Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Филькино Утверждена приказом МБОУ ООШ села Филькино от 16.08.2021г. №58 Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» (для 7-9 классов) (приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 МБОУ ООШ села Филькино) г. Серов 2021г. 1. Планируемые результаты освоения программы Требования к уровню подготовки обучающихся Изучение истории для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы направлено на достижение следующих целей: - образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе восприятия и осмысления исторического опыта своей страны. - освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории; - помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов; - развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность - овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации Личностные результаты обучения 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный уровень: знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»; описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя; 2 нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя. Достаточный уровень: знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»; знание основных терминов понятий и их определений; соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; поиск информации в одном или нескольких источниках; установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями. 2. Содержание программы Содержание учебного предмета по истории для 7 класса Введение – 7ч Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Наша Родина - Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. История нашей страны древнейшего периода (11 час) Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Как жили наши предки - восточные славяне в далеком прошлом. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязибогатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII - IX веках у восточных славян. Объединение восточных славян под началом князя Рюрика. Киевская Русь (15 час) Объединение и подчинение Киеву восточно- славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри - спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет». 3 Распад Киевской Руси (10 час) Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского. Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери - хранительницы земли русской. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи. Русская культура в ХII-ХIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание. Борьба Руси с иноземными завоевателями (9 час) Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монгол 0татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, ЕвпатияКоловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом. Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле. Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества (14 час) Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван III (1462-1505 г.г.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства. Повторение за год (2 часа) Содержание учебного предмета по истории для 8 класса Единая Россия (конец XV - начало XVII века) 22ч Иван III Великий – глава единого государства Российского. Расширение государства за счёт присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань. Первый русский царь Иван IV Грозный. Борьба с боярами. Присоединение Поволжья и Сибири. Царский двор. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Казаки, их быт. Строительство Московского Кремля. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Первопечатник Иван Фёдоров и первое издание книг в России. Великий иконописец Андрей Рублёв. Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия – наследника царского престола. Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на Русь. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало правления Династии Романовых. Первый Романов – Михаил. Второй Романов – Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Раскол в русской Православной церкви. Освоение Сибири. Культура и быт народов, вошедших в состав России. Великие преобразования России в XVIII веке. 22ч Воцарение Петра I: Борьба с сестрой – царевной Софьей. Стреецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт- Петербурга. Полтавская битва, разгром шведов. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение дворян 4 за границей. Первая женщина – императрица – Екатерина I: основание Академии наук России, присоединение Аляски. Царствование Елизаветы Петровны: основание первого Российского университета, Академии художеств, первого русского тетра. М. В. Ломоносов. Царствование Екатерины II. Русско – турецкие войны. Завоевание Молдавии и Крыма. М. В. Суворов. Преобразования Екатерины в области культуры и просвещения. Установление Губернского управления в стране. Первый губернатор Тамбовской губернии Г. Р. Державин. Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников, крестьян в XVIII веке. Восстание Е. Пугачёва. Русские изобретатели и умельцы: И. П. Кулибин, И. И. Ползунов. Развитие науки и искусства. История нашей страны в период XIX века 24 Приход к власти Александр. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812г. М. И. Кутузов – главнокомандующий русской армией. Мужество Русских солдат. Бородинская Битва. Московский пожар. Герои войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина и другие. Правление Александра I, аракчеевщина. Восстание декабристов. Ссылка в Сибирь. Жёны декабристов. Приход к власти Александра III – миротворца. Строительство фабрик, заводов, железных дорог, денежная реформа. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.XIX век – век развития науки и искусства. А. С. Пушкин, л. Н. Толстой, П. И. Чайковский. Пушкин и Тамбовский край. Софья Ковалевская, Ф. И. Шаляпин. Повторение за год. Содержание учебного предмета по истории для 9 класса «Россия в начале XX в.» (11 ч.) Вводный урок. Начало правления Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 годов. Первая русская революция. Появление первых политических партий в России. Реформы государственного управления. Реформы П.А. Столыпина. Серебряный век русской культуры. Россия в Первой мировой войне. Военные действия в начале 1916 г. «Брусиловский прорыв». Повторительно–обобщающий урок по теме: «Россия в начале XX века». «Россия в 1917 – 1920 гг.» (10 ч.) Февральская революция и отречение царя от престола. Захват власти большевиками в Петрограде. Установление советской власти. Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий. Борьба между красными и белыми. Крестьянская война против белых и красных. Экономическая политика советской власти. Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. Комсомольцы и пионеры. Повторительно– обобщающий урок по теме «Россия в 1917 – 1920 годах». «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» (10 ч.) Новая экономическая политика. Образование СССР. Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина. Индустриализация СССР. Коллективизация крестьянских хозяйств. Конституция 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Жизнь и быт советских людей в 20–30-е годы. Партийные работники. Повторительно – обобщающий урок по теме: «СССР в 20 – 30-е гг. XX века». «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» (15 ч.) СССР накануне Второй мировой войны. Советский союз в начале Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву. «Все для фронта! Все для победы!». Блокада Ленинграда. Сталинградская битва. Борьба советских людей на оккупированной территории. Битва на Курской дуге. Героизм тружеников тыла. Окончание Великой Отечественной войны. Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. Работа тыла во время Великой Отечественной войны. Посещение музея боевой славы. Повторительно – обобщающий урок по теме: «СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.». 5 «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» (14 ч.) Возрождение советской страны после войны. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Реформы Н.С.Хрущева. Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы. Освоение космоса. Хрущевская «оттепель». Экономика и политика в эпоху «застоя». Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война. Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80х годов XX века. Реформы М.С.Горбачева. Распад СССР. Первый президент РСФСР Б.Н. Ельцин. Повторительно – обобщающий урок по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах». «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» (8 ч.) Экономические реформы Б.Н.Ельцина. Реформы государственного управления. Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Продолжение реформ в России. Новый президент России В.В. Путин. Повторительно – обобщающий урок по теме: «Новая Россия в 1991 – 2003 годах». Повторение за год: Февральская революция и гражданская война. Повторение за год: ВОВ и послевоенный период. 3. Тематическое планирование Тематический план учебного предмета (7 класс) № п/п Тема Раздел 1. Введение в историю Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода. Раздел 3. Киевская Русь Распад Киевской Руси Борьба Руси с иноземными завоевателями Начало объединения русских земель Повторение за год. События и даты. Итого 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Количество часов 7 11 15 10 9 14 2 68ч. Тематический план учебного предмета (8 класс) № п/п Тема Единая Россия (конец XV – начало XVII в.) Великие преобразования России в XVIII веке История нашей страны в XIX веке Итого 1. 2. 3. Количество часов 22 22 24 68ч. Тематический план учебного предмета (9 класс) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема Раздел 1. Россия в начале XX века Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах Раздел 3. Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы XX века Раздел 4. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов Раздел 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах Раздел 6. Новая Россия в 1991 – 2011 годах. Итого Количество часов 11 10 10 15 14 8 68ч. 6 7