Чтение АООП УО (в.1) 1-4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино

Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «Чтение»
(для 1-4 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных
дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и
первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки
умственно отсталых обучающихся к жизни, овладению доступными профессиональнотрудовыми навыками и фундаментом обучения в 5-9 классах.
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности,
формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной
адаптации в условиях современного общества.
Предмет «Чтение» включает в себя два раздела: «Обучение грамоте», «Чтение и
развитие речи».
Обучение грамоте обучающихся с умственной отсталостью осуществляется в 1 классе
в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному
периодам.
Добукварный период составляет примерно пять недель (20 часов) первой четверти.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по
развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в
процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.
Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции
(сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование
правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными
видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких
стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные
упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое
нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является
основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей
действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д.
Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся
составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по
предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки
в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей
степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного
расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению
неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

2

К концу добукварного периода учащиеся учатся делить предложения (из двух-трех
слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть
графическими навыками.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и
синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются
звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Для умственно отсталых детей несколько изменен (по сравнению с
общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он
является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает
особенности их аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых
звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы,
изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее
изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа). затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые
слоги (ма, му). требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них
слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы
составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых
технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание
уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения
понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам
анализа.
Раздел «Чтение и развитие речи» (2-4 классы)
Учебный предмет «Чтение» во 2-4 классах играет особую роль в развитии
обучающихся с нарушением интеллекта. Формирование навыка чтения, с одной стороны,
представляет собой важнейший результат изучения данного предмета. С другой – значимое
средство освоения других учебных предметов. В процессе уроков чтения обучающиеся
расширяют, систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности,
корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность, формируются
коммуникативно-речевые навыки, необходимые для полноценной реализации диалогической
и монологической форм речи. Чтение художественных произведений различных жанров
способствует уточнению нравственных ориентиров, формированию основ нравственного
сознания и поведения, развитию умения эмоционально сопереживать. Таким образом, уроки
чтения в младших классах имеют большое значение не только для развития познавательной
деятельности учеников с нарушением интеллекта, но и для становления их личности.
Как систематический курс уроки чтения начинаются со 2 класса, после завершения
букварного периода. Однако в курс 2 класса включён материал послебукварного периода
обучения грамоте. Это обусловлено необходимостью закрепит навык плавного послогового
чтения ранее усвоенных слоговых структур, в частности со стечением двух согласных и с
разделительными ь и ъ, и навык плавного чтения слов с усвоенными слогами. Кроме того, в
ходе изучения этого материала совершенствуется навык звуко-слогового анализа слов;
развивается чёткость произношения, усваиваются основы выразительной речи.
Содержание уроков чтения во 2-4 классах определяется разделом адаптированной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) «Чтение и развитие речи». Этот раздел входит в структуру программы учебного
предмета «Русский язык». Таким образом, обучение чтению проводится параллельно урокам
русского языка и речевой практики и в тесной взаимосвязи с ними, которая выражается в
следующем.
3

1. Формируется внимание к слову как к основной единице языка: не только к его
значению, но и к уместности его использования в определённом контексте. Всё это
создаёт основу для расширения словарного запаса.
2. Развиваются навыки диалогического общения, связанные с умением не только
отвечать, но и задавать вопросы, делиться впечатлениями, обмениваться
элементарными суждениями и мнениями на основе ситуаций, как описанных в
художественном тексте, так и специально смоделированных учителем.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге,
составляют основу этих результатов.
Личностные результаты:
1. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и
сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно
ситуации.
2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание
эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи,
формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим
близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания.
3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной
национальности.
4. Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что
я могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно –
что нельзя); владение навыками самообслуживания.
5. Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности;
способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности
(переход в другой класс, школу, переезд и т.д.).
6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и
социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание.
7. Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению
(выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам).
8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность
проявлять интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему
виду; способность ценить красоту природы, труда и творчества.
9. Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту),
проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей.
10. Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей;
наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе,
4

в быту, в обществе; проявление дисциплинированности,
настойчивости в процессе трудовой деятельности.

последовательности

и

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность
их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения
о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
 осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
 пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
 участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
 выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
 читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
 отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
 определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
 читать текст про себя, выполняя задание учителя;
 выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;
 читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
 пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
 выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
С целью выполнения требований Стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе всей образовательной деятельности на первом
этапе обучения в начальных классах (1-4 классы) должны быть сформированы БУД:
Личностные учебные действия:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями. Принятие социальной роли ученика;
5

























осознание себя как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –ученик,
ученик – класс, учитель-класс);
умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях;
умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем.
Регулятивные учебные действия:
ориентирование в пространстве школы и класса;
знание и понимание ритуалов школьного поведения и учебной деятельности;
владение школьным инструментарием;
умение работать с учебной целью и задачей. Планирование;
контроль и коррекция процесса и результатов деятельности;
умение оценивать в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Познавательные учебные действия:
выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо
знакомых предметов;
установление видо-родовых отношений предметов;
выполнение операций обобщения, сравнения, классификации на наглядном материале;
умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
Формирование элементарных навыков чтения
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение.
Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по
структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный
анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и
открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими
согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов
6

из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и
выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после
предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Речевое развитие
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций
предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения
подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой
на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Раздел «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие
рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни
детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах
поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем
мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование
навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор
соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение
простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление
простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
№п/п

Тема

Кол-во часов
1 класс

1.
2.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Добукварный период
Букварный период
Итого:

19
80
99 часов

2 класс
Зазвенел звонок – начался урок.
Осенние страницы.
Сказка за сказкой..
Мир животных.
Птицы – наши друзья.
Зимние страницы..
Все мы сделаем сами и своими руками.
Буду делать хорошо и не буду плохо.
Ежели вы вежливы.

12
12
8
15
5
10
12
11
7
7

10
11
12
13

Весенние страницы.
Посмеёмся, улыбнёмся.
Летние страницы.
Как хорошо уметь читать.
Итого

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

О школе и школьниках.
Листьям – время опадать.
Верные помощники.
Крылатые друзья.
Здравствуй, Зимушка-зима!
Сказочные истории.
Трудолюбие – это клад.
Настали дни весенние.
Вот такие истории…
Летняя пора.
Итого

10
13
17
18
14
7
11
17
12
17
136 часов

1
2
3
4
5
6
7
8

4 класс
Листья пожелтелые по ветру летят.
Раз, два – начинается игра!
Будем делать хорошо и не будем плохо.
Зимние узоры.
Никогда не будет скучно если трудимся мы дружно.
В окно повеяло весною.
На пользу и славу отечества.
Видно люди не напрасно называют лето красным.
Итого

17
9
20
16
23
17
12
22
136 часов

18
10
8
8
136 часов
3 класс

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».