Изобразительное искусство АООП УО (в.1) 1-4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино

Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
(для 1-4 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения
образования.
Освоение обучающимися АООП, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В
структуре
планируемых
результатов
ведущее
место
принадлежит
личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневнойжизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям;
13)проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность
их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения
о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если
обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по
всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-

педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация
может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП
(вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным
учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс):
Изобразительное искусство
Минимальный уровень:
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и
др.;
Знание
некоторых
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений
в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.
Достаточный уровень:
Знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и
др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение
2. Содержание учебного предмета
Изобразительное искусство
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть,
слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной
деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки
работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов
и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и
графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного
внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей
и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое
внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и
кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При
этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения
карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения,
прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого
необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с
комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические
фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с
образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими
действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или
иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения,
можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов,
хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими
формами.
ОБУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами
декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров
позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В
процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях,
обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом,
керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных
умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию
у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам
рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения
учащихся.
РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ И ИЗОБРАЖАТЬ
ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ПРОПОРЦИИ, КОНСТРУКЦИЮ.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта,
определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного
расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так,
как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего
оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей
рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также
конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность
постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой.
Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю
(осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными)
линиями для проверки правильности рисунка.
РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ПРЕДМЕТОВ И
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПЕРЕДОВАТЬ ЕГО В ЖИВОПИСИ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей
жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся
смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и
окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют
рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи:
правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках
видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов
другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет
отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен
сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов.
После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой
последовательности.
ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественноэстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров
(преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором
иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется
10—15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется
показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики,
подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства
важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная
на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли
узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе
по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков
произношения
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема
Подготовительный период
обучения
Обучение композиционной
деятельности
Развитие у учащихся умений
воспринимать и изображать
форму предметов,
пропорции, конструкцию.
Развитие у учащихся
восприятия цвета предметов
и формирование умений
передавать его в живописи.
Обучение восприятию
произведений искусства.
Итого

1 класс
2 часа

2 класс
2 часа

3класс
1 час

4 класс
0 часов

9 часов

9 часов

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

10 часов

3 часа

3 часа

3 часа

4 часа

34 часа

34 часа

34 часа

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».