Речевая практика АООП УО (в.1) 1-4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино

Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «Речевая практика»
(для 1-4 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели:
- совершенствование речевого опыта учащихся;
- коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний детей;
- формирование выразительной стороны речи;
- воспитание культуры речевого общения.
Задачи учебного предмета заключаются в том, чтобы ускорить процесс овладения
разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь
детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные
характеристики устной речи, как звукопроизношение, теми, ритм, дикция, интонация,
выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения.
Общая характеристика учебного предмета «Речевая практика»
Основу данного предмета составляют упражнения в развитии коммуникативных
умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения
высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках отводится
активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных
речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей. Играя, соревнуясь, выполняя
разнообразные практические задания, обучающиеся осмысливают значимость речи для
понимания друг друга, для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость,
обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки,
учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь
выступает как средство коммуникации и общения.
Обучающиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи, как
выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом
общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки,
потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой
урока.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка:
умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику,
соблюдать основные требования речевого этикета. В этой связи необходимо проводить
специальную работу по обогащению речи словами, оборотами, конструкциями и другими
языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия и
др., помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок по учебному предмету «Речевая практика» строится на основе темы, выбранной
для создания речевой ситуации. Отбор материала по звукопроизношению, дикции,
выразительности речи и культуре общения подчинен требованиям темы и служит как
повышению общего уровня речи, так и улучшению качества речевого общения в заданной
ситуации. Всякое упражнение должно показывать ученику, как наилучшим образом
справиться с отдельным речевым заданием, и помогать ему реализовать их в речевой
ситуации.
Работа обучающихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений
осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание
не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым
поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции;
— называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
— внятно выражать просьбы, употреблять вежливые слова;
— соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
2

— уметь сообщить свои имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей,
имена ближайших родственников, адрес дома;
— уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
— слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на
наглядные средства.
Минимальный уровень:
— выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
— называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
— употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
— правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
— знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших
родственников и товарищей по классу;
— слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Личностные результаты, ожидаемые после 1-го года обучения по программе
«Речевая практика»:
— самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в
туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т. д.);
— владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия (в рамках предметных результатов 1-го года обучения — умение
доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в соответствии
с предусмотренными предметными результатами);
— проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик,
одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих
возрасту ценностей и социальных
ролей;
— положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в
ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
— проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других
людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных,
жестово-мимических), использование этикетных речевых
оборотов в повседневной жизни;
— положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление
интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам
своего труда и труда окружающих.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения во 2 классе
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь,
записанную на аудионосителе;
— использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи по указанию
учителя и в зависимости от ситуации;
— участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы
и спрашивать ответы у товарищей;
— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
— уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
— знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, директора и завуча
школы, ближайших родственников;
— слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
3

Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
— называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
— правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
— адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома;
— участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
— слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал.
Личностные результаты, ожидаемые после 2-го года обучения по программе
«Речевая практика»:
— зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных
с историей страны;
— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын
(дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через
знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
(в рамках предметных результатов 2-го года обучения).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 3 классе
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в
аудиозаписи;
— выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться,
прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
— сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих
родственников;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых
ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический
план;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или
дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу
учителя;
— участвовать в беседе;
4

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 3-го года обучения по программе
«Речевая практика»:
— уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с
историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир,
пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через
расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
(в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов
обучения).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 4 классе
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи,
уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на
вопросы по содержанию услышанного;
— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя
и анализ речевой ситуации;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить
прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых
ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический
план.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до
школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу
учителя;
— участвовать в беседе;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе
«Речевая практика»:
— расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных
с историей страны;
— закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и
окружающих людей;
5

— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через
расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы
социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
— закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в
рамках предметных результатов начального обучения).
2. Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Речевая практика» в 1 классе
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: «Сядь за
парту и достань книгу», «Возьми тетради на столе и раздай их», «Возьми
вазу и поставь в неё цветы» и т. д.
Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых
комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной
форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тратра-тра — мы проспали до утра»; «Тру-тру-тру — со
скамейки пыль сотру».
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура
вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися
картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов
артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя,
отчётливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек
на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе
с указанием на эти предметы. Произнесение небольших
стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации.
Выбор и использование правильной силы голоса в
индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов.
Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например:
бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я
бегу к подружке».
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим
их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с
голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и
восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое.
Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные)
обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
6

Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика
половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте»,
«До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо»,
«Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от
условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание.
Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью
обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и
старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…»,
«Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться…»,
«Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!», «Весенние праздники». «Я и мои
товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка»,
«Петушок и бобовое зёрнышко». «Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!»,
«Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День
Победы».
Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов
(3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка,
гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—
за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту»,
«Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т.
д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с
последующим речевым отчётом о действии («Что ты
делал?»).
7

Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например:
«Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её фамилию»,
«Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений,
содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные
предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку; Дети
слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание
чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном
выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз — Егорка,
два — Егорка, три — Егорка…)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с
использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с
речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса:
приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, изучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по
имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и
негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Знакомство, представление, приветствие. Формулы
«Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…»,
«Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться
(«Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте»,
«До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые
(фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё»,
«Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
8

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…»,
«Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!». «Я и мои товарищи»: «Истории о лете»,
«Три поросёнка», «Новогодняя сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!»,
«Вспоминаем любимые сказки», «Скоро лето». «Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!»,
«Расскажи мне о школе», «Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я
записался в кружок», «Поклонимся памяти героев». «Я в мире природы»: «У меня есть
щенок!».
Содержание учебного предмета «Речевая практика» в 3 классе
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений,
различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости,
тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике
скворца и скворушку.
Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью
учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов.
Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая
капнула с Мишиной кисточки) — Вася
удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски).
Объяснение выбора.
9

Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук
[с], потом [з] на одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по
подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» (выбор силы голоса и ритма);
«— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? //
Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к
интонации вопроса и наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в
различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном
голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных
диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств.
Соотнесение с подготовленной ситуацией. Произнесение одной и той же фразы с
вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации,
например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше
общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их.
Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с
опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением,
попросить о чём-нибудь, поздравить,
пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный
материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:
— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе
никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо
и не обижать его;
— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините»,
«Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши
на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг
другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу,
изучавшемуся в 1 и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые
обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика
половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите,
пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай
познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…»,
«Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться
(«Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
10

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте»,
«До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока».
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё»,
«Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я
хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник». «Я за порогом дома»: «Снова
в школу!», «В библиотеке», «На приёме у врача», «Отправляюсь в магазин», «Я — зритель»,
«Какая сегодня погода?». «Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со
скалочкой», «Сказки про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка», «Весенние
11

поздравления», «Готовим подарок к празднику», «Поздравляем с Днём победы!», «Узнай
меня!». «Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».
Содержание учебного предмета «Речевая практика» в 4 классе
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с
последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых
ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие
чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления,
испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов
в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино,
телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или
письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать,
сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской
и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу,
изучавшемуся в 1—3 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в
семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу,
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка,
тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком
без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте»,
«До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые
(фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё»,
«Заходи(те)», «Звони(те)».
12

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…»,
«Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…»,
«Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите,
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,
«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»),
благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как
мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за
поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение». «Я за порогом
дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знакипомощники». «Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок»,
«Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду
письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка». «Я в мире природы»: «В гостях
у леса», «Во саду ли в огороде».
3. Тематическое планирование
Тема

№
пп

Колво
часов

1 класс
1
2
3

Давайте знакомиться
Знакомство во дворе
«Теремок»

4
4
3
13

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

17
18

1

Знакомство в гостях
«Репка»
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка
«Надо, надо умываться…»
Помощники
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Весенние праздники (место уроков по данной теме в последовательности
уроков 3-й четверти Определяется учителем по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к 23 февраля и 8 марта)
«Заячья избушка»
«Спокойной ночи!»
«Доброе утро!»
День Победы (место уроков по данной теме в последовательности уроков 4й четверти определяется учителем по календарю, исходя из необходимости
приблизить их к календарной дате 9 мая)
Итого
2 класс
Добро пожаловать!
Истории о лете
«Три поросёнка»
Расскажи мне о школе
Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока,
выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы обучающимся,
вызывали у них интерес, но не были темой урока «Речевая практика»)
Алло! Алло!
С Днём рождения!
Новогодняя сказка
Новогодний карнавал
Дежурство
У меня есть щенок!
Пошли в столовую!
«Красная Шапочка»
Я поздравляю тебя! (Место уроков по данной теме в последовательности
уроков 3-й четверти определяется учителем по календарю, исходя из
необходимости приблизить их к календарным датам февраля и 8 марта)
Я записался в кружок!
Вспоминаем любимые сказки (сказка, которая станет темой данного урока,
выбирается учителем из сказок, которые уже знакомы обучающимся,
вызывали у них интерес, но не были темой урок «Речевая практика»)
Скоро лето!
Поклонимся памяти Героев (место уроков по данной теме в
последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по
календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9
мая)
Итого
3 класс
Снова в школу!

4
3
4
4
3
3
4
4
4
4

4
4
3
4

66
4
4
3
4
3

4
4
3
3
4
4
4
4
4

4
4

4
4

68
4
14

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

Мы собрались поиграть
В библиотеке
На приёме у врача
«Лисичка со скалочкой»
Сказки про Машу
Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор
Новогодние поздравления
Я — зритель
Какая сегодня погода?
«Снегурочка»
Весенние поздравления (место уроков по данной теме в
последовательности уроков 3-й четверти определяется учителем по
календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарным датам
23 февраля и 8 марта)
Готовим подарок к празднику
Весёлый праздник
Учимся понимать животных
Поздравляем с Днём Победы! (Место уроков по данной теме в
последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по
календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9
мая)
Итого
4 класс
Делимся новостями
Я выбираю книгу
«Подскажите, пожалуйста…»
Я — пассажир
«Петушок —Золотой гребешок»
Сочиняем сказку
У телевизора
«Лисичка-сестричка»
Новогодние истории
Знаки-помощники
В гостях у леса
Задушевный разговор
Приглашение
Поздравляю!
Жду письма!
«Извините меня…»
Поздравительная открытка (место уроков по данной теме в
последовательности уроков 4-й четверти определяется учителем по
календарю, исходя из необходимости приблизить их к календарной дате 9
мая)
«Во саду ли в огороде»
«Во саду ли в огороде»
Итого

4
4
3
3
4
4
4
2
4
4
4
4

4
4
4
4

68
4
4
4
3
3
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4

4
4
68

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».