Рабочая программа Школа развития речи 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Серовского городского округа
МБОУ ООШ с. Филькино

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель
педагогического совета

Директор

________________________

Кропотина Н.Г.
Приказ №41 от «28»
августа 2023 г.

________________________

Бакирова А.Г.
Приказ №12 от «28»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Школа развития речи»
для обучающихся 1-4 классов

г. Серов 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Школа развития речи» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе:
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа данного курса предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на
четыре года обучения (135 часов), 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный
год. Занятия проводятся один раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№
Тема
1
2
3
4

Речь.
Слово
Текст
Культура общения
Итого

2 класс
№
Тема
1
2
3
4

Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Итого

3 класс
№
Тема
1
2
3

Слово
Текст
Стили речи
Итого

4 класс
№
Тема
1
2
3

Слово
Речь. Техника и выразительность речи
Текст
Итого

Количество
часов
2
15
10
6
33

ЦОР

Количество
часов
13
3
15
3
34

ЦОР

Количество
часов
16
10
8
34

ЦОР

Количество
часов
9
6
19
34

ЦОР

https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?-

https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?-

https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?-

https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?https://uchi.ru/?-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Речь и её значение в жизни. Техника речи (2ч)
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость,
темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи.
Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких
скороговорок.
Слово. (15ч)
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные
слова. Слова-«родственники». Слова-«родственники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-

«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова,
противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову
слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного
словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова
по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к
данному слову.
Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым» сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок
слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение.
Умение составлять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по
картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать
(произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст. (10ч)
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная
мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное
составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам.
Культура общения.(5ч) Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы,
благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова с учётом речевой
ситуации
2 класс.
Речь. Техника и выразительность речи. (3ч)
Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение
коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить
паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова.
Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со
словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по
словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное
значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение
(сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение ис-пользовать слова с
переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и
повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание. (11ч)
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать
простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей,
распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение
интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. (15ч)
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема,и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу
и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения. (5ч )Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы,
благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова с учётом речевой
ситуации.
3 класс.
Речь. Техника и выразительность речи. (6ч)
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность,
богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и
диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово. (16ч)
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со
словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет,
сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение,
использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать
недостающие слова, распространять предложения.
Текст. (10ч)
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание
предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при
цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо-временная
соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения. (2ч)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации.
4 класс.
Речь. Техника выразительности речи. (3ч)Речь. Общее понятие о культуре речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация:
сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к

выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после
самостоятельной подготовки.
Слово.(15ч)
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со
словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет,
сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение,
использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять
значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова.
Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в
тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные
источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с
происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в
тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Текст.(12ч)
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды
плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста:
повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений,
рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с
элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.
Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным
построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических
конструкций.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и
порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать
недостающие слова, распространять предложение.
Культура общения.(6ч)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты:
- умение выразительно читать небольшой текст;
- умение определять лексическое значение слова;
- умение выделить синонимы, антонимы, омонимы;
- умение определить лексическое значение многозначного слова;
- умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала,
его отбор и расположение, языковые средства;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
2 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.
3 класс
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к
отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение
технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б)
учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и
точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Сформировать первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовнонравственном развитии человека;
4 класс
Личностные:
У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
интеллектуального развития младших школьников.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в
тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по
плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей
подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом
читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения
и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное
средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека
овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Поурочное планирование 1 класс
№п/п
Тема
Содержание
Речь(2 ч.)
1
Речь
Язык как основное средство человеческого общения. Цели
и ситуации общения. Ситуации устного общения (чтение
2
Тише, громче…
диалогов
по
ролям,
просмотр
видеоматериалов,
прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой).
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний,
предложений. Выразительное чтение на материале
небольших прозаических текстов и стихотворений.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Слово (15 ч.)
Слова,слова,слова…
Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Озорные буквы
Слово как название предмета, признака предмета, действия
Слова играют в прятки
предмета (ознакомление).
Слово и его значение
Прямое и переносное Выявление слов, значение которых требует уточнения
Установление связи слов в предложении при помощи
значение слова
смысловых вопросов.
Многозначные слова
Восстановление
деформированных
предложений.
Омонимы
Составление предложений из набора форм слов.
Синонимы
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
Антонимы
Тематические группы слов общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой).
Наш цветной мир
Что на что похоже
Голоса природы
Творческая работа
Загадки
Культура общения (4ч.)
Культура речи. Вежливые Волшебные слова. Слова-выражения просьбы, благодарности,
слова
извинения. Слова-выражения приветствия, прощания.
Пословицы
Умение пользоваться словами-выражениями приветствия,
Учимся рассуждать
прощания, извинения, благодарности в собственной речевой
Учимся рассуждать
практике с учётом конкретной ситуации общения.
Текст (10 ч.)
Текст
Понятие о тексте. Тема текста.
Умение отличать текст от отдельных предложений, не
Текст

24
25
26
27
28
29
30
31

Заглавие текста
Тема текста
Вспоминаем
то,
знаем…
Опорные слова
Мы строим текст
Мы строим текст
План текста
План текста

объединённых общей темой.
Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание.
что Основная мысль в тексте. Выделение частей текста,
составление плана.
Типы текста.
Коллективное составление текстов по заданной теме,
сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам.
Творческое дополнение готового текста.
Восстановление деформированного текста.
Культура общения (2ч.)

32
Творческая работа
33
Все обо всем
Поурочное планирование 2 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема

Содержание
Слово (13 ч)
Слово. Значение слова
Повторение изученного в 1-ый год обучения.
Слово. Слово имеет значение.
Многозначные слова
Синонимы. Омонимы. Многозначные слова.
Омонимы
Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.
Омофоны, омоформы
Вежливые слова.
Синонимы
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.
Антонимы
Умение определить лексическое значение слова по словарю,
Фразеологизмы
контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение
Фразеологизмы
выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить
Фразеологизмы
прямое и переносное значения, определить основу переноса
Пословицы
значения.
Загадки
Изобразительные средства Умение сконструировать образное выражение (сравнение,
олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение
языка. Сравнение
использовать слова с переносным значением при составлении
Изобразительные средства предложений, текстов описательного и повествовательного
характера.
языка. Олицетворение
Предложение и словосочетание (3 ч)
Связь
между Предложение. Виды предложений по цели высказывания и
предложениями в тексте
интонации.
Связь между частями Умение устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении.
текста
Умение редактировать простое и сложносочиненное
предложение: исправлять порядок слов или порядок частей,
Работа
с
распространять части предложения, заменять неудачно
деформированным
употреблённые слова.
текстом
Умение интонационно правильно читать (произносить)
предложения разных типов.
Текст (15 ч)
Текст.
Тема
текста. Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание,
Заглавие
повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и
Текст. Опорные слова
грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Текст. Опорные слова
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную
Проверочная работа
мысль текста.
План. Составление плана
План текста.
Виды плана
Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
План
Связь между предложениями в тексте.
Составляем план текста
Умение устанавливать тип связи между предложениями в
Редактирование текста

26
27
28
29
30
31

Типы текста
Описание
Текст – сравнительное
описание
Типы
текста.
Повествование
Типы текста
Рассуждение

Сочинение на тему «Мой
выходной день»
33
Редактирование текста
34
Материал
для
КВН,
викторин, конкурсов
Поурочное планирование 3 класс
№п/п
Тема
32

1
2
3
4
5
6

7

8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23

тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором,
сочинение по данному началу и опорным словам, по
наблюдениям.

Культура общения (3 ч)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и
так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой
ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Содержание
Слово (16 ч)
Многозначные слова
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально
Омонимы,
омоформы, окрашенные.
Знакомство со словарём синонимов.
омофоны
Изобразительно-выразительные средства языка: метафора,
Фразеологизмы
эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в
Сравнения
тексте, определять значение и назначение, использовать при
Олицетворение
создании текста в художественном стиле.
Изобразительновыразительные средства Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого
выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
языка. Эпитеты
Слова нейтральные и Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять
значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте
эмоционально
научного стиля.
окрашенные
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова?
Откуда приходят слова
Основные источники пополнения словаря.
Этимология.
Знакомство с элементами словообразования.
Как тебя зовут?
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и
Мое имя
топонимов.
Наши фамилии
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять
Топонимы
значение, стилистическую принадлежность.
Устаревшие слова
Сочинение по картине
В.М.
Васнецова
«Богатыри»
Многозначные слова
Текст (10 ч)
Типы текстов
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова.
Темы текстов. Опорные Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и
слова
Умение
определять
стилистическую
Связь предложений в научный).
принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
тексте
Цепная
связь Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение
составлять описание предметов и явлений, рассуждение в
предложений в тексте
Цепная
связь художественном и научном стилях. Умение составлять
повествование с элементами описания.
предложений в тексте
Параллельная
связь Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная
связи. Средства связи при цепном построении текста.
предложений в тексте
Сочинение по картине Средства связи в тексте с параллельным построением. ВидоВ.Е.
Маковского временная соотнесённость глаголов, единообразие
синтаксических конструкций.
«Свидание»

24
25
26

Единый временной план
текста
Единый временной план
текста
Единый временной план
текста

27
Стили речи
28
Стили речи
29
Культура общения
30
Культура общения
31
Научный стиль
32
Научный стиль
33
Словари
34
Проверочная работа
Поурочное планирование 4 класс
№п/п Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15

16

17

Стили речи (8 ч)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы,
благодарности, извинения.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в
диалоге с учётом речевой ситуации.

Содержание

Слово (9 ч)
Омонимы,
омофоны, Лексическое значение слова. Многозначные слова и
омоформы. Каламбуры
омонимы.
Каламбуры. Умение определять значение многозначного
Фразеологизмы
слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать
Фразеологизмы
многозначные слова от омонимов.
Диалектизмы
Сравнение,
эпитеты, Прямое и переносное значение слова.
Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет
олицетворение
сравнительная характеристика.
Метафора
Пословицы и поговорки. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки,
афоризмы, иностранные заимствования.
Афоризмы
Новые слова. Канцеляризмы.
Сочинение по пословице
Анализ сочинений по Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова;
пословицам.
Речевая определять стили речи с учётом лексических особенностей
ситуация.
Применение текста.
пословиц.
Речь. Техника и выразительность речи (6 ч)
Художественный
стиль. Речь. Техника и выразительность речи. Культура речи.
Общее понятие
Основные качества речи: правильность, точность, богатство,
Сочинение – пейзажная выразительность.
Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою
зарисовка
речь,
работать
над
наиболее
распространёнными
Рифма
грамматическими
и
речевыми
ошибками.
Диалог и монолог
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение
Драматические
составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их
импровизации
оформлять на письме.
Драматические импровизации. Выразительное чтение,
Драматические
интонация. Умение самостоятельно подготовиться к
импровизации
выразительному чтению произведения. Умение
импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Текст (19 ч)
Композиция
текста. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста.
Основные
элементы Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана
композиции
(вопросный, цитатный, картинный, мимический).
речи:
разговорный,
книжные
(научный,
Композиция. Работа с Стили
публицистический, деловой), художественный.
деформированным
Умение определять стилистическую принадлежность текстов,
текстом

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Творческая работа
Сочинение-миниатюра в
художественном стиле
Творческая работа
Творческая работа
Публицистический стиль
Газетнопублицистический стиль
Газетнопублицистический стиль
Деловая игра «Вёрстка
газеты»
Официально-деловой
стиль
Тезисы. Конспект
Аннотация
Я пишу письмо
Личный дневник
Сочинение
«Мои
любимые стихи»
Сочини сценарий для
мультфильма
Конкурс
на
лучшее
название конфет
Проверочная работа

составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка
действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.
Умение составлять художественное описание природы с
элементами оценки действительности, описание животного в
научно-публицистическом
стиле,
художественное
повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная
связи.
Лексические,
тематические,
грамматические
и
интонационные средства связи.
Умение определять средства связи предложений в тексте.
Временная
соотнесённость
глаголов.
Использование
глагольного времени в переносном значении.
Умение конструировать текст по заданной временной схеме,
проводить лексическое и грамматическое редактирование.
Умение преобразовывать текст с параллельным построением
в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация,
развязка.
Умение определять элементы композиции в данном тексте,
составлять текст заданной композиционной структуры.
Умение восстанавливать деформированный текст с опорой
на знание композиции и средств межфразовой связи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».