Русский язык АООП УО (В.1) 5-9 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино

Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
(для 5-9 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.

1. Планируемые результаты освоения программы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Изучение русского языка для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной
программы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях
функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных
нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
2

использование на письме орфографических правил после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный
образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с
помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической
деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки
содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
определение
некоторых
грамматических
признаков
изученных
частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи
(под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием
опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста
(с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и
основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

3

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (55-60 слов).
2. Содержание программы

Содержание учебного предмета по русскому языку для 5 класса
Предложение 8ч
Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и
второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы. 14ч
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение
мягкости согласных буквой «Ь».Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё» «Ю»,
«Я», «И».Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных. Гласные ударные и
безударные. Алфавит.
Слово. Состав слова. 28ч
Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Образование слов при помощи
приставок. Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки. Правописание
безударных гласных в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные. Непроизносимые
согласные. Правописание приставок. Приставки и предлоги. Буква «Ъ» после приставок
Части речи. 5ч
Имя существительное 80ч
Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. Имя
существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена
существительные одушевленные и неодушевленные. Число имен существительных. Род
имен существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода с
шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. Изменение имен существительных по падежам.
Именительный падеж: кто? что? Родительный падеж: кого? чего? Дательный падеж: кому?
чему? Винительный падеж: кого? что? Творительный падеж: кем? чем? Предложный падеж:
о ком? о чем? Закрепление пройденного материала. Три склонения имен существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Второе склонение имен
существительных в единственном числе. Третье склонение имен существительных в
единственном числе. Падежи и падежные окончания имен существительных.
Предложение. 21ч
Главные
члены
предложения.
Второстепенные
члены
предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения. Однородные члены предложения.
Повторение 14ч
Содержание учебного предмета по русскому языку для 6 класса
Повторение6ч
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и
распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с
одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы7ч
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных
гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и
непроизносимые согласные.
Слово 31ч
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые гласные и
согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
4

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-),приставка пере-, единообразное
написание приставок на согласные вне зависимости от произношения(с-, в-, над-, под-, от-).
Части речи3ч
Имя существительное 32 ч . Значение имени существительного и его основные
грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен
существительных единственного числа. Склонение имен существительных во
множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного
падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.Знакомство с
именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во
множественном числе.
Имя прилагательное. 39ч Понятие об имени прилагательном. Значение имени
прилагательного в речи. Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу
и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе
и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Предложение9 ч
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и
второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с
одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания
перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Повторение пройденного 9ч ( Упражнения в связной письменной речи даются в
процессе всего программного материала по русскому языку)Работа с деформированным
текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных. Изложение
рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный
поступок товарища и т. д.).Составление рассказа по картине по коллективно составленному
плану. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен
прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Составление
рассказа с помощью учителя по предложенным темам Сочинение по коллективно
составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической
деятельности. Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету ( о проведенных
мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление ( о
предстоящих внеклассных и школьных мероприятиях).
Содержание учебного предмета по русскому языку для 7 класса
Повторение 7 ч.
Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами.
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с
союзами и, а, но.
Слово. Состав слова. 21 ч.
Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и
согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне
слов.Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Части речи . Имя существительное. 16 ч.
Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж,
склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и
множественном числе.
Имя прилагательное. 20ч.
Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с
именем существительным в роде , числе и падеже. Правописание родовых и падежных
окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. 19ч.
Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи.
5

Глагол. 26 ч.
Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам ( настоящее, прошедшее,
будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам.
Правописание окончаний глаголов 2-го лица –ишь, -шься. Изменение глаголов в
прошедшем по родам и числам. Глаголы на –ся (сь).
Предложение 15 ч.
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными
членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при
обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение
простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со
сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами: который,
когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Повторение 12 ч.
Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Части речи. Правописание
падежных окончаний имен существительных. Склонение местоимений. Правописание
глаголов. Простое и сложное предложение.
Содержание учебного предмета по русскому языку для 8 класса
Повторение 5ч
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с
союзами и, а, но и без союзов.
Слово
Состав слова. 13ч Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к
различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих
согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью
приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное. 16ч Основные грамматические категории имени
существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний
существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. 13ч Согласование имени прилагательного с именем
существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен
прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья,
-ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. 14чЛицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. 40ч Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в
настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний
глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).Правописание
безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Предложение 28ч
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные
члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены
предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и,
союзамиа, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания
при обращении.
6

Связная речь. Повторение 7ч. (Упражнения в связной письменной речи даются и
процессе изучения всего программного материала по русскому языку.)Работа с
деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени).Сочинения по
картине с дополнением предшествующих или последующих событий. Продолжение рассказа
по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Сочинение по личным
наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний
(«История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды»
и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению (, заявление (о приеме
на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги
(квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).
Содержание учебного предмета по русскому языку для 9 класса
Повторение Предложение. 6ч
Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные
члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при
однородных членах с союзом Ии без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами.
Звуки и буквы.5ч
Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени
существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания.
Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на
Состав слова 13ч
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям
речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных
и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без
соединительных гласных.
Имя существительное 12ч
Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени
существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания.
Морфологический разбор имени существительного. Существительные с шипящей на конце.
Имя прилагательное 10ч
Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем
существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на
–ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ. Морфологический разбор имени прилагательного
Местоимение 12ч
Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные
местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение
Глагол. 22ч
Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число
глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ.
Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам.
Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Правописание
окончаний 1 и 2 спряжений. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма
глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах. Описание
картины В.Поленова «Московский дворик». Сочинение-рассуждение.
Наречие 10ч
Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению.
Имя числительное 10ч
Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание
числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах.
Части речи. 7ч
7

Части речи. Отличительные признаки прилагательного и порядкового числительного.
Различение прилагательного и наречия. Различие имени существительного и местоимения.
Предложение. 29ч
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами. Обращение,
знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Предложения с союзами и без
союзов. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
3. Тематическое планирование
Тематический план учебного предмета (5 класс)
№
п/п

Тема
Предложение
Звуки и буквы.
Слово. Состав слова.
Части речи.
Имя существительное
Предложение.
Повторение 14ч
Итого

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество
часов
8ч
14ч
28ч
5ч
80ч
21ч
14ч
170ч.

Тематический план учебного предмета (6 класс)
№
п/п

Тема
Повторение
Звуки и буквы
Слово
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное.
Предложение
Повторение пройденного
Итого

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Количество
часов
6ч
7ч
31ч
3ч
32 ч
39ч
9ч
9ч
136ч.

Тематический план учебного предмета (7 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема
Повторение.
Слово. Состав слова..
Части речи. Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
Предложение
Повторение
Итого

Количество
часов
7ч
21 ч
16 ч.
20ч.
19ч.
26 ч.
15 ч.
12 ч.
136ч.

Тематический план учебного предмета (8 класс)
8

№
п/п

Тема
Повторение
Состав слова.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Личные местоимения.
Глагол.
Предложение
Связная речь. Повторение
Итого

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Количество
часов
5ч
13ч
16ч
13ч
14ч
40ч
28ч
7ч.
136ч.

Тематический план учебного предмета (9 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Тема
Повторение Предложение.
Звуки и буквы
Состав слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол.
Наречие
Имя числительное
Части речи.
Предложение.
Итого

Количество
часов
6ч
5ч
13ч
12ч
10ч
12ч
22ч
10ч
10ч
7ч
29ч
68ч.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».