менее 18 см. Укрытие парника
рамами.
Выращивание рассады капусты
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Условия для выращивания здоровой рассады капусты. Заболевание
рассады в парнике черной ножкой и меры предупреждения этого заболевания. Закалка сеянцев
рассады. Признаки готовности сеянцев к пикировке. Правила пикировки. Уход за рассадой в
парнике.
Умение. Пикировка рассады.
17

Практические работы. Снижение температуры в помещении после появления всходов капусты
(вынос ящиков в прохладное светлое место). Умеренный полив. Подготовка парника к
пикировке рассады: полив, маркеровка. Пикировка рассады. Полив и притенение. Подкормка
рассады раствором минеральных удобрений. Проветривание парника. Снятие укрытий в теплую
погоду.
IV четверть
Вводное занятие Зеленные овощи
Теоретические сведения. Виды зеленных овощей (салат, шпинат, петрушка, укроп). Виды салата
(листовой, кочанный, листовая горчица, кресс-салат и др.). Достоинство зеленных овощей
(раннее получение витаминной продукции). Внешнее строение и особенности зеленных овощей.
Наглядные пособия. Семена зеленных овощей. Изображения растений в фазе снятия продукции.
Выращивание овощей и редиса
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Подготовка почвы под зеленные культуры. Сроки посева редиса, салата,
петрушки, укропа. Рассадный способ выращивания салата кочанного. Способы посева салата, укропа,
петрушки, редиса. Сорта редиса. Маркеры для разметки рядков.
Умение. Выращивание редиса, салата, петрушки, укропа.
Практические работы. Разбивка гряд для выращивания зеленных овощей и редиса. Разметка
рядков под посев укропа, салата, петрушки. Разметка гряд зубовым маркером для посева редиса.
По- , сев семян укропа, петрушки и салата в рядки. Раскладка семян редиса в лунки, сделанные
зубовым маркером. Заделка семян. Полив. Прополка в рядках и междурядиях. Сбор урожая.
Высадка капусты в открытый грунт и уход за ней
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Сроки высадки рассады капусты в открытый грунт. Способы посадки
рассады ранних и поздних сортов. Требования капусты к плодородию почвы и ее обработке.
Вредители и болезни капусты и меры борьбы с ними.
Практические работы. Внесение навоза в почву перед вспашкой под капусту. Выравнивание
поверхности почвы после вспашки. Разметка маркером мест посадки рассады в продольном и поперечном направлении. Выкопка лунок на пересечении маркерных линий. Внесение в лунки
перегноя, смешанного с минеральными удобрениями. Полив лунок. Вынос рассады из парника,
посадка ее на почву в лунки и полив. Полив, подкормка рассады, рыхление почвы.
Выращивание редиса для получения семян
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Получение семян редиса в год посева. Выращивание редиса специально
для семенников. Подбор сорта редиса для получения семян. Приемы получения крупных корнеплодов редиса для использования в качестве семенников.
Практические работы. Внесение перегноя в гряду, перемешивание и выравнивание поверхности
почвы. Разметка мест посадки семян маркером с увеличенным расстоянием между зубьями. Раскладка семян в лунки по одному семени. Заделка семян. Систематический полив. Подготовка
почвы для пересадки редиса, внесение перегноя. Отбор самых крупных корнеплодов с мощной
розеткой листьев. Осторожное выкапывание корнеплодов, осмотр их, удаление корня примерно
наполовину, обрезка листьев с сохранением в середине розетки. Выкопка лунок на подготовленной
гряде, пересадка корнеплодов в лунки, полив. Систематический полив и наблюдение за
образованием цветоносных стеблей, а также семенных стручков. В начале созревания стручков
укрытие растений мелкой сеткой или расстановка пугал против птиц.
Практическое повторение
Виды работы. Вскапывание почвы лопатой. Посадка картофеля. Уход за свиньями.
Самостоятельная работа .Разделка и разметка гряды, посев укропа или другой
зеленной культуры.
Содержание учебного предмета для 8 класса
Вводное занятие

18

Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей. Виды работ, продукции в
коллективных и фермерских хозяйствах. Подсобное хозяйство школы. Правила техники
безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ.
Практическое повторение. Уборка столовых корнеплодов (картофель, морковь, свекла)
и овощных культур
Теоретические сведения: сроки и способы уборки столовых корнеплодов и овощных
культур.
Практические работы: уборка урожая столовых корнеплодов его сортировка, закладка на
хранение. Уборка и закладка на хранение овощных культур. Уборка послеуборочных
остатков.
Объект работы – столовые корнеплоды, овощные культуры.
Контрольная работа - 1
Знать: знать общие требования, предъявляемые к хранению столовых корнеплодов.
Уметь: убирать, закладывать на хранение и учитывать урожай столовых корнеплодов и
овощных культур.
Посадка кустарников малины и смородины
Теоретические сведения: особенности растений малина, смородина.
Практические работы: подготовка почвы и посадка ягодных кустарников малины и
смородины.
Объект работы – кустарники малины и смородины.
Контрольные работы – 1
Знать: особенности кустарников.
Уметь: сажать ягодные кустарники.
Практическое повторение. Уборка подопытного участка, заготовка почвы для посадки
овощной и
цветочной рассады
Теоретические сведения: свойства составных частей почвенной смеси.
Практические работы: заготовление частей почвенной смеси, уборка подопытного
пришкольного участка.
Объект работы – пришкольный участок.
Знать: составные части почвенной смеси. Особенности уборки послеуборочных остатков.
Уметь: заготавливать части почвенной смеси для посадки молодых растений.
Обмолот и очистка семян овощных культур
Теоретические сведения: особенности обмолота и очистки семян овощных культур.
Практические работы: обмолот и очистка семян овощных культур.
Объект работы – семена овощных культур.
Знать: правила обмолота семян.
19

Уметь: обмолачивать и очищать семена овощных культур.
Хранение семян
Теоретические сведения: правила хранения семян.
Практические работы: подготовка и хранения семян.
Объект работы – семена.
Знать: правила хранения семян.
Уметь: подготавливать семена к хранению.
Контрольная работа за I учебную четверть
Осенний уход за плодоносящим садом
Теоретические сведения: высокорослые и низкорослые плодовые деревья. Вредители
плодовых деревьев, Уход за плодоносящим садом.
Контрольные работы - 1
Знать: вредителей плодовых деревьям способы борьбы с ними. Особенности ухода за садом.
Защищенный грунт
Теоретические сведения: значение защищенного грунта. Виды защищенного грунта.
Контрольные работы - 1
Знать: значение защищенного грунта. Виды защищенного грунта.
Салат кочанный
Теоретические сведения: особенности и строение растения салат кочанный. Способы
выращивания растения. Сорта растения.
Контрольные работы – 1
Знать: особенности и строение растения салат кочанный. Способы выращивания растения.
Сорта растения.
Томат
Теоретические сведения: особенности и строение растения томат. Способы
выращивания растения. Сорта растения.
Контрольные работы - 1
Знать: особенности и строение растения томат. Способы выращивания растения. Сорта
растения.
Огурец
Теоретические сведения: особенности и строение растения огурец. Способы
выращивания растения. Сорта растения.
Контрольные работы - 1
Знать: особенности и строение растения огурец. Способы выращивания растения. Сорта
растения.
Посадка плодовых деревьев
20

Теоретические сведения: выбор места под сад. Размещение плодовых деревьев.
Подготовка почвы. Хранение и посадка саженцев плодовых деревьев.
Контрольные работы – 1
Знать: как выбрать место под сад. Как разместить плодовые деревья. Как подготовить почву.
Как хранить и посадить саженцы плодовых деревьев.
Молочная ферма
Теоретические сведения: особенности, внешний вид, уход и содержание
крупнорогатого скота.
Контрольные работы – 1
Знать: особенности, внешний вид, уход и содержание крупнорогатого скота.
Корма и кормление коров
Теоретические сведения: виды и состав кормов для крупнорогатого ската.
Знать: виды, способы подготовки и состав кормов для крупнорогатого ската.
Контрольная работа за II учебную четверть - 1 ч.
Корма и кормление коров
Теоретические сведения: состав кормов, способы подготовки кормов на корм
животным. Нормы и рацион кормления в разный период.
Контрольных работ – 1
Знать: состав кормов, способы подготовки кормов на корм животным. Нормы и рацион
кормления в разный период.
Ручное доение коров и учет молока
Теоретические сведения: санитария и личная гигиена доярки на молочной ферме. Строение
вымени коровы. Отдача молока. Учет и первичная обработка молока.
Контрольных работ -1
Знать: особенности санитарии и личной гигиены доярки на молочной ферме. Строение
вымени коровы. Отдача молока. Учет и первичная обработка молока.
Красивоцветущие кустарники
Теоретические сведения: виды красивоцветущих кустарников: розы парковые,
почвопокрывные, чайногибридные и плитистые. Сирень амурская, венгерская,
мелколистная. Калина гардовина, бурятская. Чубушник. Особенности строения,
размножения и ухода за красивоцветущими кустарниками.
Контрольных работ – 1
Знать: особенности строения, размножения и ухода за красивоцветущими
кустарниками.
Посев семян овощных культур
Теоретические сведения: правила подготовки почвы и посев семян овощных культур.
21

Практические работы: подготовка почвенной смеси под посев семян огурца, томата и перца.
Контрольная работа – 1
Объект – семена овощных культур.
Знать: правила посева семян овощных культур.
Уметь: сеять семена томата, перца, баклажана.
Посев семян однолетних цветочных растений для выращивания рассады
Теоретические сведения: правила посева семян цветочных растений.
Практические работы: подготовка почвенной смеси для посева семян петунии, бархатцев,
настурции и циннии. Посев семян петунии, бархатцев, циннии и настурции.
Объект – семена цветочных растений.
Знать: правила посева цветочных растений.
Уметь: сеять семена циннии, петунии, флоксов, астры, бархатцев.
Цветочные комнатные растения
Теоретические сведения: виды комнатных растений (Глоксиния, Антуриум, Монстера).
Особенности строения, размножения и ухода за комнатными растениями.
Практические работы: уход за комнатными растениями.
Контрольных работ – 1
Знать: особенности строения, размножения и ухода за комнатными растениями.
Уметь: ухаживать за комнатными растениями.
Подготовка семян моркови, салата и укропа к посеву
Теоретические сведения: правила подготовки семян к посеву.
Практические работы: выбор семян моркови, салата и укропа. Подготовка лент и наклейка
семян моркови, салата и укропа на ленты.
Объект – семена.
Контрольных работ – 1
Знать: правила наклейки семян моркови на ленту.
Уметь: наклевать семена на ленту.
Уход за рассадой цветочных и овощных культур
Теоретические сведения: правила ухода за рассадой.
Практические работы: рыхление, полив, прополка, подкормка всходов.
Объект – всходы цветочных и овощных растений.
Знать: правила ухода за всходами растений.
Уметь: ухаживать за всходами цветочных и овощных растений.
Пикировка рассады овощных культур
Теоретические сведения: правила пикировки рассады овощных культур
22

Практические работы: подготовка почвенной смеси для пикировки томатов и перцев.
Пикировка рассады томатов и перцев.
Объект – рассада овощных культур.
Знать: правила пикировка рассады овощных культур.
Уметь: приготавливать почвенную смесь для пикировки овощных культур.
Пикировать рассаду овощных культур.
Подращивание георгина
Теоретические сведения: Оценка перезимовавших корнеклубней георгина. Сроки постановки
корнеклубней для проращивания, условия для проращивания. Правила и приёмы деления
корнеклубней. Способы посадки деленок.
Практические работы: Выемка корнеклубней из подвала. Выбраковка больных. Укладка
здоровых корней для проращивания. Деление корнеклубней. Посадка деленок в ящики с
почвой.
Контрольных работ – 1
Знать: правила и приёмы деления корнеклубней, способы посадки делёнок.
Уметь: укладывать корнеклубни на проращивание, делить корнеклубни, сажать их в ящики
с почвой.
Пикировка рассады однолетних цветочных растений
Теоретические сведения: правила пикировки рассады однолетних цветочных растений.
Практические работы: подготовка почвенной смеси под пикировку цветочной рассады
петунии, циннии
Объект – рассада цветочных культур.
Знать: правила пикировка рассады цветочных культур.
Уметь: приготавливать почвенную смесь для пикировки цветочных культур. Пикировать
рассаду цветочных культур.
Контрольная работа за III учебную четверть
Подготовка теплицы к посадке растений
Теоретические сведения: правила подготовки теплицы к посадке растений.
Практические работы: подготовка теплице.
Объект – теплица.
Знать: правила подготовки теплицы к посадке растений.
Уметь: Подготавливать теплицу к посадке молодых растений.
Уход за рассадой цветочных и овощных культур
Теоретические сведения: правила ухода за рассадой.
Практические работы: рыхление, полив, прополка, подкормка всходов.
Объект – всходы цветочных растений.
Знать: правила ухода за всходами растений.
23

Уметь: ухаживать за всходами цветочных растений.
Высадка рассады овощных культур в теплицу
Теоретические сведения: правила высадки овощных культур в теплицу.
Практические работы: подготовка почвы в теплице под высадку рассады томатов и перцев.
Формирование лунок под посадку, высадка рассады перцев и томатов.
Объект – рассада овощных культур.
Знать: правила высадки овощных культур.
Уметь: подготавливать почву в теплице под высадку рассады. Формировать лунки,
высаживать рассаду овощных культур.
Подготовка почвы в цветнике и пришкольном участке
Теоретические сведения: значение подготовки почвы к посадки растений.
Практические занятия: уборка после весеннего мусора и перекопка почвы.
Объект – пришкольный участок.
Знать: значение подготовки почвы к посадки растений.
Уметь: подготавливать почву к посадке растений.
Уход за рассадой овощных культур в теплице
Теоретические сведения: правила ухода за рассадой в теплице.
Практические работы: рыхление, полив, прополка, подкормка всходов.
Объект – всходы овощных растений.
Знать: правила ухода за всходами растений.
Уметь: ухаживать за всходами овощных растений.
Посев семян овощных культур
Теоретические сведения: правила посева овощных культур.
Практические работы: подготовка почвы и посев семян (укроп, салат, редис, Свекла,
морковь).
Объект – семена овощных культур.
Знать: правила посева и подготовки почвы под посев овощных культур.
Уметь: подготавливать почву и сеять семена овощных культур.
Высадка цветочной рассады
Теоретические сведения: правила высадки цветочной рассады.
Практические работы: подготовка почвы и высадка цветочной рассады.
Объект – рассада цветочных культур.
Знать: правила высадки цветочных культур.
Уметь: подготавливать почву под высадку рассады. Высаживать рассаду цветочных
культур.
24

Посев семян цветочных растений в цветник
Теоретические сведения: правила посева семян растений в цветник.
Практические работы: Подготовка почвы, посев семян цветочных растений.
Объект – цветочные растения.
Знать: правила посева семян цветочных растений.
Уметь: подготавливать почву и сеять семена цветочных растений.
Уход за растениями
Теоретические сведения: правила ухода за молодыми растениями.
Практические работы: уход за луком (прополка, рыхление междурядий, полив). Уход за
рассадой в теплице (прополка, рыхление междурядий, полив). Уход за всходами моркови и
свеклы (прополка, прореживание, рыхление междурядий, полив). Уход за цветочными
растениями.
Объект – цветочные растения, всходы столовой свеклы и моркови, лук, рассада томата и
перцев.
Знать: правила ухода за растениями.
Уметь: ухаживать за посевами лука, рассадой в теплице, за всходами моркови и свеклы, за
цветочной рассадой.
Контрольная работа за IV учебную четверть – 1 ч.
Контрольная работа за год – 1ч
Содержание учебного предмета для 9 класса
Вводное занятие. Охрана труда. Спецодежда.
Овощеводство.
Уборка урожая томатов.
Признаки поражения растений томата фитофторой. Сбор плодов томата с пораженных
растений. Прогревание этих плодов в горячей воде для предотвращения загнивания. Сбор
недозрелых плодов. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян.
Дозревание плодов и их переработка.
Практические работы. Сбор зрелых плодов. Сбор недозрелых плодов. Размещение
недозрелых плодов для дозревания. Сбор семенных плодов томата, размещение их для
полного размягчения в комнатных условиях. Выборка семян из полностью размягченных
плодов. Промывка и просушка семян.
Уборка огурцов-семенников.
Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян. Сроки уборки. Признаки
созревания этих огурцов. Приемы хранения огурцов-семенников. Правила извлечения семян.
Практические работы. Сбор огурцов-семенников до наступления заморозков. Размещение
огурцов в комнатных условиях. Наблюдение за состоянием семенников. Извлечение семян
(разрез огурцов вдоль) из семенных камер. Промывка и просушка семян.
Повторение темы «Овощеводство».
Садоводство.
Уход за молодым садом.
Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой
шейки посаженного плодового дерева. Проверки состояния молодых посадок плодовых
деревьев.
Практические работы. Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев
новыми саженцами. Рыхление почвы в приствольных кругах и полив (по необходимости).
25

Подсыпка почвы в приствольный круг при оголении корневой шейки. Проверка подвязки
саженцев к кольям.
Подготовка молодого сада к зиме.
Грызуны — вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами.
Приспособления для охраны молодых плодовых деревьев от грызунов. Сроки установки
защитных приспособлений.
Практические работы. Подготовка материала для обвязки стволов саженцев плодовых
деревьев к кольям. Обвязка нижней части ствола молодого дерева толью или др.
материалами. Проверка состояния обвязки через некоторое время.
Животноводство.
Теория: Значение летней и осенней пастьбы животных для укрепления их здоровья и
получения высокой продуктивности. Понятие о пастбище.
Пастбище для телят. Правила пастьбы телят. Поение животных на пастбище. Подготовка
телят к выпасу на пастбище.
Практическое повторение. Уборка овощей. Осенний уход за садом.
Контрольная работа за I четверть.
Самостоятельная работа. Подготовка молодого сада к зиме.
Вводное занятие.
Комнатное цветоводство.
Объект работы. Комнатные цветы.
Теоретические сведения. Классификация комнатных растений. Уход за комнатными
растениями. Создание температурного режима. Обеспечение светового режима. Правила
полива. Влажность воздуха. Удобрение комнатных растений. Периоды покоя комнатных
растений. Значение свежего воздуха для комнатных растений. Размножение комнатных
растений (отводками, отпрысками, усами, черенками). Вредители комнатных растений.
Умение. Классификация растений по словесному описанию, рисунку, названию.
Практические работы. Подготовка цветочных горшков для пересадки. Наполнение
цветочных горшков земляной смесью. Полив, уплотнение почвы. Нарезка черенков
комнатных растений. Посадка и полив черенков. Наблюдение за укоренением черенков.
Жи в о т н о в о д с т в о .
Теоретические сведения: З о о г и г иенические требования к условиям содержания
коров. Правила производственной санитарии. Санитарные требования к содержанию коров в
помещении, а также к коровнику и другим отделениям фермы. Спецодежда доярки (дояра).
Значение правил личной гигиены для доярки (дояра). Личная гигиена доярки
(дояра). Использование молочного и моечного отделений фермы строго по назначению.
Практические работы. Стирка полотенец, халатов и косынок (спецодежда).
Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота.
Теоретические сведения Бычки и телочки. Возраст разделения молодняка. Выращивание
телок для пополнения дойного стада. Нормы и рационы кормления. Уход за телками.
Сведения об откорме молодняка. Кормление бычков. Содержание бычков на откорме.
Правила безопасной работы при уходе за бычками.
Устройство доильного аппарата
Теоретические сведения. Машинное доение коров. Общее представление о доильной
установке. Доение с помощью переносимого доильного аппарата и доение в молокопровод.
Правила надевания и съема доильных стаканов. Правила включения доильного аппарата.
Признаки окончания доения.
Экскурсия. Молочно-товарная ферма, отделение машинной дойки коров.
Самостоятельная работа. Разборка и сборка доильного аппарата.
Кормление и раздой новотельной коровы.
Теоретические сведения. Содержание коров перед отелом. Признаки близкого отела коровы.
Кормление коровы накануне отела. Понятие о раздое коровы. Содержание и кормление
новотельных коров при раздое. Молозиво и его ценные качества. Необходимость
скармливания молозива теленку. Предотвращение воспаления молочной железы (мастита) у
26

коровы. Ежедневный учет молока. Прибавка корма на раздой. Признак окончания раздоя
(стабильный надой, несмотря на продолжающуюся прибавку корма). Практическая
работа. Контроль за состоянием вымени. Продолжительность массажа вымени.
Животноводство. Лошади.
Теоретические сведения. Значение и особенности лошадей. Породы лошадей. Содержание
рабочих лошадей и уход за ними. Кормление рабочих лошадей. Одноконная упряжь и
запряжка рабочих лошадей.
Практические работы. Уход за лошадьми. Чистка стойл. Кормление лошадей. Уход за
сбруей
Овощеводство.
Выращивание рассады огурцов для теплицы.
Сорта и гибриды огурцов, предназначенные для выращивание в теплице. Пчелоопыляемые
сорта огурцов. Гибриды, не требующие опыления. Современные гибриды с зеленцами —
небольшой величины. Сроки посева семян огурцов для получения раннего урожая. Условия,
необходимые для получения здоровой рассады.
Практические работы Подготовка земляной смеси. Подготовка горшков или бумажных
водонепроницаемых стаканов. Прорезка отверстия на дне стакана. Заполнение стакана
земляной смесью. Полив смеси теплой водой. Замачивание семян огурца в растворе
марганцево - кислого калия. Раскладка семян в горшке или стакане. Полив посева теплой
водой. Укрытие пленкой и установка в теплое место. Наблюдение за всходами. После
всходов семян установка горшка или стакана на светлое место. Умеренный полив теплой
водой, подкормка и подсыпка перегноя.
Повторение темы «Овощеводство».
Цветоводство
Подращивание георгина.
Теоретические сведения.Сроки поставки на проращивание. Условие для этого. Правила и
приемы деления клубней. Способы посадки делянок.
Практические работы. Выемка корнеклубней из подвала. Осмотр и выбраковка больных
клубней. Укладка здоровых, в ящик для проращивания. Деление клубней. (так чтоб на
деленке было 2 или 3 ростка и частью стебля). Посадка деленок.
Садоводство
Формирование кроны молодого плодового дерева.
Формирование кроны молодого дерева: скелетные ветви, обрастающие ветви. Форма кроны
дерева. Способы обрезки ветвей у дерева. Обрезка и укорачивание ветвей. Влияние обрезки
ветвей на урожайность. Внешние ростковые почки. Внутренние ростовые почки. Обрезка на
почку. Инструменты для обрезки древесных ветвей. Правила безопасного обращения с ними.
Практические работы. Обрезка ветвей по меловым отметкам учителя. Укорачивание ветвей
плодовых деревьев по меловым отметкам учителя.
Практическое повторение .
Подготовка почвы. Внесение удобрений на пришкольном участке.
Контрольная работа.
Самостоятельная работа.
Посев семян огурцов на рассаду. Подготовка горшков и семян к посеву.
Вводное занятие.
Ягодные культуры.
Объект работы. Ягодные культуры.
Теоретические сведения. Земляника - многолетнее вечнозелёное растение. Подготовка
почвы и участка для посадки земляники. Сроки и способы посадки земляники. Выращивание
посадочного материала. Уход за земляникой.
Умение. Посадка земляники.
Практические работы. Подготовка почвы под посадку земляники (вскапывание почвы,
внесение удобрений). Разметка линий рядов. Выкапывание лунок. Посадка земляники.
Овощеводство.
27

Выращивание огурцов в весенней теплице.
Теоретические сведения. Виды весенней теплицы (остекленная, пленочная, стеллажная,
грунтовая). Оборудование весенней теплицы. Способы обеззараживания и смены грунта в
теплице. Подготовка теплицы к новому сезону. Обогрев теплицы. Сроки высадки рассады
огурцов в теплицу. Приемы подвязки стеблей. Поддержание нужной температуры и
влажности воздуха в теплице. Требования растения огурца к теплу и влажности почвы и
воздуха. Подкормка растений органическими и минеральными удобрениями (дозы и сроки
внесения). Расстояния между растениями при посадке рассады.
Практические работы. Полив грунта в теплице кипятком, а после его подсыхания —
раствором марганцевокислого калия. Натягивание проволоки для подвязки стеблей.
Наблюдения за температурой грунта и воздуха. Подготовка рассады огурцов к высадке
(обильный полив с легкой подкормкой минеральными удобрениями). Разметка мест посадки
рассады, выкопка лунок, полив. Выборка рассады огурцов из горшков с комьями земли.
Посадки рассады, полив. Наблюдения за приживаемостью растений. Подвязка стеблей
растений с помощью шпагата и проволоки. Систематический полив и опрыскивание
растений. Подкормки. Удаление боковых побегов (по необходимости). Наблюдения за
началом роста зеленца, признаки зрелости огурца. Съем плодов без повреждения стебля и
листьев. Учет урожая.
Выращивание огурцов под пленочным укрытием.
Теоретические сведения. Пленочное укрытие разных типов, их устройство. Подготовка
почвы для выращивания огурцов под пленочным укрытием. Приспособления для подвязки
стеблей растений. Сорта огурцов, предназначенные для выращивания под пленочным
укрытием. Использование пчелоопыляемых сортов и сортов, не требующих опыления.
Тоннельные укрытия, их размеры. Размещение растений под пленочным укрытием. Сроки
посева семян огурцов под пленочное укрытие. Уход за посевами.
Практические работы. Вскапывание почвы на грядке. Выкопка канавок вдоль грядки,
заполнение их навозом или спрессованной соломой. Насыпка в канавки земли, смешанной с
перегноем. Установка каркаса, натягивание пленки. После прогрева почвы посев семян
огурца в рядки над канавками, полив теплой водой. Прореживание всходов.
Систематический полив и подкормка. Подсыпка земли, смешанной с перегноем. При
обильном цветении поднятие пленки с южной стороны для привлечения насекомыхопылителей. Подвязка стеблей. Удаление боковых побегов (по необходимости).
Пастьба коров.
Теоретические сведения. Виды пастбищ: луга, суходолы, лесные пастбища. Вольная
система пастьбы. Загонная система пастьбы. Естественные пастбища. Культурные пастбища.
Травы, полезные для коров. Ядовитые травы. Порядок выгона коров на пастбище. Правила
пастьбы. Поение животных на пастбище. Отдых животных на пастбище.
Практическое повторение.
Виды работы. Вскапывание почвы лопатами. Уход за садом.
Самостоятельная работа. Посадка рассады огурцов.
3. Тематическое планирование
Тематический план учебного предмета (5 класс)
№

Наименование разделов и тем урока

Кол-во
часов

1

Вводные занятия

2

2

Осенние сельскохозяйственные работы

18

3

Кролики

16
28

4

Горох

15

5

Повторение

7

6

Фасоль

14

7

Картофель

27

8

Повторение

6

9

Комнатные цветочные растения

53

10

Повторение

6

11

Цветочные растения открытого грунта

39

12

Итоговое тестирование за курс 5 класса

1

ИТОГО:

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

204

Тематический план учебного предмета (6 класс)
Тема урока
Введение
Уборка картофеля
Почва и ее обработка.

Подготовка почвы под посадку чеснока
Осенний уход за ягодными кустарниками
Посадка чеснока
Практическое повторение
Домашняя птица.
Содержание домашней птицы.
Органические удобрения
Заготовка компоста.
Овцы и козы
Содержание овец и коз зимой.
Корм для овец и коз.
Основные полевые культуры.
Овощные культуры.
Столовые корнеплоды.
Практическое повторение.
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов.
Выращивание столовых корнеплодов.
Выращивание репчатого лука и лука севка.
Цветочные растения
Практические работы
Итого:

Кол-во
часов
4
5
13
8
8
8
4
8
10
7
8
7
5
8
15
11
12
2
15
10
10
9
51
238

Тематический план учебного предмета (7 класс)
№

Тема урока
Введение

Кол-во
часов
2
29

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Уборка урожая
Ягодные кустарники и уход за ними
Основные плодовые деревья
Животноводство
Минеральные удобрения
Парники и теплицы
Капуста
Зеленые овощи
Практические работы
Итого:

58
30
13
32
18
21
37
52
9
272

Тематический план учебного предмета (8 класс)
№

Тема урока

Кол-во
часов

1
2

Вводное занятие
Уборка столовых корнеплодов (картофель, морковь, свекла) и
овощных культур. Картофель
Столовая морковь
Столовая свекла
Укроп
Редис
Капуста
Посадка кустарников малины и смородины
Практическое повторение
Обмолот и очистка семян овощных культур
Хранение семян овощных растений
Осенний уход за плодоносящим садом
Защищенный грунт
Салат кочанный
Томат
Огурец
Посадка плодовых деревьев
Молочная ферма
Корма и кормление коров
Ручное доение коров и учет молока
Красиво цветущие кустарники
Посев семян овощных культур для выращивания рассады
Посев семян однолетних цветочных растений для выращивания
рассады
Цветочные комнатные растения
Уход за комнатными растениями
Подготовка семян моркови, салата и укропа к посеву
Пикировка рассады овощных культур
Подращивание георгина
Пикировка рассады однолетних цветочных растений
Уход за рассадой овощных и цветочных культур

3
5

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

5
5
2
2
6
11
13
6
4
6
8
9
11
7
9
27
52
7
20
13
10
8
6
8
7
7
7
2
30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Подготовка теплицы под посадку растений
Уход за рассадой
Высадка рассады овощных культур в теплицу
Подготовка почвы в цветнике и пришкольном участке
Уход за рассадой овощных культур в теплице
Посев семян овощных культур
Высадка цветочной рассады
Посадка цветочных растений в цветник
Уход за растениями
Контрольная работа за год. Работа над ошибками.
Итого:

3
2
6
3
3
5
15
9
8
1
340

Тематический план учебного предмета (9 класс)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Итого:

Тема урока
Вводное занятие
РАСТЕНИЕВОДСТВО
Уборка урожая
Выращивание огурца в защищенном грунте
Уход за молодым садом
Подготовка цветочных многолетников к зиме
Производственная санитария на молочной ферме
Раздой новотельных коров
Выращивание телят КРС
Выращивание молодняка КРС
Механизация доения коров
Пастбищное содержание КРС
Лошади
Подготовка к экзаменам

Кол-во
часов
3
28
80
48
2
15
12
22
21
34
34
21
102
420

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».