Математика АООП УО (в.1) 1-4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Филькино
Утверждена
приказом МБОУ ООШ села Филькино
от 16.08.2021г. №58

Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
(для 1-4 классов)
(приложение к адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1
МБОУ ООШ села Филькино)

г. Серов
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения
адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими
знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, подготовки их к производительному труду.
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта. Достижение данной цели в процессе обучения математике предусматривает решение
следующих основных задач:
– овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
– формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для
решения учебно-познавательных, учебно- практических, житейских и профессиональных
задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту
задач;
– коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
– формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений
планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтроль;
– формирование начальных временных, пространственных, количественных
представлений, которые помогут обучающимся в дальнейшей трудовой деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в
нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся
в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами,
направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на
равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить
школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с
предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи.
Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей
формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами
предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как
демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к
количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов,
занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как
большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их
усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и
различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных,
использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинноследственных связей между понятиями.

Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое
отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными
ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение,
упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к
формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах
учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся,
вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической
деятельности и действий с числами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), освоение АООП (вариант 1) в предметной области
«Математика» предполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных
и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ
1 класс
У обучающегося будут сформированы:
– знание правил поведения на уроке математики и следование им при организации
образовательной деятельности;
– позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание
хорошо (правильно);
– знание правил общения с учителем и сверстниками, умение отвечать на вопросы
учителя, поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики;
– доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся, желание оказать
помощь одноклассникам в учебной ситуации;
– умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом
плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
– начальные навыки работы с учебником математики: нахождение в учебнике задания,
указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве
образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в
тетради;
– понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в
учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать и использовать для
выполнения практических упражнений;
– умение отразить в речи с использованием математической терминологии предметные
отношения (на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их
иллюстраций);
– умение отразить в записи с использованием математической символики предметные
отношения (на основе анализа реальных предметных совокупностей или их иллюстраций);
– умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в
соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания;
– умение принять оказываемую помощь при выполнении учебного задания;
– умение рассказать о пошаговом выполнении учебного действия с использованием
математической терминологии (в форме отчета о выполненном действии) с помощью учителя;
– начальные умения производить самооценку результатов выполнения учебного
задания (правильно – неправильно);
– начальные умения использования математических знаний при ориентировке в
ближайшем социальном и предметном окружении;
– начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и
доступных видах хозяйственно-бытового труда;
– отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к
природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.

2 класс
У обучающегося будут сформированы:
– принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося, начальные
проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;
– умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики,
сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием математической
терминологии;
– проявление доброжелательного отношения к учителю и другим обучающимся,
желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и элементарные навыки по
осуществлению этой помощи;
– начальные элементарные навыки организации собственной деятельности по
выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе инструкции
и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебнике, новой математической
операции (учебного задания)
– под руководством учителя на основе пошаговой инструкции;
– начальные навыки работы с учебником математики: ориентировка на странице
учебника, чтение и понимание текстовых фрагментов, доступных обучающимся
(элементарных инструкций к заданиям, правил, текстовых арифметических задач и их кратких
записей), использование иллюстраций в качестве опоры для практической деятельности;
– понимание и воспроизведение записей с использованием математической символики,
содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение использовать их при
организации практической деятельности;
– умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в
соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а также
с учетом помощи, оказанной обучающемуся при необходимости;
– умение производить элементарную самооценку результатов выполненной
практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения;
– начальные умения использования математических знаний при ориентировке в
ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно-бытового
труда;
– отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к
природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
3 класс
У обучающегося будут сформированы:
– освоение социальной роли обучающегося, элементарные проявления мотивов
учебной деятельности на уроке математики;
– умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками на уроке математики, с
использованием в собственной речи математической терминологии;
– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой
отдельных видов деятельности на уроке математики (с помощью учителя), оказания помощи
одноклассникам в учебной ситуации;
– элементарные навыки организации собственной деятельности по выполнению
знакомой математической операции (учебного задания), новой математической операции
(учебного задания) – на основе пошаговой инструкции;
– навыки работы с учебником математики (под руководством учителя);
– понимание математических знаков, символов, условных обозначений, содержащихся
в учебнике математики и иных дидактических материалах; умение использовать их при
организации практической деятельности;
– умение корригировать собственную деятельность в соответствии с высказанным
замечанием, оказанной помощью, элементарной самооценкой результатов выполнения
учебного задания;
– первичное элементарное понимание (на практическом уровне) связи математических
знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для

решения отдельных жизненных задач (расчет общей стоимости покупки, сдачи, определение
времени по часам, умение пользоваться календарем и пр.);
– отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к
природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
4 класс
У обучающегося будут сформированы:
– проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке
математики и при выполнении домашнего задания;
– умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с
использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с
помощью учителя);
– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой
отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать помощь одноклассникам
в учебной ситуации;
– элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному
выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового
алгоритма;
– начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;
– начальные умения производить самооценку выполненной практической
деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений,
измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления
неверно выполненного задания;
– элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными
ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных
задач; – отдельные начальные представления о семейных ценностях, здоровом образе жизни,
бережном отношении к природе, безопасном поведении в помещении и на улице.
На этапе завершения обучения в предметной области «Математика» у детей с легкой
умственной отсталостью будут сформированы:
Личностные результаты
– осознание себя учеником, ответственным за свое поведение и результаты учебной
деятельности;
– позитивное отношение к образовательной деятельности, желание выполнить учебное
задание хорошо (правильно);
– знание правил общения, умение высказать свою мысль, поддержать диалог со
взрослыми и сверстниками;
– уважительное и доброжелательное отношение к педагогам и другим обучающимся,
умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
– понимание и принятие элементарных правил работы в группе, умение
прислушиваться к мнению одноклассников и корригировать в соответствии с этим свои
действия;
– адекватные представления о собственных возможностях, умение высказать просьбу
о помощи и принять оказываемую помощь;
– элементарные навыки самоконтроля и самооценки результатов собственной учебной
деятельности;
– умение ориентироваться в ближайшем социальном и предметном окружении,
используя математические знания;
– умение применять математические знания для выполнения различных видов
доступной трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд);
– начальные представления об основах гражданской идентичности;
– понимание необходимости бережного отношения к природе, материальным и
духовным ценностям;
– овладение начальными навыками безопасного и здорового образа жизни.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Пропедевтика
– Знание (понимание в речи учителя) слов,
– Знание и использование в собственной
определяющих величину, размер предметов, речи слов, определяющих величину, размер
их массу;
предметов, их массу;
– умение сравнивать предметы по величине, – умение сравнивать предметы по величине,
размеру на глаз, наложением, приложением размеру на глаз, наложением, приложением;
(с помощью учителя); сравнивать предметы сравнивать предметы по массе с помощью
по массе с помощью мускульных
мускульных ощущений;
ощущений;
– знание слов, отражающих количественные
– знание слов, отражающих количественные отношения предметных совокупностей,
отношения предметных совокупностей,
умение использовать их в собственной речи;
умение использовать их в собственной речи; – выполнение оценивания и сравнения
– выполнение оценивания и сравнения
количества предметов в совокупностях на
количества предметов в совокупностях на
глаз, путем установления взаимно
глаз, путем установления взаимно
однозначного соответствия, выделения
однозначного соответствия, выделения
лишних, недостающих предметов;
лишних, недостающих предметов (с
уравнивание предметных совокупностей по
помощью учителя); уравнивание
количеству предметов, их составляющих;
предметных совокупностей по количеству
– умение увеличивать и уменьшать
предметов, их составляющих;
количество предметов в совокупности,
– умение увеличивать и уменьшать
объемах жидкостей, сыпучего вещества;
количество предметов в совокупности,
объяснять эти изменения;
объемах жидкостей, сыпучего вещества;
– знание и использование в собственной
– знание и использование в собственной
речи слов, определяющих положение
речи слов, определяющих положение
предметов в пространстве, на плоскости;
предметов в пространстве, на плоскости;
– определение положения предметов в
– определение положения предметов в
пространстве относительно себя, по
пространстве относительно себя, по
отношению друг к другу; определение
отношению друг к другу; определение
положения предметов на плоскости;
положения предметов на плоскости;
перемещение предметов в указанное
перемещение предметов в указанное
положение;
положение (с помощью учителя);
– установление и называние порядка
– установление и называние порядка
следования предметов;
следования предметов (с помощью
– знание частей суток, порядка их
учителя);
следования;
– знание частей суток, порядка их
– овладение элементарными временными
следования;
представлениями, использование в речи при
– овладение элементарными временными
описании событий окружающей жизни
представлениями, использование в речи при слов: сегодня, завтра, вчера, на следующий
описании событий собственной жизни слов: день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно;
сегодня, завтра, вчера, рано, поздно,
– узнавание и называние геометрических
вовремя, давно;
фигур; определение формы предметов
– узнавание и называние геометрических
путем соотнесения с геометрическими
фигур; определение формы знакомых
фигурами
предметов путем соотнесения с
геометрическими фигурами
Нумерация
Знание количественных, порядковых
– Знание количественных, порядковых
числительных в пределах 10;
числительных в пределах 10;

количественных числительных в пределах
количественных числительных в пределах
20;
20;
– откладывание чисел с использованием
– откладывание чисел в пределах 20 с
счетного материала (чисел 11–20 с
использованием счетного материала;
помощью учителя);
– умение прочитать запись числа в пределах
– умение прочитать запись числа в пределах 20; записать число с помощью цифр;
20; записать число с помощью цифр;
– знание десятичного состава чисел 11–20;
– знание числового ряда в пределах 10 в
– знание числового ряда в пределах 10 в
прямом порядке; месте каждого числа в
прямом и обратном порядке; числового ряда
числовом ряду в пределах 10;
в пределах 20 в прямом порядке; месте
– осуществление счета предметов в
каждого числа в числовом ряду в пределах
пределах 10, присчитывая по 1; обозначение 10;
числом количества предметов в
– осуществление счета предметов в
совокупности;
пределах 20, присчитывая по 1; обозначение
– выполнение сравнения чисел в пределах
числом количества предметов в
10 с опорой на установление взаимно
совокупности; счет предметов по 2 в
однозначного соответствия предметных
пределах 10;
совокупностей или их частей;
– выполнение сравнения чисел в пределах
– знание состава чисел 2–10 из двух частей
10; – знание состава чисел 2–10 из двух
(чисел) с опорой на разложение предметной частей (чисел)
совокупности на две части
Единицы измерения и их соотношения
– Знание единиц измерения (мер) стоимости – Знание названий величин (стоимость,
(1 р., 1 к.), длины (1 см), массы (1 кг),
длина, масса, емкость, время) и их единиц
емкости (1 л), времени (1 сут., 1 нед.);
измерения (мер): 1 р., 1 к., 1 см, 1 кг, 1 л, 1
–умение прочитать и записать число,
сут., 1 нед.;
полученное при измерении величин одной
– умение прочитать и записать число,
мерой (с помощью учителя);
полученное при измерении величин одной
– узнавание монет, называние их
мерой;
достоинства; осуществление замены и
– узнавание монет, называние их
размена монет в пределах 10 р.;
достоинства; осуществление замены и
– знание названий, порядка дней недели (с
размена монет в пределах 10 р.;
помощью учителя), количества суток в
– знание названий, порядка дней недели,
неделе
количества суток в неделе
Арифметические действия
– Знание названий арифметических
действий сложения и вычитания, их знаков
(«+» и «–»);
– составление математического выражения
(1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с
предметно- практической деятельностью
(ситуацией);
– понимание сущности знака «=» и умение
его использовать при записи
математического выражения в виде
равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;
– понимание смысла действий сложения и
вычитания, умение их иллюстрировать в
практическом плане при выполнении
операций с предметными совокупностями;
– выполнение сложения и вычитания чисел
в пределах 10 на основе пересчитывания

– Знание названий арифметических
действий сложения и вычитания, их знаков
(«+» и «–»);
– составление математического выражения
(1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с
предметно- практической деятельностью
(ситуацией);
– понимание сущности знака «=» и умение
его использовать при записи
математического выражения в виде
равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1;
– понимание смысла действий сложения и
вычитания, умение их иллюстрировать в
практическом плане при выполнении
операций с предметными совокупностями;
– выполнение сложения и вычитания чисел
в пределах 10 на основе знания состава

предметов, присчитывания и отсчитывания
по 1

чисел; выполнение сложения чисел в
пределах 20 на основе знания десятичного
состава чисел 11–20; – практическое
использование при нахождении значений
математических выражений (решении
примеров) переместительного свойства
сложения (2 + 7, 7 + 2)
Арифметические задачи

– Выделение в арифметической задаче
условия, требования (вопроса); выделение в
условии задачи числовых данных;
– выполнение решения задач на нахождение
суммы, разности (остатка) в практическом
плане на основе действий с предметными
совокупностями, с записью решения в виде
примера; называние ответа задачи;
– составление задач на нахождение суммы,
разности (остатка) по предложенному
сюжету (с помощью учителя)

– Выделение в арифметической задаче
условия, требования (вопроса); выделение в
условии задачи числовых данных;
– выполнение решения задач на нахождение
суммы, разности (остатка) в практическом
плане на основе действий с предметными
совокупностями и с помощью
иллюстрирования, с записью решения в
виде примера; называние ответа задачи;
– составление задач на нахождение суммы,
разности (остатка) по предложенному
сюжету, готовому решению, краткой записи
с использованием иллюстраций
Геометрический материал

– Различение плоскостных и объемных
геометрических фигур; определение формы
знакомых предметов путем соотнесения с
плоскостными и объемными
геометрическими фигурами;

– Различение плоскостных и объемных
геометрических фигур; определение формы
знакомых предметов путем соотнесения с
плоскостными и объемными
геометрическими фигурами;

2 класс
Минимальный уровень

Минимальный уровень
Нумерация
– знание количественных, порядковых
числительных в пределах 20;
– знание десятичного состава чисел 11–20,
их откладывание (моделирование) с
использованием счетного материала;
– знание числового ряда в пределах 20 в
прямом порядке; месте каждого числа в
числовом ряду в пределах 20;
– умение получить следующее число,
предыдущее число в пределах 20,
присчитывая, отсчитывая по 1;
– осуществление счета предметов в
пределах 20, присчитывая по 1; обозначение
числом количества предметов в
совокупности;
– выполнение сравнения чисел в пределах
10 и 20 с использованием знаков равенства
(=) и сравнения (>,<); сравнение чисел в
пределах 20 с опорой на установление

– знание количественных, порядковых
числительных в пределах 20;
– откладывание (моделирование) чисел 11–
20 с использованием счетного материала на
основе знания их десятичного состава;
– знание числового ряда в пределах 20 в
прямом и обратном порядке, о месте
каждого числа в числовом ряду в пределах
20;
– знание способов получения следующего,
предыдущего чисел в пределах 20 путем
увеличения, уменьшения числа на 1;
– умение получить следующее число,
предыдущее число данным способом;
– осуществление счета в пределах 20,
присчитывая, отсчитывая по 1 и равными
числовыми группами по 2, 3; осуществление
счета в заданных пределах;

взаимно-однозначного соответствия
предметных совокупностей или их частей;

– выполнение сравнения чисел в пределах
10 и 20 с использованием знаков равенства
(=) и сравнения (>,<); сравнение чисел в
пределах 20 с опорой на установление
взаимно- однозначного соответствия
предметных совокупностей или их частей,
месте каждого числа в числовом ряду;
Единицы измерения и их соотношения
– знание единицы измерения (меры) длины
– знание единицы измерения (меры) длины
1 дм, соотношения 1 дм = 10 см;
1 дм, соотношения 1 дм = 10 см;
– умение соотносить длину предметов с
выполнение измерений длины предметов с
моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм;
помощью модели дециметра;
меньше (короче), чем 1 дм; такой же длины – умение соотносить длину предметов с
(с помощью учителя);
моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм;
– умение прочитать и записать число,
меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм
полученное при измерении длины двумя
(такой же длины);
мерами (1 дм 2 см) (с помощью учителя);
– умение прочитать и записать число,
– знание единицы измерения (меры)
полученное при измерении длины двумя
времени 1 ч; умение определять время по
мерами (1 дм 2 см);
часам с точностью до 1 ч;
– знание единицы измерения (меры)
– выполнение сравнения чисел, чисел,
времени 1 ч; умение определять время по
полученных при измерении величин одной
часам с точностью до 1 ч и получаса;
мерой: стоимости, длины, массы, емкости,
– выполнение сравнения чисел, чисел,
времени (с помощью учителя)
полученных при измерении величин одной
мерой: стоимости, длины, массы, емкости,
времени
Арифметические действия
– знание названий компонентов и – знание названий компонентов и
результатов
сложения
и
вычитания, результатов сложения и вычитания,
использование их в собственной речи (с использование их в собственной речи;
помощью учителя);
– понимание смысла математических
– понимание смысла математических отношений «больше на …», «меньше на
отношений «больше на …», «меньше на …»; …»; умение осуществлять в практическом
умение осуществлять в практическом плане плане увеличение и уменьшение на
увеличение и уменьшение на несколько несколько единиц данной предметной
единиц данной предметной совокупности и совокупности и предметной совокупности,
предметной совокупности, сравниваемой с сравниваемой с данной, с отражением
данной, с отражением выполненных выполненных операций в математической
операций
в
математической
записи записи (составлении числового выражения);
(составлении
числового
выражения); выполнение увеличения и уменьшения
выполнение увеличения и уменьшения числа числа на несколько единиц;
на несколько единиц;
– выполнение сложения и вычитания чисел
– выполнение сложения и вычитания чисел в в пределах 20 (полученных при счете и при
пределах 20 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без
измерении величин одной мерой) без перехода через десяток; с переходом через
перехода через десяток; с переходом через десяток;
десяток (с подробной записью решения);
– знание таблицы сложения на основе
– знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11–18) из двух
состава двузначных чисел (11–18) из двух однозначных чисел с переходом через
однозначных чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при
десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания однозначного числа
из двузначного;

выполнении вычитания однозначного числа
из двузначного (с помощью учителя);
– знание переместительного свойства
сложения, умение использовать его при
выполнении вычислений

– знание переместительного свойства
сложения, умение использовать его при
выполнении вычислений;
– умение находить значение числового
выражения без скобок в два
арифметических действия (сложение,
вычитание)
Арифметические задачи

– понимание краткой записи
арифметической задачи; умение записать
задачу кратко (с помощью учителя); умение
записать решение и ответ задачи;
арифметических задач на увеличение,
уменьшение числа на несколько единиц (с
отношением «больше на …», «меньше на
…») в практическом плане на основе
действий с предметными совокупностями,
иллюстрирования содержания задачи;
– составление задач на увеличение,
уменьшение числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, краткой записи (с
помощью учителя);

– понимание краткой записи
арифметической задачи; умение записать
задачу кратко (с помощью учителя); умение
записать решение и ответ задачи;
уменьшение числа на несколько единиц (с
отношением «больше на …», «меньше на
…») в практическом плане на основе
действий с предметными совокупностями,
иллюстрирования содержания задачи;
– составление задач на увеличение,
уменьшение числа на несколько единиц по
предложенному сюжету, готовому
решению, краткой записи;
– выполнение решения составной
арифметической задачи в два действия на
основе моделирования содержания задачи.
Геометрический материал

– умение выполнить измерение длины
отрезка в сантиметрах, с записью числа,
полученного при измерении одной мерой;
умение построить отрезок заданной длины;

– умение выполнить измерение длины
отрезка в сантиметрах, с записью числа,
полученного при измерении одной мерой;
умение построить отрезок заданной длины;

3 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Нумерация
– знание числового ряда в пределах
– знание числового ряда в пределах 100 в
100 в прямом порядке;
прямом и обратном порядке; о месте
– осуществление счета в пределах 100,
каждого числа в числовом ряду в пределах
присчитывая по 1, 10; счета равными
100;
числовыми группами по 2 в пределах 20;
осуществление счета в пределах 100,
– откладывание (моделирование)
присчитывая, отсчитывая по 1, 10; счета в
чисел в пределах 100 с использованием
пределах 20, присчитывая, отсчитывая
счетного материала на основе знания их
равными числовыми группами по 3, 4, 5;
десятичного состава (с помощью учителя);
счета в заданных пределах 100;
– умение сравнивать числа в пределах 100.
– откладывание (моделирование)
чисел в пределах 100 с использованием
счетного материала на основе знания их
десятичного состава;
– умение сравнивать числа в пределах 100;
упорядочивать числа в пределах 20.
Единицы измерения и их соотношения

– знание соотношения 1 р. = 100 к.;
– знание соотношения 1 р. = 100 к.;
– знание единицы измерения (меры) длины
– знание единицы измерения (меры) длины 1
1м, соотношения 1 м = 100 см; выполнение
м, соотношения 1 м = 100 см; выполнение
измерений длины предметов с помощью
измерений длины предметов с помощью
модели метра (с помощью учителя);
модели метра;
– знание единиц измерения времени
– знание единиц измерения времени (1 мин,
(1 мин, 1 мес., 1 год), их соотношений;
1 мес., 1 год), их соотношений; знание
знание названий месяцев, определение их
названий месяцев, определение их
последовательности и количества суток в
последовательности, номеров месяцев от
каждом месяце с помощью календаря;
начала года; определение количества суток в
– умение определять время по часам с
каждом месяце с помощью календаря;
точностью до получаса, с точностью до 5
– умение определять время по часам с
мин; называть время одним способом;
точностью до 5 мин; называть время двумя
– выполнение сравнения чисел, полученных способами;
при измерении величин одной мерой (в
– выполнение сравнения чисел, полученных
пределах 100, с помощью учителя);
при измерении величин одной мерой (в
– умение прочитать и записать число,
пределах 100);
полученное при измерении стоимости,
– умение прочитать и записать число,
длины, времени двумя мерами;
полученное при измерении стоимости,
– различение чисел, полученных при счете
длины, времени двумя мерами;
предметов и при измерении величин
– различение чисел, полученных при
Арифметические действия
– выполнение сложения и вычитания чисел в – выполнение сложения и вычитания чисел в
пределах 100 (полученных при счете и при
пределах 100 (полученных при счете и при
измерении величин одной мерой) без
измерении величин одной мерой) без
перехода через разряд на основе приемов
перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений;
устных вычислений;
– знание названий арифметических действий – знание названий арифметических действий
умножения и деления, их знаков («×» и «:»); умножения и деления, их знаков («×» «:»);
умение составить и прочитать числовое
умение составить и прочитать числовое
выражение (2 × 3, 6 : 2) на основе
выражение (2 × 3, 6 : 2) на основе
соотнесении предметно-практической
соотнесения с предметно-практической
деятельностью (ситуацией);
деятельностью (ситуацией);
– понимание смысла действий умножения и – понимание смысла действий умножения и
деления (на равные части), умение их
деления (на равные части, по содержанию),
выполнять в практическом плане при
умение их выполнять в практическом плане
оперировании предметными
при оперировании предметными
совокупностями;
совокупностями; различение двух видов
– знание названий компонентов и
деления на уровне практических действий;
результатов умножения и деления
знание способов чтения и записи каждого
понимание в речи учителя;
вида деления;
– знание таблицы умножения чис умение ее
– знание названий компонентов и
использовать при выполнении деления на 2; результатов умножения и деления, их
– знание порядка выполнения действий в
использование в собственной речи (с
числовых выражениях (примерах) в два
помощью учителя);
арифметических действия со скобками
– знание таблицы умножения числа 2,
деления на 2; табличных случаев умножения
чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 в
пределах 20; умение пользоваться таблицами
умножения при выполнении деления на
основе понимания взаимосвязи умножения и
деления;

– практическое использование при
нахождении значений числовых выражений
(решении примеров) переместительного
свойства умножения (2 × 5 , 5 × 2);
– знание порядка выполнения действий в
числовых выражениях (примерах) в два
арифметических действия со скобками
Арифметические задачи
– выполнение решения простых
– выполнение решения простых
арифметических задач, раскрывающих
арифметических задач, раскрывающих
смысл
смысл
арифметических действий умножения и
арифметических действий умножения и
деления: на нахождение произведения,
деления: на нахождение произведения,
частного (деление на равные части) в
частного (деление на равные части, по
практическом плане на основе действий с
содержанию) на основе действий с
предметными совокупностями,
предметными совокупностями,
иллюстрирования содержания задачи;
иллюстрирования содержания задачи;
– выполнение решения простых
составление задач на основе предметных
арифметических задач на нахождение
действий, иллюстраций;
стоимости на основе знания зависимости
– выполнение решения простых
между ценой, количеством, стоимостью;
арифметических задач на нахождение
составление задач на нахождение стоимости стоимости на основе знания зависимости
(с помощью учителя);
между ценой, количеством, стоимостью;
– выполнение решения составной
составление задач на нахождение стоимости;
арифметической задачи в два действия
– выполнение решения составной
(сложение, вычитание) на основе
арифметической задачи в два действия
моделирования содержания задачи (с
(сложение, вычитание, умножение, деление)
помощью учителя)
на основе моделирования содержания задачи
(с помощью учителя)
Геометрический материал
– умение построить отрезок, длина которого
больше, меньше длины данного отрезка (с
помощью учителя);
– узнавание, называние, моделирование
взаимного положения двух прямых, кривых
линий; нахождение точки пересечения без
построения;
– различение окружности и круга;
построение окружности разных радиусов с
помощью циркуля (с помощью учителя)

– умение построить отрезок, длина которого
больше, меньше длины данного отрезка;
– узнавание, называние, построение,
моделирование взаимного положения двух
прямых, кривых линий; нахождение точки
пересечения;
– различение окружности и круга;
построение окружности разных радиусов с
помощью циркуля

4 класс
Достаточный уровень
Нумерация
- осуществление счета в пределах 100,
- осуществление счета в пределах 100,
присчитывая равными числовыми группами присчитывая, отсчитывая равными
по 2, 5; присчитывая по 3, 4 (с помощью
числовыми группами по 2, 3, 4, 5;
учителя
умение упорядочивать числа в пределах 100
Единицы измерения и их соотношения
- знание единицы измерения (меры) длины 1 - знание единицы измерения (меры) длины 1
мм, соотношения 1 см = 10 мм; выполнение
мм, соотношения 1 см = 10 мм; выполнение
измерений длины предметов в сантиметрах и измерений длины предмет ов в сантиметрах
Минимальный уровень

миллиметрах (с помощью учителя); - умение
определять время по часам с точностью до 1
мин; называть время одним способом

и миллиметрах; - умение определять время
по часам с точностью до 1 мин; называть
время тремя способами; выполнение
сравнения чисел, полученных при измерении
величин двумя мерами; упорядочение чисел,
полученных при измерении величин одной
мерой
Арифметические действия
-выполнение сложения и вычитания
-выполнение сложения и вычитания
двузначного числа с однозначным числом с
двузначного числа с однозначным,
переходом через разряд (45 + 6; 45 - 6) на
двузначным числом с переходом через
основе приемов устных вычислений; разряд (45 + 6; 45 - 6; 45 + 26; 45 - 26) на
выполнение сложения и вычитания чисел в
основе приемов устных вычислений; пределах 100 без перехода и с переходом
выполнение сложения и вычитания чисел в
через разряд на основе приемов письменных пределах 100 без перехода и с переходом
вычислений; - знание таблицы умножения
через разряд на основе приемов письменных
однозначных чисел до 5; - понимание связи
вычислений; - знание таблицы умножения
таблиц умножения и деления, пользование
всех однозначных чисел и числа 10; правила
таблицами умножения на печатной основе
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и
для нахождения произведения и частного; деления на 1, на 10; - понимание связи
знание и применение переместительного
таблиц умножения и деления, пользование
свойства умножения; - понимание смысла
таблицами умножения на печатной основе
математических отношений «больше в ...»,
для нахождения произведения и частного; «меньше в...»; умение осуществлять в
знание и применение переместительного
практическом плане увеличение и
свойства умножения; - понимание смысла
уменьшение в несколько раз данной
математических отношений «больше в ...»,
предметной совокупности и предметной
«меньше в...»; умение осуществлять в
совокупности, сравниваемой с данной, с
практическом плане увеличение и
отражением выполненных операций в
уменьшение в несколько раз данной
математической записи \ (составлении
предметной совокупности и предметной
числового выражения); выполнение
совокупности, сравниваемой с данной, с
увеличения и уменьшения числа в несколько отражением выполненных операций в
раз; - знание порядка действий в числовых
математической записи (составлении
выражениях (примерах) без скобок в два
числового выражения); выполнение
арифметических действия, содержащих
увеличения и уменьшения числа в несколько
умножение и деление (с помощью учителя); раз; - знание порядка действий в числовых
- использование в собственной речи
выражениях (примерах) без скобок в два
названий компонентов и результатов
арифметических действия, содержащих
умножения и деления (с помощью учителя)
умножение и деление; - использование в
собственной речи названий компонентов и
результатов умножения и деления
Арифметические задачи
- выполнение решения простых
- выполнение решения простых
арифметических задач на увеличение,
арифметических задач на увеличение,
уменьшение числа в несколько раз (с
уменьшение числа в несколько раз (с
отношением «больше в ...», «меньше в ...») в отношением «больше в ...», «меньше в ...»)
практическом плане на основе действий с
на основе моделирования содержания задачи
предметными совокупностями,
с помощью предметно-практической
иллюстрирования содержания задачи;
деятельности, иллюстрирования содержания
- выполнение решения простых
задачи;
арифметических задач на нахождение цены
- выполнение решения простых
арифметических задач на нахождение цены,

количества на основе знания зависимости
количества на основе знания зависимости
между ценой, количеством, стоимостью;
между ценой, количеством, стоимостью;
составление задач на нахождение
составление задач на нахождение цены,
цены, количества (с помощью учителя);
количества;
- выполнение решения составной
- составление краткой записи, выполнение
арифметической задачи в два действия
решения составной арифметической задачи в
(сложение, вычитание, умножение, деление) два действия (сложение, вычитание,
на основе моделирования содержания задачи умножение, деление) на основе
(с помощью учителя).
моделирования содержания задачи.
Геометрический материал
- умение выполнить измерение длины
- умение выполнить измерение длины
отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с
отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с
записью числа, полученного при измерении
записью числа, полученного при измерении
двумя мерами; умение построить отрезок
двумя мерами; умение построить отрезок
заданной длины (в миллиметрах, в
заданной длины (в миллиметрах, в
сантиметрах и миллиметрах) (с помощью
сантиметрах и миллиметрах);
учителя);
- различение замкнутых, незамкнутых
- различение замкнутых, незамкнутых
кривых, ломаных линий; вычисление длины
кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
ломаной;
- знание названий сторон прямоугольника
- построение прямоугольника (квадрата) с
(квадрата); построение прямоугольника
помощью чертежного треугольника на
(квадрата) с помощью чертежного
нелинованной бумаге (с помощью учителя); треугольника на нелинованной бумаге;
- узнавание, называние, моделирование
- узнавание, называние, построение,
взаимного положения двух геометрических
моделирование взаимного положения двух
фигур;
геометрических фигур; нахождение точки
- нахождение точки пересечения без
пересечения.
построения.
На этапе завершения обучения в предметной области «Математика» у детей с легкой
умственной отсталостью будут сформированы:
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в
пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на
печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах
100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при
измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;

решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины
ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых
линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника
(квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью
учителя);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в
пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне
практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения
чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на
печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах
100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при
измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических
задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических
задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины
ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух
прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника
(квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
1 класс
Пропедевтика
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина),
назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.

Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький,
больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий
(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче
(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине
(ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты,
глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине)
длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); самый длинный,
самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый,
тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные,
одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового,
такого же веса).
Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый,
самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше,
меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное
количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Уравнивание предметных
совокупностей по количеству предметов, их составляющих.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова:
больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после
изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по
отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше,
ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над,
под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре);
верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая
половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Отношения порядка
следования: первый, последний, крайний, после, за, следом, следующий за.
Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) времени - сутки.
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно,
вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе,
старше.
Геометрический материал Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание,
называние. Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с
геометрическими фигурами.
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10 Образование, название, обозначение цифрой (запись)
чисел от 1 до 9. Число и цифра 0. Образование, название, запись числа 10. 10 единиц - 1
десяток. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 10 (счет по 1 и равными числовыми
группами по 2). Количественные, порядковые числительные. Соотношение количества,
числительного, цифры. Счет в заданных пределах. Место каждого числа в числовом ряду.
Следующее, предыдущее число. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к

числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа. Сравнение чисел в
пределах 10, в том числе с опорой на установление взаимно однозначного соответствия
предметных совокупностей или их частей. Установление отношения: равно, больше, меньше.
Состав чисел первого десятка из единиц. Состав чисел первого десятка из двух частей (чисел),
в том числе с опорой на представление предметной совокупности в виде двух составных
частей.
Нумерация чисел в пределах 20 Образование, название, запись чисел 11-20.
Десятичный состав чисел 11-20. Числовой ряд в пределах 20. Получение следующего числа в
пределах 20 путем присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа в пределах 20
путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов в пределах 20. Однозначные, двузначные
числа.
Единицы измерения и их соотношения Единицы измерения (меры) стоимости - копейка
(1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., 10 к. Замена монет мелкого достоинства
монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства
монетами более мелкого достоинства. Единица измерения (мера) длины - сантиметр (1 см).
Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. Прибор для измерения длины линейка. Измерение длины предметов с помощью линейки. Единица измерения (мера) массы
- килограмм (1 кг). Прибор для измерения массы - весы. Единица измерения (мера) емкости литр (1 л). Определение емкости предметов в литрах. Единицы измерения (меры) времени сутки (1 сут.), неделя (1 нед.). Соотношение: неделя - семь суток. Название дней недели.
Порядок дней недели. Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной
мерой.
Арифметические действия Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки
арифметических действий сложения («+») и вычитания («-»), их название (плюс, минус) и
значение (прибавить, вычесть). Составление математического выражения (1 + 1, 2 - 1) на
основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его
значение (равно, получится). Запись математического выражения в виде равенства (примера):
1 + 1 = 2, 2 - 1 = 1. Сложение, вычитание чисел в пределах 10. Таблица сложения чисел в
пределах 10 на основе состава чисел, ее использование при выполнении действия вычитания.
Переместительное свойство сложения (практическое использование). Нуль как результат
вычитания (5 - 5 = 0). Сложение десятка и единиц в пределах 20 (10 + 5 = 15); сложение двух
десятков (10 + 10 = 20).
Арифметические задачи Арифметическая задача, ее структура: условие, требование
(вопрос). Решение и ответ задачи. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и
разности (остатка). Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по
предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Геометрический материал Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы
одинаковой и разной формы. Точка. Линии: прямая, кривая. Построение прямой линии с
помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение
прямой линии через одну точку, две точки. Отрезок. Измерение длины отрезка (в мерках
произвольной длины, в сантиметрах). Построение отрезка заданной длины. Овал:
распознавание, называние. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам
(вершинам).
2 класс
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 10 Сравнение чисел в пределах 10 с использованием
знаков равенства (=) и сравнения (>, <). Установление отношения «равно» с помощью знака
равенства (5 = 5). Установление отношений «больше», «меньше» с помощью знака сравнения
(5 > 4; 6 < 8). Упорядочение чисел в пределах 10.
Нумерация чисел в пределах 20 Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной
последовательности. Получение следующего числа в пределах 20 путем увеличения
предыдущего числа на 1; получение предыдущего числа путем уменьшения числа на 1. Счет

в пределах 20 (счет по 1 и равными числовыми группами по 2, 3). Счет в заданных пределах.
Сравнение чисел в пределах 20, в том числе с опорой на их место в числовом ряду.
Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) длины - дециметр (1
дм). Соотношение: 1 дм = 10 см. Сравнение длины предметов с моделью 1 дм: больше
(длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины). Измерение
длины предметов с помощью модели дециметра. Чтение и запись чисел, полученных при
измерении длины двумя мерами (1 дм 2 см). Единица измерения (мера) времени - час (1 ч).
Прибор для измерения времени - часы.
Циферблат часов, минутная и часовая стрелки. Измерение времени по часам с
точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса). Измерение времени по часам с точностью до
получаса. Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой: стоимости,
длины, массы, емкости, времени (в пределах 20).
Арифметические действия Название компонентов и результатов сложения и
вычитания.
Увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и
предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Переместительное свойство сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через
десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из
двузначных путем разложения вычитаемого на два числа. Таблица сложения на основе состава
двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток, ее
использование при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного. Нахождение
значения числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение,
вычитание). Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + 3 = 3). Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости,
времени. Деление на две равные части (поровну) на основе выполнения практических
действий с предметными совокупностями.
Арифметические задачи Краткая запись арифметической задачи. Простые
арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением
«больше на ...», «меньше на ...»). Составление задач на увеличение, уменьшение числа на
несколько единиц по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи. Составные
арифметические задачи в два действия.
Геометрический материал Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного
по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение длины отрезка с 1 дм. Измерение
длины отрезка в дециметрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с
двумя мерами (1 дм 2 см). Луч. Построение луча. Угол. Элементы угла: вершина, стороны.
Виды углов: прямой, тупой, острый. Построение прямого угла с помощью чертежного
угольника. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Элементы прямоугольника, квадрата:
углы, вершины, стороны. Свойства углов, сторон. Элементы треугольника: углы, вершины,
стороны. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) на
бумаге в клетку.
3 класс
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 20 Присчитывание, отсчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах
20. Упорядочение чисел в пределах 20.
Нумерация чисел в пределах 100 Образование круглых десятков в пределах 100, их
запись и название. Ряд круглых десятков. Присчитывание, отсчитывание по 10 в пределах 100.
Сравнение и упорядочение круглых десятков. Получение двузначных чисел в пределах 100 из
десятков и единиц. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разложение двузначных чисел на
десятки и единицы. Числовой ряд в пределах 100. Присчитывание, отсчитывание по 1 в
пределах 100. Получение следующего и предыдущего числа. Счет предметов и отвлеченный
счет в пределах 100. Счет в заданных пределах. Разряды: единицы, десятки, сотни. Место

разрядов в записи числа. Разрядная таблица. Представление чисел в виде суммы разрядных
слагаемых.
Сравнение чисел в пределах 100 (по месту в числовом ряду; по количеству разрядов;
по количеству десятков и единиц).
Единицы измерения и их соотношения Соотношение: 1 р. = 100 к. Монета: 50 к. Замена
монет мелкого достоинства (10 к., 50 к.) монетой более крупного достоинства (50 к., 1 р.).
Размен монет крупного достоинства (50 к., 1 р.) монетами более мелкого достоинства.
Единица измерения (мера) длины - метр (1 м). Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.
Сравнение длины предметов с моделью 1 м: больше (длиннее), чем 1 м; меньше (короче), чем
1 м; равно 1 м (такой же длины). Измерение длины предметов с помощью модели метра,
метровой линейки. Единицы измерения (меры) времени - минута (1 мин), месяц (1 мес.), год
(1 год). Соотношения: 1 ч = 60 мин; 1 сут. = 24 ч; 1 мес. = 30 сут. (28 сут., 29 сут., 31 сут.); 1
год = 12 мес. Название месяцев. Последовательность месяцев в году. Календарь. Определение
времени по часам с точностью до 5 мин (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4 ч). Сравнение чисел,
полученных при измерении величин одной мерой: стоимости, длины, массы, емкости, времени
(в пределах 100). Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин двумя мерами:
стоимости (15 р. 50 к.), длины (2 м 15 см), времени (3 ч 20 мин). Дифференциация чисел,
полученных при счете предметов и при измерении величин.
Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку). Нуль как
компонент вычитания (3 - 0 = 3). Арифметическое действие: умножение. Знак умножения
(«х»), его значение (умножить). Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых).
Составление числового выражения (2 х 3) на основе соотнесения с предметно-практической
деятельностью (ситуацией) и взаимосвязи сложения и умножения («по 2 взять 3 раза»), его
чтение. Замена умножения сложением одинаковых чисел (слагаемых), моделирование данной
ситуации на предметных совокупностях. Название компонентов и результата умножения.
Таблица умножения числа 2. Табличные случаи умножения чисел 3, 4, 5, 6 в пределах 20.
Переместительное свойство умножения (практическое использование). Арифметическое
действие: деление. Знак деления («:»), его значение (разделить). Деление на равные части.
Составление числового выражения (6 : 2) на основе соотнесения с предметно-практической
деятельностью (ситуацией) по делению предметных совокупностей на равные части
(поровну), его чтение. Деление на 2, 3, 4, 5, 6 равных частей. Название компонентов и
результата деления. Таблица деления на 2. Табличные случаи деления на 3, 4, 5, 6 в пределах
20. Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Скобки. Порядок действий в
числовых выражениях со скобками. Порядок действий в числовых выражениях без скобок,
содержащих умножение и деление. Нахождение значения числового выражения в два
арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление).
Арифметические задачи Простые арифметические задачи, раскрывающие смысл
арифметических действий умножения и деления: на нахождение произведения, частного
(деление на равные части и по содержанию). Простые арифметические задачи на нахождение
стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Составление задач
на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию),
стоимости по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи. Составные
арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление).
Геометрический материал Построение отрезка, длина которого больше, меньше длины
данного отрезка. Пересечение линий. Точка пересечения. Пересекающиеся и
непересекающиеся линии: распознавание, моделирование взаимного положения двух прямых,
кривых линий, построение. Многоугольник. Элементы многоугольника: углы, вершины,
стороны. Окружность: распознавание, называние. Циркуль. Построение окружности с
помощью циркуля. Центр, радиус окружности и круга. Построение окружности с данным
радиусом. Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине.
4 класс

Нумерация Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9 в пределах 100. Упорядочение чисел в пределах 100. Числа четные и нечетные.
Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) длины - миллиметр
(1 мм). Соотношение: 1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с
выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм). Определение
времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч,
17 мин шестого). Двойное обозначение времени. Сравнение чисел, полученных при измерении
величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при
измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.
Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом
через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку). Сложение
и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на
основе приемов письменных вычислений (с записью примера в столбик). Способы проверки
правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных
вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения
перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим
действием. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения.
Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и
на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения
вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и
деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления). Увеличение и
уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности,
сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз Нахождение
неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению
неизвестного компонента сложения.
Арифметические задачи Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение
числа в несколько раз (с отношением «больше в ...», «меньше в ...»). Простые арифметические
задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством,
стоимостью. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах). Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии:
окружность, дуга. Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение
отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата):
основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные
стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного угольника (на нелинованной бумаге). Взаимное положение на плоскости
геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного
положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся,
непересекающихся геометрических фигур.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование тем

1 класс
Пропедевтический период. Числа от 1 до 9.
Числа и величины

Коли
честв
о
часов
15
15

Геометрические фигуры и формы.
Текстовые задачи.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры и тела.
Второй десяток.
Повторение
Итого:
2 класс
Первый десяток. Повторение
Второй десяток. Нумерация
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Геометрический материал
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин.
Повторение
Итого
3 класс
Повторение
Умножение и деление
Сотня
Итого
4 класс
Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100.
Меры длины. Метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
Умножение и деление.
Меры массы.
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд
Умножение и деление.
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.
Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга.
Увеличение числа в несколько раз.
Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Длина ломаной линии.
Зависимость между ценой, количеством и стоимостью.
Прямая линия, отрезок.
Взаимное положение прямых, отрезков.
Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.
Взаимное положение многоугольников
Меры времени.
Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.
Секунда – мера времени.
Взаимное положение геометрических фигур
Все действия в пределах 100
Деление с остатком.
Треугольники.
Определение времени по часам.
Четырёхугольники.
Повторение пройденного за год.
Итого

14
15
5
10
15
10
99
часов
20
20
32
36
10
12
6
136
часов
39
20
77
136
часов
10
10
10
5
7
10
5
7
10
5
2
6
5
4
4
4
4
3
3
5
8
2
1
1
1
4
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».