География АООП УО (В.1) 6-9 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино

Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «География»
(для 6-9 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.

1. Планируемые результаты освоения программы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения
образования.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте
при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов
и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений
и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической
картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
2

применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своей области.
2. Содержание программы

Содержание учебного предмета по географии для 6 класса
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура,
облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в
атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде
населения. Экскурсии для выяснения запаса элементарных географических представлений,
проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5классах.
Практических работ за год -31, тестов-4.проверочных работ-6.
Что изучает география, наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды, явления
природы, географические сведения о своей местности и труде населения.
Межпредметные связи Признаки времен года. Сезонные изменения, состояние
водоемов, растительности и животного мира, высота Солнца и продолжительность дня в
разное время года (Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности», Природоведение). Правописание трудных слов (Русский
язык). Практические работы Знакомство с новым учебником, иллюстрированным
приложением —атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе.
Введение-4ч. Ориентирование на местности -5ч. Горизонт. Линия горизонта.
Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение
основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природы. Экскурсия для
закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (Математика). Рисунки компаса и линии горизонта
(Изобразительное искусство). Правописание трудных слов (Русский язык).
Практические работы Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка
компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в
определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке
ориентирования). Формы поверхности Земли-4ч. Экскурсия для ознакомления с формами
рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и
холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях в извержениях
вулканов. Межпредметные связи Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте
(Математика). Поверхность нашей местности (Природоведение). Работа с глиной,
пластилином, природным материалом (Ручной труд). Предметы и явления неживой природы
(Естествознание). Правописание трудных слов (Русский язык).
Практические работы Моделирование из сырого песка, глины или пластилина
равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности,
схемы вулкана в разрезе. Вода на Земле -10ч. Значение воды для жизни па Земле. Круговорот
воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. горные и
равнинные реки. Использование рек. практических работ-7.
Озера, водохранилища пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, ох осушение. Океаны и
моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова. Водоемы в нашей
местности. Охрана вод от загрязнения. Межпредметные связи Вода в природе
(«Природоведение»). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод от загрязнения («Естествознание»). Работа
с глиной, пластилином и природным материалом («Ручной труд»). Цвета и оттенки при
изображении водоемов на карте («Изобразительное искусство»). Правописание трудных слов
(«Русский язык»). Практические работы Моделирование из пластилина и воды (реки, озера,
острова, полуострова) или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца,
острова, полуострова. Проведение опытов: а) растворение морской соли в воде и сравнение
3

ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении
направления течения реки, различение берегов и других ее частей. План и карта -9ч. Рисунок
и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.
Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного
участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные
направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки
физической карты (границы, Города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта Росси и.
Значение географической карты в жизни и деятельности людей. Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (Математика). Вид сверху, сбоку, масштаб
(«Трудовое обучение», «Черчение»). Различие цвета и опенков («Изобразительное
искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении
обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на
местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников).
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса) в рабочей тетради
на печатной основе. Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного
плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных
знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов
(школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков. Показ на физической
карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин,
гор и т.п.) Показ на физической карте России в приложении к учебнику различных водоемов
(не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.) Прикрепление на магнитной карте
к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. практических работ-12. Земной шар 14ч. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства
шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель Земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта
полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная
Америка, Австралия, Антарктида). Первые кругосветные путешествия (Магеллан,
Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и
нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные
лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения:
горизонтальное, вертикальное, наклонное («Математика», «Черчение»). Причины смены дня
и ночи, времен года (Природоведение»). Рисунок земного шара и глобуса («Изобразительное
искусство»). Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с
обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление
таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и
океанов; первых кругосветных путешествий (в рабочей тетради на печатной основе). Работа с
контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными). Вычерчивание в
тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре. <Опоясывание> глобуса
лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к
соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин
природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.
Карта России -20ч.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны.
Столица России Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские
границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными
4

картами. практических работ -8.) Рельеф нашей страны. низменности, возвышенности,
плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и
медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: дон, Днепр,
Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Байкал,
Каспийское море. Крупные города России (по выбору учителя). Работа с контурными картами.
Наш край на физической карте России. Повторение начального курса физической географии.
Межпредметные связи: Наша страна. Москва—столица нашей Родины. Города. Наша
местность (Природоведение»). Вода, полезные ископаемые ( Естествознание). Различение
цвета и его опенков (Изобразительное искусство). Правописание трудных слов (Русский
язык). Практические работы Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств,
нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России в
рабочей тетради на печатной основе. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и
прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного
ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране. практических работ-3.
Содержание учебного предмета по географии для 7 класса
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)-10ч.
Повторение начального курса физической географии.
Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и Азиатская части России.
Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр —
Москва),
Северо-Западный
федеральный
округ
(центр
—
Санкт-Петербург),
СевероКавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный
округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург),
Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ
(центр — Хабаровск).
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.
Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального
использования.
Типы
климата.
Сравнительная
характеристика
климатических
условий,
жизнедеятельности людей в разных частях России,
Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические
проблемы.
Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по
плотности населения. Народы России.
Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли,
Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути
решения экологических проблем.
Полезные ископаемые, их основные месторождения. Полезные ископаемые
Вологодской области. Пути рационального использования.
Практические работы:
Обозначение границ России на контурной карте полушарий.
Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства.
Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской
частей России».
Природные зоны России-2ч.
Введение.
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского
хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь-4ч.
5

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и
животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры-7ч.
Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.
Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные
тундры.
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Архангельск,
Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона-15ч.
Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.
Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных
ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные
леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит
лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.
Обобщающий урок по лесной зоне.
Степи-7ч.
Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема
водоснабжения. Растения Зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар,
Ставрополь, Самара, Оренбург и др. Охрана природы зоны степей.
Полупустыни и пустыни-7ч.
Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана
природы.
Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство.
Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).
Субтропик-7ч.
Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных
субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Городакурорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.
Высотная поясность в горах-5ч.
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные
ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды,
Нальчик, Грозный и др.
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)
Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города:
Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана
природы.
Практические работы:
(по теме «Природные зоны России»)
Работа с физической картой и картой природных зон России.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой
природной зоны растений и животных.
Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископаемых для работы с
магнитной картой (природных зон России).
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих
понять причинно-следственные зависимости.
6

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
Повторение курса «Природа нашей Родины»
Региональный компонент-9ч.
Содержание учебного предмета по географии для 8 класса
География материков и океанов.
Введение -1ч.
Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и
физической карте полушарий. Мировой океан.
Океаны -5ч.
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый
океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение.
Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное
изучение Мирового океана.
Межпредметные связи
Сравнение размеров океанов (математика). Вода. Водоросли. Обитатели морей
(естествознание).
Практические работы
Обозначение океанов на контурной карте полушарий. Составление схемы
хозяйственного использования океанов.
Материки и части света
Африка 10 ч.
Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие
рельефа, климата и природных условий. Растения тропических лесов. Животные тропических
лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир
пустынь. Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР
— или другие по выбору учителя). Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни
Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных
государств. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных
(или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Австралия -6ч.
Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия,
поверхность, климат. Реки и озера. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н.
Миклухо-Маклая. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Население (коренное
и пришлое). Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.
Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея и Тасмания, реки Муррей,
городов Канберра, Сидней и Мельбурн. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее
типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Антарктида-5ч.
Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат. Растительный и
животный мир. Охрана природы. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные
исследования Антарктиды. Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте изучаемого материка. Составление альбома
иллюстраций по теме: «Антарктида»
Америка
Открытие Америки.
Северная Америка -9ч.
7

- Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Природные
условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и
государства. США. Канада. Мексика. Куба.
Практические работы
Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского
заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор
Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их
столиц.
Южная Америка -19ч.
Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат.
Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Растительный мир пустынь, саванн и
горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Крупные государства
(Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя), их столицы. Обобщающий урок
Часть света — Америка.
Практические работы
Обозначение на контурной карте: остров Огненная Земля, Панамский канал,
Амазонская равнина, горы Анды, река Амазонка, озеро Титикака, Магелланов пролив.
Нанесение изученных государств и их столиц.
Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или
прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Евразия-13ч.
Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части
света: Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии.
Крупнейшие острова и полуострова. Поверхность, природные условия и полезные
ископаемые Европы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые
Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические
проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. Растительный и
животный мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население
Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы
и Азии. Обобщающий урок. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения
и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные
животные (естествознание). Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы
об охране природы (история).
Практические работы
Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское,
Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое,
Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов
(Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский,
Пиренейский, Аппенинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай,
Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек
(Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера
Балхаш, пустынь (Гоби, Каракумы, Кызылкум). Проведение на контурной карте условной
границы между Европой и Азией. Запись в тетради названий типичных представителей
растительного и животного мира.
Содержание учебного предмета по географии для 9 класса
и основные разделы программы по географии материков и океанов в 9 классе
Введение-1ч.
Европа. Западная Европа-5ч.
Южная Европа-4ч.
8

Северная Европа-3ч.
Восточная Европа-11ч.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор). Западная Европа
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация). Южная
Европа. Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика). Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция
(Королевство Швеция). Финляндия (Финляндская Республика). Восточная Европа. Польша
(Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика
Болгария). Югославия. Албания (Республика Албания). Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика
Беларусь). Украина. Молдавия (Республика Молдова).
Азия. Центральная Азия-5ч.
Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения
(Туркменистан). Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан). ЮгоЗападная Азия. Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения). Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран
(Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).
Южная Азия-1ч.
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия-7ч.
Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная
Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия-2ч.
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская НародноДемократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд) или другие страны по выбору
учителя.
Россия-6ч.
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и
морские границы России (повторение). Административное деление России (повторение).
Столица, крупные города России. Обобщающий урок. Контрольная работа.
Межпредметные связи
Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия
(история).
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
Нанесение границы Европы и Азии. Составление альбома «По странам и континентам».
Свой край-14ч.
1. История возникновения нашего края.2. Положение на карте области, края. Границы.
Поверхность.3. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.4.
Полезные ископаемые и почвы нашей местности.5. Реки, пруды, озера, каналы нашей
местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
6. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные
растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана
растительного мира.7. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе,
наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам.
Заповедники, заказники.8_Население нашего края (области). Его состав. Национальные
обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.9.
Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут
9

работать выпускники школы.10. Специализация сельского хозяйства (растениеводство,
животноводство, бахчеводство и т.п.).11. Транспорт нашего края (наземный,
железнодорожный, авиационный, речной).12. Архитектурно-исторические и культурные
памятники нашего края.13. Наш город (поселок, деревня). 14. Обобщающий урок «Моя малая
Родина».
Практические работы
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона,
месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.
Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить
контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области. Записать
в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей
края. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области. Регулярно
читать местную периодическую печать. Выполнить рисунки и написать сочинение на тему
«Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе (природоведение). История нашего края (история).
Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические
проблемы (естествознание). Фольклор (музыка). Сфера быта, национальные блюда (СБО).
Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).
3. Тематическое планирование
Тематический план учебного предмета (6 класс)
№
п/п

Тема
Введение.
Ориентирование на местности.
Формы поверхности Земли.
Вода на Земле.
План и карта.
Земной шар.
Карта России.
Итоговые работы.
Итого

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Количество
часов
4
5
4
10
9
14
20
2
68ч.

Тематический план учебного предмета (7 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема
Особенности природы и хозяйства России (общая
характеристика).
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Зона тундры.
Лесная зона.
Степи.
Полупустыни и пустыни.
Субтропики.
Высотная поясность в горах.
Региональный компонент.

Количество
часов
10
2
4
7
15
7
7
2
5
9
10

Итого

68ч.
Тематический план учебного предмета (8 класс)

№
п/п

Тема
Введение.
Океаны.
Африка.
Австралия.
Антарктида.
Северная Америка.
Южная Америка.
Евразия.
Итого

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Количество
часов
1
5
10
6
5
9
19
13
68ч.

Тематический план учебного предмета (9 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Введение.
Европа.
Азия.
Россия.
Свой край.
Итого

Количество
часов
1
23
22
6
16
68ч.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».