Биология АООП УО (В.1) 6-9 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино
Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
(для 6-9 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.

1. Планируемые результаты освоения программы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Изучение биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной
программы направлено на достижение следующих целей:
- усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при
ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей
действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных
естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
- сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде,
воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни
растений, животных, организме человека и его здоровье;
- формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег,
ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма
человека;
знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и
различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в
природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных
программой;
описание особенностей состояния своего организма;
2

знание названий специализации врачей;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у человека;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта
(единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений и животных;
выполнение классификаций на основе выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в
организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния,
самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние
зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их
для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной
помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях.
2. Содержание программы
Содержание учебного предмета по биологии для 6 класса
Природа (3 ч)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в
природе.
Вода (17 ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как
жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении,
расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль,
сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов.
Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды.
Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура
плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Демонстрация опытов
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара
в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской
воды. Расширение воды при замерзании.
Практические работы « Измерение температуры воды»
Знать
-отличительные признаки, жидкостей.
Уметь:
-обращаться с простым лабораторным оборудованием; определять температуру воды.
Воздух (15 ч)
3

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование
упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в
быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый
воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.
Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека.
Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать
горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер.
Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и
загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты
воздуха. Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает
объем. Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Знать
-некоторые свойства воздуха,
-расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению
тепла движение воздуха.
Уметь
-определять температуру воды и воздуха
Полезные ископаемые (21 ч)
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет,
пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный
уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость,
хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах,
текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и
другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных
удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и
использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и
использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее
внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов:
цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление.
Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.
Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет,.
Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность,
теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Местные полезные ископаемые. Их
физические свойства и использование. Экономия металлов при использовании человеком.
Охрана недр.
Демонстрация опытов «Определение растворимости и нерастворимости калийной
соли, фосфоритов»
«Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности,
хрупкости, теплопроводности»
Практические работы. «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».
Знать
Характерные признаки полезных ископаемых.
Почва (12 ч)
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок,
вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной —
4

органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие
почв. Песчаные и глинистые почвы.. Сравнение песка и песчаных почв по водным
свойствам.. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов Выделение воздуха и воды из почвы.
Практические работы «Обработка почвы на пришкольном участке»
Итоговая контрольная работа
Уметь
-проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Содержание учебного предмета по биологии для 7 класса
Введение. Растения вокруг нас - 2ч
Общее знакомство с цветковыми растениями -28 ч
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего
осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветение и плодоношение растений. Строение цветка (на примере цветка вишни).
Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение.
Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семена растений. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы).
Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение
всхожести семян. Правила заделки се-мян в почву,
Практическая работа: определение всхожести семян.
Демонстрация опытов: условия, необходимые для прорастания семян; передвижение
минеральных веществ и воды по древесине.
Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и
мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения.
Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья
простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и
углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды
листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов: испарение воды листьями; дыхание растений (поглощение
листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения —
доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических
веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта: передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного
организма со средой обитания)
Лабораторные работы
Органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени фасоли. Строение
зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии: в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с
распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие бактерий, грибов, растений - 38 ч
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной
мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания
папоротника.
5

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.
Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в
народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с
семенами).
Экскурсии: в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений
осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные
(например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система,
жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения
(корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка.
Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок,
лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка.
Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум,
лилия, тюльпан).
Практические работы: перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторная работа: строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов),
петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа: строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин —
кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик,
абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони,
малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и
использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные
растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.
Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника.
Использование человеком.
Практические работы: в саду, на школьном учебно-опытном участке; вскапывание
приствольных кругов; рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия: —«Весенние работы в саду».
Заключение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Содержание учебного предмета по биологии для 8 класса
Введение(2ч)
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и
домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни
(форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные (8ч)
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
6

Черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания,
способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду,
местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница,
куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал
и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры
борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения,
польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие.
Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие
— по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи).
Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства
меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза.
Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей
сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Практическая работа «Зарисовка насекомых в тетрадях.»
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные (58 ч)
Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего
скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
Рыбы 7ч
Общие признаки рыб. Среда обитания. Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука,
карп. Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности. Внешнее
строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ
передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное
использование). Рыболовство. Рациональное использование. Домашний аквариум. Виды
аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности
размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Общие признаки земноводных. 3ч
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения.
Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Знакомство с многообразием земноводных
(жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в
природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся 4ч
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка,
уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки).
Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
7

размножение и развитие. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных
(по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Птицы. 12ч
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов. Многообразие птиц, среда
обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и
неперелетные (зимующие, оседлые).Птицы леса: большой пестрый дятел, синица. Хищные
птицы: сова, орел. Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Водоплавающие птицы:
утка-кряква, лебедь, пеликан. Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона,
воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых. Особенности образа
жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц. Птицы в живом
уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними. Домашние птицы. Курица, гусь, утка,
индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение
яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.
Лабораторная работа «Внешнее строение птиц. Строение перьев
Млекопитающие животные. 32ч Общие сведения. Разнообразие млекопитающих
животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание
их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные,
пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, размножение. Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр.
Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и
хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок
и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные
особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и
различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на
зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие
признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места
обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид,
среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности,
распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ
передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу
(нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями
различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание
кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания.
Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые
местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
8

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая
прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы
Содержание учебного предмета по биологии для 9 класса
Введение (1 ч)
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении
здоровья.
Общий обзор организма человека(2ч)
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и
тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная,
кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).Демонстрация торса
человека.
Опора тела и движение( 15 ч)
Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека.
Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет
туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп.
Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры
предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные,
полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава,
перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Практические работы
Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук,
ног). Наложение шин, повязок.
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции
растений, движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины,
мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение
физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и
красота человеческого тела.
Наблюдения и практическая работа
Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.
Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.
Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровь и кровообращение(8ч)
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма
крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения.
Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение
сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное
влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды 10
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений
(приседания, прыжки, бег).
Дыхание (7 ч)
9

Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи,
легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней
через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ,
гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение
атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья
человека.
Демонстрация опыта
Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное
дыхание, кислородная подушка и т. п.).
Питание и пищеварение (13 ч)
Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека.
Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные
соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа,
печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение
пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны.
Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов
разных стран. Культура поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия,
холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на
пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов
Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть
красиво.
Выделение (7 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и
выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения
мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы
Зарисовка почки в разрезе.
Простейшее чтение анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар).
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения
пота и жира, терморегуляции. 11
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные
обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и
химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.).
Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика.
10

Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Практическая работа
Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок
кожи.
Нервная система и органы чувств (15 ч)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение.
Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную
систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).
Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
Демонстрация модели головного мозга.
Значение органов чувств у животных и человека.
Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их
профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение
нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная
чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих
органов.
Охрана всех органов чувств.
Демонстрация муляжей глаза и уха

№
раздела
1
2
3
4
5
Итого 68 ч

№
раздела
1
2
3

№
раздела
1

Тематический план учебного предмета
(6 класс)
Тема
Кол-во часов
Общее знакомство с природой
Вода
Воздух
Полезные ископаемые
Почва

3
17
15
21
12

Тематический план учебного предмета
(7 класс)
Тема
Кол-во часов
Растения вокруг нас
Общее знакомство с цветковыми
растениями
Многообразие растительного мира
Итого

2
28
12
68 ч

Тематический план учебного предмета
(8 класс)
Тема
Кол-во часов
Введение.
Беспозвоночные животные
8ч

2

11

2
3
4
5
6
7
8
9

№
раздела
1
2

Черви
2ч
Насекомые
6ч
Позвоночные животные 58 ч.
Рыбы
8
Земноводные
9
Пресмыкающиеся
10
Птицы
10
Млекопитающие
12
Сельскохозяйственные
9
млекопитающие
Итого
68 ч
Тематический план учебного предмета
(9 класс)
Тема
Кол-во часов

Введение
Общее знакомство с организмом
человека
3
Опорно-двигательная система
4
Кровеносная система
5
Дыхательная система
6
Пищеварительная система
7
Выделительная система
8
Нервная система
Итого 68 ч

1
2
15
8
7
13
7
15

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».