Природоведение АООП УО (В.1) 5-9 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино

Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «Природоведение»
(для 5-6 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.

1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению
обучающимися с умственной отсталостью включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки. К ним относятся:

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;

Формирование уважительного отношение к иному мнению, истории и культуре
народов, населяющих территорию нашей страны;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к
предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям,
обычаям, культурным и историческим достопримечательностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.

Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассника в
случае возникновения затруднений при выполнении различных работ. Формирование
готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях.

Формирование готовности к самостоятельной жизни. формирование знаний о
правилах поведения в быту и в природе.

Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.

Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим
краем.
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с
умственной отсталостью включают освоенные ими знания, умения и готовность их
применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Неживая природа5 класс
Минимальный уровень
- узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы,
небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное
ископаемое);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога
Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию педагога;
2

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (золото- полезное ископаемое, металлы, цветные металлы,
драгоценные металлы);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Живая природа6 класс
Минимальный уровень
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево
леса);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни,
понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога
Достаточный уровень
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение
луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
3

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Требования к базовым учебно–познавательным действиям к курсу
«Природоведение»
Обучающиеся должны знать
-что изучает природоведение.
-предметы и объекты живой и неживой природы.
-название нашей планеты и ее форму, значение Солнца для жизни на Земле.
-свойства воды, воздуха, почвы.
-названия полезных ископаемых, их свойства, использование человеком.
-основные формы поверхности.
-виды водоемов.
-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных
(рыбы, насекомые, птицы, звери)
-среду обитания и разнообразие растительного и животного мира.
-название своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих.
-названия важнейших географических объектов.
-названия представителей растительного и животного мира России и своего края.
-названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных
своей местности.
-правила поведения в природе.
-названия частей тела и основных органов, их назначение.
-факторы здорового образа жизни.
-основные санитарно – гигиенические нормы и правила оказания доврачебной
помощи.
Обучающиеся должны уметь
-наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительном и животном мире
своей местности.
-заполнять дневники н6аблюдений.
Называть разнообразных представителей животного и растительного мира.
-ухаживать за домашними животными и культурными растениями.
-демонстрировать простейшие опыты.
-показывать части тела.
-демонстрировать образец правильной осанки.
-оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела.
-соблюдать правила элементарной гигиены.
-выполнять зарисовки и изготовлять простейшие макеты форм поверхности.
Составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.
2. Содержание программы

Рабочая программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир»,
«Человек», «Есть на Земле страна Россия».
5 класс
Неживая природа (68ч)
Введение (2ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и учебной тетрадью. Зачем надо
изучать природу. Живая и неживая природа.
Живая природа: растения, животные, человек.
Вселенная (6ч)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
4

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос.
Современные исследования.
Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Наш дом – Земля (44ч)
Планета Земля. Оболочки земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1ч).
Воздух (9ч)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование
упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в
быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается
вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометром. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать
горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение
кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойства не поддерживать горение. Применение
углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водный пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые (14ч)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы
добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ.
Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет,
блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание
стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных
металлов. Алюминий. Медь. Их свойства и применение.
Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид,
использование.
Охрана недр.
Вода (14ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять
некоторые твердые вещества. Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов.
Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры –
градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Расширение при замерзании.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы
защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском
хозяйстве. Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды, суши.
Воды, суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской
воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
5

Охрана воды.
Поверхность суши. Почва (6ч)
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва – верхний слой земли. Состав почвы: Перегной, глина, песок, вода,
минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной –
органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и
глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка
и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным
свойствам.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна Россия (14ч)
Россия – Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны:
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, Озеро Байкал, реки Волга, Енисей
и др.
Москва – столица России. Санкт-Петербург.
Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград,
Новосибирск.
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Ярославль,
Владимир,
города
Золотого
кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население, народы России.
Наш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы,
занятия населения. Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2ч)
6 класс
Живая природа (68ч)
Введение (1ч)
Растительный мир Земли (17ч)
Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса,
поля, сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений.
Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные
растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь,
дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.
Дикорастущие кустарники.
Культурные кустарники.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп,
петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид, места
произрастания.
Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка. Правила сбора.
Использование.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, фиалки.
Растительный мир разных районов Земли.
Растения нашей страны.
Растения нашей местности.
Красная книга России и своего края.
Животный мир Земли (34ч)
6

Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания,
передвижения.
Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы.
Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид.
Место и значение в природе.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные
рыбы.
Земноводные. Лягушки и жабы.
Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе.
Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.
Охрана птиц. Птицы своего края.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.
Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе.
Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, свиньи, овцы.
Домашние птицы: куры, утки, индюки.
Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские
свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода и содержания.
Животные холодных районов Земли.
Животные умеренного пояса.
Животные жарких районов Земли.
Животный мир нашей страны.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.
Животные своей местности. Красная книга области.
Человек (13ч)
Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние
органы.
Как работает наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровый образ жизни человека. Правила личной гигиены.
Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника.
Гигиена.
Органы чувств. Значение органов чувств.
Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.
Здоровое питание, разнообразие продуктов питания. Витамины. Режимы гигиены.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах.
Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка.
Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города.
3. Тематическое планирование
Тематический план учебного предмета (5 класс)
№
п/п
1.
2.
3.

Тема
Введение
Вселенная
Наш дом - Земля
Воздух

Количество
часов
2
6
9
7

Полезные ископаемые
Вода
Поверхность суши. Почва
Есть на Земле страна Россия
Итого

4.
5.
6.
8.

14
14
6
14
68ч.

Тематический план учебного предмета (6 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема
Введение
Растительный мир
Животный мир
Человек
Повторение
Введение
Растительный мир
Животный мир
Итого

Количество
часов
1
17
34
13
2
1
17
34
68

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».